Т. Н. Левашова
В ГОСТЯХ И ДОМА4>
Люди ходят в гости и принимают у себя гостей, чтобы увидеть друг друга, побеседовать, обменяться мнениями, отпраздновать какое-либо событие. Это может быть памятная годовщина, день рождения, помолвка, свадьба, день поступления в учебное заведение или его окончание и т. д. Часто просто свободный вечер служит причиной сбора друзей. Иногда людям приходится собираться и с печальной миссией: выразить сочувствие по поводу болезни или несчастья, соболезнование в связи со смертью.
Дружеские встречи... Всем людям приятен этот вид проведения свободного времени, ибо он позволяет выразить и удовлетворить важнейшую человеческую потребность — потребность в общении. «Казалось бы,.— говорит психолог, член-корреспондент АПН СССР А. А. Бодалев, — это совершенно бесцельно—просто понять другого, фыть понятым, поговорить так, ни за чем, посидеть вместе, иногда просто помолчать. А ведь такое стремление свойственно каждому человеку. И это естественно. Люди познают друг друга не ради праздного любопытства: к этому побуждает их жизнь. И результаты такого познания — вещь чрезвычайно важная»
Сами люди тоже не скрывают, что свободное, дружеское, неформальное общение, общение ради общения занимает в их жизни большое место. Об этом свидетельствуют данные ряда исследований, проводимых в последние годы в нашей стране. В качестве примера приведем результаты опроса Института общественного мнения газеты «Комсомольская правда». Хождение в гости как регулярное занятие (по меньшей мере, несколько раз в месяц) отметили 64,1% опрошенных2. Это лишь немногим меньше, чем число ответов, выпавших на долю чтения (газет, журналов, книг), слушания радио, посещения кинотеатров, и значительно больше, чем приходится на другие, указанные
1 Бодалев А. А. Общение: наука или искусство? — «Неделя», 1973, N° 21, с. 5.
2 Г р у ш и и Б. Свободное время. М., изд. «Правда», 1966, с. 28.
в анкете формы проведения свободного времени (всего их тридцать)
Любопытно, что для всех групп: возрастных, по уровню образования, полу, роду занятий, по месту жительства — хождение в гости (и прием гостей) получило примерно одинаковый высокий процент голосов. В исследовании, проведенном научно-исследовательским институтом общего образования взрослых АПН СССР в 1971 году, предлагалась следующая ситуация: «Если бы Вам ничто не мешало проводить свободное время так, как Вам этого больше всего хочется, что бы Вы стали делать вечером, после работы и в выходные дни? Опишите, пожалуйста, хотя бы одну неделю». Фактически нужно было описать некую идеальную неделю. Отмечая многочисленные виды досуга, люди постоянно выделяли и общение. Встречам с друзьями, товарищами, родственниками они хотели бы в среднем посвятить один день в неделю2.
Современному общению свойственны демократичность, естественность, искренность, простота. Это черты советского этикета. В наши дни обычай гостеприимства освобожден от многих условностей прошлого. Нет сложных ритуалов и страха их нарушить, исчезли сословные барьеры, ушла обязательность, принудительность в посещении или приеме гостей. Теперь каждый имеет право пригласить к себе в гости любого (хотя бы всю труппу Большого театра), при этом каждый (в том числе труппа Большого театра) имеет право уклониться от приглашения.
В гости большинство людей ходит по доброй воле, с единственной целью встретиться с приятными людьми в неофициальной обстановке, побеседовать о взаимно интересных «материях», развлечься и отдохнуть. Общение в гостях имеет комплексный характер, то есть содержит набор развлечений. В центре приема в прошлом, отчасти и сейчас, стоит угощение;
.........когда же
Был удовольствован голод их сладким питьем и едою, Речь обратил к посетителям Нестор, герой геренейский: «Странники, мне уж теперь неприлично не будет спрооить вас, Кто вы, понеже уж пищею вы насладились довольно».
Эти слова из «Одиссеи» Гомера раскрывают древний обычай, по которому сначала нужно накормить и напоить гостя, и лишь после этого можно приступить к беседе. Совместная трапеза, угощение издавна превратились в ритуал, означающий установление взаимной дружбы и доверия. Римский посол Яков Рейтенфельс, посетивший Русь в 70-х годах XVII века,
1 Данные других исследований позволяют к популярным видам проведения досуга отнести и просмотр телепередач.
