RSS Выход Мой профиль
 
Советский этикет| Л. Я. Верб КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ


Кандидат педагогических наук Л. Я. Верб

КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ



И мировое, и русское искусство сделало очень многое, чтобы воспеть женщину. А. А. Блок всегда с большой буквы писал о Прекрасной Даме, Незнакомке, Женщине. Герои баллад Шиллера, чтобы поднять оброненную перчатку или носовой платок, рисковали жизнью, мечтая заслужить единственную награду— улыбку Дамы. И тем не менее сквозь историю классового общества, как писал А. М. Горький, проходит постыдный факт угнетения, унижения женщины. В течение многих веков она была полностью подчинена отцу или мужу, которым разрешалось наставлять жену и дочь даже плеткой. «Если жена не слушается мужа, то он поучает ее плеткой, но лучше, если нет свидетелей, а наедине. И бьет не в лицо, а по уху и осторожно, чтоб кулаком не попасть в сердце, и лучше бьет не палкой и не железным прутом... Лучше всего плеткой, это и больно, и действенно, и напугает, и полезно для здоровья» — такое поучение для мужей содержалось в русском «Домострое», памятнике феодальной Руси. В течение многих веков христианская религия проповедовала презрение к женщине, определяя ее главную и единственную функцию — быть рабою, послушной служанкой своего отца, затем мужа. Все десять заповедей Ветхого завета обращены только к мужчине.
Реакционные философы XIX и начала XX веков (Ницше, Шопенгауэр, Вейнингер) и реакционные писатели (например, Пшибышевский) резко выступали против эмансипации, то есть установления равноправия женщин. Австрийский философ О. Вейнингер утверждал, например, что «женщина — ничто и только через мужчину становится чем-то»
Очевидно, одной из причин женоненавистничества, распространившегося в начале XX века, было широкое вовлечение женщин в производство; женщины стали специалистами в профессиях, которые веками составляли мужскую привилегию.

* Вейнингер О. Пол и характер. Вена, 1908, с. 353

Некоторые современные философы капиталистического мира (М. Мид, Г. Грабер) причиной многих бед своего общества считают успехи женщин в науке и труде. Так, Г. Грабер, исследуя психологию современного мужчины, утверждает, что современный мужчина должен быть завоевателем, что смысл его жизни — познание и свобода, смысл же жизни женщины — только любовь, только ожидание мужчины, жертва ему во имя будущего ребенка. «Женский путь, — пишет он, — всегда пассивный, а мужской — активный».
Все эти рассуждения не являются лишь плодом досужего умствования женоненавистников; они так или иначе отражают действительное положение женщины в капиталистическом обществе, где она не пользуется равными правами с мужчиной и по сей день. Женщины до сих пор не получают там равную оплату за равный труд с мужчиной, они не обладают одинаковыми с мужчиной политическими правами, в некоторых странах не могут избирать и быть избранными в законодательные и иные органы власти.
Раскрепощение женщины поэтому входило в программу научного социализма. «Женщину и рабочего объединяет то, что оба они угнетенные... Но в одном женщина идет впереди рабочего: она — первое человеческое существо, попавшее в рабство. Женщина сделалась рабой раньше, чем появился раб» — писал А. Бебель и утверждал необходимость коренного изменения положения женщины.
Советская женщина активно участвует в производственной, научной, политической и общественной деятельности. Всему миру известны колоссальные успехи тружениц нашего общества. Можно напомнить только одну, самую красноречивую цифру: среди имеющих в СССР высшее образование более половины— женщины. Женщинам, выросшим за годы Советской власти, их равноправие представляется таким же естественным, как отсутствие капиталистов и помещиков, социального и национального гнета.
Равноправие женщин и мужчин у нас в СССР закреплено Конституцией, они равны перед лицом советского закона, имеют равные возможности в получении образования, труде, творчестве. Но никогда не было и не может быть полного тождества между женщиной и мужчиной. Строение и функции женского организма неизмеримо сложнее мужского, так как женщина— продолжательница рода человеческого. Тяготы беременности, трудные, подчас опасные роды, сложности кормления ребенка грудью и ухода за ним, — все это навсегда останется за женщиной. Никогда не исчезнут психобиологические различия мужчины и женщины. Думается, что не устарели и никогда не устареют такие специфические женские черты поведения, как

