RSS Выход Мой профиль
 
Как воспитать настоящего человека. Сухомлинский В. А.|

Сухомлинский В. А.

Как воспитать настоящего человека


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Р
абота «Как воспитать настоящего человека» (Этика коммунистического воспитания) создавалась Василием Александровичем Сухомлийским в последние годы его жизни. Рукопись носит следы долгой и кропотливой работы автора над текстом — в ней много изменений, дополнений, незавершенных страниц. По рукописи можно представить творческую лабораторию В. А. Сухомлинского. Вместе с тем данная публикация — цельное и законченное произведение. Оно представляет собой пособие для учителя по этическому воспитанию подрастающего поколения, в котором обобщены и систематизированы важнейшие принципы коммунистической нравственности, включающие наряду с педагогическими ее философские, психологические и социологические аспекты.
В книге «Как воспитать настоящего человека» Василий Александрович рассмотрел главные вопросы этики и предложил пути формирования у подрастающего поколения правильного понимания жизненных и общественно значимых целей, потребностей, интересов и стремлений. Василий Александрович органически включил категории этики и понятия о добре и зле, долге, долженствовании, достоинстве, чести, совести, свободе, ответственности, гражданственности, любви, общих нормах и принципах поведения в структуру проблем марксистско-ленинской теории воспитания, раскрыл их значение для решения проблем развития, формирования и воспитания — идейного, трудового, умственного, нравственного, эстетического, физического. В. А. Сухом-линский всей проблематикой и направленностью этой книги определил предмет и задачи педагогической этики: формирование у подрастающего поколения нравственного сознания на основе организации нравственных отношений детей и их включения в стихийно или специально организованную нравственную деятельность.
Содержание книги подчинено идее воспитания настоящего человека — духовно богатой, идейно убежденной, высоконравственной личности, умеющей преданно любить Родину и искренне ненавидеть ее врагов, отстаивающей ценности нашего социалистического государства и коммунистические идеалы как личное достояние, воспринимающей жизнь как деятельность во имя высших целей. В ней сочетаются интеллектуальное богатство с любовью к труду, эстетическое восприятие мира с физическим совершенством.
Василий Александрович считал, что учитель обязан в беседах с учащимися раскрывать общественные жизненные цели, каковыми являются борьба за коммунистическую идейность и идеалы, патриотизм, гражданское видение мира, овладение знаниями, творчество; обращаться к таким ценностям, как любовь, семейные радости и горести, дружба, радость бытия. Он считал эти ценности основой развития общественно значимых черт и качеств личности.
Василий Александрович утверждает в своей работе, что смысл жизни — в самой жизни, в ее правильном понимании и правильной организации, в диалектической взаимосвязи, совпадении общественных целей с индивидуальными, а именно в выполнении долга перед Родиной, школой, близкими, родителями, в делании добра, в достижении личного счастья, в радости бытия. В одной из последних записных книжек Василий Александрович писал; «Моя педагогическая вера (состоит) в том, чтобы делание добра для других и было деланием добра внутри самого себя, строительство самого себя, чтобы это выявление желания быть хорошим представляло собой огромный духовный труд, огромную затрату духовных сил. Здесь мы подходим к святая святых воспитания: у каждого воспитанника должен быть свой личный подъем на вершину моральной доблести, свой взлет, свой накал, свое данковское мгновение горения сердца. Привести каждого человека к этому — в этом смысл воспитания».
Книга «Как воспитать настоящего человека» написана в своеобразной художественно-публицистической форме, характерной для многих работ Василия Александровича, в форме этических поучений (нравоучений, заповедей, законов, бесед). Их структура и содержание были определены В. А. Сухомлинским в результате длительной работы с учащимися Павлышской школы. «В воспитательной работе нашей школы, — писал он, — на протяжении многих лет сложилась система этических бесед с воспитанниками, выработана тематика, составлено пособие по эти£е для воспитателя и этические хрестоматии для чтения питомцам различных возрастов в школе и семье» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избр. произв.: В 5 т. Т. 1. Киев, 1979. С. 130). Василий Александрович планировал проведение на уроке или во внеурочное время одной беседы, и содержание ее дополнялось раздумьями, размышлениями, анализом, примерами из литературы и жизни. Поэтому каждое поучение имеет законченную форму и значение. Вместе с тем каждое последующее поучение органически вытекает из предыдущего.
