RSS Выход Мой профиль
 
Остап Вишня том 1 | Жизнь и творчество Остапа Вишни (прожолжение)




* * *

Остап Вишня — выдающийся мастер политической сатиры. Можно без преувеличения сказать, что всю свою жизнь в украинской литературе он ведет беспощадный бой с империалистическими поджигателями войны, с колонизаторами и угнетателями, с украинскими буржуазными националистами. Вишня стреляет по ним «картечью» и «жаканами», ведет с ними рукопашный бой «доисторическим инструментом»— шахтерским обушком, громит залпами «Зенитки». Борьбу с поджигателями войны и их лакеями писатель считает своим патриотическим долгом. И это вполне естественно. Ведь советская литература и ее острейший жанр — сатира и юмор — это литература мира, литература труда, счастья и нерушимой дружбы народов. На знамени нашей литературы начертаны простые, понятные и близкие сердцу всех добрых людей земли слова: «За мир во всем мире! За счастье всего трудового человечества!» В политических памфлетах и фельетонах Остап Вишня вывел целую галерею выродков, одичавших и обезумевших от неутолимой жажды накопления денег, стремящихся уничтожить в огне чудовищной войны миллионы людей во имя новых миллиардов сверхприбылей в бездонных сейфах Уолл-стрита и Сити. Сатирик беспощадно развенчивает антинародную сущность буржуазной демократии, растленную мораль капиталистического мира, срывает маску миролюбия с империалистических агрессоров и показывает читателю их настоящее омерзительное лицо. К примеру, в памфлете «А народ войны не хочет» читаем:
«А как хочется воевать всем этим мистерам!
До боли, до рези в животе!
Уолл-стрит хочет, чтобы весь белый свет, весь земной шар в несгораемом шкафу хранился!
Щелкнет мистер золотым ключом:
— Весь шар земной мой! Мой!»
Языком сарказма и насмешки писатель говорит о холуях «золотого мешка», о выползнях из «самостийной дырки»— украинских националистах. Он показывает их в неподдельном виде — подлыми, алчными и коварными предателями своей родины.
Уже ранние сатирические произведения Вишни, нацеленные своим острием против украинских националистов, отличаются острым обличительством и большим мастерством. Умело используя такие жанровые средства, как гротеск и гипербола, Остап Вишня блестяще, убедительно показывает продажность и обреченность буржуазно-националистических отщепенцев.
Политические памфлеты и фельетоны Остапа Вишни отличаются высоким сатирическим пафосом, метким словом, оригинальностью и гражданственностью. В грани малой формы писатель умеет уложить огромное содержание, глубокую мысль, большую силу сатирического накала. Каждая его фраза, каждое слово бьют точно «в яблочко» избранной мишени.

* * *

За семь дней до смерти Павел Михайлович возвратился в Киев с Херсонщины, где он был более месяца в творческой командировке. Были у него новые планы, новые замыслы, но не довелось нам увидеть их воплощенными. 28 сентября 1956 года неумолимая смерть безвременно оборвала жизнь крупнейшего сатирика нашего времени, чудесного человека, гражданина и друга.
Ушел от нас этот большой писатель, а я никак не могу свыкнуться с мыслью, что его нет среди живых. Может быть, это потому, что у нас, в редакции «Перця», висит портрет Павла Михайловича и ежедневно я встречаюсь с ним, будто с живым. Взгляну в его живые, мудрые, немножко грустные глаза, и кажется, вот сейчас распахнутся двери, и войдет, опираясь на резкой гуцульский топорец, наш неповторимый Павел Михайлович — Остап Вишня. Войдет, поздоровается шутливо, как здоровался всегда:
— Привет, робятушки! Как жизнь молодая? Цветет?
— Цветет, Павел Михайлович, цветет.
— Ну и чудесно. Хай цветет!
Потом присядет у стола, протрет платочком стекла очков, достанет из кармана коробку неизменного «Казбека», закурит и, вспоминая что-то свое, внезапно спросит:
— Вы, Федор Юрьевич, живого варвара давно видели?
— Правду говоря, давненько.
— А я сегодня видел. Вышел утречком из дому и пошел себе по бульвару Шевченко. Около гостиницы «Украина» какая-то старушка голубей кормит. Посыплет на асфальт пшеницы, а они около нее, как цыплята, копошатся. А тут, откуда ни возьмись, такси. Гонит, бесова душа, как на пожар. Видит же — голуби на дороге, а гонит. Ну и задавил, варвар, двух таких белоснежных красавцев, что у меня сердце зашлось. Успел записать номер машины. Вот сейчас позвоню, дознаюсь, кто вел машину, и обязательно напишу, обязательно в «ПерцЬ проперчу. И как только земля носит таких бессердечных?!
Бессердечность, скверну, безответственность Остап Вишня не переносил! Не переносил потому, что сам был человеком чуткого сердца и благородной души. Выше всего он любил добро и родную природу. Помнится, как-то в начале лета читатели «Перця» прислали Вишне письмо, в котором жаловались на своего земляка-браконьера, бессовестно нарушавшего сроки охоты. Прочитав письмо, Вишня вскипел от гнева. Здесь же в редакции он быстро набросал свой широко известный фельетон «Утята плачут», в котором так отстегал нарушителя закона, что тот наверняка запомнил до новых веников.

