RSS Выход Мой профиль
 
Первушина. Природа и творчество. | ЧАСТЬ I, Глава2,3




Часть I
ФАНТАЗИЯ, ТЕРПЕНИЕ, МАСТЕРСТВО


Глава 2

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ ОСЕННЕГО СНОПА

Какую солому выбрать?
Солома пригодна для работы над любым сюжетом, любой композицией. Ее золотистая, богатая оттенками окраска позволяет создавать яркие декоративные произведения, реализовать самые смелые замыслы. Работы, выполненные из соломы, не выгорают и не теряют блеска. Кроме того, этот материал позволяет выбрать любую технику и добиться почти ювелирной точности и тонкости. Нам понадобится солома одного вида растений, но различной окраски и оттенков; солома разных растений; и, наконец, другой растительный материал (пух, засушенные лепестки и листья), хорошо сочетающийся с соломой (см. главы 3, 4).

Общее для всех видов соломы культурных злаков важное свойство — изменять цвета и оттенки в зависимости от расположения источника света и направления соломенной ленты. Учитывая это, можно добиться в композициях неповторимой игры блеска материала. Солома разных злаков имеет свой цвет и особенности.

Солома ячменная.
Красивая, эластичная, блестящая. Цвет — от нежно-белого, розового до сиреневого разных оттенков. Отличный материал для цветочных композиций, изображения неба в пейзажах, ваз в натюрмортах. Недостатки: тонкий стебель, очень узкая лента. Овсяная солома. Цвет от слабо-золотистого до яркого, от желтого до темно-золотого. Поверхность лент неодинакова: есть участки гладкие, есть — с четко выраженной фактурой. Лента широкая, эластичная, удобная для работы.

Солома рисовая.
Авторы не имеют большого опыта работы с этим материалом. От других флористов мы получали небольшие пучки соломы с неизвестным сроком сбора. Встречалась солома белого, кремового, бежевого, светло-коричневого, темно-коричневого, зеленого, темно-зеленого цвета. Фактура поверхности лент красивая, ребристая. Трубки разные по толщине. Оболочка плотная, широкая — это самая красивая часть соломы. После удаления оболочки остается тонкая, узкая основная трубка ствола белого цвета. Солома эластична, податлива, эффектна в работе над любым сюжетом в любой технике исполнения. Можно использовать все части стебля: оболочку, трубку, метелку с зерном. Солома гречишная. Поверхность лент ровная, гладкая, блестящая. В период полного созревания семян цвет яркий, от розового до темно-вишневого. Такие тона хороши для изображения цветов, ягод, ваз, закатного неба. Поздней осенью солома меняет цвет и приобретает окраску от светло-бежевой до темно-коричневой: прекрасный материал для картин, в которых надо передать структуру дерева: архитектурные детали, столы, скамейки, стволы. Не годится гречишная солома для объемно-выпуклых аппликаций и работ в технике графики.

Используются во флористике солома и трубчатые стебли дикорастущих злаков и трав.
Ситник растет по берегам водоемов, болот, канав, по сырым обочинам дорог. В работу идет только трубка от стебля. Наружная поверхность ее преимущественно темной окраски — серая, коричневая. Внутренняя поверхность матовая, белого, сероватого, голубоватого цвета. Лента широкая, эластичная, податливая в работе. Применение: разнообразные детали в пейзажно-архитектурных композициях. Оттенки внутренней поверхности делают материал незаменимым при изображении неба, воды, некоторых цветов.
Манник — растет во влажных местах, по берегам водоемов, в канавах. Стебель длинный, трубчатый, с узелками-межустьями. Трубка покрыта оболочкой — «рубашечкой». Она тонкая, ее внутренняя поверхность блестящая, белого, розового, сиреневого цвета. Хороша для выполнения цветов, неба, воды, оперения птиц, декоративных украшений. Трубка более груба, цвет ее темнее. Годится для изображения архитектурных деталей.

