RSS Выход Мой профиль
 
Новосёлова Т. Резьба по дереву | Глава 7 МОЗАИКА




Глава 7 МОЗАИКА
Мозаика является одним из своеобразных видов резьбы по дереву. В зависимости от технических приемов различают два вида мозаики: маркетри и интарсия. Мозаикой украшают разнообразные вещи: шкатулки, женские украшения, декоративные панно, мебель и т. д.
Выполнение мозаики требует не только умения пользоваться инструментами, но и умелого подбора различных по цвету и текстуре кусочков древесины, из которых набирается мозаичный узор.
Технике мозаики свойственны разнообразные композиции, как орнаментальные, так и тематические.
Основным материалом для мозаики служит строганая листовая фанера или фанеровочный шпон.
В мозаичной работе важен и колорит, и твердость, и текстурный рисунок древесины. При этом нужно учитывать, как изменяется цвет и текстурный рисунок под защитным слоем лакокрасочной пленки, которой покрывают мозаичное изделие.
Ниже представлены цветовые свойства древесины.
Белый цвет — граб, клен, пихта, осина, ель, ясень, липа, береза.
Желтый— карельская береза, шелковица, тополь, черемуха.
Бурый — кедр, тополь, ива, вяз, платан, железное дерево, бук, лиственница, ольха, груша, слива, яблоня, каштан, рябина, акация.
Коричневый — дуб, орех, черешня, вишня, кипарис, туя.
Красный— тисс, красное дерево, североамериканский кедр.
Розовый— хмель, слива, граб, лавровишня, платан.
Оранжевый — груша.
Зеленый — фисташка, хурма.
Серый — грецкий орех.
Фиолетовый — палисандр, амарат.
Черный — эбеновое (черное) дерево.
Текстурный рисунок дерева, цвет дерева можно усилить или приглушить при нанесении защитного слоя. Этот слой образуют вощением, полированием и лакированием.
После нанесения защитного слоя цвет древесины темнеет, становится глубже, сочнее, приобретая более теплый оттенок. Виды мозаики по дереву — маркетри и интарсию — различают по способу наложения мозаичного узора.
Маркетри — более простой способ, при котором мозаичный слой наклеивают на основу — поверхность изделия и полностью его покрывают. Набор для мозаики заготавливают заранее на фанере (картоне, твердой бумаге), где нанесен рисунок мозаики. В фанеру вставляют и подклеивают все детали мозаичного узора. Можно отдельно вырезать части узора и наклеивать их на поверхность, где нанесен общий рисунок. После этого весь узор переносят на изделие.
Способ интарсии сложнее. Мозаичный набор врезают в основу изделия. Рисунок наносят на основу и вынимают стамеской на толщину фанерки. В это гнездо и вставляют мозаичный узор.
При выполнении изделий с мозаикой надо сначала составить общую композицию вещи и найти место для мозаики. Когда рисунок закончен и все его детали проработаны на бумаге, приступают к заготовке основы. Поверхность, предназначенную под мозаику (при способе маркетри), зачищают цинубелем под углом к направлению волокон. После такой обработки мозаичный узор лучше приклеивается к основе. Рисунок, проработанный в деталях, переносят в обратном расположении на фанеру, служащую фоном.
Следующий этап — выпиливание или вырезывание деталей и вставка цветных заготовок на место. Для этого на фон подклеивают бумажные полоски, смазанные декстриновым клеем. Выпиливание и резание ведут с обратной стороны, а бумажную ленту наклеивают с лицевой. Просветов между деталями не должно быть.
Вырезав по контуру одну деталь, подклеивают под гнездо фанерку нужного цвета.
Покрыв основу тонким слоем горячего столярного клея, как можно быстрее накладывают мозаичный набор стороной, на который был нанесен рисунок. Перед наклеиванием основу протирают древесным уксусом.
Чтобы набор приклеился равномерно, надо хорошо притирать всю поверхность молотком, сначала слегка подогрев его, чтобы клей не застыл. Пользоваться молотком нужно осторожно, стараясь не протереть и не прожечь фанерку. Можно зажать изделие в струбцину или пресс. Интарсия считается более сложной для выполнения, чем маркетри. Мозаичный набор врезают в основу изделия. Рисунок наносят на основу и вынимают стамеской на толщину фанерки. В это гнездо и вставляют мозаичный узор.
При этом способе так же сначала подготавливают композицию на бумаге, затем все детали вырезают из цветной фанеры, из кусочков текстурной древесины, и композицию накладывают в соответствии с рисунком на картоне или фанере. Подготовленный рисунок наносят на украшаемую поверхность уже не в зеркальном, а в прямом изображении. Резчик выбирает с помощью обычного резчицкого инструмента фон на глубину подготовленного для вклейки кусочка древесины другого цвета или другой фактуры и вклеивает в это гнездо подготовленную деталь мозаичной композиции. К отделке мозаичных изделий приступают после того, как их просушивают и очищают от склеивающей бумаги, которую осторожно отделяют, слегка смачивая водой.
Для выполнения мозаичных работ на деревянной основе применяют не только древесную фанеру, но и другие материалы, например, перламутр, металло-кость и рог. Поверхность мозаичного изделия должна быть в результате всей обработки гладкой, ровной, над ней не должно выступать ни одной детали, ни одного шва, только тогда она будет производить высокое художественное впечатление.