1 Б е б е л ь А. Женщина и социализм. М., Госполитиздат, 1959, с. 49,

мягкость, сдержанность, скромность, составляющие обаяние женственности, и такие специфические мужские качества, как сила, решительность, характеризующие подлинную мужественность.
В «Комсомольской правде» было опубликовано откровенное письмо одного молодого мужчины. «Что за предрассудки? — писал он. — Зачем газета пишет о какой-то отжившей век галантности? У нас равноправие. Моя подруга работает вместе со мной каменщиком. И не хуже ребят работает. Зачем же я буду унижать ее своим расшаркиванием?»
А ведь именно отношение к женщине является мерилом культуры общества. К. Маркс писал, что степень общей культуры мужчины проявляется в том, как он относится к женщине. Мужчинам и юношам, которые свое непочтительное отношение к женщине прикрывают фразами о равноправии, приведем слова генерала А. Игнатьева, автора книги «Пятьдесят лет в строю»: «Вежливым надо быть со всеми — как со старшими, так и с младшими, как со стариками, так и с детьми, а особенно с женщинами. Какими бы равными с нами правами женщина не пользовалась, мы не должны ни на минуту забывать, что она — существо физически менее сильное, нравственно более чувствительное, что каждая женщина может оказаться для другого человека или матерью, или женой, или во всяком случае самым дорогим на свете существом». Из всего сказанного ясно, что воспитание культуры взаимоотношений мужчины и женщины в социалистическом обществе приобретает исключительное значение.

Рассмотрим некоторые вопросы отношений между мужчинами и женщинами.
Коллеги
С
оветские женщины работают почти во всех отраслях народ- J ного хозяйства. Очень трудно найти предприятие в городе или деревне, организацию или учреждение, где работали бы только мужчины или только женщины. Однако в здравоохранении и просвещении преобладают женщины, а в Вооруженных Силах и сталеплавильном производстве — мужчины. Практически же в деловой обстановке постоянно общаются представители обоих полов.
Следует ли в служебных взаимоотношениях соблюдать особые правила отношений мужчин и женщин? Сохраняет ли женщина на работе те особые привилегии своего пола, которые исходят из норм и правил общей культуры поведения? Конечно,

1 «Комсомольская правда», 19G8, 1 марта.

