RSS Выход Мой профиль
 
Первушина. Природа и творчество. | ЧАСТЬ I, Глава1




Часть I
ФАНТАЗИЯ, ТЕРПЕНИЕ, МАСТЕРСТВО

Глава 1

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Наша палитра
Природа дарит флористам разнообразнейший материал. Приглядитесь внимательно: цветы и листья растений, их стебли, семена, даже шелуха луковиц, кора деревьев, пуховки одуванчика или чертополоха дают возможность проявить вкус и фантазию. Можно, тщательно засушив лепестки и сердцевину цветка, аккуратно собрать (смонтировать) его, повторив природу. А почему бы не превратить в диковинный цветок горсть ярких осенних листьев, например осины или аронии? Каждый лист станет лепестком. А вот опавший лепесток тюльпана— нежно-малиновый, с блекло-желтым пятном у основания. Разгладьте его и всмотритесь: такие краски у неба на закате. Разложим лепестки на столе, плотнее друг к другу. А теперь поместим на них половинку зубчатого листка крапивы — темно-зеленого, резного. И вот уже перед нами еловый лес на фоне вечернего неба. Правда, похоже? Не спешите выбрасывать лист, изъеденный гусеницей до прожилок. Положите его на лепесток тюльпана, на желтое пятно. Жилки листа напоминают ветви облетевшего дерева. Что еще подскажет воображение?..

В этой книге мы расскажем, какие широкие возможности выбора дает растительный материал, даже такой, казалось бы, бросовый, как кожура от плодов и овощей, скорлупа орехов, пустые колоски злаков. Посоветуем, как собирать, обрабатывать и использовать материал, приведем примеры различных поделок и композиций.

Флористы выполняют работы только из растительного материала. Не следует использовать то, что не относится к флоре: рыбью чешую, птичьи перья, фольгу и прочую мишуру. Как распорядиться растительным материалом? Как научиться создавать картины? Какому жанру отдать предпочтение? Выбор богатейший. Флористы выполняют орнаменты, пейзажи, натюрморты, даже портреты и сюжетные картины. Но создание любого творения во флористике подчинено законам, принятым в изобразительном искусстве. Поэтому советуем любителям, прежде чем приступать к работе, познакомиться с пособиями по живописи, графике, композиции.

Аппликация
Работы флористов при всем разнообразии сюжетов, стиля, способов оформления выполняются в основном одним методом — аппликации (наложения). Метод очень древний и широко используется в прикладном творчестве народов мира. Аппликация из растительного материала — соломы, засушенных листьев, лепестков, пуха — самый молодой его вид. Аппликация может быть сюжетной, отражающей какое-либо действие, ситуацию, и декоративной, представляющей определенный узор или орнамент, т. е. узор, состоящий из ритмично повторяющихся элементов (например, листьев, бабочек, птиц, различных геометрических фигур).

Различаются аппликации плоскостные, плоскостные тональные (объемные) и объемно-выпуклые. Плоскостная аппликация наиболее проста в выполнении. Она повторяет силуэт какого-либо предмета или животного — листка, цветка, дерева, птицы. Из материала в плоскостной аппликации отдают предпочтение листьям, лепесткам, соломе. Нехитрые поделки, которые знакомы нашим детям еще с дошкольного возраста: наклеивание вырезанных из цветной бумаги фигурок людей, животных или цветов на картон или окрашенный бумажный лист — это пример плоскостной аппликации. Во флористике все детали рисунка выполнены из цельного или раскроенного растительного материала, они равноокрашены, и изображение получается плоским — отсюда и название. Плоскостная аппликация доступна любому флористу-новичку. Более сложный способ — плоскостная тональная аппликация. Как в живописи, эффект объемности, выпуклости изображаемого предмета достигается подбором оттенков: светлые детали как бы приближаются к зрителю, темные — удаляются от него. В данном случае удача сопутствует флористу, обладающему не только художественным чутьем, но и набором богатого оттенками растительного материала.

