ОТ СОБИРАТЕЛЕЙ
Наша многолетняя работа по сбору пословиц и поговорок вызвала живейший интерес у многих любителей фольклора.
За последние. годы в адрес собирателей поступило более ста шестидесяти тысяч народных изречений, что дало возможность после соответствующего отбора довести коллекцию до семидесяти тысяч пословиц и поговорок.
Предлагаемый вниманию читателей сборник «Русские пословицы и поговорки» представляет лишь незначительную часть собранного нами материала.
Мы выражаем признательность всем любителям русского народного творчества, принявшим участие в составлении нашей коллекции.
Особенно глубокую признательность и благодарность мы приносим: Г. П. Павлову (Томск), И. М. Джога (Красноярск) и В. М. Шудзик (Кострома), передавшим на пополнение коллекции свои личные сборники, из которых каждый насчитывает по нескольку тысяч пословиц и поговорок.
Большое количество пословиц и поговорок передали нам также товарищи: Г. С. Лазаренко (Архангельская область), А. И. Кузьмина (Астрахань), Ф. Е. Морозов (Боровичи), А. И. Рубинская (Владивосток), Ю. Б. Веденеев (Горький), В. В. Горбовская (Иркутск), В. Г1 Тыртышный (Казахская ССР), М. Я. Дунькович (Киев) С. А. Гринфельд (Кольчугино), Г. Д. Пинегин (Котель нич), В. Сударушкин (Куйбышев), Н. Я. Бершова, Н. п Блюменталь, М. П. Булышкин, А. А. Дзедрович, И. Я Клоков, К. Я. Меняйленко, А. А. Миронов Е. Д. Най дис, Я. С. Пастерман, М. А. Степанов, А. А. Татаринов И. Г. Томкевич (Ленинград), И. Вилькобрисская (Львов), С. Н. Петропавловский (Минская область) А. А. Китайцев, Л. Н. Колесников, Н. Д. Телешов Р. М. Шнеерсон, В. Г. Шустер, И. И. Фелистак (Мо сква), Р. К. Соколова (Мурманск), П. С. Кук (Одесса) О. Цоцхалова (Орджоникидзе), А. Разуваева (Парком муна Ворошиловградской области), В. П. Козьмина (Пе трокрепость Ленинградской области), В. А. Гомолицкая (Речица), А. И. Янютина (Ростов-на-Дону), 3. Я: Поля кова (Сочи), М. Смилгайн (Талей), Ю. Н. Цылев (Там бов), А. В. Обознов (Тбилиси), Е. А. Тосенко (Херсон екая область), А. И. Морозов (Чкалов).
Всем им мы выражаем свою искреннюю благодарность.
РОДНИК НАРОДНОЙ МУДРОСТИ И ЖИТЕЙСКОГО ОПЫТА
„Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится"
Пословицы и поговорки — один из самых древних, любимых и наиболее распространенных видов русской народной поэзии. В форме кратких образных изречений они суммируют жизненный, социально-исторический опыт трудящихся масс. Это поэзия «ходячей, житейской, практической философии народа»,1 как сказал В. Г. Белинский, определяя характерные особенности этого вида народного творчества.
А. М. Горький указывает, что «искусство слова родилось в глубокой древности из процесса труда людей. Причиной возникновения этого искусства служило стремление людей к организации трудового опыта в словесных формах, которые наиболее легко и прочно закреплялись в памяти, — в формах двухстиший, «пословиц», «поговорок», трудовых лозунгов древности».2
___________________
1- В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, I U. изд. АН СССР. М., 1953. стр. 406.
2- М. Горький. Об искусстве. Журнал «Наши достижения», 1945, № 5—6, стр. 3.
В необычайно широком охвате трудового опыта, жизни, взглядов и настроений масс, в правдивости, художественной выразительности, в меткости заключена главная ценность пословиц и поговорок. «Премудрость в народе живет», — говорит одна из пословиц. Относительно самих пословиц и поговорок народ замечает: «Пословица с делом сходится», «Без пословицы не проживешь», «Добрая пословица — не в бровь, а прямо в глаз», «Красна речь пословицей». Пословицы и поговорки — очень близкие и не всегда легко отличимые друг от друга виды народной поэзии.
Поговорка — это образное устойчивое ходовое выражение, часто иносказательное, которое употребляется при одинаковых или сходных обстоятельствах и не имеет переносного значения.