сохраняет, хотя здесь и могут быть известные отклонения, обусловленные служебным положением лиц разного пола.
Такие требования любого производства, как укрепление трудовой дисциплины, личная ответственность каждого за положение дел на предприятии, отношение к труду как к важнейшему патриотическому долгу, в одинаковой мере касаются и мужчин, и женщин. Опаздывать, например, недопустимо никому, даже женщине, у которой в семье маленькие дети. Но если возможность начинать работу на 10—15 минут позже не скажется на общем ритме труда, то чуткий руководитель может той или иной женщине-матери, которой как раз во время начала работы надо успеть отвести ребенка в ясли или детский сад, временно разрешить позже начинать свой рабочий день.
Рабочие задания даются соответственно квалификации, но женщины-сотрудницы вправе рассчитывать на помощь и внимание своих коллег-мужчин. Со стороны последних вполне уместно предложить женщинам более удобное место, помочь установить тяжелый прибор. Для женщины же вполне естественно попросить своего коллегу-мужчину перенести тяжелый прибор или переставить на другой стол пишущую машинку. Это, естественно, не означает, что мужчина, например, должен бросить все свои дела, не доведя их до конца, и кинуться помогать кому-либо из сотрудниц, уходящих домой, надеть пальто. Однако всемерно подчеркнуть свое уважение к женщине не только словами, но и помощью он вполне может. Ни у одного культурного и воспитанного начальника не возникнет мысли пройти первым в дверь, если навстречу ему идет женщина; сидеть развалившись в кресле в своем кабинете и не пригласить женщину сесть, с тем чтобы разговаривать с ней сидя, если даже женщина— его подчиненная. Во время приветствия руководитель-мужчина, здороваясь с подчиненными ему по службе женщинами, желая проявить особое к ним внимание, не ждет общепринятого протягивания руки женщиной, а первый протягивает руку встретившейся женщине. Обычно первым здоровается мужчина, но, входя в кабинет к начальнику, женщина здоровается первой. А если в кабинет входит другой мужчина, то он приветствует вначале руководителя, независимо от присутствия там женщин. Если в помещении не хватает стульев, то мужчины встают, чтобы все женщины могли сесть.
«Есть серьезные основания полагать, — справедливо пишет Н. П. Акимов, — что если бы во всех наших учреждениях мужчины пришли бы к решению воздавать женскому персоналу те скромные знаки уважения, которые в культурном обществе приняты, то оба пола оказались бы в выигрыше. Женщинам приятно было бы это внимание, а мужчины всех возрастов почувствовали бы себя моложе, бодрее и красивее, чем при том существующем положении, когда ответственный пост на служебной лестнице лишает начальника радости ощущать себя полноценным мужчиной»
Не все женщины переносят дым от курения, поэтому принято курить лишь с их разрешения и лучше не в рабочем помещении. Курящим женщинам тоже следует помнить о некурящих и выходить в специально отведенные для курения места.
На производстве в отличие от бесконечной, подчас неблагодарной домашней работы результаты их труда в гораздо большей степени получают общественное признание. Это является одной из причин того, что многие женщины, имея материальную возможность не работать, с большим удовлетворением трудятся на заводах и фабриках, в учреждениях и научно-исследовательских институтах, в сельском хозяйстве. Следует отметить, что доля женщин в общественном труде в дальнейшем будет возрастать и внимание к культуре взаимоотношений мужчин и женщин на производстве должно быть усилено.
Отметим некоторые частные правила этикета в условиях труда.
Обычно при знакомстве мужчину представляют женщине, она называет свое имя и подает руку. При представлении ученицы, студентки, аспирантки или сотрудницы преподавателю или руководителю учреждения первым протягивает руку он.
При знакомстве с женщиной в учреждении мужчина встает, если женщина входит в его кабинет, предлагает сесть.
Приходя в учреждение, женщина называет свое имя и фамилию, а также должность и цель прихода.
Неприлично докучать назойливыми вопросами девушкам и женщинам, работающим в сфере обслуживания. Вероятно, в подобной ситуации продавщица и приемщица могут позволить себе не отвечать на вопрос о ее возрасте, имени, семейном положении и т. п., если они понимают, что вопрос задается с целью завязать знакомство и к ее служебной компетенции не относится.
В некоторых странах до сегодняшнего дня сохраняется обычай целовать даме руку. В Венгрии, Австрии, Польше даже сохранилось приветствие «целую ручки». В наших условиях вряд ли приемлемо такое приветствие. Что касается целования руки, то считается, что делать это эстетично в знак глубокого почтения к женщине. Благодаря свою преподавательницу, выражая почтение по отношению к актрисе, писательнице, общественной деятельнице мужчина целует ей руку. Иногда целуют руку партнерше, благодаря за танец. Однако не рекомендуется делать этого по отношению к совершенно незнакомой ранее женщине. Следует этот обычай считать торжественным, особенным, а не простой привычкой.

1 Акимов Н. П. Твои вкусы — твоя культура. Сб. «Бой идет за человека». Л., «Знание», 1965, с. 198.