2 Левашова Т. Н. О необходимости изучения запросов потенциальных слушателей народных университетов культуры. — «Знания — народу», 1974, № 4_
писал, что русские считают невозможным «заключить тесную дружбу, не наевшись и не напившись предварительно за одним столом». Отголоски этой традиции можно заметить в современной дипломатической практике. Когда сообщают в газете об обеде в честь посла иного государства, то непременно встречаются слова: «Обед прошел в теплой, дружественной обстановке».
В прошлые века желание поразить гостей количеством блюд, можно сказать, развивалось катастрофически. Император Август угощал гостей 4—6 блюдами. Один из герцогов Бургундских довел их число до 30. При дворе английского короля иной раз подавали 44 блюда. Особенно отличались русские бояре, у них обычное угощение состояло из 30—40 перемен. Рекорды ставились на царских пирах — от 100 до 200 блюд. А обед в честь одного посла состоял из 500 блюд — это уже не обед, а «желудочный марафон», под силу разве что Гаргантюа и Пантагрюэлю. Случались и смертельные исходы, поэтому легко понять тех, кто был не в состоянии съесть полный обед. К счастью, в этом не было и необходимости. Правила хорошего тона позволяли приносить с собой мешки, корзины, в которых можно было унести остатки обеда. Такой обычай был известен в странах Ближнего и Дальнего Востока, в России он существовал с XIII по XVII век, а в Японии наблюдался даже в прошлом веке.
Постепенно роль угощения пошла на убыль. Сначала оно перестало быть единственным, а затем и главным. Распространение культуры, ь частности медицинских знаний, способствовало развитию умеренности в еде. Появилось большое разнообразие приемов: званый обед, небольшой ужин с друзьями, вечер за чашкой чая или кофе, коктейль-прием и т. д.
Выбор формы встречи все более стал зависеть от вкусов, интересов, а не только от материальных возможностей хозяев. На первый план теперь выдвигается не «винно-гастрономиче-ская», а духовная сторона общения. Таким образом, можно отметить, что в современном обществе угощение постепенно становится не самоцелью встречи, а лишь приятным сопутствующим моментом общения.
Современные правила поведения за столом строятся на основе целесообразности, гигиены и требований эстетики. Для званого обеда накрывается белая крахмальная скатерть, на ужин и завтрак — цветная. Однако если вы устраиваете небольшой прием, можно пользоваться цветными салфетками, подставками для приборов из различных материалов. Можно обойтись и вообще без скатерти и общего стола, организовав так называемый прием стоя («шведский стол»).
Наиболее употребительны за столом нож, вилка, суповая, десертная и чайная ложки. Вся посуда ставится по прямой линии (на один-два сантиметра от края стола). Все должно быть под рукой. То, что потребуется раньше, стоит дальше от тарелки. Нож для мяса кладется справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним — рыбный нож и закусочный (он меньше). Слева в таком же порядке — вилки. Соответственно вилку держат в левой руке, нож —в правой. Ложка, выпуклостью вниз, может лежать за тарелкой, ручкой вправо, или правее ножа. При этом следует помнить, что более шести предметов к одному прибору не выставляется. Не стоит забывать ' и о хлебной тарелке, которую ставят обычно слева. Салфетке не обязательно придавать форму веера или треуголки Наполеона, можно просто сложить ее вдвое или вчетверо и положить на одну из тарелок.
Блюда ставятся на стол с соответствующими приборами (ложка, щипцы, нож и т. д.). Сначала идут закуски, затем рыбные блюда, потом мясные, в конце — десерт. На коктейль-приемах стол может быть ограничен орехами, фруктами. На приемах стоя достаточно поставить в разных местах подносы с бутербродами, разнообразными по форме, небольшими по величине, красиво украшенными.
Вкусно приготовленное блюдо — гордость хозяев и удовольствие для гостей. А так как этот вид искусства доступен всем, можно пожелать каждому успехов в творчестве.
В понятие «угощение» входят и напитки. В сервировке любого стола достойное место должны занять напитки безалкогольные. Они особенно нужны и приятны, если угощение состоит из острых закусок, горячих жареных блюд, способных вызвать жажду. Радушные хозяева сумеют позаботиться о разнообразии стола, а не ограничатся традиционным лимонадом. Минеральные воды, соки, морсы, специально приготовленные «фирменные» домашние напитки, разлитые в графины, кувшины, очень украсят стол.