Сбор и обработка материала
Заготовляя солому культурных злаков, постарайтесь не навредить посевам на колхозных и совхозных полях. Так, мы рекомендуем обращаться в сельскохозяйственные организации, на животноводческие фермы, где вам помогут приобрести необходимое без ущерба для хозяйства. Многие флористы на садовых и приусадебных участках сеют нужные зерновые и декоративные злаки.
Солома пригодна не мятая, сжатая серпом, а не машиной, или срезанная ножницами, достаточно длинная, без трещин. Стебель срезают на уровне второго узла (межустья) от земли: нижняя часть стебля грубая, толстая, при обработке дает трещины.
Собирают солому с момента созревания колосков. К этому времени трубка еще может иметь зеленый цвет, но он быстро выгорает. Более устойчив зеленый цвет соломин, найденных во время уборки урожая или в старых снопах. У соломы, собранной во время жатвы, богатая гамма цветов и оттенков. Красива солома, собранная весной из-под снега. Она эластична и отличается необычным (от светлого до темно-коричневого) оттенком. Иногда вся поверхность ее розовая, пятнистая, очень эффектная. Такая солома — ценный и редкий материал. Его используют для изображения земли, дороги, деревянных деталей, предметов быта.

Мы советуем всегда иметь в запасе:
1) набор соломы от разных злаков, разного периода их сбора;
2) набор соломы от одного вида растений, но собранной в разное время года. Свежесрезанную солому обрабатывают сразу. У каждой соломины ножницами вырезают узелки на стебле. С полученных полых трубок снимают оболочку («рубашечку»), расправляют ее рукой и проглаживают теплым утюгом по внутренней поверхности. Получается ровная широкая лента, с более плотным и толстым нижним концом. После обработки оболочек приступают к обработке трубок. Разрезают их с одной стороны острым ножом по всей длине, расправляют рукой, кладут на рабочую доску и тупым ножом осторожно снимают волокнистую мякоть по всей поверхности. Затем проглаживают утюгом, подложив под ленту 4—6 слоев газетной бумаги.

Внутренняя поверхность ленты от трубки светлая — голубоватая, серая, зеленоватая, матовая; только у некоторых злаков внутренняя поверхность трубок имеет перламутровый оттенок. Ширина лент у разных злаков различна: самая узкая — у ячменной соломы, самая широкая — у некоторых сортов овса, ржи. Обработку соломы с неизвестным сроком заготовки начинают так же: вырезают узелки, снимают с трубок «рубашечки», обрабатывают их. Если «рубашечка» не снимается или плохо расправляется, ее опускают на 15—30 мин в теплую воду, дают воде стечь, снимают с трубки оболочку, раскладывают на тряпке или листе бумаги и подсушивают. Трубки без оболочек заливают горячей водой и оставляют на сутки. По мере охлаждения воду можно менять. Затем обрабатывают, как сказано выше.

Трубки можно не оставлять в горячей воде на долгое время, а прокипятить их в течение 30—60 мин. Солому красивого, редкого цвета кипятить не рекомендуется: лучше залить ее горячей водой на несколько часов или завернуть на 1—2 часа во влажную тряпку. Для размягчения соломы и придания ей яркого желто-золотистого цвета трубки можно кипятить в содовом растворе (на 1 л воды — 1 чайн. ложка питьевой соды). Кипятят трубки без оболочек в течение 15—25 мин. При длительном кипячении солома может изменить цвет и потерять блеск. Не следует кипятить в содовом растворе солому с редким цветом (сиреневым, зеленым, беловато-кремовым, розовым). После кипячения солому прополаскивают в проточной воде, дают воде стечь, подсушивают на воздухе и обрабатывают. Не-подсушенную, влажную солому разглаживать трудно, ленты получаются неровные. Обработка стебля ситника. Собирать его можно в любое время года, но лучше ранней весной, из-под снега, либо поздней осенью. В работу идет только трубка. Свежесобранные стебли обрабатывают как обычную солому, сухие для размягчения погружают в воду на 2—4 часа. В работе используется внутренняя и наружная поверхность стебля. Внутренний слой (мякоть) белого цвета при снятии образует узкие полосы спиралевидной формы; этот материал хорош для выполнения цветов, например хризантем.