Поучение состоит из двух частей. Первая — этическое поучение — обращена к ребенку, подростку, юноше или девушке. Его моральная идея заключена в наставлении, раскрывающем содержание той или иной нравственной категории, понятия, нормы поведения, ценности, черты характера и т. д. Вторая — размышления.
В. А. Сухомлинский, обращаясь к учителям, воспитателям, родителям, размышляет о формировании мотивов и деяний ребенка, о путях формирования нравственного сознания сквозь призму идей добра или долженствования. Эти размышления написаны живо и образно: автор рассуждает, анализирует, обращается к опыту народа, истории, собственному опыту учителя, педагогическому опыту своих коллег.
В данном издании сохранен, за редким исключением, принцип изложения материала, предложенный Василием Александровичем. Логика его рассуждений заключалась в том, чтобы выработать, привить уже с раннего детства способность к нравственно ориентированному мышлению и нравственной деятельности. В. А. Сухомлинский соблюдает возрастной подход. Направленность, содержание и смысл бесед учитывают процесс постепенного формирования человеческих и духовных потребностей личности — от осознания ребенком своего «я», своего места в жизни до самосовершенствования и самовоспитания, осознанного чувства гражданственности. Поэтому большое место на общем проблемном фоне книги занимают вопросы воспитания любви, уважения и преданности родным и близким, воспитания потребности человека в человеке, чувств сострадания, сопереживания, сочувствия, уважения к горю, чуткости, отзывчивости. В. А. Сухомлинский был убежден, что все последующее нравственное развитие ребенка целиком зависит от того, насколько родители, школа и учителя сумели в первые годы школьной жизни сформировать в маленьком человеке способность к состраданию — основу доброты, а затем и естественную потребность в добром деянии. Неоценимую помощь в этом отношении, а также в поиске и стремлении к идеалу могут и должны оказать ребенку школа и учитель как главные носители нравственных ценностей общества. На этом пути, считал Василий Александрович, главной задачей воспитателя является выработка у подрастающего поколения таких черт характера и моральных привычек, как совестливость, верность, преданность, скромность, бескорыстие, непримиримость к злу, стойкость, убежденность, неприятие лицемерия, ханжества, предательства, равнодушия, подлости и т. д.
Высшим проявлением человеческой сущности, проверкой на зрелость и достоинство личности выступает, по мнению педагога, культура человеческих желаний, любовь. Поэтому в книге следует целый цикл поучений и бесед о воспитании у молодежи способности на глубокие человеческие чувства, воспитании высоконравственного отношения к семейной жизни.
В. А. Сухомлинский убежден, что лишь на основе развитых в таком направлении морального сознания, нравственных чувств и убеждений можно воспитать гражданственность, высокую идейность и патриотизм как высшие формы проявления нравственно воспитанной личности, только таким путем сформировать систему духовных потребностей гражданина социалистического Отечества.
Василий Александрович видел в воздействии на чувства ребенка главный путь воспитания нравственности. Влияя на эмоции, умело управляя ими, он ведущим средством избрал слово учителя, воспитателя, родителей в сочетании с трудовой деятельностью, с упражнением в нравственности, эстетическим воздействием на чувства ребенка, развитием у него любознательности, радости познания. Все 59 поучений книги объединены высокой идеей гуманизма, ценности и неповторимости человеческой жизни, самобытности и талантливости каждой индивидуальности, идеей страстной веры в коммунистические идеалы и готовность к самопожертвованию во имя процветания Родины.
