Кандидат искусствоведения, профессор И. А. Кох
О ПОВЕДЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
Человек, живущий в городе, больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и других общественных местах. Отсюда понятно, что правила поведения в этих местах занимают одно из наиболее важных мест в советском этикете. В этой статье речь пойдет о тех правилах, которые не регламентированы специальными постановлениями вроде «Правил уличного движения» или «Правил поведения в городском транспорте». То, о чем будет рассказано, является только советами, как наиболее разумно вести себя в различных ситуациях, в которых может оказаться человек на улице или в другом общественном месте. Эти советы основаны на опыте прошлого и отражают принятый у нас уклад жизни; они направлены на то, чтобы сделать жизнь наиболее красивой, а взаимоотношения между людьми — здоровыми.
Эти советы — не догма, и рекомендации могут быть изменены, поскольку меняются жизнь общества, обстоятельства, в которые попадает человек. Поступать правильно в необычных обстоятельствах, не предусмотренных советами и правилами, ему помогают чувство такта, понимание подлинного смысла культуры общения.
Понятно, что все граждане должны соблюдать правила уличного движения, которые обеспечивают не только безопасность, но и «вежливость» улицы по отношению как к пешеходам, так и водителям.
Естественно, что пешеходы должны пользоваться тротуарами, а не проезжей частью, переходить улицу в разрешенных местах по зеленому сигналу светофора. На тротуаре также следует соблюдать выработанный опытом порядок: придерживаться правой стороны по ходу своего движения. В таком случае встречные людские потоки не будут сталкиваться. Это особенно важно в «часы пик», когда утром многие торопятся на работу или вечером — домой.
На улице одни идут весьма быстро, другие — со средней скоростью, а третьи не торопятся. Естественно, что последних будут обгонять. Скорость пешего передвижения ничем не регламентирована, кроме желания или возможности каждого человека. Воспитанные люди, обгоняя прохожих или встречаясь с ними, никогда не толкнут их, даже не заденут своей одеждой. Умение правильно передвигаться в общественных местах свидетельствует о бытовой ловкости, которую необходимо развивать в себе каждому. Ловкость движений необходима всем людям, и проявляется она в хороших манерах. Но если все же вы случайно заденете или толкнете другого, надо немедленно извиниться: «извините», «простите». Эти слова позволяют сгладить незначительное, но досадное недоразумение.
Ошибку совершают те, кто останавливается для беседы на середине тротуара. Этим они проявляют неуважение к остальным пешеходам. Кто-нибудь из них может оказаться в положении спешащего, которому придется обходить стоящих посреди панели и это, естественно, вызовет у него чувство досады. Если надо поговорить, следует отойти в сторону, где вы никому не помешаете.
При встрече знакомого не нужно считаться с тем, кто первый начнет приветствие. Тот, кто увидел раньше, тот и здоровается первым, а если встретившиеся заметили друг друга в один и тот же миг, то приветствуют одновременно. Подлинно воспитанные люди никогда не усматривают в очередности приветствия унижение своего или чужого достоинства или угодничества. Желание приветствовать у человека возникает непроизвольно, поскольку здесь действует приобретенная привычка.
При встрече знакомого, старшего по возрасту (и не только на улице, но и в других местах), человеку более молодому нужно приветствовать его первым. При одинаковом возрасте мужчины приветствуют женщин. Этот обычай должен выполняться во всех возрастных группах. Если люди проходят довольно близко друг от друга, приветствие часто сопровождается словами: «здравствуйте», «приветствую вас» и т. п. При этом делается небольшой поклон. Кроме словесного обращения, воспитанный человек, здороваясь, всегда приподнимет головной убор (шляпу снимают за тулью, а фуражку и кепку за козырек; берет снимать не принято). Зимнюю шапку, особенно в морозные дни, снимать не обязательно.
Приветствие часто сопровождается рукопожатием. Оно является жестом, выражающим повышенное дружелюбие, поэтому обмен рукопожатиями не всегда обязателен. Можно ограни* читься только словесным приветствием и поклоном. Это удобно, если, например, в помещении несколько человек. Однако, поздоровавшись за руку с одним, надо также поздороваться и с остальными (в обществе нельзя выделять людей). При этом руку протягивает старший по возрасту, а при равенстве возрастов— женщина мужчине. Ей не следует ставить мужчину в неловкое положение, заставляя ждать, когда ему протянут руку. Эта неловкость возникает в тех случаях, когда есть потребность поздороваться таким образом, что чувствуют оба, а нужной смелости или сознания своего права в этом обычае у женщины (девушки) нет.
