RSS Выход Мой профиль
 
СУЗДАЛЕВ Петр Кириллович. Основы понимания живописи | ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (окончание)


Раскрытие и восприятие таких образов особенно сложно потому, что сложна и разностороння их выразительность, основанная на всех возможностях живописи, в том числе и на тех, о которых мы говорили раньше. Шедевры мировой живописи, созданные Рембрандтом, Репиным, Суриковым и другими крупными мастерами, обладают богатством чувственного живописного вйдения, силой эмоционального переживания и интеллектуальной направленностью изображения и выражения. Вместе с тем, есть и такие художественные образы, в которых интеллектуальное начало господствует над всем и выступает особенно отчетливо. Многое здесь можно уяснить по картинам зачинателя идейного реализма в русской живописи XIX века П.А.Федотова, тем более что он оставил объяснения своих картин, раскрывающие смысл и роль каждого персонажа, каждой детали. Федотов с гоголевской остротой высмеивает нравы современной ему царской России: дворян, которые живут на чужой счет — «Сами работать ленятся, так на богатых женятся», разбогатевших купцов, выдающих своих дочерей за промотавшихся майоров, лишь бы породниться с дворянством, взяточников-чиновников, раболепствующих перед начальством; но унижающих и обирающих простой народ. Для того чтобы полностью раскрыть свою мысль зрителю, Федотов пишет свои картины как живописные рассказы, где все тщательно обдуманно: выбор действующих лиц, их взаимоотношения, обстановка, — все вплоть до мельчайших деталей подчиняется раскрытию мысли художника. Первостепенное значение принадлежит фигурам действующих лиц, олицетворяющим определенные социальные классы и поэтому ярко обрисованным как типические характеры. Художник долго искал в жизни натуру, отвечавшую требованию типичности, изучал манеры и жесты каждого нужного ему персонажа, продумывал каждую мелочь в костюмах. Не менее требовательно он выбирал интерьеры, в которых живут и встречаются его действующие лица, с \тем, чтобы каждая вещь не только была бы на своем месте, но и «говорила» в картине, дополняя характеристику людей и содержание всей картины. Не довольствуясь тщательной продуманностью самого живописного изображения, Федотов писал в прозе и стихах объяснения к картинам, желая донести их содержание полностью до сознания самых неподготовленных зрителей. Развернутое повествование с помощью живописного изображения фигур и вещей, их сюжетное взаимодействие и взаимодополнение формируют образ целостный, охватываемый нами сразу, но требующий вдумчивого раскрытия содержания каждой его части и детали. В «Сватовстве майора» (илл. 7) каждая вещь сообщает нам о характере и нравах его обитателей, даже «Кошка рыльце умывает, гостя в дом зазывает». В картине не оставлено ничего неясного, недосказанного, многозначного. Такие образы обладают большими возможностями раскрытия глубоких сторон

7. П. А. Федотов. Сватовство майора. 1848

социальной жизни, и поэтому не случайно развитие русской демократической живописи во второй половине XIX века во многом пошло по пути, намеченному Федотовым.
Живописное повествование, рассказ — не единственный способ построения образа, насыщенного мыслью, развернутым идейным содержанием. Нередко повествование сочетается в образе с настроением, с выражением переживания; бывает, что первое подчинено в образе второму. В последних своих картинах «Вдовушка» и, особенно, «Анкор, еще анкор!» Федотов снижает значение повествовательных элементов и усиливает выразительную роль общего настроения образа. Эти картины подводят нас к пониманию произведений, объемлющих многие, если не все возможности создания художественного образа в живописи, синтезирующих ее изобразительные и выразительные средства. В произведениях такого художественного масштаба, как, например, «Возвращение

8. В. И. С у р и к о в. Меншиков в Березове. 1883

блудного сына» Рембрандта, раскрывается глубочайшая правда человеческой жизни, понятная каждому и волнующая наших современников, хотя художник написал эту картину почти триста лет назад. Глубина изображения человеческих характеров, сильных переживаний людей в драматические моменты жизни захватывает нас в картинах и с безымянными персонажами, и с фигурами известных исторических лиц. «Меншиков в Березове» В.И.Сурикова (илл. 8) изображает драму всесильного министра Петра I в период опалы и ссылки, но, кроме того, в этой картине нас потрясает тяжелое положение изображенных людей, независимо от известных фактов истории.
Мы рассмотрели основные типы художественного отражения действительности в живописных образах на примерах реалистического искусства прошлого. Напомним, что сделанное нами разграничение условно, оно не охватывает всего богатства образных решений, накопленных старым и современным искусством живописи, но все же оно помогает более осмысленно подходить к анализу живописных произведений.
Дальнейший шаг по пути изучения живописи ведет нас к расчленению на элементы того органического целого, чем является художественный образ. До сих пор мы говорили об изображении и выражении лишь в общих словах, не вдаваясь детально в тайны мастерства живописца; теперь нам предстоит подойти к ним ближе. Хотя отдельные элементы живописного образа обретают свою подлинную жизнь, свою выразительность лишь в единстве художественного образа, и могут быть извлечены из него только для изучения, тем не менее его художественное содержание не может быть постигнуто без своеобразного анатомирования, без изучения частей, из которых состоит целое. Здесь происходит нечто подобное тому, как поступают при изучении живого человека: первый даже внимательный взгляд на него еще мало откроет в том сложном единстве биологического строения, психического склада, духовного облика, которые характеризуют личность. От общего представления мы переходим к анализу отдельных сторон целого с тем, чтобы позднее снова вернуться к целому, но обогащенными знаниями всей его сложности и многосторонности. Проникая в элементы живописного образа, прежде всего в главнейшие: рисунок, колорит, композицию, мы обогатим наши представления о живописи в целом и познакомимся с внутренней структурой образа. При этом мы будем рассматривать все элементы в единстве их изобразительности и выразительности.


--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0