Например, вместо: «Он глуп», поговорка иносказательно говорит: «У него не все дома», «Одного винтика нехватает». Вот наиболее типичные поговорки: «Его голыми руками не возьмешь», «Гляди в оба», «Век живи — век учись», «В ус не дует», «Жди у моря погоды», «Вилами на воде писано». Пословица — образное изречение, обобщающее действительность через конкретное наблюдение или индивидуальный образ и используемое в переносном смысле. В отличие от поговорки, пословица имеет законченное, полно выраженное суждение. Например, выражение! «Чужими руками жар загребать» — поговорка, а полное суждение будет: «Чужими руками жар загребать легко». Это уже пословица. Пословица «Тише едешь — дальше будешь» имеет в виду любое дело, требующее вдумчивости и осторожности при его выполнении; «Близок локоть, да не укусишь» — говорит не только о локте, но о любом труднодосягаемом, хотя и близком предмете. Пословица: «Медведь корову дерет, да сам же и ревет» подразумевает не медведя, а насильника и лицемера.
Многие пословицы обладают ритмом, построены на созвучиях и рифмах: «Добрый указ — человеку что глаз . «Мели, Емеля, твоя неделя». Некоторые пословицы весьма сложны по форме, например: «Сбил, сколотил — вот колесо. Сел да поехал — ох, хорошо! Оглянулся назад: одни спицы лежат».
Вместе с народом и его историей пословицы и поговорки прошли длительный путь развития и совершенствования. Установить хронологию пословиц чрезвычайно трудно. Ряд бытующих в наше время пословиц встречается еще в летописях, в произведениях древнерусской литературы.
Знамениты, например, приведенные летописью пословицы: «Руси есть веселие пити, — не может без того быти» (Ипатьевская летопись, 980 г.), «Мир стоит до рати, а рать — до мира» (1148 г.). Несколько пословиц использовано неизвестным автором «Слава о полку Игорове». В памятнике XIII века—«Молении Даниила Заточника* — наряду с книжными изречениями приводятся и «мирские притчи», то есть народные пословицы. Среди них интересны: «Птенцы радуются весне, а младенцы матери», «Лучше железо варити, нежели со злою женою жити» и другие.
Множество древнейших пословиц исчезло из памяти народа вместе с языческими верованиями и старинным укладом жизни, но некоторые ив них сохранились. Они рассказывают о древнерусском быте, например: «На одном вече, да не одни речи», «Язык — стяг, дружину водит», «Повинную голову и меч не сечет», «Венчали вокруг ели, а черти пели» и т. д.
Пословицы и поговорки — создание миллионов творцов, плод их многовекового коллективного труда. В ходе развития общества нарождались новые пословицы и поговорки, уходили из жизни старые, уже не отвечавши* нуждам времени. Значение народной поэзии как формы общественного сознания русского народа особо подчёркивал Л. Н. Толстой. Народная мудрость, говорил он, выраженная в пословицах, поговорках, легендах, сказках, «рассеяна но всей России; частицы ее можно услышать то от одного человека, то от другого; в целом они, дополняя друг друга, выясняют мировоззрение русского народа». 1 Накопленный в предшествующие эпохи идейный материал в форме пословиц и поговорок не исчезал бесследно, он использовался последующими поколениями, оказывал влияние на дальнейший путь духовного развития народа.
В классовом обществе пословицы и поговорки выполняли роль идеологического оружия трудящихся масс в борьбе с эксплуататорами.
Самодержавно-крепостнический гнет вызывал со стороны трудового народа протест, борьбу за освобождение от эксплуатации. Закрепощенные крестьяне не мирились с неволей, с произволом помещиков и чиновников. В пословицах и поговорках отчетливо отражена тема классового антагонизма, социального неравенства, богатства и бедности, насилия и бесправия; труда и эксплуатации, борьбы и свободы. Позднее с такой же тематикой возникали и жили пословицы среди рабочего класса. Многие пословицы превосходно показывают зависимость господствующих классов от народа и его труда: «Крестьянскими мозолями и бары сыто живут», «Не будет лапотника, не будет и бархатника».
Разящей сатирой, меткой шуткой, острым словом народ гневно клеймил своих врагов, разоблачал общественные пороки — взяточничество, волокиту, ложь и несправедливость. Созданные пословицами образы ^народных притеснителей — барина, царского воеводы, чиновника,
____________________
1 С. Л. Толстой. Мой отец в семидесятых годах. Журнал «Красная новь», 1928, Кя 9, стр. 191.