При рукопожатии необходимо смотреть на того, кому протягивается рука. Не сделать этого, значит проявить пренебрежение, а это невоспитанно. Неприлично подавать левую руку, а сообщение о том, что, мол, левая рука ближе к сердцу, не является извинением, это только попытка оправдать своя пло« хие манеры. Если правая рука занята, ее следует освободить, если она болит, можно подать левую, но обязательно извинившись. Рукопожатие не должно быть излишне крепким, причинять боль. Не надо демонстрировать мужскую силу на женской руке. Эта ошибка типична для молодых мужчин. А девушки, естественно, не должны протягивать «безжизненную кошачью лапку». К сожалению, такая манера бытует и свидетельствует либо об излишней стеснительности, либо о пренебрежении требованиями этикета. И то и другое говорит о недостаточной воспитанности.
Если встреча знакомых происходит на улице, когда люди в перчатках, мужчины перед рукопожатием перчатку снимают обязательно, а женщины, если перчатки шелковые, капроновые или кожаные, не снимают их, кому бы они ни подавали руку. Зимнюю рукавичку надо снимать и женщинам.
Иногда люди встречаются на улице в один и тот же день дважды. Сделать вид, что не заметил человека, и отвернуться от него — неприлично. Надо хотя бы улыбнуться ему, а лучше что-то сказать, например: «вот и еще раз встретились», или, если есть уверенность, что человек уходит оттуда, куда вы идете, попрощаться с ним: «всего хорошего», или произнести какие-то другие вежливые слова.
И еще один важный совет: словесное приветствие, независимо от пола, возраста и главное занимаемой должности, произносит тот, кто входит в помещение.
А теперь конкретно рассмотрим правила поведения в некоторых общественных местах.
В магазине. В тех магазинах, где есть две двери (одна для входа, а другая для выхода), нужно соблюдать установленный порядок. Идти навстречу людскому потоку — значит создавать неудобство не только себе, но и всем другим. Если же имеется только одна дверь, то здравый смысл подсказывает, что те, кто на улице, должны подождать, пока пройдут выходящие из магазина. Это целесообразно, во-первых, потому, что оттуда люди идут с покупками, с тяжестями, а во-вторых, — в магазине будет меньше посетителей и проще купить нужный товар. При этом вежливый человек сумеет пропустить вперед инвалида, женщину с ребенком, а также старших по возрасту.
Совершенно недопустимо обращаться к продавцу с частным разговором, особенно в «часы пик». Это отвлекает его от работы, создает среди покупателей нервозную обстановку. Нарушением трудовой дисциплины и проявлением неуважения к стоящим в очереди покупателям является частная беседа между работающими за прилавком.
Посетитель продуктового магазина должен быть точен в обращении к продавцу: «Пожалуйста, двести граммов'степного сыра». Такая просьба не заставляет продавца тратить время на разгадывание по цене на чеке наименования и веса продукта, который необходимо отпустить покупателю. Получив покупку, следует обязательно сказать «спасибо» или «благодарю вас». Словесное выражение вежливости не затруднительно, однако отлично дисциплинирует людей, такие слова, входящие в обиход, облагораживают общение людей. Все знают, что предупредительное отношение к покупателю — признак профессионализма, то есть правильной подготовленности продавца. Приятно обращаться к продавцу, если он обслуживает покупателя с готовностью.
В городском транспорте. Правила поведения во всех видах транспорта одинаковы. Разница заключается только в соблюдении некоторых условностей при входе и выходе. Разумнее всего такой порядок, который установился в метро и пригородных электричках.
В некоторых городах в настоящее время в троллейбус, автобус и трамвай входят в среднюю дверь, а выходят через переднюю или заднюю, а в автобус, где имеются две двери, входят только в заднюю. Однако целесообразнее, на наш взгляд, этот порядок упростить и делать так, как в метро: сначала пассажиры выходят из всех дверей, имеющихся в транспорте, а затем другие начинают посадку.