Юноша и девушка
...В
тот пасмурный мартовский день Наташа, ученица 9-го класса, пришла домой сияющая, счастливая.
— Мамочка, посмотри, что мне преподнес Вовка, сосед по парте. Кто бы мог подумать, что он способен на такое? — И дочь протянула матери небольшую ярко-желтую веточку мимозы. Цветок бережно передавали из рук в руки домочадцы, ахали, восхищались вовкиным вкусом и вниманием. А когда всеобщее возбуждение улеглось, мимозу поставили в керамической вазочке на самое видное место — на сервант.
Шли дни. Наступила середина марта. Желтый цветок поблек, утратил аромат, но его не убирали. Впрочем, Наташа все реже смотрела на него. А однажды, придя из школы, решительно сняла вазочку с серванта, уткнулась матери в плечо:
— Сегодня Вовка мне опять нахамил, сказал, что с такими веснушками он бы не рискнул показываться в школе, что я непролазная дура и всякое такое. И почему это мальчишки бывают с нами добрыми только раз в году?
Исследования, проведенные среди старших школьников, показали, что большинство девочек осуждают грубость, невоспитанность мальчиков, невнимание к девочкам, особенно к тем, кто не может «похвастаться своим лицом и фигурой», ложную стыдливость, боязнь уронить свой авторитет в глазах «дружков», чрезмерное увлечение спортом («они больше работают ногами, чем головой»).
Мальчики в свою очередь упрекают девочек в неискренности, болтливости, стремлении обособляться в группы, соперничестве, отсутствии интереса к спорту и т. д. Многолетние наблюдения подтверждают, что в отношениях между собой мальчики и девочки 9—10-х классов не склонны проявлять знаки взаимного внимания, мальчики не заботятся о девочках, не оказывают покровительства.
Среди вопросов, которые задают на молодежных диспутах и лекциях о проблемах морали, около 25% (по материалам автора) составляют вопросы об этикете, о том, что прилично и неприлично во взаимоотношениях «он — она». В ответах молодые люди ждут практических советов, как им следует вести себя, причем преобладающее большинство таких вопросов задают девушки; они развиваются раньше и больше, как правило, обращают внимание на внешнюю сторону поведения. Очень часто задаются вопросы: кто первым должен подать руку, когда здоровается, когда можно первой пригласить юношу танцевать, можно ли подойти к незнакомому юноше с каким-либо вопросом, может ли девушка первой назначить встречу, не стыдно ли, если девушка первая скажет, что юноша ей нравится, и множество других. Любопытны некоторые вопросы юношей школьников-старшеклассников: каким образом прилично выразить девочке свою симпатию, не обидев ее навязчивостью, где удобнее встретиться с девушкой, которая тебе нравится, можно ли пригласить ее просто погулять, можно ли пригласить девушку к себе домой и как об этом сказать родителям, всегда ли нужно платить за девушку в кино к театре, не стыдно ли юноше, если девушка платит за себя сама, с какого возраста прилично ходить в ресторан, как пригласить девушку в кафе, чтобы она не обиделась?
Не считая нужным отвечать на каждый из подобных вопросов, следует подчеркнуть, что во взаимоотношениях юношей и девушек на первый план должны выступать искреннее товарищество и дружба, естественность и непринужденность, несовместимые как с развязностью, так и с манерностью мещанского толка. Если между юношей и девушкой искренние, лишенные любых проявлений пошлости отношения, вопрос о том, кто должен платить в театре, не является проблемой, над которой специально задумываются. Что касается того, кто должен первым здороваться, как прилично пригласить танцевать, — тут действуют общие нормы этикета. Однако они не должны превращаться в мещанский церемониал, в их применении должны превалировать юношеская непосредственность и искренность.
Интересно отвечает профессор психологии ГДР Клаус Тру-мер на вопросы о взаимоотношениях молодых людей.
«Как относиться к знакомству на танцах?» — беспокоится 16-летняя девушка. — «Осторожно, — советует психолог, — так как на танцах более судят по внешности, выглядят оживленнее и веселее, чем обычно, хотят нравиться».
• «Можно ли целоваться и обниматься в общественных местах?»— «Это, конечно, твое личное дело, но истинная нежность, поцелуй не предназначен для чужих взоров и ушей посторонних. Нежность и ласка не нуждаются в сцене, это ведь не спектакль для зрителей»1.
Во взаимоотношениях мужчин и женщин различных стран многие нормы этикета неодинаковы. В Европе, например, мужчина должен уступать дорогу женщине, а на Востоке женщины пропускают мужчин вперед. В нашей стране, в Скандинавии осуждают откровенные проявления чувств. А в Польше или Франции не считается зазорным, если молодые люди целуются в людном месте. Прохожие не реагируют на них, лишь иногда по-доброму улыбаются. Умение быть терпимым к чужим обычаям и нравам — черта воспитанного человека, которая предполагает уважение к обычаям и традициям своего народа. Это последнее обстоятельство необходимо всегда помнить, особенно тем молодым людям, которые не прочь продемонстрировать пренебрежение к нормам этикета, сложившимся в нашем обществе.