На стол принято подавать и вино. Известно, что алкоголь вреден сам по себе. Но сам по себе он не существует.
...Пробудим шумные пиры, Вниманье дружное преклоним Ко звону рюмок и стихов, И скуку зимних вечеров Вином и песнями прогоним.
Это написано А. С. Пушкиным. А вот какую запись оставил в Массандре А. М. Горький: «...пил и восхищался... В вине больше всего солнца. Да здравствуют люди, которые умеют делать вино и через него вносить солнечную силу в души людей».
Очевидно, вкусовые качества вина, то эмоциональное состояние, которое оно вызывает, являются главными критериями ценности его для человека, а соображения пользы или вреда — второстепенными. Однако в истории цивилизованных народов употребление вина всегда сопровождалось стремлением ограничить отрицательные последствия его влияния на здоровье, сознание и поведение людей. Так, в древности знаменитый античный философ Эпикур, проповедовавший радость и наслаждение жизнью, вместе с тем говорил о необходимости строгого самоограничения в употреблении вина. Считая вино лечебным средством, «отец медицины» Гиппократ подчеркивал важность того, чтобы оно употреблялось «вовремя и в надлежащем количестве».
Культура поведения за столом может быть воспитана не запрещением вин, а путем ликвидации элементарной неграмотности. Привлечение внимания к огромному разнообразию наших вин (а не только к крепким алкогольным напиткам), увеличение ассортимента сухих и полусладких вин (за счет сокращения крепленых), развитие эстетического (а не потребительского) отношения к вину, воспитание умеренности, оправданное и с медицинской точки зрения, и с позиций правил хорошего тона, — вот путь, который представляется перспективным. Не случайно во всех винодельческих странах выражения «знаток вина» и «любитель выпить» противоположны по смыслу, при этом первое предполагает наличие культуры, второе — ее отсутствие.
Завершая разговор о вине, хотелось бы назвать несколько правил. Пить нужно так, чтобы окружающие не могли заметить, что вы пили. Нельзя заставлять, уговаривать пить тех, кто этого не желает. Нельзя доливать вино гостю, если бокал не допит. Все вина пьются медленно, глотками. Залпом пьют только водку, из рюмки величиной в один глоток.
Эстетическое восприятие создается украшением стола. Фактура скатерти, роспись посуды, форма и цвет бокалов, оформление блюд — все это не только повышает аппетит, но и создает праздничное настроение. Общее правило сервировки — не загромождать стол (заменять приборы и блюда по мере надобности), вычленить несколько групп предметов, попытаться найти для каждой группы свое художественное решение. Последнее определяется вкусом хозяев
Красиво воспринимаются цветы на обеденном столе. Однако рекомендуется ставить небольшие букеты из невысоких, без сильного запаха цветов в мелких низких вазах. Композиции из цветов украшают комнату. Искусство составления букетов сейчас развивается во всех странах. Но японская икэбана, пожалуй, по-прежнему сохраняет значение нормы и образца. Японец, принимающий гостя, никогда не поставит много цветов, он возьмет два, три (например, простые цветки повилики), выберет для них вазу (например, из сушеной тыквы) и даже брызнет
1 Подробнее о сервировке стола см. в книгах: П а ж и н В. Н. Как себя вести. Лениздат, 1969; Дорохов А. Как себя вести. М., «Педагогика», 1970; Аасамаа И. Как себя вести. Таллин, «Валгус», 1972.
несколько капель воды, чтобы они сверкали как роса. Любовь к цветам, тонкое их понимание объясняются тем, что в Японии цветы (так же, как луна, снег) олицетворяют красоту вообще.
Цветы — весной.
Кукушка — летом.
Осенью — луна.
Холодный чистый снег — зимой.
Это стихотворение японского монаха Догэна (1200—1253 гг.) называется «Изначальный образ». Профессор Ясиро Юкио, наш современник, как-то сказал, что особенность художественного восприятия мира японца можно передать одной поэтической фразой: «Никогда так не думаешь о друзьях, как глядя на снег, луну или цветы».