Объемно-выпуклая аппликация требует особого мастерства и умения. При этом способе отдельные детали композиции (например, лепестки крупных цветов, надутые ветром паруса, купола старинных соборов) предварительно выгибают, делают их выпуклыми, используя нагретую металлическую ложку, носик теплого утюга или булю — тяжелый металлический шарик, укрепленный на стержне с деревянной ручкой: такие були обычно применяют при изготовлении из ткани искусственных цветов. Композиции, выполненные методом объемно-выпуклой аппликации, особенно хороши.

Богатство растительного материала позволяет флористам стилизовать свои работы под разную технику исполнения: например мозаику (наложение мелких кусочков засушенных растений), графику (здесь используются тонкие полоски, нарезанные из растительного материала), инкрустацию (лучший результат получают, применив кусочки соломы). Поскольку любой способ, любой прием становится понятнее, если раскрывать его на конкретном примере, более подробно мы поговорим о них в главе 2, в разделе «Композиции из соломы и методы их выполнения». Важная деталь аппликации — фон, на который накладывается изображение. В разделе об оформлении работ вы найдете советы, какой материал выбрать для фона своих композиций. Прочность вашей работе придаст основа, к которой прикрепляется фон вместе с аппликацией. Подробно об основе вы также узнаете в разделах «Оформление готовых работ», «Инструменты и подсобные материалы».

Инструменты и подсобные материалы
1. Гладкая деревянная доска 20X30 см для обработки растительного материала.
2. Деревянная доска 40X50 см (можно чертежную) для работы над рисунками, эскизами сборки композиций.
3. Толстое стекло или оргстекло 15X20 см, 20X30 см.
4. Скальпель или острый складной нож.
5. Пинцет.
6. Резак — косой нож, имеющий вид стамески или сапожного ножа.
7. Ножницы: хозяйственные, небольшого размера; маникюрные, прямые и изогнутые.
8. Толстая игла, укрепленная в деревянной ручке.
9. Галантерейные шпильки с головками разных диаметров. Шпильки выпрямляют и укрепляют в деревянной ручке.
10. Аппарат для выжигания по дереву.
11. Металлическая линейка.
12. Карандаши:
а) черного цвета, средней мягкости;
б) белый, желтый. 13. Материал для основы картины, композиции:
а) плотный картон (от упаковочных коробок);
б) тонкий картон;
в) гофрированный картон (перед использованием прокатать несколько раз вдоль и поперек скалкой, чтобы получить более тонкий и плотный лист);
г) тонкая фанера;
д) тонкая доска с гладкой и ровной поверхностью.
14. Материал для фона:
а) черная упаковочная бумага (от фотобумаги или рентгеновских пленок);
б) бархатная бумага темного цвета;
в) однотонная ткань — шелк, бархат, сукно, фланель, сатин, холст, мешковина, плотная хлопчатобумажная ткань;
г) кожа, кожзаменители темного цвета с ровной, без рисунка, поверхностью (можно использовать куски, вырезанные из старых сумок, портфелей);
д) стекла черные или специально окрашенные цветные (такие стекла одновременно служат и фоном, и основой для композиций);
е) полированные доски черного или темно-коричневого цвета;
ж) тонкие доски из деревьев разных пород;
з) тонкие листы фанеры (шпона), обычно применяемые для отделки мебели;
и) кора сосны, березы или других деревьев; к) декоративный картон;
л) панно и салфетки из соломки, без рисунка и украшений (изделия ДРВ).

15. Материал для окантовки картин, панно:
а) черная упаковочная бумага;
б) белая плотная, не очень толстая бумага;
в) плотная бумага серого, темно-синего, темно-коричневого цвета;
г) декоративная бумага, имитирующая ткань, кожу, шелк (яркие цвета не годятся!);
д) гуммированная бумага (применяемая для заклейки окон или упаковки почтовых бандеролей);
е) тонкая кожа, кожзаменители, дерматин черного, коричневого, синего, темно-вишневого цвета (без рисунка);
ж) плотная хлопчатобумажная ткань темного цвета.

16. Калька.
17. Копировальная бумага, черная и цветная.

18. Плотная белая бумага.

