приложение
ПОДВИЖНЫЕ НЕДЕЛИ И ПРАЗДНИКИ,
ЗАВИСЯЩИЕ ОТ СРОКОВ ПАСХИ
Перед Пасхой
После святок идут три подготовительные к Великому посту недели (седмицы) — постная триодь: неделя всеядная (сплошная) —
разрешается есть любую пищу;
неделя пестрая — уменьшается число дней с мясной пищей, кончается она мясопустом, или мясным заговеньем, после которого
есть мясо запрещалось;
неделя сырная, масленая, Масленица — мясной пищи не едят, молочной вдоволь. Последний день масленой — сыропуст, после него
запретной становилась и молочная пища. Исключение делалось лишь для грудных детей.
МАСЛЕНИЦА — древний славянский языческий праздник проводов зимы. Это самый веселый и поистине всенародный праздник,
связанный с переходом к весне, весенним земледельческим работам и почитанием предков. Каждый день масленой недели имел свое
особое название и содержание.
Понедельник — встреча: хозяйки пекли, варили и жарили угощения для семьи и родных; красили яйца отваром луковой шелухи;
ребятишки, собрав старые лапти, встречали едущих по дороге и спрашивали, везут ли они Масленицу; если ответ был
отрицательным, бросали в них лаптями.
Вторник — заигрыш: парни и девушки начинали катание с гор, водили хороводы на улице, молодожены выезжали на разукрашенных
санях в нарядных одеждах.
Среда — лакомка, разгул, перелом: тещи приглашали зятьев и родню в гости и угощали их на славу.
Четверг широкий: начиналось массовое катание на лошадях вперегонки, шли кулачные бои, обычно на реке.
Пятница — тещины вечера: зятья приглашали к себе в гости тещ, молодые хозяйки старались не ударить лицом в грязь;
устраивалось «взятие снежного городка», продолжались кулачные бои и катание на лошадях.
Суббота — золовкины посиделки: молодые невестки созывали в гости своих золовок и подруг, молодежь на улице скоморошничала.
Воскресенье — прощеный день, проводы: прощались с гостями, просили прощения друг у друга за невольно причиненные обиды,
прощались с Масленицей, сжигая на улице ее чучело; последний раз ели скоромную пищу, заговлялись перед Великим постом. Этот
день называли еще Великим заговеньем.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ длится семь недель (49 дней). Некоторые недели и дни его также имеют свои названия и содержание.
Первая неделя поста — сборная. Первый ее день — чистый понедельник, ту жилки: полоскали зубы, удаляя запахи скоромной пищи, устраивали кулачные бои «для вытряхивания блинов из
животов», мылись в бане. Суббота сборной недели называлась даровой: детям дарили живых птичек в клетках, мужчинам — щенков
охотничьих собак, женщинам — платки или что-нибудь из украшений.
Четвертая неделя — средо-крестная: в среду хозяйки пекли из теста кресты, сохи, бороны, косы. Их хранили до весенней пахоты
и съедали с ее началом. Это срединная неделя поста, поэтому в ночь со среды на четверг пытались услышать «перелом поста». В
среду девицы молились о хороших женихах.
Пятая неделя — похвальная: в субботу в церкви пели особый акафист «Похвала Пресвятой Богородице».
Шестая неделя — вербная —заканчивалась в вербное воскресенье. Бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали их
скотине. Ветки вербы освящали в церкви, чтобы они стали целебными. Ими украшали иконы в избах, на божницах.
Седьмая неделя — страстная. На этой неделе, согласно евангельской легенде, Иисус Христос испытывал страсти: в страстную
среду один из его учеников, Иуда, предал его властям; в страстной четверг Христа судили и избивали; в страстную пятницу
казнили, распяв на кресте, и, когда он умер, похоронили его тело; в страстную субботу была опечатана его могила; в
воскресенье на рассвете он воскрес.
Страстная неделя называется еще чистой и белой. Готовясь к Пасхе, хозяйки белили печи, прибирались в избах и на дворе, с
дресвой мыли пол, стелили половики. Жгли солому из постелей, очищая свое ложе от блох.
В среду обливали скотину снеговой водой. В четверг рано утром мужики, сидя верхом на помеле, объезжали свои полосы в поле,
девушки в одних нижних рубахах и тоже на помеле трижды обегали вокруг избы. После этого всясемья во дворе имитировала пахоту, косьбу, жатву. Хозяйки окуривали паленым можжевельником скот в хлевах. Мужчины щетками
чистили лошадей.
Все члены семьи умывались «ранней» речной или колодезной водой, иногда — «с серебра». Девушки расчесывали свои волосы в
саду под яблонями, чтобы коса была густая и длинная. Страдавшие кожными болезнями купались в реке — для очищения.