Обработка стебля манника. Лучшее время сбора — июль, август. У стебля вырезают узелки, с трубок осторожно снимают «рубашечки». Оболочка у манника очень тонкая, хрупкая, на воздухе быстро высыхает и становится ломкой, поэтому каждую «рубашечку» обрабатывают сразу же после снятия. Трубочки можно обработать позже. Обработка соломы гречихи. Плотный, толстый, без оболочки стебель обрабатывают сразу после сбора. Получается широкая малоэластичная лента. Внутренняя поверхность ее светлая, беловато-серая, без блеска. Сухие стебли или нарезанные трубки можно размягчить, опустив на 2—4 часа в теплую воду. Чтобы придать ленте гречишной соломы большую эластичность, ее проглаживают по внутренней стороне кольцом ножниц.

Обработка рисовой соломки ведется, как любой другой, но эту солому не кипятят. Ленты от трубок и «рубашечки» проглаживают не влажными, а подсушенными при комнатной температуре. • Общий для всех видов соломы этап обработки — проглаживание утюгом. Это утомительный и долгий труд, поэтому мы советуем обрабатывать заготовленный материал в несколько приемов. Получить ровные соломенные ленты поможет аппарат, который несложно сделать самим. Описание и чертеж для изготовления даны в журнале «Юный техник» (1975 г., № 8).

Можно подготовить соломенные ленты, не разрезая стебля. Так, М. Н. Гусакова рекомендует цельную соломенную трубку положить на стопку бумаги и прогладить по всей длине горячим утюгом. Получаются плотные двойные узкие полоски. Аппликации из таких лент, по мнению Гусаковой, более эффектны, рисунок получается выпуклым, рельефным. Этот метод обработки соломы можно использовать, готовя материал для некоторых деталей в композиции (например, если вам нужно изобразить деревянный бревенчатый дом, забор, скамейки, стебли растений, стволы деревьев). Нельзя использовать такую солому для портретов, изображений животных, птиц, цветов, не применяют ее при выполнении работ в технике графики, мозаики, инкрустации, в объемно-выпуклых аппликациях. Солому можно обработать холодным способом (по М. Н. Гусаковой). Сухой стебель соломы, не замачивая предварительно в горячей воде, разрезают по длине острым ножом, расправляют и разглаживают на доске не ножом, а кольцом ножниц, сильно надавливая. Лента получается широкая, ровная, гладкая, эластичная, более блестящая, чем при проглаживании утюгом.

Но этот способ не всегда дает положительные результаты: лента может растрескаться по всей длине на отдельные очень узкие полоски. Как показывает практика, результат лучше, если трубку соломы без оболочки предварительно обернуть влажной тканью или замочить в воде на несколько часов, дать воде стечь, солому разрезать ножом, расправить, подсушить, а затем на ровной доске прогладить широким кольцом ножниц несколько раз по внутренней стороне трубки. Если проглаживать по наружной поверхности, лента получается плоской, как бы провалившейся в средней части, с приподнятыми кверху краями. Работать с такой лентой трудно. После обработки все соломенные ленты сортируют по цвету и оттенку, разделяют ленты оболочек («рубашечек») и трубок, особо выделяют солому с редким цветом или оттенком. Отсортированные ленты осторожно связывают в небольшие пучки мягкими нитками и укладывают в картонную коробку с крышкой. Еще лучше хранить их в плотных папках с карманами, пришитыми или приклеенными на внутреннюю поверхность. Плотные обложки папок выпрямляют ленты, сохраняют их форму. Папки-футляры удобны для работы: на одной половине папки в карманах — ленты от «рубашечек» разного цвета и оттенка, на другой — ленты от трубок; весь материал перед глазами флориста.
Природная, естественная окраска соломы очень разнообразна. Но можно изменить цвет соломенных лент от светло-коричневого до темно-коричневого, черного:
— светло-коричневый, темно-коричневый и черный цвет получают, проглаживая ленты сразу после обработки очень горячим утюгом;
— цвет соломенной ленты равномерно по всей поверхности или с постепенным переходом от слабонасыщенного до густого изменяют с помощью аппарата для выжигания по дереву;
— наконец, цвет соломенных лент изменяют, положив их на противень в горячую духовку. Насыщенность и оттенок зависят от температуры духовки и времени пребывания в ней соломенных лент. Необходимо следить, чтобы солома не обуглилась и не сгорела. Ленты черного цвета очень хрупки, часто крошатся, работать с ними трудно. Солома темно-коричневого цвета может приобретать черный оттенок уже в готовой работе — в зависимости от расположения лент по отношению к направленному на картину свету.