судьи, попа я т. д. — имеют огромное историко-познавательное значение. По своей яркой типичности, правдивости и художественному мастерству они не уступают, а порой значительно дополняют такие же образы, нарисованные в других жанрах народной поэзии, — сказках, песнях, былинах.
С давних времен в пословицах и поговорках, как и вообще в фольклоре, широко представлена тема народа, его силы и величия. «Народу всё под силу, тем и держится»— говорит пословица. «Народ —что бор дремучий, весь до корня не вырубишь», «Где народ, там и правда», «Море не высохнет, а народ не заблудится» — в этих я подобных им эпических образах народ рассказывает о себе, о своем величии. Прославляя труд, показывая огромную роль в нем «маленького» человека, пословица говорит: «Муравей не велик, а горы копает».
О роли коллективного труда говорится в тех пословицах и поговорках, которые осуждают и осмеивают индивидуализм, замкнутость, эгоизм: «Одна пчела не много меду натаскает», «В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору», «Один в поле не воин». Пословицы указывают на важность народного единства: людям ближе — счастье крепче», «Птица сильна крыльями, а человек — дружбой», «Море любой камушек обточит», «Свет не без добрых людей».
«Народное творчество, — отмечает А. М. Горький,— пропитано убеждением в том, что борьба человека с человеком ослабляет и уничтожает коллективную энергию человечества».1
Пословицы дают богатый материал, освещающий рав-нообразные взаимоотношения людей. Характеристики
_________________
1 М. Горький. Статьи 1905—1916 гг.. изд. «Па рус», 1916, стр. 17.
этих отношений поразительны по тонкой наблюдательности, краткости и психологической глубине. Они проникнуты высокой любовью, доверием и уважением к трудовому человеку, чувством коллективизма, взаимной выручки и поддержки. Вот некоторые из них: «И чужое горе душу тяготит», «Без подпорки и дерево не растет», «С миру по нитке — голому рубашка», «Кто скоро помог, тот дважды помог».
Наряду с этим пословицы сурово осуждают тунеядство, лень, стяжательство, скупость, жадность и другие пороки, развивавшиеся в народе под влиянием идеологии и образа жизни господствующих классов. Этим порокам противопоставляется нравственная чистота, трудолюбие, правдивое и деятельное отношение к жизни и людям. Русский народ создал множество пословиц и поговорок, прославляющих верность, честь, правду, совесть: «Разум золота краше, а правда солнца светлей» — так высоко и образно определяет пословица сущность народной правды; «Тому худа не отбить, кто привык неправдой жить», «Верь не силе, а правде», «Правда дороже хлеба» и другие.
Борясь за правду и социальную справедливость, народ воспитывал в себе и бережно передавал из поколения в поколение такие высокие моральные качества, как смелость, ясный ум, настойчивость, прямота, непримиримость ко злу, стойкость в беде и горе. Потому так остры народные издевки над ленью, болтливостью, трусостью, ротозейством, покорностью и лестью, глупостью, упрямством, хитростью и подлостью.
В процессе своего исторического развития народ осознает труд как основное мерило ценности человека: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Человек у дела познается», «Чужим добром не построишь дом», «Кому работа служит, тот ни о чем не тужит».
Труд по народному представлению — не только жизненная необходимость, источник богатства, но и основное условие всей человеческой жизни. Пословицы говорят: «Человек от лени болеет, от труда здоровеет», «Дело и учит и кормит, а праздность и доброго мужа портит», «Землю красит солнце, а человека труд».
Народ в своей поэзни всегда выступает певцом труда, считает труд источником всего прекрасного. Н. Г. Чернышевский отмечает: «...У поселянина в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе... В описаниях красавицы в народных песнях не найдется ни одного признака, который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в организме, всегдашнего следствия жизни в довольстве при постоянной и нешуточной, hq не чрезмерной работе».1
Народное творчество не только прославляет труд. Оно образно закрепляет опыт, навыки, совершенствование трудовых процессов. Это его чисто практическое назначение отразилось в содержании и форме пословиц и поговорок. Поэтому пословицы о труде всегда поучаю г, строятся в форме обращения: «Языком не спеши, а делами не смеши», «Тяи да ляп — не выйдет корабль», «Отклад не идет на лад», «Ловко Степка печку склал: труба высокая, а дым в подворотню тянет», «Мужик на счастье ссял, а уродилась лебеда».
Все эти примеры показывают, что русская пословица учит и воспитывает весело, жизнерадостно, добродушно, с лукавой, но доброжелательной улыбкой, снисходительной насмешкой, как это делают люди, умудренные жизненным опытом.