Надо ли помогать войти в транспорт? Старым, инвалидам, женщинам с детьми или беременным — надо. Делается это просто: нужно поддержать человека под локти и как бы слегка приподнять его. Следует помочь войти или выйти старушке даже в том случае, если из-за этого не удастся помочь своей спутнице, которая оценит такой поступок как проявление воспитанности. При выходе же надо протянуть руку, стараясь поддержать выходящего под локоть. Ступеньки в городском транспорте высокие, такая помощь весьма нужна, особенно зимой, когда на улице скользко.
В такси садятся сначала женщина, затем мужчина, а выхо-ходят в обратной последовательности. Нередко можно видеть, что мужчина устроился рядом с водителем, а спутница сзади. Это не очень вежливо со стороны мужчины. Оба пассажира, если они знакомы, должны быть рядом на заднем сидении.
Садясь в такси, следует поздороваться с водителем. Нельзя закуривать без его разрешения, он может быть некурящим и не переносить табачный дым. Если же разрешение водителя получено, стоит предложить и ему сигарету или папиросу. Не нужно обижаться, если на просьбу пассажира последует отрицательный ответ. Вежливый водитель такси сам также попросит разрешения закурить и не должен этого делать, если в автомашине дети, особенно грудные. Эти требования гигиены обязательны и для пассажиров.
Если шофер обращается к пассажиру с каким-либо вопросом, надо ответить, между ними может возникнуть беседа. Однако вступать в спор не следует, ибо он отвлекает сидящего за рулем от управления машиной и поездка становится опасной. Если же водитель ответит лаконично, значит он не склонен вести беседу и навязывать ему разговор не следует. Он напряженно трудится, и забывать об этом нельзя.
В пригородной электричке. Очень важно, чтобы в этом виде транспорта соблюдалась тишина. Недопустимы включение транзисторов, игра на музыкальных инструментах, пение, излишне громкий смех и разговоры. Некоторые пассажиры ставят сумки, чемоданы, рюкзаки и т. д. на места для сидения и не снимают их, хотя все другие сидячие места заняты. Вещи необходимо класть на багажные полки, вешать на специальные крючки, а большие предметы можно задвинуть под скамейку. И неприлично дожидаться, когда последует просьба освободить место.
Уступить место женщине или старому человеку в этом виде транспорта надо обязательно. Это можно требовать и от детей школьного возраста, в том числе и первоклассников, которым необходимо прививать чувство уважения к старшим. Больше всего это касается мальчиков. Некоторые бытовые лишения и затруднения прекрасно воспитывают в них мужественность, а излишний комфорт делает их изнеженными. «Рыцарской» манере поведения, заботливому отношению не только к родителям, но и к старшим по возрасту, а также к девочкам, следует учить с детства. Что касается дошкольника, то и его право на сидячее место небезусловно. Вопрос о том, должен ли он уступить место, можно решить правильно только с учетом целого ряда обстоятельств (длительности пути, возраста и здоровья ребенка и т. д.).
В поезде дальнего следования. Для того чтобы пребывание в поезде дальнего следования сделать более приятным, рекомендуем придерживаться своеобразного, свойственного обстановке дорожного путешествия этикета. Появляясь в купе, необходимо лаконично, но приветливо поздороваться с теми, кто в нем уже находится. Это помогает установить хорошие отношения с попутчиками, характеризует пришедшего как человека воспитанного. Не нужно сразу же вступать в беседу, справляться, кто до какой станции едет, быть навязчивым. Знакомство в поезде, если и возникает, происходит постепенно, и это естественно. Часто оно вообще не устанавливается, и при выходе из вагона люди желают друг другу лишь «всего хорошего». Теплые слова и при таком расставании говорить необходимо. Вежливые люди (не только мужчины, но и женщины) всегда помогут старому или больному человеку вынести вещи из вагона, найти носильщика. Совершенно недопустимо курить в купе, даже если в нем находятся одни курильщики. Дышать табачным дымом им также вредно, как и некурящим. У некоторых есть дурная манера стряхивать пепел на пол, а иногда на ковер или дорожку. Это отвратительное проявление нечистоплотности, от которой надо немедленно избавляться. В каждом купе имеется радио. Его можно включить, ослабить или усилить звук, но делать это следует только с согласия спутников, так как вкусы в музыке бывают весьма различными. Воспитанный мужчина утром, так же как и вечером, выйдет из купе для того, чтобы находящиеся в нем женщины могли одеться или подготовиться ко сну.