Соломенные ленты разного цвета и оттенка при одном и том же способе тепловой обработки дают разный эффект. Зато при любом методе изменения их цвета они не теряют блеска. Некоторые флористы подкрашивают солому или отбеливают ее, применяя средства бытовой химии. Скажем сразу: мы против подобных методов. Конечно, цветочные композиции из отбеленной соломы эффектны на темном фоне, но такой материал теряет свою естественность, становится однообразным. Мы считаем, лучше поискать другие пути. Например, ленты белого цвета получают из рисовой соломы. Далее, светлый или светло-кремовый цвет внутренней поверхности трубок соломы в сочетании с ярким, золотистым на черном фоне производит впечатление белого. Ищите, экспериментируйте, пробуйте!

Композиции из соломы и методы их выполнения
Флорист работает по определенному плану, независимо от используемого растительного материала:
1. Прежде всего надо выбрать сюжет, тему для картины или композиции.
2. Определить, в какой технике вы хотите ее выполнить.
3. Продумать форму и размер картины и в зависимости от этого прикинуть расположение всей композиции и отдельных мотивов, деталей.
4. Подготовить необходимый растительный материал.
5. Выбрать подсобный материал для фона и основы.
6. Сделать эскизы, наброски карандашом, уточняя все детали.
7. Нарисовать (или перевести через копирку с готового) весь рисунок, в задуманном размере, со всеми деталями, обозначив по необходимости цвет, тени, оттенки. Это рисунок-оригинал, по которому и предстоит работать флористу.


АППЛИКАЦИЯ
Аппликация плоскостная. Задуман простой рисунок: несколько крупных и мелких ромашек. Те, кто владеет искусством рисования, сами создадут оригинал. Не умеющие могут подобрать подходящий рисунок в журнале, на открытке и т. д. Далее, берут две кальки. На одну переводят рисунок с оригинала целиком. Каждый лепесток, лист, сердцевина цветка — это детали. Их обозначают порядковыми номерами. Карандашом наносят линии, определяя направление, по которому надо наклеивать соломенные ленты. Учитывая особенность соломы — менять оттенки в зависимости от расположения лент по отношению к источнику света —- предварительно прикладывают ленты к рисунку, располагая по горизонтали, по вертикали, пока не найдут нужное направление. Рисунок на кальке с пронумерованными деталями называется рабочим. По нему собирают всю композицию после того, как выполнены ее отдельные детали. Для выкроек берут вторую кальку, переносят на нее каждую деталь в отдельности, проставляют номера согласно нумерации на рабочем рисунке, обозначают линиями направление лент.




Ленты подбирают так, чтобы они гармонировали друг с другом по цвету, фактуре, оттенкам, иначе вместо детали получится пестрое или полосатое пятно. Края лент выравнивают по линейке острым ножом. Смазывают ленты клеем и аккуратно накладывают на выкройки таким образом, чтобы края их чуть выходили за линию контура. Потом острыми ножницами вырезают деталь точно по контуру и помещают под груз до полного просыхания клея. Оставшиеся после просыхания на поверхности лент следы клея убирают чистой хлопчатобумажной тряпкой.
Готовые детали раскладывают на рабочем рисунке соответственно номерам. Теперь, чтобы собрать композицию, все детали нужно соединить. Соединяют их с помощью полос бумаги, цвет которой совпадает с цветом выбранного для картины фона.
Полоски наклеивают с изнанки детали, в средней ее части. Затем собранную композицию осторожно переносят на фон. Чтобы закрепить ее, на середину каждой детали с изнанки наносят тонкий слой клея. Для большей надежности до полного просыхания клея всю работу накрывают стеклом. Когда клей просохнет, стекло снимают, убирают соединительные полоски: для этого тонким лезвием приподнимают край детали и острыми ножницами как можно дальше от края отрезают полоски. Если композиция, по вашему мнению, недостаточно укреплена на фоне, можно, взяв в левую руку тонкое лезвие, приподнять край детали, правой рукой подвести под нее нож, кончик которого смазан клеем, перенести клей на нужный участок детали, удалить нож и лезвие и прижать деталь к фону. Для прочности сверху накладывают фуз.
Если выбран совсем простенький оригинал с однородными деталями, можно обойтись без рабочего рисунка: перенести контуры композиции на нужный фон и выполненные детали укреплять клеем сразу по этим контурам.