Чтобы прием гостей удался, его надо подготовить. Начнем с подбора гостей. Подбор — не деление знакомых на менее и более приятных, а учет совместимости приглашенных. Среди гостей не должны оказаться люди со взаимной неприязнью. Барьером к общению может послужить разница в возрасте. Наличие в компании людей нескольких поколений свойственно родственным встречам, но может не подойти для дружеского общения.
При подборе гостей надо предвидеть и устранить возможную натянутость, неловкость и другие явления, нарушающие атмосферу общительности. Важна и степень знакомства гостей между собой. Новые люди оживляют вечер, но если почти все приглашенные незнакомы между собой, то наладить контакты за одну встречу может оказаться трудно.
Программа вечера строится по-разному. Допустим, предполагается присутствие «интересного человека» — путешественника, вернувшегося из дальних странствий, автора или исполнителя стихов, песен. Такое событие ставится в центр • приема. К нему можно приступить сразу после легкого угощения. Неплохо, если кто-то из хозяев (или гость) произнесет вступительное слово в дружески шутливом стиле.
Традиция «потчевать» гостей интересным человеком известна издавна. В романе JL Н. Толстого «Война и мир», изображающем эпоху начала XIX столетия, в салоне графини А. П. Шерер главным «угощением» были «два очень интересных человека». «Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидеть его в грязной кухне, так и в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное» Помещики и купцы давали приют и пищу странникам в обмен на рассказы
1 Толстой JI. Н. Война и мир. Т. 1, М, «Художественная литература», 1951, с. 15.
о чудесах господних и происках дьявола. В крестьянских избах в долгие зимние вечера отставные солдаты рассказывали свои одиссеи...
В наше время, несмотря на широкую осведомленность о событиях в мире, личные впечатления очевидца не потеряли интереса для слушателей. Рассказы подобного рода очень выигрывают от наглядного материала — фильмов, фотографий, рисунков, слайдов, диапозитивов, сувениров. Кстати, о слайдах. Они получают все большее распространение как одно из занимательных домашних развлечений. Красочность, большой размер проекции делают их очень эффектными при групповом просмотре. Можно продумать подборки из своих слайдов, можно заимствовать интересные серии у знакомых, соседей. В продаже имеется широкий выбор слайдов с репродукциями музейных картин, архитектурных ансамблей, достопримечательностей разных городов.
Застольная беседа, и вообще беседа в гостях, является основной формой общения. Трудно вообразить вечер в гостях, проведенный в молчании. Более реальна другая крайность, когда все говорят вместе, поэтому требуются направление и управление беседой по форме и по содержанию.
Что составляет нередко содержание разговоров в гостях? Семейные дела и события, хозяйственные заботы, личные дела общих знакомых на грани и за гранью дозволенной «любознательности» (последнее для воспитанных людей совершенно недопустимо). Видимо, таких разговоров лучше избегать, но не потому, что эти темы — «проза жизни» и недостойны внимания. Представьте: вы собрались вместе, чтобы отвлечься от забот, развеяться, развлечься, обрести хорошее настроение, — какой же смысл выслушивать жалобы на непослушание детей, обсуждать житейские невзгоды, то есть погружаться в обыденность, над которой вы хотели приподняться? Для того чтобы вызвать сочувствие или получить совет по бытовым делам, не надо собирать гостей, достаточно забежать к знакомым на полчаса. В беседе не следует поддаваться соблазну выносить на обсуждение личные, тем более интимные горести, переживания. Не случайно они относятся к кругу тем, о которых в культурном обществе не принято говорить вслух.
Люди говорят без принуждения лишь о том, что их действительно волнует. Нет необходимости выучивать перед приходом гостей критические статьи о симфонических концертах, если они вас не интересуют или вы в них не слишком разбираетесь. Дело в другом. Любые интересные для вас вопросы — о человеческих взаимоотношениях, о воспитании детей, о собственном развитии — можно обсуждать в обществе, если из них исключить обывательское суесловие. В таком случае содержание фильмов, спектаклей, повестей, романов, дискуссии на страницах газет и журналов, политические события и спортивные новости, равно как и отношения между людьми в разных коллективах, могут стать благодатными темами для развития ваших мыслей и взглядов.