Многими пребывание в поезде рассматривается как своеобразный отдых, и если в беседе возникает несогласие, превращающееся в спор, задевающий людей, вызывающий раздражение, лучше сразу же изменить тему. Чуткость к соседям, тактичность и вежливость в купе или каюте столь же необходимы, как и высокая культура в общении с товарищами по работе.
Бывает, что пассажиры не ходят в вагон-ресторан, а едят в купе. Воспитанный человек после себя обязательно уберет остатки пищи, очистит столик и предложит соседям заняться обедом. Иногда непроизвольно получается, что столиком в основном пользуются те, кто занимает нижние полки, в то время как права на него у всех одинаковые. Полный учет интересов всех находящихся в купе помогает установить правильные взаимоотношения.
Особо хочется отметить, что человек, употребляющий в вагоне крепкие спиртные напитки, тем самым доставляет немало огорчений непьющим спутникам. Им приходится даже при приличном поведении выпившего терпеть его повышенную эмоциональность, склонность к спору, придирчивость и исходящий от него винный запах, который для многих людей очень неприятен.
Известно, что в дальней поездке некоторые пассажиры устраивают игры в шахматы, шашки, домино и карты. Первые две не вызывают возражения, однако игры в домино и карты мешают не участвующим в них пассажирам шумом, громким разговором, репликами и советами «болельщиков». Какой может быть отдых, если в купе набился любопытствующий народ? Играть, конечно, можно, но для этого надо подобрать компаньонов по купе с одинаковыми наклонностями и чтобы играющие не нарушали существующих правил поведения.
Правила вежливости требуют, чтобы мужчины и женщины уступали старым и больным людям, матерям с детьми нижние места. Об этом должен позаботиться и проводник вагона. Совместными усилиями всегда можно добиться наиболее удобного и взаимоприемлемого размещения большинства попутчиков.
И, наконец, важно помнить, что в то время, когда пассажиры отдыхают, проводники работают. Их нелегкий труд требует внимательного и приветливого отношения едущих. Не забывайте записать в книгу отзывов благодарность в адрес обслуживающего рейс проводника, если он того заслуживает.
В учреждении. Пришедший в учреждение должен поздороваться с сотрудниками. Это необходимо делать, переступая порог любого помещения, где есть люди. Войдя, мужчина тотчас должен снять головной убор, выражая тем самым уважение к работникам учреждения, цеха, мастерской и т. д. Это обычай старинный, принятый сейчас повсеместно во многих странах. Если общего гардероба нет, то по соответствующему приглашению посетитель раздевается в отделе или цехе.
Посетитель, закончивший дело, не должен задерживаться в учреждении, заниматься частными разговорами, отвлекающими внимание работников. Перед уходом обязательно надо поблагодарить за выполненную работу. Иногда говорят: «Зачем благодарить, если выполняемая просьба является рабочей обязанностью сотрудника?» Суждение неверное. Как же не поблагодарить, если, например, посетителя встретили приветливо, внимательно отнеслись к его просьбе и хорошо выполнили ее. Словесная благодарность не утомительна, но приятна для того, кто сделал работу. Сознание человека, что его труд положительно оценен, важно и для него самого, и для установления нормальных отношений между посетителями и работающими.
В театре, концертном зале и кинотеатре. Следует начать с того, что опаздывать к началу спектакля, концерта, фильма невежливо, поскольку поиск своего места, проход к нему мешают другим людям, пришедшим вовремя. Если опоздавший все же оказался в зрительном зале, он должен садиться на первое свободное место, а не заниматься поисками своего. Если он все же, нарушая этот обычай, подойдет к своему креслу и обнаружит, что оно занято, и потребует, чтобы его уступили, человек, севший на это кресло, должен немедленно его освободить. В противном случае возникают неприятные препирательства, мешающие окружающим. А виноват в этом тот, кто опоздал: именно он создал повод для конфликта.