........

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ
Полоски-штапики режут вдоль, поперек и под углом к волокнам древесины.
Лист шпона размечают на полоски, проводя параллельные линии кончиком ножа. Затем по разметке накладывают металлическую линейку и плотно прижимают ее к листу. Нож держат, как карандаш, с небольшим наклоном по направлению движения. Не следует наклонять нож вправо или влево. Прижав лезвие ножа к линейке, одним-двумя движениями отрезают полоску шпона.
При нарезании полос с продольным направлением волокон делают несколько резов без сильного нажима на нож, иначе он может пойти по слою древесины, т.е. не прямолинейно.
При нарезании полос с поперечным направлением волокон сначала, во избежание разрыва шпона по волокну, следует надрезать ближний к себе край. При нарезании полос под углом к волокнам, во избежание разрывов шпона по волокнам, нож ведут осторожно, постепенно прорезая один годичный слой за другим.
При изготовлении широких полос шпон режут по линейке ножом-пилкой.
Прямолинейные геометрические фигуры нарезают из полосок шпона. Полоски необходимой ширины размечают на квадраты, треугольники, ромбы и разрезают ножом по линейке.
При серийном производстве мозаичных наборов детали в виде прямолинейных геометрических фигур нарезают по шаблону с помощью ручного резака-гильотины или штампов.

Криволинейные детали вырезают обычно ножом от руки. При вырезании криволинейных фигур, особенно из шпона твердых и хрупких пород (дуб, ясень, лиственница), необходимо правильно выбрать направление резания — резать по слою древесины так, чтобы угол между направлением движения ножа и направлением волокон был менее 90°. Нажим на нож переменный — больше при перерезании твердой зоны древесины и меньше при перерезании мягкой зоны, при этом кончик ножа не должен выходить из древесины. Закругления с малым радиусом выполняют в виде многоугольника. Для изготовления большого количества одинаковых криволинейных фигур используют шаблон. На лист шпона накладывают шаблон, придерживая его левой рукой, плотно прижимая к шаблону нож, вырезают деталь.
Круги, кольца, овалы вырезают с помощью циркуля-резака. Шкала циркуля позволяет без разметки получать круги нужного диаметра. Циркуль устанавливают на шпон и, осторожно нажимая на резец, несколькими проходами вырезают круг.
При вырезании кольца прорезают сначала внутреннюю окружность, затем, увеличив раствор циркуля, наружную. При этом шпон закрепляют на подкладочном щите с помощью шпилек.
Часть овала, образованную окружностью, вырезают с помощью циркуля или лекала, а места сопряжений — от руки ножом. При достаточном навыке овалы вырезают только от руки.
Сложные криволинейные детали мозаики — завитки, виньетки — вырезают только от руки.
Если набор состоит из крупных криволинейных деталей из двух или трех пород древесины, целесообразно одновременно выпиливать лобзиком и детали вставки, и фон. Для этого листы шпона наклеивают на бумагу, чтобы придать им большую прочность, складывают в пачку и скрепляют по углам клеем или скрепками.
Чтобы на нижнем листе шпона при пилении не образовывались задиры и вырывы волокон, под пачку подкладывают дополнительный лист лущеного шпона. На верхний лист наносят рисунок мозаики. На небольшом расстоянии от рисунка ручной электрической дрелью просверливают отверстие, через которое пропускают пилку лобзика. Лобзик держат с небольшим наклоном вправо. Пиление производят медленно, без сильного нажима на пилу. При пилении по прямой линии лобзик надвигают на материал, при пилении по кривой пилка работает на месте, а шпон надвигают на пилку. Таким образом изготовляют деталь-вставку и фон одновременно, что обеспечивает точное и плотное их соединение. В данном случае вставки изготовляют вслепую, т. к. текстура внутренних листов шпона не видна, поэтому необходимо заранее подобрать направление волокон вставок и фона.
При серийном производстве для получения криволинейных деталей несложной формы используют штампы-просечки. Лист шпона кладут на торцевую деревянную плиту или брус, на шпон устанавливают штамп и ударом молотка вырубают деталь.