Хорошо приготовить заранее несколько возможных интересных тем и попытаться ненавязчиво ввести их в разговор. Гостю тоже не худо иметь одну-две темы на случай появления в беседе тягостных пауз. Шутки, экспромты (возникшие случайно, подготовленные заранее и даже почерпнутые из запасов чужого -остроумия) несомненно оживят беседу. В устной речи, в дружеской обстановке закон об охране авторских прав не действует, плагиат не страшен, можно широко использовать лучшие образцы юмора и без обязательных ссылок на литературный источник. Уместный анекдот (результат устного народного творчества) тоже может украсить разговор. Только не следует забывать, что «благоразумие — основа смелости», как говорит английская пословица.
Иногда гости увлекаются обсуждением производственных вопросов, особенно если они работают на одном предприятии. Хозяевам нужно мягко по форме, но твердо объявить стихийное производственное совещание закрытым и увести гостей от деловых разговоров. На то есть рабочее время. Может случиться, что кто-то захочет воспользоваться встречей, чтобы попутно поговорить о деле. Пожалуйста, но не надо вовлекать в это все общество. Улучив момент, отзовите нужного гостя в сторону (лучше в самом начале встречи), извинитесь и изложите дело. В любом варианте окружающие не должны заметить вашего отсутствия.
Форма проведения бесед в гостях зависит от состава гостей и степени их близости. Присутствие женщин в любом случае повышает требования к форме. Недопустимо ставить гостей в неловкое положение, обижать резкими суждениями, высмеивать. Каждый вправе отстаивать свое мнение (ибо притворное согласие с чужими взглядами есть лицемерие), но отстаивать без резкости, грубости и язвительности по адресу оппонента. Если беседа переходит в ожесточенный спор, в котором задевается самолюбие, надо переменить тему. Вовсе не обязательно, чтобы каждый спор завершался установлением единой для всех истины. Спорящие могут остаться при своем мнении, но если по ходу разговора вы постарались найти оригинальные доказательства, проверили прочность собственного взгляда, пригласили других к размышлению — это ли не достойный результат встречи?
Дирижер дискуссий — хозяин или хозяйка дома. Они следят за температурой спора, сглаживают шероховатости, направляют беседу в русло вежливости, стремятся предоставить всем равные возможности высказать свою точку зрения, «выговориться». Это достигается, конечно, не системой понуждений, замечаний, выговоров и прочими «карательными» мерами, но тактично, благожелательно, с юмором. Конфликты, как и пожары, легче гасить в зародыше.
Большое место в приеме гостей всегда отводилось музыке. Аристократы в прошлом держали оркестры, приглашали заезжих знаменитостей. Современному человеку стоит купить билет в филармонию, и для него будут играть лучшие оркестры. Для дома и гостей — магнитофон, проигрыватель, телевизор. Есть предубеждение, будто бы телевидение — это «обывательское» развлечение дурного тона. Здесь можно возразить, что в гостях все жанры хороши, кроме скучных (при соблюдении меры). Если с приходом гостей телевизор включается на весь вечер, и гости, хочешь, не хочешь, вынуждены смотреть все подряд, то для такого общения незачем далеко ходить, можно остаться у собственного телевизора. Но если в программе есть интересная для всех передача, то лишать гостей удовольствия ее посмотреть было бы неправильным.
Сейчас хозяевам нечего бояться, что у них не хватит технических средств для развлечения гостей. Наоборот, изобилие музыкальной техники в каждом доме таит опасность утопить гостей в музыкальных волнах. Часто музыкальные записи служат фоном беседы. Тогда их включают на малую громкость. Многие находят, что «фоновая» музыка помогает пройти паузы в беседе без ощущения неловкости. Возможно, и так, но, пожалуй, интереснее, если отдельные музыкальные номера будут прослушиваться как раз в такие паузы, еще лучше — специально, и с полным вниманием. Это могут быть записи классических произведений, джазовая музыка, песни современных менестрелей и т. д.
Там, где музыка, часто бывают и танцы. Планировать танцы нет надобности, достаточно иметь несколько пластинок с танцевальной музыкой. У гостей, особенно молодых, может возникнуть желание потанцевать, естественное после двух-трех часов сидения за столом. Тогда устраивается танцевальный антракт. Лучше, не слишком долгий, чтобы не пропал дух общения, сменившись духом попарного разобщения. Хозяин дома следит, чтобы дамы не остались без партнеров, представляет дамам кавалеров, танцует сам, с другой стороны, спасает от назойливых предложений гостью, не желающую танцевать.
