Процесс слияния нескольких народов или отдельных значительных групп в один крупный народ и его дальнейшее этническое сплочение по мере экономического и культурного развития носит название консолидации. Другим очень распространенным в настоящее время этническим процессом является ассимиляция, заключающаяся в этническом поглощении одним народом небольших, обычно разобщенных групп других народов; процессы ассимиляции наиболее характерны для развитых многонациональных стран массового оседания иммигрантов (США, Канада и другие страны Америки, Австралия, Франция и т. д.).
В связи с широким развитием в странах мира этнических процессов, стирающих грани между племенами и народностями, народностями и нациями, а также в связи с недостаточной определенностью понятия «народность», которое имеет разный смысл для различных этапов исторического развития, при характеристике национального состава стран мира обычно пользуются одним общим термином «народ», обозначая им все перечисленные виды этнических общностей от племен дотаций.
Важность национального вопроса в современную эпоху обусловливает необходимость учета национальной принадлежности населения и определения численности отдельных народов. Этой цели более всего отвечают материалы переписей населения, учитывающих этническую (национальную) принадлежность. Так как каждый народ обычно говорит на одном языке, для определения численности народов могуг быть использованы и материалы переписей, учитывающих языковую принадлежность. Однако это затруднено тем, что данные о родном, а тем более разговорном языке, из-за сильно развитых во многих странах мира процессов языковой ассимиляции обычно преуменьшают действительную численность национальных меньшинств. К сожалению, учет этнической (национальной) или языковой принадлежности населения производится далеко не во всех странах мира, поэтому исследователям приходится использовать и различные косвенные сведения — данные переписей о месте рождения и подданстве, этнографические и лингвистические описания и т. п.
В настоящем справочнике приняты названия народов, являющиеся традиционными в русском языке. Там, где они резко не совпадают с самоназванием народа, в отдельных случаях в скобках дается это самоназвание: например, китайцы (хань). В отношении тех народов, для которых в русском языке не сложились традиционные названия, приняты, по возможности, их самоназвания. На некоторых территориях отдельные группы населения, этническое развитие которых еще не завершилось, не имеют общепринятых этнических названий (иногда отсутствие общепринятых названий связано со слабой изученностью того или иного народа). В этих случаях такие группы населения либо причислены к более крупным народам, с которыми они связаны по происхождению и языку, либо названы по месту своего обитания (например, гвианцы англо-. голландско- и франкоязычные, барбадосцы, солорцы, сангихцы, талаудцы и др.).
В настоящее время в мире насчитывается примерно 2 тыс различных народов — от мелких племен, численность которых измеряется сотнями, а иногда лишь десятками человек, до многомиллионных народов. Около 200 крупных народов, насчитывающих более 1 млн. чел. каждый, составляют в сумме более 95% всего народонаселения мира.
Для того чтобы сгруппировать народы и выявить определенные закономерности, употребляются различные системы классификации: по культурно-хозяйственным типам, историко-этнографическим областям и т. д. Поскольку одним из важнейших элементов этнических общностей является язык, наиболее распространенной в настоящее время является классификация народов но их языковой принадлежности. За основу классификации принимается группировка по родству языков (лингвистико-генеало-гнческая классификация), что значительно помогает определить близость и родство народов.
В основе этой классификации лежит попятпе о языковых семьях, объединяющих языки, происходящие от существовавшего в прошлом общего языка-основы. Семьи делятся на группы и подгруппы (или ветви и группы). Каждая ступень дробления объединяет более близкие языки по сравнению с предшествующей, более общей. Существуют также группы языков, которые в настоящее время почти не поддаются генеалогической классификации (в значительной мере это связано с их слабой изученностью), или же изолированные языки, не обнаруживающие определенного родства ни с одной из существующих языковых семей. Их приходится учитывать отдельно.
Процесс формирования языковых семей тесно связан с рас-, селением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д.). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания.
Границы географического распространения языковых семей и групп непрерывно меняются. Если даже взять сравнительно ограниченный период в развитии человечества — последние 1000— 1300 лет, — то и здесь можно видеть огромные изменения. Арабский язык, область распространения которого до VII в. н. э. охватывала лишь небольшие пространства на Аравийском п-ове, сейчас распространился на огромные территории, занимающие почти 10% суши. Во много раз расширился ареал языков тюркской группы, на которых говорят сейчас от Балканского п-ом до северо-восточной Сибири. Английский язык, господствовавший до XV в. лишь на Британских о-вах, сейчас стал основным для ряда районов разных континентов. По огромным пространствам Латинской Америки распространился испанский язык. В результате этого на языках одних и тех же групп говорят пароды самого различного происхождения, а часто и различного антропологического типа.