Есть зрители, которые довольно темпераментно разговаривая с соседями, делятся впечатлениями по поводу идущего спектакля. Они совершенно не считаются с тем, что мешают сидящим рядом, отвлекая их внимание. Иногда, из желания не мешать, беседу ведут шепотом, а шепот, как правило, раздражает и мешает больше, чем говор. Понятно, что в некоторых случаях хочется поделиться впечатлениями по поводу исполнения, однако это несовместимо с установившимся правилом: не разговаривай во время действия. Бывает и так: желая сказать что-то очень важное, человек наклоняет голову к уху своей спутницы (спутника), не думая о том, что находящийся сзади зритель должен менять позу, чтобы что-то видеть на сцене. Следов а-* тельно, и такой способ общения не всегда можно использовать во время спектакля.
Дурной привычкой является еда во время действия. Она и внимательное отношение к игре актеров — процессы несовместимые. Если человек сосредоточен на игре исполнителей, он не ощущает вкуса хорошей конфеты, если же он ощущает вкус (конфеты, то в этот момент не способен глубоко воспринимать игру актеров, которая действует только как фон, а фон не получает в сознании человека той оценки, которая необходима для восприятия искусства. Особую неприятность окружающим доставляет тот, кто во время действия ест мороженое. Желая предохранить костюм от пятен, этот человек отставляет руку в одну сторону, а ноги в другую. Естественно, что сидящие справа или слева испытывают от этого неудобство. Они тоже не хотят, чтобы тающее мороженое попало на их одежду, и вынуждены отвлекаться от сцены, отодвигаться в сторону. Не еле-» дует обижаться на билетеров, которые, в соответствии с требованиями дирекции театра, никого не пускают с мороженым в зрительный зал. В некоторых театрах посетителей обслуживают продавцы, разносящие фрукты и сладости по рядам. Такая продажа существует, значит ею можно пользоваться. Но яблоки, апельсины, шоколад и т. д. надо есть только в антрактах, а не во время действия.
Нередко бывает, что часть зрителей уходит из театрального зала до окончания спектакля. Этот уход с точки зрения экономии времени бессмыслен. И вот почему. Наблюдения показали, что через 5—8 минут после окончания спектакля в гардеробе уже никого нет. Какая принципиальная разница в том, окажется ли человек дома без десяти минут двенадцать или ровно в двенадцать? — Никакой. Однако некоторые, плохо воспитанные люди поднимаются с мест во время финальной сцены н бегут в гардероб. Они не считаются с тем, что, не желая этого, обижают исполнителей, которые судят о своей игре по реакции зрителей. Кроме того, есть спектакли, где кульминация или развязка пьесы наступают в самом конце представления, то есть все, что было сыграно ранее, лишь подготовка к последним репликам иди последней сцене, в которые автор вложил свою главную мысль. В результате уходящие не получают цельного представления о спектакле и не думают о тех, кто хочет его досмотреть. Бывает, когда в финале спектакля, желая что-то лучше увидеть или готовясь к выходу, зрители встают. В результате сзади раздаются возмущенные голоса, возникает бес^ порядок. Все проявления невежливости подобного рода совершенно недопустимы. Следует также учитывать, что многие спектакли имеют поставленный режиссером выход на поклон.
Этот церемониал много и активно репетируется актерами, является частью представления. Уходящие раньше лишают этого интересного зрелища не только себя, но мешают увидеть его зрителям, которые хорошо воспитаны и любят театр.
Как это ни странно, но приходится говорить и о таких помехах зрителю, как большие модные прически. Думает ли женщина, пришедшая в театр с подобной прической, о том, что она причинит огорчение сидящим сзади? Не вдаваясь в критику этих причесок, надо сказать, что появление с высокой прической там, где она кому-либо помешает, по существу является своеобразным проявлением невежливости. Парикмахеры предлагают прически различных фасонов. Видимо, большие прически целесообразны в праздничные дни для визитов к родственникам или знакомым, на балах, на различного рода торжествах, но они совершенно непригодны для посещения театра, концертного зала и кинотеатра. То же можно сказать и о больших меховых шапках и шляпах. Вообразите, что ваше место в зрительном зале за дамой, на голове которой большая меховая шляпа. Естественно, что нормально видеть происходящее на экране вы не сможете.
В дореволюционном русском театре существовало хорошее правило этикета: женщина, сидевшая в партере, должна была быть гладко причесана, не иметь на голове украшений. С такими украшениями, так же как и в шляпе, она могла появиться только в ложе, в которой, как правило, молодые мужчины смотрели спектакли стоя.