Существует хорошее правило, относящееся к тону речи: говорить нужно так, чтобы тебя слышал только твой собеседник. Это правило полностью приложимо и к «музыкальным голосам». Музыку должны слышать только те, для кого она предназначена. Не стоит рассчитывать, что соседи, прохожие, невольно ставшие слушателями, облагодетельствованы вами, что им захочется вместе с вами петь и танцевать. Скорее покажется другое — «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»? А ведь на самом деле идет прием гостей, задушевное общение.
Несомненным украшением вечера служат игры и развлечения, называемые интеллектуальными по той причине, что они требуют повышенной умственной активности по сравнению, например, с танцами. Под словом «игры» мы не имели в виду карты, лото, домино и т. п. Это, конечно, тоже игры, и даже «интеллектуальные», поскольку они связаны с применением двух правил арифметики. Но их познавательное содержание настолько незначительно, а азарт, считающийся признаком дурного тона, напротив, велик, что неудобно предлагать их гостям.
Интеллектуальные развлечения — вещь не новая. С давних пор викторины, ребусы, шарады, головоломки, каверзные задачки, загадки приятно разнообразили вечера, создавали атмосферу дружеского соперничества, вызывали активное участие гостей.
На игру сегодня иногда смотрят свысока, но это едва ли справедливо. В игре проявляются многие способности человеческого духа — воображение, фантазия, инициатива. «Веселое царство игры» любят не только дети, но и взрослые, потому что эти выдуманные ситуации рождают подлинные переживания, раскрепощают, расковывают человека, вызывают к жизни его скрытые ресурсы, дают ощущение внутренней свободы. Еще Ф. Шиллер заметил, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении этого слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет»
Игре чаще всего сопутствует юмор. Веселые розыгрыши, экспромты, шуточные эпиграммы, стихотворные послания любили многие русские писатели: Михаил Булгаков, Илья Ильф, Михаил Светлов, Николай Заболоцкий, Владимир Маяковский... Великолепным умением перевоплощаться в своих героев по время рассказа отличался Юрий Олеша. Ему нравилось изображать различные персонажи (например, одесских обывателей), с комической серьезностью говорить о своем шляхетском происхождении, доказывать, почему его могли бы избрать королем Речи Посполитой, и тогда бы он назывался «Пан круль Ежи Перший» (король Юрий Первый). Одним из любимых образов, который создавал в кругу друзей И. Ильф, был образ ограниченной сентиментальной женщины средних лет. Маяковский охотно придумывал и дарил забавные, неожиданные подарки. У Заболоцкого была целая тетрадь стихов, написанных шутки ради.
Многим известно, как умел весело обыгрывать даже конфликтные ситуации М. Светлов. Молодому поэту, который почему-то стал называть его «Миша», несмотря на большую разницу в возрасте, М. Светлов сказал в присутствии других: «Что Вы со мной церемонитесь? Называйте меня просто Михаил Аркадьевич!»
Любили играть не только писатели. Во многих русских домах прошлого века играли в фанты, буриме (сочинение стихов
1 Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М. — Л., «Academia», 1935, с. 245.
на заданную рифму), ставили домашние спектакли, живые картины, устраивали кукольные и просто театры на дому. Вспомним «Ионыча» А. П. Чехова. Согласитесь, что один такой вечер, как у Туркиных, был бы не так уж плох. Беда в том, что каждый раз гостям предлагалось одно и то же.
В деревнях водили хороводы, переодевались ряжеными, пели песни, рассказывали сказки, музицировали на ложках, гребешках, сопелках... И в более далекие времена, на праздниках урожая награждали, венчали тех, кто лучше других пел и плясал, подражал животным, вышучивал друзей и врагов, передразнивал иноплеменников. В Древней Греции, на Дионисийских играх, главными действующими лицами были шутники, которые высмеивали и осмеивали всех — надсмотрщиков, аристократов, правителей, добираясь даже до грозных, всесильных богов. «В римских сатурналиях подвергали брани и насмешкам все святое, высокое и всех общественно значительных лиц... Это были спасительные, оздоровительные унижения»В Риме не только триумфальная церемония включала на равных правах и прославление, и осмеяние, но даже похоронный чин состоял из оплакивания (прославления) и осмеяния покойника2. Шуты, скоморохи, мимы, фокусники, песенники-менестрели средневековья хранили и развивали народную смеховую культуру. Шуты пробирались даже на торжественные религиозные представления, изображая чертей и грешников, и даже в храмы. Народ любил и воспевал забавников, смелых и веселых людей. В сказках и песнях разных народов повторяется один образ, один любимый герой: в России это Иванушка-дурачок, у англичан — Панч, в Турции — Карагез, в Германии — Ганс-Вурст, в Средней Азии — молла Насреддин, в Древней Греции — Одиссей и т. д.