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ В ЦВЕТОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ

Листья.
Выкройку листа разрезают по средней линии, там, где должна проходить жилка листа. Разрез как бы повторяет изгиб этой жилки. На каждую половинку выкройки накосо наклеивают соломенные ленты. Ленты лежат плотно, без просветов. Подсушив деталь и вырезав ее по контурам, получают две половинки листа. Соединяют их черной бумажной лентой. Лишнюю часть бумаги аккуратно обрезают, чтобы она не просматривалась из-под соломенных лент. Если половинки листа наклеить на бумажную ленту не плотно, а на некотором расстоянии друг от друга, за счет черного просвета создается эффект изгиба листа. Такие просветы можно оставлять по всей длине детали либо в верхней ее части. Чтобы листья казались более живыми, объемными, применяют метод плоскостной тональной аппликации, способной передавать оттенки изображаемого предмета. В этом случае на кальку-выкройку переносят не только контур детали, но и контуры каждой ее части, отличающейся по интенсивности цвета или освещенности. Тщательно подбирают соломенные ленты нужных оттенков, выполняют отдельно каждую часть детали, просушивают и потом наклеивают эти части на выкройку всей детали — плотно, без просветов. Когда клей просохнет, выкраивают весь лист (всю деталь) целиком.
Обозначить прожилки листа можно более простым способом: выкройку делают не на кальке, а на темной бумаге и при наклеивании частей детали оставляют между ними необходимые просветы.
Очень оживляют композиции один или два листка с отогнутым краем (отгибом). В этом случае также делают выкройку всего листа и отдельно — отогнутой его части. Эту часть детали можно выполнить из соломенных лент другого оттенка, можно те же соломенные ленты наклеить в ином, чем на всем листке, направлении. Листок и его часть соединяют по рабочему рисунку (рис. 1).

Ветки, стебли, стволы.
Если в цветочной композиции стебли сделать прямыми, они будут выглядеть палками. Поэтому надо предусмотреть толщину, форму стеблей или веток, их изгибы — причудливые, изящные. На выкройке ствола или стебля соломенная лента наклеивается накосо, но ни в коем случае не продольно или поперечно к длине! Края лент плотно соприкасаются. Наиболее хороши ветки и стебли из соломы различных оттенков темно-коричневого цвета. Стебли и ветки можно выполнить из верхней, самой узкой части соломины, причем трубку не разрезают. Делается это так: контур стебля или ветки переносят не на кальку, а на любую плотную бумагу, часть соломины нужной длины и ширины, подержав в теплой воде 15—30 мин., чуть подсушив, накладывают на бумагу и прямо по рисунку проглаживают горячим утюгом, придавая нужную форму. Таким же способом можно получить любые прихотливые изгибы соломины и потом вырезать из нее части, пригодные для изображения стеблей или ветвей, тонких стволов. Кроме того, при таком про-глаживании соломины утюгом можно изменить ее цвет от светлого до темно-коричневого. В плоскостных тональных аппликациях для стволов деревьев подбирают солому, богатую оттенками, разнообразную по фактуре. Работу производят по выкройке, ленты наклеивают по длине ствола, согласно оригиналу. Если вместо кальки использовать черную бумагу, можно обойтись минимальным количеством соломенных лент: узкими полосками соломы оконтуривают ствол, потом наклеивают мелкие кусочки соломы, согласно рисунку-оригиналу, в самых разных направлениях. Оставленные между ними просветы передают эффект игры теней, подчеркивают неровность поверхности коры.

Подобный прием используют, если картина или композиция задумана на темном фоне. Контуры рисунка переносят сразу на этот фон, обводят узкими полосками ленты силуэт всего дерева — его ствола, ветвей. Причем линии контура на разных участках рисунка могут меняться— от прерывистых, тонких до широких, сплошных. Изображая кору на стволе и наиболее крупных ветвях, кусочки соломенной ленты, подобранные по размеру и цвету, наклеивают, согласно рисунку, либо плотно друг к другу, либо с тонкими длинными или, напротив, короткими и широкими просветами фона. Такое исполнение дает эффект объема изображения, игры теней.