Как в театральном зале надо проходить на свое место? Там, где сиденья кресел откидываются, проходят лицом к вставшим людям. Подойдя к своему ряду, следует сказать: «Извините, разрешите пройти». Воспитанные люди встанут, чуть сдвинутся назад, уступая пространство для прохода. В данной ситуации идти к ним спиной невежливо. Есть театры и концертные залы, где сиденья кресел не откидываются. В таких случаях удобнее идти спиной к сидящим. Формальное правило «нельзя поворачиваться к человеку спиной» на этот раз неприменимо. Ведь ни у кого не возникнет мысли, что проходящий спиной к сидящим нарушает вежливость. Такой способ передвижения к своему месту в этом случае является наиболее правильным, поскольку причиняет меньше неприятностей зрителям, чем при проходе лицом к ним.
В столовой, кафе и ресторане. Следует различать два типа столовых и кафе. Первый — кафе и столовые самообслуживания. Естественно, что редко кому приходит мысль проводить в них свое свободное время. Совершенно иным типом являются кафе, где можно одновременно поесть и провести свободное время. В них происходят встречи, назначаются свидания, ведутся деловые и приятельские беседы. Как правило, посетителей там обслуживают официанты. Например, в республиках Прибалтики такие кафе являются излюбленным местом отдыха и времяпрепровождения. Их посетители не торопятся поесть и уйти. Наоборот — они довольно долго сидят, пересаживаются от одного столика к другому, как правило, легко знакомятся и ведут себя непринужденно. Эти кафе являются чем-то вроде клубов, где можно поговорить, просмотреть газету, вкусно поесть, выпить чай или кофе. В некоторых из них подают и легкие спиртные напитки. Заведения такого рода располагают к отдыху и интимной беседе.
На совершенно особом положении находится ресторан. В дневное время в нем завтракают или обедают, как в обычных столовых. Зато по вечерам для большинства посетителей ресторан— место отдыха и развлечения.
Заняв в нем столик, надо спокойно ждать, когда подойдет официант. Он знает, что посетители пришли провести свободное время. Если же необходимо быстро поужинать, следует обратиться к кому-нибудь из персонала с просьбой поскорее прислать официанта, обслуживающего столик. Его также надо предупредить, что вы торопитесь. Такое поведение сразу устанавливает между посетителем и обслуживающим правильные отношения.
Но вот в ресторан пришла компания. В этом случае весьма важно, чтобы был выделен человек, который бы исполнял обязанности тамады (прекрасное кавказское установление). Когда официант подает карточку, он здоровается, и с ним также следует поздороваться. Затем тамада (так назовем командующего застольем) опрашивает присутствующих о том, что они хотят заказать. Это может делать и «помощник» тамады, когда тот сосредоточивает внимание на поддержании интересного разговора и веселья. Официант, подав карточку, покидает их на довольно длительное время. Он делает это для того, чтобы посетители могли освоиться, спокойно отдохнуть, договориться о том, что будут заказывать. Дамы выбирают желаемые блюда первыми, затем то же делают мужчины. Вкусы людей весьма различны. Тамада все записывает, он составляет перечень выбранных блюд, не забывая включить в заказ напитки (не обязательно алкогольные). Такой порядок облегчает работу официанта. Естественно, что блюда он подает по просьбе тамады (или его помощника), с которым и производит окончательный расчет. Не полагается в сидящей за одним столом компании, чтобы каждый отдельно расплачивался с официантом. Задавать вопросы по поводу того, сколько надо платить каждому, особенно в присутствии дам, совершенно неприлично. Все расчеты мужчины производят между собой, отойдя куда-нибудь в сторону от своего стола. Можно также передать деньги для ра« счета тамаде по приходе в ресторан, но так, чтобы не вовлекать в складчину присутствующих женщин. Если тамада откажется от предварительного получения денег, навязывать их не следует, но, разумеется, важно не забыть после ужина узнать о сумме, которую должен каждый, и при выходе расплатиться с ним. Это дело мужской заботы и честности. Естественно, что все это необходимо выполнить, если не было сделано предварительного приглашения в ресторан, в котором кто-либо из ва« ших знакомых решил отметить торжественное событие в его личной жизни. В таком случае заказ блюд и расчет ведет тот, кто приглашал. После ужина нужно не забыть поблагодарить официанта и попрощаться с ним.