Рукопись «Как воспитать настоящего человека» не была издана при жизни автора. Уже после его смерти она в сокращенном виде вышла отдельным изданием в издательстве «Радянська школа» (Киев), вошла во второй том пятитомного Собрания избранных педагогических произведений. Василий Александрович мечтал увидеть свою работу опубликованной вместе с «Хрестоматией об этике», где развитые в книге «Как воспитать настоящего человека» нравственные идеалы, нормы, правила и законы дополняются богатым фактологическим и иллюстративным материалом. Пособие по этическому воспитанию в соединении с хрестоматией позволяет соединить теоретические положения книги с жизненными наблюдениями, рассказами, зарисовками, народными притчами и легендами.
Предлагаемое читателям издание расширено архивными материалами, которые не вошли в первые публикации. В книге «Как воспитать настоящего человека» опущен тот иллюстративный материал, те сказки, рассказы, притчи, которые включены в хрестоматию, и оставлены те, на изложении которых основывается вся логика рассуждений автора. Представленная в таком виде книга отвечает первоначальному замыслу Василия Александровича.
В заключение хотелось бы отметить, что доверительная, глубоко индивидуальная манера изложения В. А. Сухомлинского, особенно ярко проявившаяся в этом произведении, делает восприятие содержания многообразным и неоднозначным. Книга несет на себе отпечаток личности ее создателя, предложившего свою форму общения с читателем, свое приобщение к вершинам нравственности. Заповеди, поучения нельзя рассматривать как некий катехизис, догму. Они предполагают развитие творческого начала учителя — ив проникновении в замысел книги, и в побуждении к нравственным идеалам.
Если у вас, учитель, при чтении книги возникло единство взглядов с Василием Александровичем, созвучие мыслей, а ваша душа откликнулась на горячее и страстное слово педагога, тогда материал, вошедший в книгу, окажет вам существенную помощь в вашей повседневной воспитательной работе, где бы вы ни трудились — в маленькой сельской школе или в большой городской. Ведь все вы вместе с автором преследуете одну цель — воспитать высоконравственную личность, творить человека «по законам красоты» (К. Маркс).
Особо хочется сказать о тех циклах бесед, в которых Василий Александрович затрагивает проблемы жизни, смерти, любви. Это особые грани воспитания нравственности, которых, как говорил педагог, нужно касаться с осторожностью. Не следуя общепринятым стереотипам мысли, отходя от узости мышления, В. А. Сухомлинский впервые в советской педагогике попытался проникнуть в сокровенные уголки развивающейся личности и считал эти вопросы основанием нравственности. Мировоззренческие, социально-эстетические и гуманистические проблемы волнуют каждого ребенка, подростка, юношу, девушку, но мало занимают педагогическую науку. Вопросы жизни и смерти — почти не исследованная область воспитания, объединяющая биологическую и социальную сущность человека, к которой и сам Василий Александрович только прикоснулся. Поэтому эти беседы требуют очень бережного и тщательного обращения с материалом и должны опираться на знание, понимание, чувствование состояния ребенка, его характера, эмоционального мира. Учитель, который по складу своего мышления не чувствует в себе склонности к размышлению на эти темы, должен просто опустить их в процессе работы.
В представленной книге есть некоторые повторения и недосказанности, объясняющиеся тем, что рукопись готовилась к изданию в последний, тяжелый для Василия Александровича год жизни. В ней есть и повторения, характерные для всего его творчества: развивая новую идею или положение, Василий Александрович опирался на примеры привычной практики, характерной для сельской школы, или же, желая подчеркнуть важность мысли, брал для иллюстрации один и тот же материал. Недосказанности же дают читателю широкие возможности для собственного творчества, стимул для размышлений и раздумий.
В беседах упоминаются рассказы и миниатюры, включенные В. А. Сухомлинским в «Хрестоматию по этике».
Хочется надеяться, что каждый педагог, воспитатель, родитель, прочитав книгу, найдет много полезных советов, обогатится новыми идеями, а также получит некоторые практические рекомендации, которые окажут помощь в воспитании человека завтрашнего дня.