В наши дни художественное и игровое творчество с улицы и из частных домов перешло в клубы и дома культуры, приняв форму художественной самодеятельности. Вероятно, не стоит изгонять самодеятельность и из домашних собраний, где чаще всего можно услышать лишь хоровое пение. Реже устраиваются спектакли, капустники, чтение стихов, дискуссии. Если у вас подобрался круг знакомых с яркими художественными талантами, то можно только порадоваться, что искусство так легко входит в ваш дом. Остальным же можно пожелать соизмерять намерения с возможностями, искать другие пути, ибо без художественных способностей даже пение хором может не получиться.
В качестве реальной рекомендации, имеющей широкий адрес, мы хотим предложить пример вечера с викториной. Форма вик-
1 Г а ч е в Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Драма. М., «Просвещение», 1968, с. 68.
2 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле. М., «Художественная литература», 1965, с. 9.
торины — гибкая, она позволяет бесконечно разнообразить содержание, использовать различные сведения из любой области искусства, науки, фантазировать. Викторину, естественно, надо готовить заранее. Готовят ее хозяева. Вопросы должны быть посильны гостям, давать возможность шутливых ответов. Хозяин или хозяйка (составитель викторины) берет роль ведущего, он же может быть и судьей. Ведущий делит гостей на две (или больше) команды, например: «дамы — господа», «блондины— брюнеты» и т. п. Если гостей мало, каждый сражается за себя. Ведущий объявляет условия викторины. Вопросы задаются поочередно каждой команде. Если команда не смогла ответить, вопрос передается противнику, если ответила, предоставляется другой команде ответить еще лучше (интереснее, остроумнее, правильнее). От ведущего требуются максимальная активность и остроумие в комментариях ответов и объявлении оценок. Желательно учредить призы и объявить об их наличии перед началом, не сообщая, конечно, в чем они состоят. Викторину лучше делать беспроигрышной, назначив призы и победителям, и побежденным. Призы — шутливые пустячки: шоколадные медальки на шнурках, победителям — большего размера, побежденным — помельче, с шутливыми надписями на ярлыках (например, «Победителей не судят», «Вы поражены» и т. п.); открытки смешного содержания и пр.
Неплохо включить в викторину вопросы из другой игры-дефиниции (условное название). Игра состоит в том, что предлагается дать определение предмету при условии, что конкретное можно выражать лишь через общее. Например, что такое бутылка? Ответ простой — сосуд для жидкости. Что такое сосуд? Это уже труднее определить, не прибегая к перечислениям типа: сосуд—это чашка, тарелка и т. д., а это запрещено правилом игры. Еще интереснее определения абстрактных понятий — совесть, глупость, красота и т. п.
Можно включить в викторину слайды, рисунки, произведения скульптуры, фотографии. Например, хозяева составляют подборку репродукций картин, показывают в определенном порядке и ставят ряд вопросов (вспомнить или придумать название картине, сказать, что будет с героями в следующее мгновение, и пр.).
По-новому увлекательной может стать старая игра буриме. Например, гостю предлагается сказать тост в стихах, рифмы дают другие гости (по очереди, виновник или виновница торжества, все вместе). Вариант может быть такой: произнести тост, где бы все слова состояли не более чем из одного слога или начинались с одной и той же буквы (слога), или заканчивались какой-то определенной фразой.