Известно, что в ресторанах танцуют. Не каждую из женщин, находящихся в ресторане, можно пригласить на танец, ибо может возникнуть неудобная ситуация. Нередко бывает, что из-за банкетного стола часть компании пошла танцевать, но за столом все же осталось несколько женщин и мужчин. Любую из этих женщин можно пригласить на танец, не опрашивая разрешения у сидящих с ними мужчин. Само приглашение должно быть кратким и приветливым: «Разрешите пригласить вас на танец». После его окончания даму следует проводить на место, поблагодарить и уйти. Во время танца можно попросить разрешения пригласить ее на следующий. В случае отказа не нужно быть навязчивым. Когда же согласие дано, пригласить надо обязательно.
Если за столом сидят две дамы и кавалер, постороннему одну из них пригласить можно. До тех пор, пока одна из женщин не будет приглашена, сидящий с ними мужчина не может пойти танцевать с другой, так как не должен оставлять женщину в одиночестве за столом. Поэтому посторонний мужчина, приглашая одну из дам на танец, дает возможность сидящему с ними предложить то же самое другой. Однако в данном случае важно не ошибиться, то есть не выбрать ту из дам, ради которой пришел в ресторан их спутник. Если ошибка все же произошла, ее исправление во многом зависит от приглашенной на танец дамы. Заканчивая его, она говорит своему партнеруз «Если вы не против, пригласите в следующий раз мою знакомую». Такой просьбой устанавливаются правильные взаимоотношения. Это не означает, что мужчина обязательно должен выполнить эту просьбу. Но вновь приглашать женщину, которая столь ясно намекнула, что у нее есть кавалер, уже бестактно по отношению к ней и ее спутнику.
Может быть другая ситуация, когда в ресторан пришли двое мужчин и одна женщина; если она даже с ними не танцует, приглашать ее все же не следует — она собеседница сразу двух спутников. Если же танцует, ей и так приходится делать это поочередно с двумя партнерами. Поэтому когда плохо воспитанный мужчина подойдет к такому столику и пригласит даму, она должна вежливо отказаться. Не следует также приглашать женщину, которая находится в ресторане со своим спутником.
Люди пришли в ресторан, чтобы побыть вдвоем, зачем же им мешать?
Большинство недоразумений в ресторанах происходит из-за плохой воспитанности или незнания некоторых условностей, которые надо соблюдать. Понятно, что под влиянием вина, музыки и обстановки посетители бывают несколько возбуждены, а сдерживающие центры, наоборот, заторможены. Это необходимо учитывать каждому, оказывающемуся в подобной обстановке, и строго контролировать свои поступки: ведь он находится под влиянием некоторой дозы алкоголя.
На общественном балу. Как правило, почти на все танцы приглашают мужчины. Приглашение — это действие, состоящее из поклона и словесного обращения: «прошу вас на танец» или «можно ли вас пригласить на танец?» Могут быть сказаны и другие слова, но аналогичные по смыслу. Не следует протягивать даме руку и тем более пытаться взять ее под руку до тех пор, пока не получено согласие. Если это согласие имеется, дело такта почувствовать: можно ли предложить руку даме, или лучше идти следом за ней, чтобы оказаться среди танцующих.
При приглашении совершенно незнакомой женщины лучше удержаться от проявления какой-нибудь даже самой малой доли интимности. Она, принимая приглашение, отвечает: «Спасибо, пойдемте» или «благодарю вас — да». Подобные краткие выражения согласия совершенно необходимы, и они могут быть весьма различны. Можно сказать: «с удовольствием». Как правило, незнакомые люди во время первого танца не разговаривают, однако когда партнер хочет танцевать с девушкой еще раз, он спрашивает: «Можно вас пригласить на следующий танец?» И дальше поступает в соответствии с ее ответом. При отрицательном ответе надо поблагодарить за танец и, проводив даму на то место, откуда она была приглашена, поклониться, сказать еще раз «спасибо» или «благодарю вас» и отойти. Если согласие на следующий танец будет получено, видимо, можно остаться возле партнерши и использовать это время для знакомства. А представление в наше время самое простое. Партнер говорит: «давайте познакомимся» и, получив положительный ответ, представляется, называя имя и отчество. То же самое советуем и женщинам. Нелепо, когда мужчине под сорок, а он говорит: «Вася». С момента, когда танцующие представились друг другу, они считаются знакомыми.
