ДЕКАБРЬ. СТУДЕНЬ.
По римской легенде, первый зимний месяц в седой древности назывался Gelidus — «холодный», «морозный» или Fumosus —
«дымный», «чадный». Лишь основатель Рима Ромул в VIII веке до нашей эры переименовал его в декабрь (December), то есть
«десятый».
Древнее русское название этого месяца — студень, или морозный.
Декабрь и замостит, и загвоз-дит, и саням ход даст. Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то
это к урожаю. Коли снег привалит вплотную к заборам, плохое лето будет, если же промежуток между заборами и снегом
останется — урожайное.
1 декабря (18 ноября ст. ст.). Платон. Роман. Каков Платон и Роман, такова и зима. Месяц в кругу — это к погоде: падь
(снег) большая будет. Месяц в рукавицах — к морозу. Ворона ходит по дороге — к теплу.
3 декабря (20 ноября ст. ст.). Прокл. Проклы проклинали нечисть под землей, чтобы не выходила оттуда.
4 декабря (21 ноября ст. ст.). Введение Богородицы во храм. Введенье пришло, зиму привело. В этот день делали пробные
выезды на санях. В первых санях ехали молодожены. Обряд так и назывался — катать молодую. Начинались введенские ярмарки.
5 декабря (22 ноября ст. ст.). Прокоп. Считалось, что именно с Прокопа устанавливается хороший санный путь. Всей
деревней выходили в поле и расставляли вдоль дороги вехи, чтобы в метель путники не потеряли направление. В Прокопьев день
устраивали братчины. Покупали вскладчину барана, варили, жарили его и съедали со зваными гостями.
6 декабря (23 ноября ст. ст.). Митрофан. Молодежь гуляла. Девушки варили яйца для парней, которые приходили на
гуляние из других деревень. На Енисее крестьяне устраивали кануны с пивом.
Если на Митрофана северный ветер и снегопад, то 6 июня тоже будет ветер с севера и дождь побрызгает.
7 декабря (24 ноября ст. ст.). Екатерина. Катали новобрачных. Молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали
волчьей или медвежьей полстью (шкурой). За санями ехал целый «поезд» с их родственниками. После катания свекор и свекровь
встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывороченной шубе, а сопровождавшие их поезжане передавали молодоженов
«из рук в руки» целыми и невредимыми. Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять
лошадьми. Вечер на Екатерину — время ворожбы. Девушки перед сном кладут под подушку кусок хлеба и загадывают, какой будет суженый. Теши и крестные матери (божатушки) дарили своим внукам и крестникам козырные санки с куклами. Мужики с Екатерины
нередко уезжали в извоз.
8 декабря (25 ноября ст. ст.). Климент. Зима клин клином вышибает. Продолжается молотьба хлеба. Женщины садятся
поближе к окнам с прялкой или коклюшками и поют протяжные песни или частушки-коротушки.
9 декабря (26 ноября ст. ст.). Георгий Победоносец. Зимний Егорий. Юрьев день. Позывал дьяк мужика судиться по Юрьев
день, а мужик и был таков. До начала XVII века крепостные и кабальные крестьяне имели право в этот день по своей воле
перейти от одного владельца к другому. Царь Борис Годунов ограничил такие переходы, а Василий Шуйский в 1607 году совсем
запретил их, отняв это право у крестьян. С тех пор и пошла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Егорий зимний — охранитель скота, повелитель волков. Что у волка в зубах, то Егорий дал. С Егория медведи в берлогах крепко засыпают.
10 декабря (27 ноября ст. ст.). Роман. Ко дню Романа рыбы прячутся в зимовальных ямах и омутах, готовятся к зимовке; налим
же, сиг и ряпушка идут на нерест. На Белом море рыбаки выезжали артелями для подледной ловли снетка. Ловля продолжалась до
1 марта, пока лед крепок. У лосей отпадают старые рога.
Роман помогает излечиться от бесплодия, об этом его и молят.