О. В. Сухомлинская

ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВОСПИТУЕМЫМ
Настоящая книга является итогом многолетней практической работы в школе. В заглавие вынесены слова — настоящий человек. Это значит, что сам процесс воспитания автор рассматривает как стремление к идеалу — живому образу того человека, который воплощает в себе совершенные отношения идеального общества. Самая сущность этики коммунистического воспитания заключается в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
В идеальном образе того человека, которого я называю настоящим, мне представляются важнейшими следующие черты:
ясность представления, глубокое осознание справедливости и совершенства коммунистического общества и коммунистических отношений между людьми как вершины нравственного развития человечества; переживание красоты коммунистического идеала как глубоко личных стремлений и побуждений; умение дорожить святынями Отечества и коммунистического общества как личными ценностями и святынями своего сознания и своего сердца; другими словами, эту черту идеала можно определить как понимание и переживание цели и смысла жизни, умение поставить перед собой вопрос: во имя чего я живу, и дать ответ:
страстная влюбленность в жизнь как деятельность во имя высоких целей;
гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
богатство духовного мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; умение пользоваться и дорожить духовными ценностями, видеть, находить их, очеловечивать в собственном личном мире; настоящий человек — это человек гармонической и многогранной духовной жизни; личность человеческая проявляется и раскрывается, утверждается и выражается только в духовном мире, связанном с идеями, устремлениями самого передового мировоззрения — коммунистического, с интеллектуальными, эстетическими, эмоциональными ценностями и приобретениями человечества;
потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления к обладанию духовными ценностями; в творении этого идеального заключается творческий смысл нашей педагогической деятельности; только в том случае я могу считать себя воспитателем коллектива, когда я, утверждая красоту души, открывая эту красоту для сверстников, ровесников, товарищей, друзей, творю единомышленников и людей, влюбленных в идейные, интеллектуальные, эстетические ценности человечества;
гармоническое единство утверждения и отрицания; другими словами, умение сильно любить и также сильно ненавидеть, быть глубоко ^преданным и в такой же мере непримиримым; идеальная личность выражается в деятельности духа, в активном отношении к добру и злу, в умении не только видеть добро и зло, но и близко принимать к сердцу всё, что происходит вокруг; сила духа — это, образно говоря, крылья той птицы, которую мы называем идейной убежденностью, без гармонического единства утверждения и отрицания немыслим стержень личности —идейная убежденность; настоящий человек скорее даст отрубить себе голову, чем откажется от своих убеждений; готовность бороться за свои убеждения, отстаивать их, торжествовать каждой частичкой своей личности, когда торжествуют убеждения класса, — это сущность идеала настоящего человека;
глубокое понимание и личная оценка того обстоятельства, что в наши дни в мире происходит бескомпромиссная борьба за души людей, прежде всего за души юношества; нашему коммунистическому идеалу в этой борьбе противостоит не только хищный, жестокий и оголтелый, но и хитрый, ловкий, находчивый, по-своему умный, умеющий прикидываться носителем общечеловеческого добра враг — идеология империализма, кровавого человеконенавистничества, «свободного» мира, в котором всё покупается и продается; одной из важнейших черт идеального человека является классовое чутье на идеи, поступки, взаимоотношения, быт, человеческие радости — последнее в настоящее время приобретает исключительную важность;
чувство человеческого достоинства — уважение самого себя, умение дорожить своей личной честью, своим именем; чуткость к оценке собственного поведения, собственного духовного мира коллективом, товарищами; постоянное стремление к нравственному совершенству, чувствование привлекательности, обаятельности идеального, высоконравственного, желание стать сегодня лучше, чем был вчера;
интеллектуальное богатство, творческий ум, стремление жить в мире мысли; постоянное желание обогащать и развивать свой разум;
эстетическое богатство личности, тонко развитая потребность в прекрасном;
любовь к труду, высокая нравственность трудовых отношений, влюбленность в конкретное дело; стремление к совершенствованию трудового мастерства;
физическое совершенство.
Чтобы нравственный идеал стал реальностью, надо учить человека правильно жить, правильно поступать, правильно относиться к людям и к самому себе. Учитель лишь тоща становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика. Этика в школе — это «практическая философия воспитания». Настоящая книга заключает в себе педагогическую этику, этику коммунистического воспитания.