1 Unter vier Augen gesagt. Berlin, 1966, S. 5, 7.

Принято, что на встречу первым приходит мужчина, он же обычно первым договаривается о ней, предлагает ее. Выбор места и времени встречи предоставляется дерушке, женщине, когда и где ей удобнее, ближе, приятнее. Девушке или женщине невежливо опаздывать и заставлять долго ждать себя.
Несколько слов о курении. Женщинам и девушкам некрасиво курить на улице. Да и вообще курящая женщина не вызывает приятного впечатления. Нельзя одобрить увлечение некоторых девушек курением. Эти девушки напрасно считают, что сигарета во рту делает их современными и интересными. Прежде всего курение создает больше шансов получить серьезное заболевание легких, так как медицине известно, что у женщин-курильщиц заболевание серьезными болезнями дыхательных путей значительно чаще, чем у мужчин.
Крупный врач-гигиенист ГДР Рудольф Нойберт в своей «Новой книге о супружестве» пишет об опасности курения для молодой девушки, так как это может привести к заболеванию раком Он объясняет, что действие никотина особенно вредно для женского организма. Никотин является ядом для желудка, а деготь, попадающий в организм при курении, вызывает рак. И родители, и воспитатели должны сообщить девушкам эти сведения.
Юноша (мужчина) не должен держать во рту папиросу, если он идет вместе с женщиной. Нельзя разговаривать с женщиной, не вынув изо рта сигарету, трубку или папиросу.
Что прилично подарить юноше? — спрашивают девушки. На какой подарок не обидятся девушки? — вторят им ребята. В одном из стихотворений Е. Евтушенко есть строчки:
И слишком уж самоуверен Я не цветы принес ей, а вино.
Действительно, только слишком самоуверенный мужчина может принести в подарок девушке или женщине вино, даже шампанское. Таким подарком он проявляет прежде всего заботу о себе, а не о девушке. Самые лучшие подарки, радующие любую женщину, — это цветы:
Я бы для тебя в метели зимние Из-под снега доставал цветы...
(С. Есенин)
Цветы издавна являются идеальными посредниками для выражения любви, нежности, внимания. Юноша приходит на свидание и подает любимой букетик, держа его в левой руке. Принимая цветы, девушка благодарит юношу. Если молодой чело-

1 Нойберт Р, Новая книга о супружестве. Пер. с нем. М., «Прогресс», 1969, с. 162.

век приглашен в дом девушки, он дарит букет из 3—5 цветов сначала матери, затем — дочери. Юноша (мужчина) приносит девушке (женщине) первые весенние цветы — мимозу, фиалки, ландыши; летом и осенью выбор цветов разнообразнее — астры, гладиолусы, розы, пионы, хризантемы. Цветы прекрасно дополняют любой, даже самый скромный подарок. Цветок в маленькой вазочке можно поставить на письменный стол или иное рабочее место.
Всегда хорошим подарком являются книги, но особенно, если известны увлечения, склонности, человека, и книга этим увлечениям соответствует. Дарят небольшие произведения искусства: эстампы, хорошие художественные фотографии, статуэтки, дарят конфеты (в коробках), можно принести в качестве подарка собственное художественное изделие (резьба по дереву, чеканка). Уместно дарить предметы бижутерии (бусы, серьги, браслеты), художественно выполненные. Последние подарки обычно не преподносят мало знакомым женщинам. Не рекомендуется дарить носильные вещи, белье. Такие подарки приятно получать лишь от самых близких родственников. Девушке (женщине) не следует принимать от малознакомого, не близкого мужчины драгоценности, обувь, предметы одежды, носовые платки.
Близкому другу, родственнику девушка (женщина) может подарить многие вещи; наиболее распространенные подарки: галстук, красивый шарф, хорошие носовые платки, письменные принадлежности и, конечно, книги любимых авторов, пластинки, произведения искусства. Главное — знать вкус, интересы того, кому делается подарок.
Цветы дарят также и юношам (мужчинам) при встрече, дне рождения, торжестве.
Можно представить себе ситуацию, когда человек почему-либо не считает возможным принять подарок. Отказаться от подарка следует решительно, но тактично и спокойно. Однако обязательно следует упомянуть, что внимание и забота вас тронули. Нехорошо, если сначала человек колеблется, а потом все же принимает подарок. Не следует отказываться от подарка, мотивируя это тем, что он очень дорогой.
В данном разделе подчеркивались преимущественно требования к культурному поведению юношей, мужчин. Однако только те женщины и девушки вправе ожидать любезного отношения со стороны «сильного пола», которые сами ведут себя любезно, вежливо и приветливо. Уважение мужчин девушка, женщина вызывают не развязностью, а мягкостью, сдержанностью и скромностью. Эти чисто женские качества не только ее украшают, но и заставляют мужчин быть сдержанными, более подтянутыми.