Несколько слов об оформлении приема. Праздничного эффекта можно достигнуть несколькими деталями: шутливым лозунгом-приветствием или афишей, «выставкой картин» (рисунки или репродукции на стене со специально подобранными надписями, названиями). Очень эффектна домашняя стенгазета. Мы предвидим, что сочетание слов «стенгазета» и «дом» может удивить. Не надо пугаться. Все зависит от вас самих. Конечно, такая газета должна быть полна юмора, возможно, не только собственного: вырезки наиболее удачных шуток и карикатур из журналов и газет, пародийная статья, эпиграммы, стихи (поразительно много людей умеет писать стихи!). Все это можно украсить аппликациями из подручного материала, для чего достаточно иметь лист бумаги, ножницы, клей, груду старых журналов (вообще-то вырезки лучше собирать регулярно в отдельную папку), немного фантазии и чувство юмора. Профессор, писатель Стивен Ликок отметил, что люди охотно признают множество недостатков (например, плохое зрение, неумение плавать, стрелять из ружья), но попробуйте «усомниться в наличии у кого-нибудь из ваших знакомых чувства юмора, — вы нанесете этому человеку смертельное оскорбление»
В последние годы зародилась еще одна форма приема гостей — «день открытых дверей». Хозяин оповещает своих знакомых, что он принимает гостей в определенный день, скажем, в четверг или первую субботу месяца. Гость волен приводить с собой знакомых. Хозяин обеспечивает минимальное угощение, например, чай с баранками. Основной принцип воплощен в слегка измененной латинской пословице — «все свое неси с собой». На таком вечере центральное место занимает беседа. Характерная черта — полная непринужденность. Зашел поэт-любитель, нашел аудиторию. Кто-то взял гитару, исполнил песню. Беседа может оказаться очень интересной, и гости засидятся до полуночи. Кому-то станет скучно, и он уйдет. Кто-то придет в конце вечера... Поток гостей, поток беседы. Общение ради общения проявляется почти в чистом виде — можно регулярно встречаться с человеком, говорить на интересующие темы, не зная ни служебного, ни семейного положения друг друга. (Следует заметить, что интересоваться этим уместно лишь в деловой беседе). Сама форма вечера создает разнообразные комбинации знакомых и незнакомых людей, некоторые сочетания дают блестящие вечера, некоторые — скучные. Характер таких вечеров еще не сформировался, спешить вводить их необязательно, но при желании можно провести эксперимент.
Коснемся темы незваных гостей. Предубеждение против этой категории лиц выражено в известной пословице. Однако отрицательное отношение к неожиданному визиту явно устарело. И незваный гость бывает желанней званого. Визит-экспромт может вызвать неудобства — у хозяев срочные дела, дома кто-то болен. Если посещение очень некстати, то допустимо намекнуть на это
1 Ликок С. Юмористические рассказы. М, — Л., «Художественная литература», 1962, с, 197,
в вежливой форме: у нас сегодня много дел, но мы рады, что вы пришли. Гости должны проявить такт и не задерживаться, если нет полной уверенности, что сюрприз приятен хозяевам во всех отношениях. В противном случае следует побеседовать минут пятнадцать и откланяться под удобным предлогом.
Итак, прием гостей нужно готовить. Не следует перегружать его развлечениями. Вполне достаточно подготовить запас тем для беседы и два-три «мероприятия» из упомянутых выше или иных. Главное — проводить вечер ненавязчиво, гибко, дать возможность гостю проявить себя с лучшей стороны. По мере ослабления интереса к одному этапу программы нужно переходить к следующему. Если гости засиделись, предложить потанцевать. Если устали беседовать, послушать музыку. Можно предложить прогулку, но ее лучше приберечь к концу вечера. Иногда гости не проявляют намерения распрощаться вовремя (наносить визиты следует от 12 дня до 8 часов вечера, а уходить до полуночи), тогда прогулка превращается в проводы.
В некоторых странах (Англия, Япония) есть обычай после вечера, проведенного в гостях, посылать хозяевам письмо с благодарностью. Думается, нам этот обычай перенимать не стоит. Если гость по каким-либо причинам отправился домой поздно, на следующий день можно осведомиться по телефону о его здоровье и благополучном возвращении домой. А благодарственные письма быстро превратятся в обременительную формальность, то есть то, от чего современный советский этикет сознательно отходит.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что прием гостей, хождение в гости — один из самых древних и поныне распространенных, популярных видов проведения свободного времени,— предоставляет неограниченные возможности для фантазии, инициативы и изобретательности участников, позволяет наиболее полно и ярко реализовать важнейшую социальную потребность — потребность в общении. В статье невозможно, как в книге о вкусной и здоровой пище, привести «меню» на каждую встречу, но мы надеемся, что наши советы в чем-то помогут читателям, задумывающимся над тем, как лучше организовать свой досуг.
<<<---