Важнейшая идея педагогической этики — долженствование. В том, как должно, как надо, раскрывается смысл добра. Слова: вы должны, ты должен — каждый день миллионы раз повторяются в школах. Понимание и чувствование долженствования — краеугольный камень этической образованности, этической культуры. Во внутренней убежденности в том, что я должен, заключается тесная связь этики как теории морали и этической практики. Идеи о должном войдут в душу маленького человека и станут его идеалом лишь тогда, когда долженствование станет стилем мышления, человеческих отношений в коллективе, стилем труда, служения обществу. Идея добра станет ориентиром жизненной практики, меркой поступков лишь тогда, когда смыслом жизни человека является стремление к добру и непримиримость к злу. Идеал коммунистического воспитания становится реальной силой лишь тогда, когда есть стремление к идеалу. Сущность этического воспитания в школе и заключается в том, что воспитатель пробуждает у своих питомцев стремление к идеальному, к тому, что должно быть. Чувствование красоты, привлекательности идеального — это моральная и эмоциональная сердцевина долженствования как средоточия этики.
Настоящая нравственность есть стремление к нравственности, писал известный педагог П. П. Блонский (*см.: Блонский П. П. Избр. пед. произв. М., 1961. С. 618)1. Нравственность в школьной жизни должна стать этической практикой — в этом, на мой взгляд, одно из условий того единства обучения и воспитания, о котором так много говорится и которое еще не стало реальностью. Нравственность становится этической практикой тогда, когда понятия о должном, о добре и зле, о моральных ценностях одухотворяются живой человеческой страстью учителя и учеников — преданностью и любовью, непримиримостью и ненавистью, стремлениями к идеалу, взаимоотношениями единомышленников и соратников.
Воспитать настоящего человека, научить его жить — это значит научить долженствовать. Как вложить в души наших питомцев эту мудрость жизни? Как воспитать высоконравственных людей коммунистического общества? Этические нормы нашей морали сами по себе являются огромной духовной ценностью, которую надо вложить в юные души.
Я верю в могучую, безграничную силу слова воспитателя. Слово — самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев. Эта книга — о воспитании словом. В ней раскрываются нормы коммунистической этики — конкретные поучения и наставления, как жить, как поступать, в чем добро и зло, — все это и есть сущность долженствования. Но слово лишь тогда становится инструментом этического воспитания, когда в нем, образно говоря, заложено зерно стремления к нравственному идеалу. Воспитание словом — самое сложное, трудное, что есть в педагогике и в школе. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах — словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словес-

1 Примечания, отмеченные звездочкой (*), даются по изданию 1975 г. Остальные подготовлены составителем. — Ред.

ного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом. Я поставил перед собой цель — воплотить нормы и правила, истины и принципы коммунистической этики в слово, проникнутое идеей долженствования. Это мое слово, обращенное к моим питомцам, — как жить, чтобы стать настоящим человеком. Это поучения, составленные не для абстрактных учеников. Это слова, идущие от души и вложенные в души нескольких поколений моих питомцев.
Слово учителя я считаю самым необходимым и самым тонким прикосновением человека, убежденного в правоте и красоте своих взглядов, убеждений, мировоззрения, к сердцу человека, жаждущего быть хорошим. Заметьте — прикосновение убежденности к жажде быть хорошим, к стремлению стать сегодня лучше, чем был вчера. Только при том условии, когда прикасаются эти две вещи, есть настоящее воспитание. Следовательно, воспитание словом становится возможным лишь там, где перед вами — воспитуемый человек. Творить человеческую воспитуемостъ — это красная нить этического воспитания.
На мой взгляд, найти практический ответ на вопрос, что делает человека воспитуемым, — значит, образно говоря, настроить музыкальный инструмент, на котором музыкант собирается играть. Мы имеем дело с ребенком, об этом нельзя забывать ни на минуту. Даже шестнадцатилетний, семнадцатилетний — во многом еще ребенок и для нас, воспитателей, и для матери, и для отца (что именно детское должно как можно дольше сохраниться в человеке; чем дольше сохраняется, тем лучше, — это особая грань педагогической мудрости). Воспитуемым ребенка делают, во-первых, радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие. Истинная гуманность педагогики заключается в том, чтобы беречь радость, счастье, на которые имеет право ребенок.