Со стремлением облегчить труд, овладеть высоким мастерством, сделать жизнь богаче и счастливей, выйти
________________
1- Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, т. II, 1949, стр. 10.
из тьмы к свету тесно связано у русского народа огромное уважение к науке, знанию. Сама человеческая жизнь, по народному представлению, — это непрерывный процесс познания. «Век живи — век учись», — говорит мудрая русская поговорка. «Ученье —»путь к уменью», «Чем умнее голова, тем легче плечам», «Знание — сила» — обилие таких пословиц и поговорок не только раскрывает стремление трудового народа к знаниям, но и свидетельствует о его огромных творческих созидательных силах и способностях, скованных эксплуататорским строем. В. Г. Белинский писал Н. В. Гоголю: «Любовь к свету, выразившаяся в пословице: «Ученье — свет, неученье — тьма», составляет одно из лучших и благороднейших свойств русского народа».1
Понимая знания как силу, с помощью которой можно преобразовать жизнь, народ высоко оценил значение человеческого ума и тесно с ним связанного языка. В познании действительности, в борьбе за ее преобразование народ видит свою главную задачу, и в этом ему помогают пословицы и поговорки. Они говорят: «Свой ум — царь в голове», «Видит око далеко, а ум еще дальше», «Кулаком победишь одного, а умом — тысячи». Язык народ ценит прежде всего как. средство общения людей, видит в нем основное отличие человека от животного: «Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди но разговору», «Человек не скотина, и словом убить можно». Пословицы, определяющие значение слова в жизни людей, свидетельствуют об изумительной душевной чуткости русского народа, создавшего могучий язык, родившего гениальных художников слова: «Слово не стрела, а пуще стрелы разит», «Рана от копья — на теле, рана от речей — в душе», «Ласковое слово и буйную голову смиряет». ___________
1 -В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. X, стр. 446.
Слово требует бережного, осторожного обращения: «Слово—солома, загорится—не потушишь». Слово—обоюдоострое оружие: «Выпалишь — пули не поймаешь, вымолвишь слово — не воротишь», «Кстати промолчать, что большое слово сказать».
Пословицы и поговорки показывают, что трудовой народ, даже влача ярмо эксплуатации, всегда осознавал себя подлинным хозяином страны. Смысл и назначение своего труда и жизни он всегда видит в преобразовании, в неустанном движении вперед, в подвиге и борьбе за счастье людей на земле: «Труд всё побеждает», «Кто первый в труде, тому слава везде», «Век живи — век трудись, а трудясь — век учись», «Наука и труд всё перетрут».
Трудового человека отличает горячая любовь к Родине. В. И. Ленин отмечал, что патриотизм — это «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств».1 Пословицы .сравнивают чувство любви к Родине с чувством любви человека к своей матери: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина», «У матери-Родины долга рука на ласку». На родной стороне, среди близких, дорогих людей, каждый легко может найти свое место в жизни, получить в тяжелую минуту дружескую помощь и поддержку, ласковое слово и добрый совет. Пословицы говорят: «Где кто родился, там тот и годился», «Дома и стены помогают», «Своя земля и в горсти мила».
Это замечательное качество русского народа росло и крепло в борьбе с природой и многочисленными внешними врагами, стремившимися захватить нашу землю и поработить народ. Идеи защиты русской земли и борьбы за сохранение единства народа перед лицом внешней
_______________
1- В. И. Ленин. Сочинения, т. 28, стр. 167.
опасности нашли свое яркое отражение в народном творчестве. Пословицы и поговорки, посвященные теме защиты Родины, русскому воинскому искусству, свидетельствуют о том, что для нашего народа уже с давних времен была «нелепа даже мысль о возможности иноземного ига» (Н. Г. Чернышевский).
С жизнью всего народа, его судьбами неразрывно связана жизнь и каждой отдельной семьи. Самодержавно-крепостнический строй, господствующая идеология с ее проповедью социального и национального неравенства, патриархальный уклад жизни уродливо отражались на семейных отношениях. Всё это создавало почву для раздоров и неурядиц в семье, источник которых находился в общественном строе. Особенно тяжела и бесправна была доля женщины.