Цветы.
Цветочные композиции из соломы очень декоративны. Причем соломенные ленты способны воспроизвести любой цветок — от ромашки до розы. В работу идут ленты от «рубашечек», или от трубок стебля, или сочетание того и другого материала. Можно брать солому одного цвета, но разных оттенков. У лент от «рубашечек» (оболочек) чаще используют внутреннюю поверхность, наиболее красивую, разнообразную по окраске, очень подходящую для изображения мелких нежных цветов. Наружная поверхность такой ленты более пригодна для изображения листьев, стеблей.

Для композиции желательно выбирать цветы неодинаковой формы и размера, полураскрывшиеся, в полном роспуске или в бутонах. При сборке цветка соломенные ленты начинают наклеивать вначале на те лепестки, которые будут частично перекрыты находящимися рядом. Если на лепестке предусмотрен отгиб, его выполняют, как уже описывалось, по отдельной выкройке и потом прикрепляют к основной детали. Контуры сердцевины цветка, как любой детали, также переносят на кальку, наклеивают подобранную по цвету солому, заполняя всю площадь внутри контура (см. рис. 2).

2 Рис. 2.

Направление наклеивания соломенных лент на различных деталях рисунка.
Обратите внимание на оформление отгибов лепестков и листьев
деталь вырезают и наклеивают на готовый цветок. Если сердцевина выполнена из светлой соломы, по всей площади можно нанести раскаленной иглой точки. Можно сердцевину вырезать по контуру из черной бумаги, смазать клеем и обсыпать мелко нарезанными кусочками соломенной ленты (крошкой). Аппликация объемно-выпуклая. Всю композицию из соломы или определенную деталь в ней можно сделать объемно-выпуклой. Особо декоративны объемно-выпухлые композиции из овсяной соломы ярко-золотистого цвета: купола старинных построек, надутые ветром паруса кораблей на темном фоне. Даже при выполнении детали из соломы одного цвета ее выпуклая поверхность по-разно-му отражает свет, дарит целую гамму всевозможных оттенков. Эффект усиливается, если в работе использована солома разного цвета.
Соломенные ленты наклеивают на выкройку так же, как при выполнении детали плоскостной аппликации, но на выкройке обязательно делают небольшой припуск за линии контура. При выгибании детали этот припуск поможет сохранить ее размер строго по рисунку. Выкройку с наклеенным материалом хорошо просушивают и затем снова наклеивают на лист черной бумаги: такая деталь при выгибании лучше сохраняет форму. Самые надежные в работе — клеи БФ-2 и БФ-6. Клей ПВА делает материал менее эластичным, что может привести к растрескиванию детали при ее выгибании. Приемы получения выпуклой детали мы перечисляли в разделе «Аппликация» главы 1. Повторим их:
1) выгибают деталь пальцами до нужного объема;
2) выгибают деталь нагретой металлической ложкой;
3) проглаживают готовую деталь носиком теплого утюга, другой рукой приподнимая ее за свободный конец;
4) выгибают деталь с помощью були*

Флористу достаточно иметь две були: диаметром 0,3 см для мелких деталей и диаметром 2—4 см — для крупных.
Работу производят на ровной твердой доске или на куске плотной резины (15X25 см), хорошо вымытом, просушенном и обшитом белой хлопчатобумажной тканью. Деталь перед выгибанием хорошо протирают тряпкой, чтобы убрать следы клея, кладут на доску лицевой стороной. Нагревают булю над пламенем газовой горелки так, чтобы она была не чересчур горячей. Левой рукой придерживают деталь у основания и проводят нагретой булей равномерно по всей ее площади, слегка приподнимая деталь и немного натягивая ее на поверхность шарика. В зависимости от размера и формы детали, от плотности материала прокатывают деталь булей несколько раз. При проведении були у верхних, свободных концов детали нажим ослабляют, усиливая его в средней части. Деталь выпуклой формы осложняет сборку композиции по рабочему рисунку. Такую деталь удобнее наклеивать на фон, предварительно выровняв ее край, чтобы не было резко выраженного выгиба. Для этого край основания детали кладут на доску и по лицевой поверхности теплой булей выравнивают полосу по всей ширине детали. У некоторых цветов в композиции, например у подсолнечника, для лучшего прикрепления к фону такие плоские участки делают на верхних концах лепестков. У других же цветов (роз, пионов — с плотным соцветием) плоский участок, наоборот, выравнивают у основания лепестка. Лепестки при сборке наклеивают на плотный черный лист бумаги, нанося клей только у их основания. Сборку таких цветов начинают с верхней части к середине.