Я расскажу об одном событии, которое произошло в моей практике.
Третьеклассница Зоя вышла сегодня утром из дому радостная, счастливая. Вчера вечером тато и мама долго сидели у ее кроватки, рассказывали сказки, а когда ей захотелось спать, поцеловали ее и сказали: пусть приснится тебе ясное солнышко. Зое снилось ясное солнышко, огромный, как море, зеленый луг, желтые огоньки цветов одуванчика, жужжание шмеля и песня жаворонка...
А Зоин одноклассник Митя вышел из дому бледный, грустный, задумчивый. Вчера вечером тато и мама долго ругались. Мама плакала. Мите долго не спалось. Он видел во сне заплаканные глаза матери.
Идут в школу Зоя и Митя. Девочка о чем-то весело щебечет; Мите хочется думать о том, что она говорит, чтобы рассеялись печальные мысли, но это невозможно: перед глазами мальчика — большие глаза матери, полные слез-Мальчику хочется плакать.
Вдруг Зоя воскликнула:
— Смотри, Митя, журавли летят! Целая стая... Весна, весна. Смотри, какие они красивые, журавли, — голубые! Голубые журавли, смотри же, Митя, смотри!
— Не голубые, а серые... — тихо промолвил Митя.
— Да не серые же, а голубые! Как же это так — голубая птица кажется тебе серой? — с изумлением говорит Зоя.
Дети пришли в школу. Зоя подошла ко мне и говорит:
— Когда мы шли в школу, в небе летела стая голубых журавлей. А Митя говорит: журавли серые. Разве они серые? Я же видела своими глазами: голубые.
Есть детские вопросы, которые слышать больно, а отвечать на них страшно трудно. Воспитание не обладает столь магической силой, чтобы делать человека счастливым независимо от тех обстоятельств, в которых он живет, но воспитание обязано беречь это огромное, ни с чем не сравнимое духовное достояние, духовное богатство маленького сердца — радость, счастье. И если в детскую душу пришло горе, мы должны помнить, что перед нами человек, которому надо дать прежде всего мир, покой, снять страдание, смятение, огорчение, а потом принести маленькому человеку радость бытия — ту радость, без которой журавли никогда не кажутся голубыми. Если ваш ребенок видит мир жизнерадостным, если каждое явление окружающего его бытия поворачивается к нему той стороной, которая озарена красотой, тонкостью, хрупкостью, нежностью, он легче поддается воспитанию. Он жадно вслушивается в каждое ваше слово. Я знаю детей, которые не могли достигнуть ни умом, ни сердцем нравственной красоты, о которой им говорил учитель, лишь потому, что они были глубоко несчастны. Иногда событие, кажущееся нам, взрослым, совершенно незначительным, приносит ребенку огромное страдание. Одна пятилетняя девочка ночь не спала: молча, без слов и без слез страдала, узнав, что куклу ее маленькой подружки оставили под открытым небом и она вымокла под дождем. Если свое маленькое горе ребенок пережил в одиночестве, без сочувствия и сострадания, его сердце может надолго покрыться ледяной корой равнодушия.
Воспитуемым ребенок становится, во-вторых, тогда, когда среда, в которой он общается с природой и с людьми в годы детства и отрочества, делает его сердце беспокойным, тревожным, хрупким, тонким, легко уязвимым, нежным, отзывчивым, — речь идет о культуре чувств, о высокоразвитой способности видеть человека, находящегося рядом, принимать близко к сердцу его радости и огорчения, тревоги и смятение, чувствовать одиночество как большую беду, которая может постигнуть человека.
