RSS Выход Мой профиль
 

Российская Ферерация. Общий обзор и Европейский Север | Население Российской Федерации


 

 

Ветеринарный фельдшер и колхозный зоотехник осматривают племенного оленя
p15

ский чум, покрытый выделанной оленьей кожей (ровдугой) или берестой; для плавания по рекам они использовали берестяные лодки, а для зимней охоты в тайге применяли превосходные лыжи — широкие, длинные, но очень легкие, подклеенные шкурой с ноги оленя. По-видимому, именно от эвенков этот лучший тип ходовых лыж заимствован другими народами Сибири. Одежда эвенков также хорошо приспособлена к дальней ходьбе на лыжах, к езде верхом на оленях; ее шили из тонких, но теплых оленьих шкур с не сходящимися спереди полами.
Типичными тундровыми оленеводами были ненцы, оленные чукчи и коряки. В их хозяйстве главную роль играл олень — ос-
новное средство существования и основной вид транспорта. В любое время года жители тундры ездили на легких санках— нартах, запряженных несколькими оленями. Держали они и собачьи упряжки. Охота и рыболовство носили вспомогательный характер.
В общем очень небогатая материальная культура оленеводов была тоже прекрасно приспособлена к кочевому быту: жилищем им служил разборный конический чум из шестов, покрытый оленьими шкурами; одежду шили только из меха в виде длинного мешка с рукавами и капюшоном и надевали ее через голову.
Жилище кочевых чукчей и коряков — яранга с остовом из шестов, покрываемым сверху оленьими шкурами, внутри имела дополнительное устройство — полог в виде закрытого со всех сторон прямоугольной формы помещения из натянутых шкур. У чукчей и коряков была распространена одежда глухого покроя, состоящая из меховой рубахи и штанов мехом внутрь, поверх которых натягивались вторая короткая рубаха, кухлянка и штаны мехом наружу.
На крайней оконечности Чукотки, на морском побережье, с давних пор обитали эскимосы, оседлые чукчи и коряки, вся хозяйственная деятельность которых состояла в промысле тюленей и моржей. Некогда приморские жители обитали в землянках, имевших вход сверху, через дымовое отверстие. Но уже в XIX в. они стали сооружать яранги такого же типа, как и оленеводы чукотской тундры. Одежда береговых чукчей и коряков похожая: меховая двухслойная, шерстью к телу и шерстью наружу, надеваемая через голову.
До революции большинство народов Си-
82

бири оставалось на очень низком хозяйственном и культурном уровне. Поэтому одна из первых и главных забот Советского государства заключалась в том, чтобы создать необходимые условия для скорейшего перехода этих народов от патриархального уклада к социалистическому. Эта большая работа началась с оказания незамедлительной материальной и медицинской помощи, организации административно-хозяйственных органов, в которые входили трудящиеся местных национальностей, в искоренении эксплуататорских элементов, а несколько позднее — в образовании национально-автономных единиц, кооперировании ведущих отраслей хозяйства и создании достаточно густой сети культурных учреждений: культбаз, красных чумов и яранг, школ и школьных интернатов.
По мере расширения социалистического строительства в Сибири во все ее районы усиливалоя приток нового населения, главным образом русского, которое помогало коренным жителям налаживать новый быт, изживать старые обычаи, унижающие женщину, семейно-родовые запреты, остатки шаманистских верований. В настоящее время в северных национальных округах русские составляют от 60 до 70% жителей и происходит их дальнейшее сближение и слияние с коренным населением. Среди народностей Севера резко возросло число лиц, считающих своим родным языком русский: с 18% в 1939 г. до 25%, а у отдельных народностей до 49—78% в 1959 г.
Бытовой уклад сибирских народов значительно изменился. Основная масса прежних кочевников перешла на прочную оседлость. Вместе с тем особенности хозяйства
(например, оленеводство, охотничьи промыслы) требуют еще перекочевок отдельных бригад. В оседлых поселках происходит решительное вытеснение старого жилья удобными типовыми бревенчатыми домами. Что же касается традиционной одежды, то она сохраняется лишь там, где ее нецелесообразно заменять чем-либо новым. Так, для оленеводов описанная меховая одежда до сих пор остается самой удобной, а рыболовецкое население на больших реках давно уже перешло к специализированному фабричному костюму — непромокаемому и теплому. Но в общем с каждым годом даже в самых отдаленных уголках Сибири все больше распространяется одежда городского покроя.
По всей Сибири новую жизнь обрело и древнее искусство ее народов — изумительная резьба по кости чукчей, красочные меховые аппликации ненцев, искусная резьба по бересте хантов, многие разнообразные танцы (например, на медвежьем празднике у народов нижнего Амура),эпические сказания и песни у всех народов. Из среды коренного населения вышли многие современные поэты, писатели, артисты, творчество которых известно и любимо по всей стране.
Все эти и многие другие бережно сохраняемые элементы самобытных культур народов Российской Федерации — традиционное наследие их многовековой истории. Они выдержали испытание временем, они понятны и близки народным массам. Вместе с тем коренные изменения в образе жизни народов при Советской власти производят все более глубокий переворот в самобытных традициях, создавая сложные комплексы новых национальных социалистических культур.

<<<---

 

 

Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0