Хозяйки варили овсяный кисель. Жгли в печи соль, смешанную с творогом и завернутую в холщовую тряпку. Потом эту пережженную
соль освящали в церкви. Такая «четверговая» соль считалась целебной, охраняющей человека от «сглаза» и «блазна»
(галлюцинаций) .
В пятницу соблюдали особо строгий пост: взрослые ничего не ели, детям давали очень немного овсяного киселя.
В субботу красили пасхальные яйца в отваре луковой шелухи. Этот день поэтому носил еще название красильной субботы.
Воскресенье, завершающее пост, и есть ПАСХА, СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ, ВЕЛИК ДЕНЬ. По новому стилю Пасха приходится на
период с 4 апреля по 8 мая, по старому -с 22 марта по 25 апреля. Даты ее высчитываются церковными иерархами и называются
пасхалией.
Пасхалия 90-х годов XX века
1991 год — 7 апреля (25 марта)
1992 год —26 (13) апреля
1993 год — 18 (5) апреля
1994 год—1 мая (18 апреля)
1995 год —23 (10) апреля
1996 год — 14 (1) апреля
1997 год —27 (14) апреля
1998 год — 19 (6) апреля
1999 год— 11 апреля(29 марта)
2000 год —30 (17) апреля
После Пасхи
Первая неделя после Пасхи святая, или пасхальная. Она посвящается церковным службам, играм и хороводам молодежи. Последний день пасхальной недели, первое воскресенье после Пасхи, носит название Красная горка. Это древний славянский
языческий праздник. Он считался счастливым для вступающих в брак, для сватовства. До позднего вечера водят хороводы, поют
песни.
Вторая неделя после Пасхи — Фомина, или радуницкая. С понедельника на Фоминой неделе начинали сельскохозяйстенные работы.
Первый день ее назывался Радуницей, вторник — Навьим днем. Тот и другой посвящались поминкам по усопшим родителям и
родственникам: Радуница (правильнее Родуница — от «родители», «родные»), Навий день (от древнего русского слова навь —
«покойник») — дни посещения кладбищ, главные родительские дни. На могилах проводят поминки, христосуются с умершими
крашеными пасхальными яйцами, оставляя их на могилах.
25-й день после Пасхи, середина срока между Пасхой и Троицей,— ПРЕПОЛОВЕНИЕ. Священнослужители проводили крестные ходы по полям, освящая посевы и воду в реках и колодцах. По народной легенде, в этот день Богородица, убегая от разбойников
с младенцем на руках и переплывая через реку, вымолила для себя у Бога-Отца третью руку, чтобы двумя грести, а третьей
держать младенца. Есть иконы, на которых она изображена с тремя руками — Богоматерь троеручица.
40-й день после Пасхи — ВОЗНЕСЕНИЕ, день, когда, по евангельской легенде, Иисус Христос вознесся на небо. Народное сознание
воспринимает это событие как символ всеобщего роста, подъема. В этот день пекли из теста лестницы и пироги с зеленым луком.
Седьмая неделя после Пасхи — семиковая, русальная, зеленая, троицкая. Семик — четверг этой недели считался в старину очень
большим крестьянским праздником и был заполнен древними обрядами прощания с весной и встречи лета. В эти дни, по поверью,
русалки выходят из воды, качаются на ветвях деревьев или уходят в поля, заманивают прохожих, особенно парней, чтобы защекотать их и утащить к себе в подводное царство. Все деревни
на неделе украшались молодыми березками и становились зелены ми, красивые деревца уносили так же в поля и втыкали в межи
Суббота последней перед Троице недели посвящалась, как и Раду ница, поминкам по умершим пред кам. Ее называли также роди
тельской субботой или дедами
50-й день после Пасхи — ТРОИ ЦА, или ПЯТИДЕСЯТНИЦА, по свящается церковью единому Богу в трех лицах: Богу-Отцу, Сыну
божию Иисусу Христу и Духу святому.
51-й день после Пасхи—ДУХОВ ДЕНЬ церковь посвящает Духу Святому.
С понедельника девятой недели начинается ПЕТРОВ ПОСТ. Он заканчивается всегда в одну и ту же дату— 12 июля (29 июня ст.
ст.) в Петров день и в зависимости от числа Пасхи имеет различную продолжительность в разные годы.
список СОКРАЩЕНИЙ
араб. — арабский
др.-сканд. — скандинавский
древне-арам. — арамейский
букв. — буквально
ласк. — ласковый
варяж. — варяжский
лат. — латинский
гот. — готский
нов. ст. — новый стиль
грен. — греческий
прост. — просторечный
др.-англ. — английский
древне- рус.— русский
слав. — славянский
др.-герм.— древне-германский
см. — смотрите
ср. — сравните
др.-евр.— древне- еврейский
ст. ст. — старый стиль
тюрк. — тюркский
др.перс.— древне- персидский
устар. — устарелый
халд. — халдейский
др.рус.— древне- русский
эфиоп. — эфиопский
<<<- - -