Говоря о хрупкости, тонкости, уязвимости, нежности детского сердца, я имею в виду не слабость и беспомощность, а твердость, мужество, стойкость, способность избрать свою собственную позицию и собственную точку зрения. Но — в этом тысячу раз убеждала меня жизнь — подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости. Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей — в этом одна из важнейших предпосылок к тому, чтобы маленькие люди, переступающие порог класса, стали воспитуемыми. Когда мои дети начинают жить в коллективе, первая моя забота о том, чтобы самой большой бедой каждого ребенка стала чужая беда, самой большой радостью и утешением была мысль о том, что он принес радость другому человеку.
Воспитатель коллектива маленьких детей — это дирижер, по мановению палочки которого каждый участник оркестра творит чужое счастье и благодаря этому переживает первое гражданское счастье коллективиста. Тот, кто живет заботами о других людях, становится восприимчивым, чутким к слову, заключающему .в себе призыв к идеалу нравственности, к творению красоты в самом себе. Там, где дети творят радость людям, слово воспитателя становится могучей силой.
Нравственный опыт отдачи своих духовных сил для счастья людей дает маленькому человеку исключительно важную способность видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, способность чувствовать открытость своей души, своих поступков, своего поведения. Тот, кто в детстве на собственном нравственном опыте изведал самое высокое счастье бытия — вложил частицу своей души в другого человека, становится честным наедине с самим собой, а это, пожалуй, важнейшее качество, делающее человека воспитуемым.
Кстати, спор, который ведется о причинах преступности в обществе, где совершенно уничтожены социальные ее корни, невозможно решить без анализа тончайших психологических процессов, происходящих в человеческой душе. Преступность полностью исчезнет в нашей стране лишь тогда, когда каждый — буквально каждый человек станет властелином собственных поступков, когда строгим судьей станет собственная совесть, когда человеку будет стыдно перед собой несравненно больше, чем перед другими. Но, заметьте, совестливость, способность совести быть строгим стражем поступков — это большая душевная стойкость, это мужество — вырастают на почве нежности, хрупкости, уязвимости сердца в тех тончайших сферах духовной жизни, которые охватывают взаимоотношения людей: дружбу, товарищество, взаимопомощь. Быть твердым умеет лишь тот, кто умеет быть нежным и хрупким. Ненависть доступна лишь тому, кто умеет любить.
Я всегда заботился прежде всего о воспитании способности быть воспитуемым. Чем меньше ребенок, чем больше у него радостей, предоставляемых в готовом виде старшими, тем важнее, чтобы главным стало творение радости для других людей: товарищей, матерей и отцов, стариков. Очень важной задачей воспитателя является пробуждение эмоциональной зоркости, внимательности, тонкости чувств.
Первый класс. Весной, во время половодья, в школу не пришла маленькая черноглазая девочка Галя. Дорогу в школу преградил ей весенний разлив. Если учитель ие расскажет о беде девочки, не пробудит у детей добрые чувства, одноклассники могут и не вспомнить о ней. На каждое событие надо открывать глаза, ум, сердце. Мы идем с детьми к реке, разлившейся и отрезавшей от нас Галю. В детских сердцах пробуждается сочувствие. Они переживают горе своего товарища. То, что они ничем не могут помочь товарищу, еще больше углубляет их чувства. Все их помыслы о том, как же все-таки помочь. Мы просим взрослых перевезти к нам Галю на лодке. Приходим к разлившейся реке, смотрим на противоположный берег. Вот она машет нам руками, наша Галя. Девочку перевозят на лодке. Две недели, пока не ушло весеннее половодье, она живет у своих подруг. Эти дни — самые счастливые для нас всех, но особенно для тех, кто непосредственно заботился о маленькой девочке.
Радости особенно дороги, когда они достаются трудом; нет радостей благороднее и сильнее, чем радость заботы о человеке. Детские сердца, одухотворенные этими радостями, объединенные ими в коллектив, воспринимают слово учителя, его нравственное наставление и поучение как призыв к активной деятельности, к самовоспитанию. Если у ваших питомцев сердца открыты перед человеческими радостями и горестями, воспитание с самого начала гармонически сливается с самовоспитанием. Только тот способен воспитывать сам себя, кто живет не для себя.