Поучительны и полны глубокого смысла те пословицы и поговорки, которые выражают взгляды народа на семью, любовь, брак, воспитание детей. Для них характерна борьба со всем косным, угнетающим и принижающим человека — борьба за личное счастье, свободу чувства. равенство отношений. Пословицы, посвященные теме любви, возвышенно чисты, красивы по форме, поэтичны, например: «Без поры, без времени солнце не взойдет, а молодец к девице не подойдет», «Не кидается девица на цветное платье, а кидается девица на ясна сокола». Пословицы раскрывают силу и глубину чувства любви, в них сурово осуждается легкомысленное отношение к любви, к браку.
Счастливое супружество, по народному определению,— это второе после здоровья богатство: «Где любовь да лад, там и клад». Народ в пословицах подчеркивает, что любовь и дружба супругов всегда строятся на взаимном уважении,, единстве взглядов, совместной трудовой деятельности, внимании и заботе друг о друге, о детях. «Муж да жена — одна душа», «Жена мужу подруга, а не прислуга», «Согласную семью и горе не берег» — говорят пословицы.
Трудовому человеку было чуждо пренебрежение к женщине, которое веками внушала церковь и которое было распространено среди темных и отсталых слоев народа, вараженных рабской моралью. Трудовой человек говорил: «Бев женщины мужчина, что вода без плотины», «Хо-зяйка в дому, что пчела в саду», «Не плачет малый,- не горюет убогий, а плачет да горюет вдовый».
Народ воспевает материнство, женщину-мать. С особым чувством уважения пословицы рассказывают о материнской любви и ласке, о роли матери в воспитании детей, ее неутомимой заботе о семье: «При солнышке тепло, при матери добро», «Материнская ласка конца не знает», «У матери на всё слёз хватит».
Мудры и поучительны пословицы, выражающие взгляды народа на воспитание детей. Основой народной педагогики служит трудовое воспитание, добрый пример родителей: «Дитятко, что тесто, — как замесил, так и выросло», «Не мы на детей походим, а они на нас», «Родители трудолюбивы — и дети не ленивы». Воспитание детей — ответственное и сложное дело, требующее повседневного внимания, заботы родителей: «Пусти детей по воле, сам будешь в неволе», «Кто бев призора с колыбели. тот всю жизнь не при деле», «Неразумная опека хуже беспризорности». Только разумно воспитанные дети приносят родителям радость и награду: «На что и клад, коли дети идут в лад».
Сопутствуя общественной и исторической практике трудовых масс, отражая их мировоззрение, пословицы и поговорки запечатлели главнейшие национальные' особенности психического склада, характера русского народа.
Эта особенность делала их общенациональным явлением, обеспечивала им самое широкое распространение в массах народа. Различные представители господствующих классов стремились использовать народные пословицы и поговорки для того, чтобы навязать народу свое мировоззрение.
Касаясь национальных особенностей русских пословиц, Н. В. Гоголь писал: «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов. Сверх полноты мыслей, уже в самом образе выражения в них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издевка, насмешка, попрек, — словом, всё шевелящее и задирающее за живое... Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».1
Пословицы и поговорки являлись для русских писателей и критиков важным источником познания жизни народа, его надежд и чаяний, его творчества. «Поэзия, — указывает В. Г. Белинский, — лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, проверкою его человечности, зеркалом его духа». 2 Поэтому трудно найти писателя, который не изучал бы, не собирал и не использовал в своем творчестве пословицы и поговорки. Особенно тесно с народной пословичной мудростью связано басенное творчество И. А. Крылова. Мудрость содержания, меткость, образность . русских поговорок высоко ценил А. С. Пушкин. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»3 — восклицал он. «В простоте слова самая ведикая мудрость, — писал А. М. Горький, лучший знаток и теоретик русского народного творчества.
_____________
1- Н. В. Г о г о ль. Собрание сочинений, т., 6. ГИХЛ, М., 1950, стр. 164.
2- В. Г. Белинский. Полное собрание сочинении, т. V, стр. 329.
3- «Пушкин в воспоминаниях современников». По воспоминаниям В. И. Даля. Л., Гослитиздат, 1950, стр. 455.
— Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».1 Он горячо рекомендовал начинающим писателям изучать пословицы, учиться на них экономии слова, краткости речи, образности. Пословицы и поговорки помогали русским писателям в овладении реализмом и народностью, в создании национального колорита, характера русского человека.
К мудрому народному слову не раз прибегали В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие представители революционной демократии, используя их в своих произведениях для борьбы за интересы народа.