В семье
У
крепление семьи — важная забота нашего государства. В последнюю треть XX века можно встретить утверждения о том, что семья изжила себя. На Западе нередко проповедуются свобода интимных связей, групповые связи, пробное замужество и другие «современные» формы взаимоотношений полов, которые, дескать, заменят традиционную семью.
Социалистическая семья — высшая форма семьи, возникшая в результате Великой Октябрьской социалистической революции, ликвидировавшей частную собственность и неравенство женщин. Социализм очистил брак от корысти, расчета, эгоистических интересов. Главные принципы отношений в семье: взаимное уважение, равноправие, ответственность супругов за воспитание детей. Новыми чертами современной семьи стали малочисленность, противоречия между производственными и бытовыми ролями женщины, высокая степень автономности детей, разрушение традиций семейного уклада из-за большой миграции населения, экономической самостоятельности взрослых детей.
Наше общество заинтересовано в том, чтобы люди были счастливы в семье, так как внутрисемейная атмосфера — отражение широких социальных условий советского общества. Семейный этикет основывается на таких нравственных устоях: любовь и дружба, уважение к старшим, благодарность и чуткость, взаимная забота, взаимная требовательность. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский считал главным в семье добрые отношения, особенно к матери, девочке, женщине. «Ваши желания — это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств близким людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо»
Он подчеркивал необходимость тренировать доброту именно в семье: оказывать помощь близким, внимание больным, пожилым, чтобы было за что сказать доброе слово. Он учил готовить подарки матери, причем обязательно своими руками, ничего не покупая.
Два человека, мужчина и женщина, остаются вместе на годы. Даже самые молодые приносят в новую семью уже сформировавшийся характер, привычки, манеры, усвоенные в родительских домах, которые являются первой их школой этикета, точно так же, как и их семья станет школой этикета для их детей. Если есть в семье взаимная любовь, уважение друг к другу, люди учатся понимать, прощать мелочи и приспосабли-

1 Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., «Молодая гвардия», 1971, с. 183.

ваться к индивидуальным особенностям каждого. Это умение приспосабливаться друг к другу — необходимое в семейной жизни свойство, оно помогает искать и находить внутренний контакт, при котором люди умеют мысленно становиться на место друг друга, проникать в психологию, строй чувств близкого человека. Приспособление — процесс продолжительный и обязательно взаимный.
В первый период совместной жизни требуется прежде всего уступчивость с обеих сторон. Пошло, когда молодая жена настаивает на выполнении любого своего каприза, любого желания. Первые ссоры, вспыхивающие по пустякам, не всегда безобидны. Иногда сгоряча говорятся такие слова, которые трудно забыть, и возникают трещины в отношениях. Лучшее лекарство— шутка, веселое замечание.
Одним из важнейших качеств для совместной жизни является терпение. Можно ли прожить без конфликтов? Нет, столкновение настроений, мнений, точек зрения неизбежно. Но чтобы конфликт вовремя погасить, приостановить, не дать ему перерасти в скандал, нужны терпение, сдержанность. Сразу задай себе вопрос: А что неверного сделал я? Где ошибся? Чем обидел? Поспеши извиниться (особенно, если ты мужчина; настроение женщин более неустойчиво, меняется под влиянием разнообразных мелочей), обратись по имени, ласково — и ссору можно будет потушить.
На консультации для вступающих в брак в Ленинградской фирме «Невские зори» часто спрашивают: «Совместима ли грубость с любовью?».
Однозначным ответом на этот вопрос является резкое «нет». Л потом слышишь грустные размышления о том, что муж грубит, следовательно, не любит, зачем же женился, зачем жить вместе.
Очевидно, грубость некоторых молодых людей связана с непониманием важности вежливости, внимания и сдержанности во взаимоотношениях с близкими людьми. Люди, живущие вместе, чрезвычайно подвержены «заражению» настроением друг от друга.
Хуже всего то, что мрачные, всем недовольные люди, которые ворчат и ссорятся по любому поводу, к сожалению, обладают способностью губить радость других, отравлять хорошее настроение.
Умение подавить раздражительность, воспоминание о чем-нибудь хорошем, улыбка способствуют установлению хорошей психологической атмосферы и для себя, и для окружающих.
Когда люди все время вместе: и утром, и перед сном, и в выходной — могут быть разные неожиданности. А может и привычка внести скуку в отношения.