Как огня бойтесь одной из самых страшных бед школьной.жизни: детского одиночества. Как это ни странно, такое не редкость. Иногда воспитатель, увлекаясь показными, эффектными мероприятиями, забывает о самой сущности воспитания — человеческих взаимоотношениях.
Задумаемся, не потому ли и интеллектуальное богатство для множества детей теряет свою привлекательность, что с малых лет не развивается чувствование привлекательности духовной щедрости, готовности отдать частицу своих духовных сил во имя блага других людей. Жажда духовных богатств, жажда ума, мысли, творчества появляется только у человека, который уже знает, что такое благородство, познал привлекательность и красоту добра.
Я убежден, что годы первоначального школьного обучения г наиболее ответственный период становления той грани человеческой воспитуемости, которая заключается в формировании потребности в человеке. Именно в этот период надо воспитывать щедрость души во имя счастья других людей, а эта щедрость и есть обратная сторона того, что можно назвать неутолимой потребностью в человеке.
В-третьих, человека делает воспитуемым его глубокая вера в другого человека. Прежде чем для ребенка станет непререкаемой, нерушимой истиной нравственный принцип, правило, норма, он должен, образно говоря, чувствовать свою руку в руке того, кому безгранично доверяет, кем дорожит, кем восхищается и одухотворяется как образцом нравственности. Диву даешься, когда видишь иной раз, как воспитатель беспомощно разводит руками, удивляясь: ничего не сделаешь с этим мальчишкой, никакие средства на него не влияют. А удивляться нечему как раз потому, что рядом с этим непутевым мальчишкой нет человека, слово которого было бы для него, малыша, откровением и вместе с тем утверждением истины, поступки которого изумляли бы, восхищали бы его как яркая человеческая красота. Да, в мире нет ничего изумительнее человеческих поступков, потрясающих воображение того, кто еще только-только становится на ноги и открывает мир.
Рядом с каждым питомцем должна стоять яркая человеческая личность. Тридцать пять лет мучительного поиска секретов воспитания убедили меня в том, что как раз благодаря этому слово воспитателя становится могучим и тонким инструментом в его руках. Конечно, это прежде всего отец, мать, старший брат или сестра. Добрая половина всех наших забот — это заботы о том, чтобы каждый наш питомец верил в яркую человеческую личность, достойную этого звания и веры. Эти заботы наши выражаются прежде всего в том, что каждого мальчика, каждую девочку с малых лет мы готовим к высокой миссии матери и отца и рассматриваем материнство и отцовство как важнейшую общественную деятельность — единственную в своем роде и ни с чем не сравнимую по своей важности и сложности. Воспитание будущей матери и будущего отца — одна из самых ярких граней нашей школьной этики. Воспитывая матерей и отцов, мы закладываем основы воспитуемости будущих поколений. Без преувеличения можно сказать, что это одно из условий социального и нравственного прогресса .общества.
Если ребенок потерял веру в человека или совсем не знал ее, в его душе происходит надлом, а нередко и трагедия. Он теряет веру в правду, истину, становится или озлобленным, ожесточенным, или же безвольным и лицемерным, двуличным и лживым. Какими бы пороками ни взошли семена безверия, человек становится нравственно толстокожим, этические ценности для него не существуют. Он очень зорко подмечает малейшие проявления безнравственности в окружающем его мире, зло притягивает его, он как будто бы мстит кому-то, поступая не так, как его наставляют. Несколько таких учеников в классе — и воспитание словом становится делом безнадежным. Как важно для всего дела воспитания своевременно заметить эту опасность, когда кто-нибудь из ваших питомцев может потерять веру в человека или — что еще хуже — вообще не знает, как хорошо, когда твоя рука в умной и твердой руке старшего, когда твой путь озаряют мудрость, дальновидность и мужество наставника. Надо обладать большой человеческой чуткостью, чтобы заметить эту опасность и предотвратить ее. Надо заметить человека, который падает, и не дать ему упасть. Мудрость настоящего воспитания заключается в том, что воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонек.


--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0