Очень любил и высоко ценил пословицы и поговорки В. И. Ленин. Он постоянно изучал «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, живо интересовался собранными в нем пословицами. В период пребывания в сибирской ссылке В. И. Ленин, прослушав несколько местных пословиц, воскликнул: «Великолепно, великолепно! Вот где надо учиться нашим писателям, одной фразой наповал бьют... Необходимо составить большой сборник. Во! будет клад для беллетристов и ораторов». 2 В своих трудах В. И. Ленин часто использует крылатые народные афоризмы и даже употребляет их в качестве названия своих статей («Соловья баснями не кормят», «Мягко стелют, да жестко спать»). Пословицы и поговорки помогают В. И. Ленину наглядно и образно раскрыть сущность общественных явлений, показать политическое лицо врага партии и рабочего класса, сделать
____________
1- М. Горький. Материалы и исследования, т. I, изд. АН СССР, 1934, стр. 114.
2-Журнал «Литературный современник», 1940, № 1, стр. 10.
более убедительными свои выводы. Так, например, в труде «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин, говоря об идеализме, в котором погрязли махисты, приводит известную народную поговорку: «Коготок увяз — всей птичке пропасть».1 Тем самым он ярко раскрыл сущность реакционной философии махизма.
За годы Советской власти появились сотни новых пословиц и поговорок. Они отражают социалистическое сознание советских людей, опыт их революционной борьбы за преобразование старой России в государство рабочих и крестьян. Новые пословицы служат действенным оружием коммунистического воспитания. С их помощью-народ борется с пережитками старого в сознании к в быту. Они помогают в его благородной борьбе за мир и дружбу народов. Ими он выражает чувства советских патриотов, их великую любовь к Родине, Коммунистической партии, готовность отстаивать завоевания великого Октября.
Вместе с новыми пословицами и поговорками в народе широко представлены и старые, наглядно свидетельствующие о том, как глубоко ценит наш народ достижения культуры, как бы они далеко ни уходили в прошлое. Советский народ является законным преемником всех прогрессивных народных традиций.
Однако не все, созданное в прошлом, было прогрессивным, не всё отражало идеалы, стремления трудового народа. Поэтому, используя и развивая всё ценное, передовое из прошлой культуры, советский народ в то же время отбрасывает всё, что являлось порождением забитости, косности и отсталости в русской жизни, берет лучшее, созвучное нашей эпохе, ясному, жизненному содержанию, социалистическому сознанию.
Настоящий сборник ставит своей целью отразить этот
____________
1- В. И. Ленин. Сочинения, т. 14, ст£ 331.
процесс, показать и познакомить читателя как со старыми пословицами и поговорками, продолжающими жить в нашем народе, так и с новыми, рожденными советской действительностью.
Главное внимание в сборнике уделено пословицам и поговоркам, раскрывающим высокие моральные качества русского народа, его трудовой и житейский опыт. В сборник включены пословицы и поговорки, раскрывающие советский патриотизм, общественные взаимоотношения людей, взгляды народа на науку, труд, на любовь, семью и воспитание детей, отражающие борьбу с недостатками и пережитками капитализма.
В основу классификации сборника положен тематический принцип. Основные темы разбиты на более мелкие, которые озаглавливаются пословицами, наиболее точно выражающими содержание разделов. Для удобства ориентировки эти разделы перечислены в оглавлении.
Материалами для сборника послужили пословицы и поговорки, собранные В. М. Подобиным и И. П. Зиминой, а также их многочисленными корреспондентами. Работа собирателей неоднократно освещалась в нашей печати и вызвала огромный интерес у читателей. В их адрес из самых различных уголков нашей Родины стали приходить посылки с записями пословиц и поговорок.
Благодаря помощи корреспондентов собрание переросло значение любительской коллекции. Вместе с вариантами, представляющими ценность в научном отношении, оно насчитывает свыше 70 тысяч записей пословиц и поговорок. Его объему и полноте может позавидовать любое научное учреждение.
Это частное собрание стало своеобразным центром, объединившим работу целого коллектива собирателей. Подавляющее большинство хранящихся в коллекции пословиц и поговорок собрано в советское время, непосредственно из устного бытования. Помимо своих особых задач, данный сборник служит цели и частичной публикации самого собрания.
Подготавливая сборник, составители стремились дать единую по теме, увлекательную, живую книгу народного ума и житейского опыта, которая была бы полезной советскому читателю, занятому благородным делом строительства коммунизма, являлась бы ценным пособием для пропагандистов и агитаторов, лекторов и докладчиков, педагогов, служила делу коммунистического воспитания нашего народа.
Л. Домановский
--->>>