Остап Вишня был чутким и удивительно скромным человеком. Он никогда не упивался своей литературной славой и огромной популярностью, всегда оставался земным, простым и доступным. За 10 лет его работы в «Перц!» не было случая, чтобы он кого-то не принял или кому-то сказал: «Сегодня я занят. Придите после». Он зачастую откладывал даже неотложные дела, если к нему кто-то обращался, приезжал или приходил.
Нужно сказать, что посетителей в редакции всегда было много и каждому хотелось попасть обязательно к «самому Остапу Вишне». То заявится к нему жалобщик из Сумщины и просит, чтобы его горести и печали выслушал «только» Вишня, то приедет молодой литератор из Львова и просит Вишню прочесть и оценить его первые пробы в сатирическом жанре. Всю свою писательскую жизнь Вишня поддерживал теснейшую связь с творческой молодежью, был для нее вдумчивым учителем и наставником, не щадил сил и времени для всемерной помощи молодым, охотно делился собственным огромным опытом.
«Не задерживайте таланты. Пусть растут!— говорил Вишня.— Не забывайте, что молодые литераторы — наша смена, будущие мастера нашей великой культуры!»

Могучий талант Остапа Вишни, необычайная популярность его произведений оказали большое влияние на творческий рост целой плеяды украинских сатириков и юмористов.
«Мы все пошли от Вишневого корня»,— однажды сказал талантливый юморист Юрий Вухналь, и это сказано без преувеличения. От «Вишневого корня» шли украинские юмористы еще в двадцатых годах, из этого же корня выросли и нынешние.
Частенько бывало и так. Заходит человек и спрашивает:
— Могу ли я видеть Остапа Вишню?
— Можете!— отвечает Вишня.
— А где же он?
— Вот он, перед вами!
— Значит, это вы Остап Вишня?
— Значит, я и есть Остап Вишня!
— Простите, пожалуйста, но вот остановился я проездом в Киеве, и захотелось мне на вас посмотреть. Дай, думаю, зайду в редакцию, взгляну, какой же он есть, этот наш Остап Вишня, который так здорово и смешно пишет.
— Ну, смотрите на доброе здоровье, если вам это приятно,— усмехнется Павел Михайлович и уж не отпустит гостя, пока не расспросит, кто он и откуда, где живет и работает, что хорошего слышно в его краях. С посетителями он умел разговаривать непринужденно, искренне, по-отечески, и в его обществе каждый чувствовал себя непринужденно и просто. Остап Вишня был влюблен в веселых, находчивых, острых на язык людей. Он мог часами слушать их рассказы, смеяться до слез. Казалось, мало кто умеет так смеяться, как смеялся Остап Вишня.

* * *

Остап Вишня был и навсегда останется в советской украинской литературе звездой первой величины. И слово его, чарующее, веселое, и смех его, то язвительный и едкий, то поэтический и ласковый, будет жить вечно потому, что сам писатель был живой улыбкой своего великого и бессмертного народа.

Федор Макивчук


<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0