13 декабря (30 ноября ст. ст.). Андрей Первозванный. Вечером девушки гадают о своих суженых. Гадания на Екатерину и
Андрея — своего рода репетиции святочных гаданий. Слушают воду в колодцах или на реке в проруби: тихая вода — хорошая зима;
шумная — предстоят метели. Результат сверяют с тем, что дало слушание воды в Юрьев день.
14 декабря (I декабря ст. ст.). Наум. По мнению селян, имя Наум от слова ум. Пророк Наум наставит на ум. В более
давние времена, когда в сельской местности не было еще школ и детей учили грамотеи в индивидуальном порядке, учение начинали в
Наумов день. Аз, буки — бери указку в руки, фита, ижица — плетка ближится.
17 декабря (4 декабря ст. ст.). Варвара. К Варвариному дню зима дорогу заварит, мосты замостит. Святая Варвара ночи урвала.
19 декабря (6 декабря ст. ст.). Никола зимний. Николай-чу-дотворец — второй после Бога авторитет: мужицкий заступник,
покровитель земледелия и скотоводства. На Никольских ярмарках складывались цены на хлеб и другие продукты. На Никольскую
вечерину девицы и прясниц не брали, весь вечер пели да играли в хороводы. Начало зимнего сватовства. На свашенькиных речах
хоть садись да катись. Николыди-на хороша пивом да пирогами.
Очень важной датой считался Николин день в Поморье. Он был рубежом осенней и зимней путины. Заканчивался лов семги,
Народный календарь
наваги, камбалы, мурманский тресковый лов, и промышленники возвращались домой. С Николы уходили на морской зверобойный
промысел и подледный лов сельди. На Севере было много церквей в честь Николая-чудотворца: «От Холмогор до Колы тридцать три
Николы».
20 декабря (7 декабря ст. ст.). Амвросий. Этот день подводил черту под праздниками уходящего года. Святой Амвросий
праздники отбросил.
22 декабря (9 декабря ст. ст.). Анна. Этот день отмечался беременными женщинами и пчеловодами, так как посвящался церковью
зачатию святой Анны. Беременным бабам пост. Пчеловоды, придя с заутрени, шли в омшаник и, потолкав ульи, говорили заговор.
Волки сходятся в стаи и становятся особенно опасными.
25 декабря (12 декабря ст. ст.). Спиридон. Солнцеворот. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. Солнце с этого дня
будто бы наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны, зима же ходит в медвежьей шкуре, стучится по крышам, будит баб
ночью топить печи. В солповорот жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и громко кричали: «Солнышко,
повернись! Красное, разожгись, в дорогу выезжай!» Скатывали с горки колесо, потом сжигали его у проруби. Катались с гор на
салазках, кореж-ках — коротких, в аршин длиной, скамеечках на двух невысоких ножках, вбитых в толстую и довольно широкую
доску с чуть загнутым, как у лыжи, носом, обледенелых рогожах. Лепили из снега бабу, водили вокруг нее хоровод.
26 декабря (13 декабря ст. ст.). Евстрат. Мученик Евстрат солнышку рад. С этого дня наблюдают за погодой в течение 12
суток, определяя погоду каждого следующего месяца: 26 декабря соответствует январю, 27 — февралю, 28 — марту и так далее.
29 декабря (16 декабря ст. ст.). Аггей. Коли на Аггея сильный мороз, то он простоит до Крещения (19 января). Если иней на деревьях, то святки будут теплые.
30 декабря (17 декабря ст. ст.). Даниил и три отрока. В течение нескольких веков в русских городах разыгрывалось
«пещное действо» — древний церковный обряд, воспроизводивший сцены из библейской легенды «о ввержении трех отроков в пещь
(печь)», собиравшее на улицах толпы зрителей.
31 декабря (18 декабря ст. ст.). Модест. Мужские братчины с пивом и мясом, так как Модест считался покровителем скота.
<<<- - ->>>