Хорошо, если кто-то из двоих изобретателен в личной жизни, умеет украсить быт. Подарить оригинальный сувенир, придумать свой собственный «только на двоих» праздник: день первого знакомства, первого объяснения. Это только наше и ничье больше, но для нас — исключительно важное, поэтому мы и не забудем никогда и продумаем мелочи, доставляющие радость: «ту» прическу, которую «он» всегда хвалил, «те» конфеты, которые «она» больше всего любит, или «фирменный» пирог по особому рецепту, или идеально убрать квартиру, чтоб ей осталось улыбнуться и с благодарностью поцеловать внимательного мужа.
Радость для двоих невозможна и без постоянного стремления нравиться друг другу, оставаться «как юноша, влюбленным». Опрятность и красота, хорошая домашняя одежда «друг для друга» тоже существенны. Пусть ни одна жена не подражает высмеянной Белинским женщине, которая «дома ходит неряхой, с непричесанной головою, в запачканном, узеньком и коротком платьице линючего цвета, в стоптанных башмаках, в грязных, спустившихся чулках: в доме, ведь кто же нас видит... стоит ли рядиться?» К
...Николай М. был женат месяц и считал свою жену прелестнейшей женщиной в мире. Однажды он, грустно улыбаясь, сказал приятелю: «Знаешь, я по утрам встаю с закрытыми глазами...»
И пояснил удивленному приятелю: «Не хочу видеть утром Наташу. У нее от туши текут синие и черные струйки по лицу. Это ее ужасно «ортит». А молодой женщине и невдомек, что любую косметику необходимо смывать перед сном.
Небритый муж в мятой майке и стоптанных туфлях тоже не доставит радости молодой жене. Красивая одежда украшает повседневный быт, а для женщины имеет и психологическое значение.
Хорошо, к лицу одетая женщина чувствует себя спокойнее и увереннее, любое дело у нее лучше спорится. Важно продумать домашнюю одежду, чтобы она была к лицу, подчеркивала преимущества цвета волос, фигуры и т. п.
Недавно модельеры предложили домашние платья макси из дешевых мягких тканей с вырезом на груди. Большинство женщин выглядят в них очень трогательно, уютно, женственно.
Продолжительность жизни советских людей увеличивается, у подавляющего большинства молодоженов живы и отцы, и матери, с которыми необходимо считаться. Первый год, пока семья только-только формируется, лучше жить отдельно от родителей, даже самых идеальных.
Напомню популярную притчу о разном понимании счастливого и несчастливого брака.

1 Белинский В. Г. Избранные сочинения. М., ОГИЗ, 1948, с. 473.

Встретились две матери. И у той, и у другой дети недавно обзавелись семьями. Одна жалуется, что у ее сына семейная жизнь сложилась неудачно, ибо жена заставляет его помогать по хозяйству. Вторая мать считает брак своей дочери очень счастливым, потому что муж все домашнее хозяйство ведет сам.
Нередко нужны годы, чтобы родители стали довольны избранницей сына или избранником дочери. Часто мать даже способствует разводу, считая, что зять «недостоин» ее «девочки».
Факты подтверждают, что довольно часто родители (особенно часто свекровь) приводят молодую семью к разрушению.
А вот наивный вопрос 18-летней жены: «Звать ли мне свекровь матерью, если мы живем вместе?»
Очевидно, нет подходящего для всех случаев решения. Однако большинство зятьев и невесток зовут родителей жены и мужа по имени и отчеству и на «вы». Родители же всегда обращаются к молодым на «ты». «Холодное» «вы» бывает нередко выражением недовольства по отношению к новому молодому родственнику.
Очень помогает укреплению семьи независимость от родителей в материальном отношении.
Существуют и определенные правила поведения вне дома, в гостях, но о них вы прочтете в статье «В гостях и дома».
Создание семьи — процесс постепенный, психологическое приспособление друг к другу требует времени. Доброта и внимательность, великодушие и терпение, заботливость и снисходительность помогают «стать одним телом и одной душой», и нет большего наслаждения, чем уверенность в том, что у человека есть
...то окно, куда ты можешь постучаться в поздний час.
(А. Твардовский)
Мы идем к будущему, о котором мечтали лучшие умы человечества. «А в будущем будет коллективная влюбленность женского начала в мужское и мужского — в женское.
Мужчина будет стараться быть мудрым, сильным и красивым, великодушным, быть другом женщины, окружать ее любовью и нежностью, потому что она дает ему самое величайшее счастье и обеспечивает продолжение вида.^ Точно так же женщина будет стремиться дополнять своего друга в качестве человека другого пола, не в качестве куклы или кухарки, но равной по духу, только с другими чертами этого духа, не менее, чем мужчина, способного к творческим созиданиям и научным полетам мысли и всяким другим выражениям полноты физического и психологического существа»».
1 Луначарский А. В. Мораль с марксистской точки зрения. Харьков, Госиздат, 1925, с. 43—44.




<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0