Степень выпуклости или вогнутости детали в объемно-выпуклых аппликациях может быть различна. Можно подчеркнуть объем тенью — для этого цвет детали во время выгибания меняют при помощи нагретой були. Для сохранения выпуклой формы на внутреннюю поверхность детали наклеивают карман из плотной черной бумаги. Эти карманы заполняют, не уплотняя, ватой или мягкой бумагой, тонкими лентами поролона. Верхний край наполненного кармана заклеивают. Подобные подкладки некоторые флористы применяют и в плоскостных работах, где объем должен быть выражен с помощью цвета, оттенков, теней. Например, в архитектурной композиции много куполов, часть из них накладывается друг на друга. Чтобы купола не «заваливались», не смещались, и применяются подкладки-держатели.

Большое значение в объемно-выпуклых аппликациях имеет фон. Наиболее красиво оттеняет желто-золотистую соломку черный, коричневый, темно-синий фон. Материалом для него могут служить бархатная бумага, сукно, кожа, шелк. Отличный фон — черные или коричневые полированные доски, цветное стекло. Светлый фон — белая бумага, суровое полотно, холст, мешковина; бархатная бумага ярких тонов —для таких работ не подходит.

Метод накладки.
Применяется для выполнения всей композиции или ее определенной детали. Помогает выразить объем, особенности формы и структуры изображаемого предмета. Суть его — в поочередном наклеивании подобранных по цвету кусочков соломенной ленты, перекрывающих частично друг друга (рис. 3).

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Черепичная крыша в архитектурном пейзаже.
По нижнему ряду контура-выкройки как можно ближе друг к другу наклеивают кусочки соломенной ленты. В следующем ряду кусочки наклеивают так, чтобы они частично перекрыли собой «черепицы» нижнего ряда, и так до гребня крыши. Готовую деталь аккуратно вырезают и прикрепляют на положенное место в композиции.

Ствол дерева.
Работу начинают с верхней части детали. Сверяясь с оригиналом-, подбирают кусочки соломы — светлые или темные; если надо изобразить кору с причудливым рисунком, кусочки соломы наклеивают в разном направлении, но обязательно так, чтобы нижние ряды перекрывали частично верхние. Метод накладки позволяет получить изображение объемным, с оригинальным рисунком коры. Ветви можно выполнить любым из уже описанных способов.

Оперение птицы.
Наклеивать кусочки соломы начинают с концов хвоста и крыльев, заканчивают оформлением головки и клюва. Метод накладки пригоден для изображения шишек хвойных деревьев, например кедра, лиственницы; чешуи рыб (рис. 3), каменных осыпей на горах и скалах в пейзажах. Используют солому от любых растений, любую поверхность лент от «рубашечек» и от трубки стебля. рис.3 Рыба. Работа выполнена методом накладки.

Работы из расщепленной соломы.
Пригодны стебли культурных и дикорастущих злаков. Не используют солому (стебли) гречихи. Расщепляют солому так. Соломенную ленту кладут на рабочую доску, прижимают большим пальцем левой руки, оставив свободным конец ленты длиной в 2—3 см, и расщепляют этот конец острым ножом, чтобы получилась бахрома. Расщеплять солому сразу по всей нужной длине не стоит, лучше проводить операцию поэтапно, на небольших отрезках. Затем расщепленную часть с короткой цельной полоской отрезают.