19. Клей:
а) БФ-2, БФ-6 — высыхают медленно, но склеивают материал надежно;
б) резиновый клей;
в) клей ПВА — надежен, но наносить его следует тонким слоем, т. к. следы его снять трудно, особенно с ворсистой поверхности;
г) «Марс»;
д) столярный клей (применяют только для работы с подсобным материалом — бумагой, картоном и т. д.);
е) клей канцелярский казеиновый;
ж) «Феникс»;
з) клеящий карандаш.

Полностью исключить применение канцелярского силикатного клея!

20. Кисти для клея.
21. Короткие вязальные спицы разной толщи- j ны — для нанесения клея на растительный ма- : териал.

22. Стекла, обычные оконные, не толще 3 мм, без повреждений.

23. Бельевая резинка.

24. Крючки:
а) брючные;
б) одежные крупные (например, от воротников зимних мужских пальто);
в) самодельные, из полосок жести или другого тонкого металла 2X7 см, согнутые буквой «Г».
Мы перечислили материалы и инструменты, которыми обычно пользуемся в своей работе. Повторяем: это наш личный опыт. Категорических рекомендаций в выборе удобного инструмента или подсобного материала нет. Надеемся, со временем вы сможете продолжить этот список.

НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ

Окраска бумаги
Бывает, что под рукой не окажется подходящей по цвету бумаги для фона. Ничего страшного: бумагу можно выкрасить практически в любой цвет. Так, бархатную бумагу некрасивого оттенка несложно выкрасить тушью или чернилами для авторучек в черный, темно-синий, темно-коричневый, темно-зеленый цвет (на 1 часть красителя 2—3 части воды). Красят тампоном из плотной хлопчатобумажной ткани (но не ваты!) или широкой мягкой кисточкой (жесткая снимает с бумаги ворсинки). Окрашивать можно всю поверхность в ровный цвет или с бликами.
Окраска в однотонный цвет: лист бумаги раскладывают на газете и окрашивают тампоном или кисточкой равномерно всю поверхность сначала по длине листа, затем в поперечном направлении. Окрашенный лист оставляют для просушки при комнатной температуре. Намокшую газету следует осторожно заменить сухой. Если после просыха-ння лист окажется прокрашенным неравномерно, процедуру повторяют. После полного высыхания окрашенного листа его накрывают чистой сухой белой бумагой, сверху кладут доску о грузом. Окраска с бликами: блики, оттенки получаются за счет неравномерного окрашивания поверхности и легких просветов основного, первоначального цвета бумаги:

а) лист бархатной бумаги окрашивают, как описано выше, и сразу же подвешивают за уголок;
б) лист бархатной бумаги, согнув «корытцем» вдоль, слегка смачивают с лицевой стороны теплой водой. На влажную поверхность наливают приготовленный краситель и быстрым движением перекатывают раствор в разных направлениях по всей поверхности листа. Такой способ дает неравномерное окрашивание с постепенным переходом насыщенного цвета в более слабый, с легким просветом основной окраски листа.
• Чтобы получить на каком-либо участке более густой цвет, задерживают краситель в этом месте подольше.
• Если задумано показать в композиции тень от предмета, нужный участок предварительно красят тем же приемом в черный цвет, а после полного просы-хания черной краски окрашивают подобранным красителем всю поверхность.
• Тушью или чернилами красят в черный цвет любую, белую или яркую цветную бумагу. При прокрашивании листа нераэведенной черной тушью после просыхания его можно покрыть бесцветным лаком.
• Белую бумагу можно тонировать густым настоем крепкого чая, кофе, отваром шелухи репчатого лука, ромашки и другими натуральными красителями. Хороши красители из чернил, приготовленные из чернильных орешков — галлов. Такие чернила не выгорают на свету, а, напротив, приобретают интенсивный коричневый цвет. Готовят их так: поздней осенью на листьях дуба образуются светло-зеленые крупные наросты — это гнезда насекомых-паразитов, галлы. Орешки собирают, размельчают, выдавливают сок через 2 слоя марли в стеклянную посуду. Полученные чернила имеют слабо-коричг невый цвет. Для получения более интенсивного цвета в сок кладут несколько кристаллов железного купороса, размешивают стеклянной палочкой и выдерживают на свету 5—7 дней. Готовыми чернилами можно рисовать или окрашивать бумагу в приятный коричневый цвет.




<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0