ФИГУРНЫЙ НАБОР ШПОНА
Набор шпона при облицовывании может быть простым и фигурным (рис. 65). Простым называют набор, в котором годичные слои в смежных делянках шпона расположены параллельно. Различают три варианта простого набора: продольный (в рост) 1, поперечный 2 и косой 3. Фигурным называют набор, в котором годичные слои в смежных делянках шпона образуют геометрический рисунок. Различают следующие виды фигурного набора: в елку 4, в шашку 5, крестом 6, в конверт 7, в круг или многоугольник 8. Во всех видах фигурного набора заложен принцип симметрии и зеркального отражения рисунка древесины в смежных или противолежащих делянках шпона.
Для фигурного набора используют породы древесины с яркой, выразительной текстурой, обусловленной главным образом разницей в окраске ранней и поздней древесины годичных слоев, например, хвойные породы, а также дуб, ясень, карагач, красное дерево. Наиболее ярко годичные слои выявляются на тангенциальном и тангенциально-торцевом разрезах. Особого эффекта можно достичь при искривлении или волнистости годичных слоев. Фигурный набор, выполненный из разных по цвету пород древесины, является простейшим видом мозаики.
Красота фигурного набора зависит не только от правильного подбора текстуры древесины, но и от качества его изготовления. Процесс изготовления фигурного набора включает в себя следующие операции: раскрой шпона, фугование кромок, склеивание.
Шпон раскраивают в плотно зажатых пачках, чтобы листы шпона в них не смещались. На верхнем листе пачки делают разметку, по которой ее разрезают на делянки сначала в поперечном направлении или под углом к линейке ножом-пилкой. В некоторых случаях применяют шаблон. Так, для получения набора в круг на листе бумаги вычерчивают круг и делят его на восемь частей. На одну восьмую часть делают шаблон. Из пачки отбирают восемь листов шпона, и по шаблону ножом вырезают восемь делянок.

Чтобы получить после раскроя ровные и гладкие кромки, резать следует медленно и осторожно, плотно прижимая резец к линейке или шаблону. Если после раскроя между приложенными одна к другой кромками нет просвета, фугования кромок не требуется. Неровные кромки фугуют. В мастерской для этой цели применяют ручной фуганок. При этом пачку шпона зажимают струбцинами между прокладками.
Подготовленные делянки шпона раскладывают на столе и подбирают по текстуре. Левой рукой плотно поджимают две соединяемые делянки, а правой рукой поперек стыка наклеивают кусочки клеевой ленты в нескольких местах, чтобы скрепить делянки (для смачивания ленты нужно иметь под рукой влажную губку). При соединениях делянок, особенно при наборах в елку, крестом в круг, нужно следить за тем, чтобы рисунок не сдвинулся и получилось зеркальное отражение его в смежных кусках. Убедившись в том, что рисунок подогнан точно, по всему шву проклеивают клеевую ленту и тщательно проглаживают ее притирочным молотком. После того, как делянки склеены в один лист, во избежание трещин и сколов на его торцевые кромки или по всему периметру наклеивают клеевую ленту.
На готовом наборе не допускаются такие дефекты, как расхождение или нахлестка кромок, смещение текстуры, отставание или сдвиг клеевой ленты и морщины на ней.
При умелом использовании текстуры древесины фигурный набор можно применять как декоративный элемент в изделиях мебели.

СМОТРЕТЬ 7 ГЛАВУ ПОЛНОСТЬЮ (ФАЙЛ PDF)






<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0