Наклеивают солому, начиная с нижнего ряда детали. Смазывают клеем только нерасщеп-ленную часть. Каждый последующий ряд своей бахромой должен полностью перекрыть нерасщеп ленную часть предыдущего. Направление полосок строго соответствует указанному в рабочем рисунке. Расщепленному концу можно предварительно придать любую форму (например, закруглить и т. д.). Метод хорош для изображений животных, поскольку легко передает направление и даже окраску шерсти на разных участках тела. Можно применить его, выполняя отдельные детали: скажем, гриву, челку, хвост коня. Из расщепленной соломки прекрасно получаются бахрома на скатерти и шторах, кисти шали, нарядные занавеси, детали одежды. В том случае, если этим методом выполняется одна деталь в картине или композиции, выкройку готовят на отдельном листе плотной бумаги. Этот способ — выполнение детали из расщепленной соломы на отдельной выкройке — мы особенно рекомендуем начинающим флористам. Готовые детали переносят на рабочий рисунок, выполненный сразу на фоне, и укрепляют там с помощью клея. Свои секреты существуют при изготовлении декоративных деталей (например, кистей или бахромы). В этом случае подготовленную солому нужной длины наклеивают на узкую полоску бумаги, плотно, так, чтобы бумага не просвечивала. Чтобы получить кисти или бахрому более пышными, соломенные ленты с расщепленными концами наклеивают в два ряда. Затем бумажную полоску смазывают клеем и прижимают к внутренней поверхности детали. На границе детали и полоски с бахромой можно предусмотреть своеобразную отделку, используя узкую полоску соломы. Работы из расщепленной соломы очень эффектны, создают впечатление объемных.

Крошка из соломы.
Такие работы очень изящны и напоминают живопись маслом или акварелью. Здесь необходимы умение рисовать и высокая исполнительская техника. Для получения крошки солому нарезают узкими полосками и затем ножницами крошат на кусочки произвольной величины. Полученную крошку для удобства сортируют по размеру, форме, цвету, помещают на отдельные тарелки или крышки. Тарелки и крышки надо брать белые: лучше видны все оттенки крошки. Эскиз композиции выполняют акварелью на белой бумаге. Он должен совпадать с оригиналом по размеру. Фон необходим темный (например, плотная бумага черного, коричневого, темно-синего цвета с гладкой поверхностью). Пригоден шпон, тонкий картон, плотный холст, темное суровое полотно. Ворсистые материалы, например бархатная бумага, для работы с крошкой не годятся. Материал для фона хорошо натягивают и сразу надежно прикрепляют к основе.

Через желтую копировальную бумагу на фон переносят композицию, обозначают контурамивсе детали и участки, отличающиеся цветом и оттенками. Выполняют поочередно каждую деталь, каждую ее часть.

ПРИМЕР
Пейзаж:

поляна с яркими мелкими цветами, редкие колоски ржи, на переднем плане — береза с пышной осенней кроной. Предположим, взят акварельный рисунок-оригинал: ствол березы пестрый, от темно- до светло-коричневого, с белыми пятнами. Обозначают на контуре рисунка границы каждого различно окрашенного участка. Нижняя часть ствола темно-коричневая, без ярко выраженной структуры. На эту часть прямо по фону наносят тонким слоем клей и посыпают очень мелкой крошкой из темно-коричневой соломы, равномерно распределяют крошку по всему участку и ножом, лезвием или рукояткой прижимают к фону до полного просыхания клея. Излишек крошек снимают мягкой кисточкой. Если кое-где на участке остались нежелательные просветы, на них снова наносят клей и добавляют крошку. Таким же образом обрабатывают все участки, сверяясь по рисунку-оригиналу. Закончив ствол, принимаются за ветви. Здесь годится мелкая или крупная крошка из соломы темного или светлого цвета. Пеструю осеннюю крону могут изобразить крупные крошки, напоминающие по форме отдельный лист. Их наклеивают в разных направлениях, с просветами фона или плотно. При использовании более мелкой крошки различных цветов и оттенков этот участок смазывают клеем и насыпают крошку нужной плотности.

Теперь черед лужайки. Тот же прием: смазывают участок клеем, засыпают крошкой разного размера, цвета, плотности. Отдельные цветы изобразят наклеенные более крупные частицы соломы, яркоокрашенные. Работу просушивают, накрыв стеклом, затем стряхивают лишние крошки. Картины и композиции, выполненные крошкой, следует застеклять и окантовывать (см. соответствующий раздел главы 3).




<<<-- оглавление

окончание 2-ой главы-->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0