Кавалер выбирает даму, с которой собирается танцевать. Вкусы людей различны, и поэтому не только он имеет право выбора — есть оно и у дамы. Она может согласиться, но может ответить: «нет, благодарю вас». Отказывая в танце, девушка не должна говорить: «я с вами танцевать не буду». Крайне неприлично также, осмотрев кавалера с головы до ног, пожать плечами и отвернуться от него. Отказ должен быть обязательно вежливым, то есть сопровождаться извинением или благодарно
ностью за приглашение. Тогда тот, кому отказали, не будет иметь повода для обиды. Не следует обижаться на отказ и тем более выражать обиду.
При несогласии танцевать дальнейшие действия требуют соблюдения некоторых условностей. Представьте, что следом за кавалером, которому девушка только что отказала, ее приглашает другой. Соглашаться, пока первый не отойдет, — бестактно по отношению к тому, которому отказано. Будет лучше, если она пойдет танцевать только после того, как он отойдет. Это означает, что второй кавалер, рассчитывающий на согласие, должен чуть задержаться перед приглашением. В этом своеобразный бальный этикет. С другой стороны, если кавалер, которому отказали в танце, приглашает стоящую рядом девушку, он тем самым как бы говорит: «мне-то в общем все равно, с кем танцевать». Подобное действие обижает первую даму: ведь у нее для отказа может быть вполне уважительная причина. Например, она пришла на бал со своим кавалером, который в данный момент отошел, поэтому не считает для себя возможным танцевать с другим; или девушка пришла на бал одна, но здесь есть человек, которым она интересуется, хочет с ним познакомиться и ждет его приглашения. Согласие танцевать или отказ танцевать — обычная форма поведения, которая в общем не должна вызывать внешне выраженные радость при успехе или огорчение при неудаче.
Танец не работа, а развлечение. Это активный отдых. Беседа в нем — желательная форма общения. Нелепо, когда два человека сосредоточенно двигают ногами, делая это так, как будто они с трудом и много работают. После знакомства легче всего начинать разговор с вопроса о том, где учится или работает партнер (партнерша), чем интересуется, кроме танцев? Любит ли музыку, пение, ходит ли в театр или филармонию? Обмен мнениями об искусстве почти всегда находит соответствующий отклик у собеседника. Нельзя дать совета, кому первому надо начинать разговор, — он почти всегда возникает непроизвольно. И, наконец, в беседе может выясниться, что интересы этих только что познакомившихся людей столь различны, что продолжение встречи ни тому, ни другому не желательно. В этом случае будет лучше, если девушка, извинившись, покинет партнера.
Протанцевав с одной и той же девушкой несколько танцев, познакомившись с ней, к концу вечера, если есть такое желание, следует попросить разрешение проводить ее домой. Она вправе отказать, и обижаться, естественно, не надо: значит, на это у нее есть уважительные причины. В такой ситуации есть смысл выяснить, желает ли она встретиться еще раз, или в крайнем случае нужно узнать номер ее телефона и получить разрешение позвонить. При отказе в этих просьбах следует сделать вывод, что продолжение знакомства явно нежелательно.
Тем не менее, встречая эту девушку на улице, в транспорте, магазине или на танцах в следующий раз, человек вежливый обязательно с ней поздоровается, хотя и не вступит в беседу. Теперь это право предоставляется только ей. Вкусы в таком сложном деле, как знакомство, да еще в молодые годы, бывают весьма различны.
Если девушка и молодой человек вместе пришли на открытый бал, они должны находиться друг с другом весь вечер. Однако по договоренности со своим спутником она может принять приглашение на танец от другого мужчины, но это возможно только тогда, когда играет музыка, а они не танцуют. В таком случае и ее кавалер получает право пригласить другую даму.
Пребывание на балу доставляет большое удовольствие, особенно если в танце движения девушки и молодого человека хорошо согласованы и красивы. Но это совсем не означает, что партнеры должны быть «привязаны» друг к другу весь вечер. Они могут договориться часть танцев не танцевать друг с другом. Если же, придя на вечер с кавалером, девушка его покидает и делает это против его желания, значит она ведет себя совершенно невоспитанно.
--->>>