Наиболее крупной единицей в системе лингвистической классификации являются языковые семьи (индоевропейская, кавказская, семито-хамитская, банту, восточная бантоидная, гур, или центральная бантоидная, атлантическая, или западная бантоидная, сонгаи, манде, пилотская, гвинейская, канурп, бушменская, готтентотская, уральская, алтайская, китайско-тибетская, мон-кхмерская, мунда, дравидская, малайско-полинезийская, или австронезийская, эскимосско-алеутская, а также алгонкино-ва-кашская, хока-сиу, юто-ацтекская и другие языковые семьи индейцев Америки (иногда при характеристике национального состава все индейские народы даются совместно под общим названием «индейцы»). На правах семей фигурируют слабоизученные и еще неклассифицированные языки народов центрального и восточного Судана, андаманцев, папуасов, северо-хальмахерцев и австралийцев, а также палеоазиатские языки и отдельные изолированные языки, не входящие в какую-либо лингвистическую семью (баскский, бурпшский, кетский, корейский, японский, айнский). Вторую таксономическую единицу в принятой нами классификации составляют лингвистические группы, являющиеся частью семей. Некоторые семьи состоят из многих групп (индоевропейская, китайско-тибетская и др.), другие не делятся на группы. Распределение народов мира по языковым семьям и группам и их численность даны в очерках по отдельным странам.
Религиозный состав. Религия оказывала и продолжает оказывать заметное влияние на общественную жизнь многих стран мира, поэтому учет религиозного состава населения имеет и практическое значение. Официальный учет религиозной принадлежности в настоящее время проводится лишь в немногих странах мира, а учет верующих, проводимый церковными организациями, страдает серьезными погрешностями. В зарубежной литературе иногда можно встретить довольно подробные данные о числе последователей той или иной религии, о религиозном составе населения стран и частей света и т. д., однако достоверность большинства этих данных вызывает сомнения. Наиболее распространенный порок этих оценок и исчислений заключается в значительном преувеличении числа верующих; авторы их не учитывают тот важный факт, что за последние десятилетия во многих странах мира, и особенно в социалистических странах, быстро растет число неверующих. Согласно имеющимся данным, например, свыше трети населения Франции и около пятой населения США не являются членами каких-либо религиозных общин. Ниже мы ограничимся лишь самыми общими цифрами, служащими в основном для численного сравнения последователей той или иной религии.
Наибольшее распространение по числу своих последователей в настоящее время имеют две так называемые мировые религии, т. е. религии, распространенные в разных странах и среди разных народов: христианство и ислам. Христианство — наиболее распространенная сейчас религия, общее число последователей которой составляет свыше 800 млн. чел., — возникло во второй половине I в. н. э. на востоке Римской империи. Став позже господствующей религией всей Римской империи, христианство в раннем средневековье (IV—XI вв.) распространилось среди всех народов Европы, а с периода великих географических открытий (с конца XV в.) вместе с европейцами стало проникать и в другие части света. С первых веков своего существования христианство стало дробиться на секты, часто враждовавшие друг с другом. В середине XI в. оно разделилось на две церкви: восточную (греко-православную) и западную (римско-католическую). Из католической церкви впоследствии (в основном с XVI в., в период Реформации) выделились многочисленные протестантские церкви и секты (кальвинизм, лютеранство, англиканская церковь, несколько позже — баптизм и др.).
Общая численность православных в зарубежной литературе обычно определяется в 100—150 млн чел., однако эта цифра, относящаяся главным образом к верующему населению СССР п некоторых стран Юго-Восточной Европы, явно преувеличена. Число католиков па земном шаре определяется примерно в 450 млн. чел., протестантов—свыше 200 млн., в том числе кальвинистов — свыше 40 млн., баптистов — около 40 млн. чел.
Нелам, или мусульманство (магометанство), возник в начале VII в. в Аравии среди арабских племен, а в период их завоеваний распространился по ряду стран — от Испании на западе до Индонезии на востоке. В VII в. от ортодоксального ислама, последователи которого называют себя суинитами, отделились шииты. Численность мусульман во всем мире составляет свыше 400 млн. чел.
Кроме христианства и ислама, к числу мировых религий относится буддизм, число последователей которого составляет 150 млн. чел. Буддизм возник в северной Индии в VI—V вв. до н. э. и с течением времени распространился в соседние страны Азии; в I в. н. э. он разделился на две основные ветви: хинаяна и махаяна. Многие исследователи относят к числу мировых религий и иудаизм (израилизм), сложившийся в 1 тыс. до н. о. среди еврейского населения Палестины, хотя точнее было бы отнести его к числу так называемых национальных религий. После уничтожения Римом еврейской государственности и изгнания евреев из Палестины (I—II вв. н. э.) иудаизм вместе с его носителями распространился по странам Средиземноморья, а затем и по другим странам мира, главным образом Европы и Америки. Число иудаистов па земном шаре составляет немногим более 10 млн. чел. Из других крупных религиозных систем необходимо отметить индуизм (число последователей около 400 млн. чел.), распространенный преимущественно в Индии, и конфуцианство (около 300 млн. чел.), распространенное в странах Восточной Азии.
Из числа социально-культурных показателей особого внимания заслуживает показатель грамотности населения, обычно тесно связанный как с общим уровнем экономического развития страны, так и с особенностями ее социального строя. В экономически развитых странах мира уже сравнительно давно припята система обязательного образования, и процент неграмотных сравнительно невелик. В большинстве развивающихся стран основная масса населения неграмотна; особенно тяжелое положение в этом отношении паблюдается в колониальных странах и в областях, население которых сохраняет племенной быт. Однако во многих странах после освобождения от колониальной или полуколониальной зависимости начата широкая кампания ликвидации неграмотности. Быстрыми темпами растет число грамотных в тех социалистических странах (Куба, Китай, Демократическая Республика Вьетнам и др.), абсолютное большинство взрослого населения которых в недавнем прошлом не умело читать и писать.
<<<---