Приглашаем попариться
Глава 2 НОВЫЕ ЧЕРТЫ СТАРОЙ ТРАДИЦИИ
Комфорт, удовольствие, польза
В последнее время баня получила широкое распространение на всех континентах. Ученые многих стран пристально изучают целебные свойства горячего пара, в больших городах сооружаются целые банные комплексы. Причем древние традиции приобретают налет современности, а особенности банной процедуры передаются от одного народа к другому.
Русскую баню, например, любят не только у нас в стране. В городах США мне не раз попадались вывески: «Русская парная», «Русский веник», «Русская баня». В сауну тоже с удовольствием ходят не только в Финляндии. По способу офуро парятся в собственной ванне далеко за пределами Японии.
Сейчас бани входят в проекты больниц, гостиниц, домов отдыха, предприятий и уж конечно спортивных сооружений. В некоторых странах открыты парные при залах заседаний, концертных залах, чтобы участники утомительных деловых обсуждений, артисты после концерта или репетиции могли снять напряжение, восстановить силы, поднять настроение.
В Канаде, Швеции, Бельгии у части жителей больших городов есть возможность попариться, не выходя из собственного дома. Надо опустить в автоматическую кассу определенное (правда, немалое!) количество монет, чтобы печь в парилке начала нагреваться.
Прелесть парной бани можно, оказывается, ощутить и в открытом океане. На комфортабельных советских лайнерах, таких как «Шота Руставели» или «Казахстан», морские путешественники с удовольствием отдыхают в парной от ненастной погоды или от обжигающего солнца. Кстати, загар после парной особенно красив и дольше сохраняется.
А как изменили и усилили оздоровительный эффект бани различные нововведения медиков!
В Киеве, Риге, Владивостоке, Сочи, Алма-Ате открыты водно-оздоровительные комплексы, где по назначению врача принимают специальный душ, любую лечебную ванну. Здесь можно проконсультироваться с опытным врачом, с инструктором лечебной физкультуры, с массажистом.
В 1984 г. полумиллионного посетителя принял водно-оздоровительный комплекс «Бодрость» во Владивостоке, созданный четыре года назад. Идею его создания и организации в свое время подали медики. Побывав в парилке, в массажном и косметическом кабинетах, поплавав в бассейне, приняв тонизирующий и оздоровительный душ, посетители могут отведать различные напитки из таежных трав и ягод, которыми угощают всех посетителей бани.
«Термы Жевелева»
Я тщательно собираю все интересное, что только могу узнать о бане. Роюсь в старых книгах, расспрашиваю знатоков, не пропускаю возможности увидеть «банные новшества» за границей. Но бывает и так, что самое интересное, новое открывается случайно, неожиданно.
В купе поезда «Беларусь» кроме меня оказалось еще трое мужчин. Поезд шел в Минск, и само собой разговор завязался о партизанском движении на белорусской земле. Один из моих собеседников, седой, но крепкий человек, оказался осведомленнее других: он сам командовал партизанским отрядом. Рассказывал о трудных операциях, о боях и вдруг добавил: «Хорошо, что баня у нас была». Оказывается, в отряде существовала баня-землянка. Нетяжелые ранения, простуду, радикулит партизаны лечили паром. Там же и силы восстанавливали после многодневных боев. Разговор еще более оживился. Вспомнили Твардовского.
В жизни мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа.
Говор, плеск, веселый гул.
Капли с потных сводов...
Ищет, руки протянув,
Прежде пар, чем воду.
Пар бодает в потолок,
Ну-ка, с ходу на полок!
Нет, недаром А. Т. Твардовский, проведя Теркина по трудным дорогам войны, приглашает его отдохнуть душой и телом в русской бане.
Но у Твардовского банное наслаждение — награда солдату. А для белорусских партизан баня, оказывается, была жизненной необходимостью.
Почувствовав мою особую заинтересованность этой темой, попутчики вдруг спрашивают:
— А вы что-нибудь знаете о «термах Жевелева»?
Я мысленно стал перебирать все известные мне названия бань, начиная с античных времен: термы Каракаллы, Траяна, Константина, Диоклетиана, бани на площади Скоссакавалли, принадлежавшие кардиналу Риарио. Знал я баню Виа дей Пастини и грандиозную баню Сант Анжело в Пескериа, но «термы Жевелева» не вспомнил.
— Нет, — говорю со смущением, — не слышал о таких.
— Ну, так мы вас в эти термы сводим.
Вначале я решил, что надо мной подшучивают. Но то, что я увидел через несколько дней, оказалось прекрасной действительностью, а не шуткой. Я. И. Жевелев — директор Республиканского водно-спортивного комбината в Минске, а «термы Жевелева» — бани при спортивно-восстановительном центре, в которых может попариться любой желающий. Яков Исаакович — участник войны, мастер спорта по плаванию, заслуженный тренер БССР. А его комбинат занесен в список лучших оздоровительных сооружений Европы.
Я побывал не в одной бане в нашей стране и за рубежом, но то, что увидел в Минске на улице Сурганова, меня поразило. Здесь работает шесть великолепных парилок-саун, которые могут служить и как русские. Есть бассейны с пресной и минеральной водой. Кроме бассейнов при каждой парилке имеются контрастные ванны (одна с температурой +8°, другая +40°). Если вы вздумаете проверить свои способности в плавании, вам не надо засекать время, знать длину бассейна для определения скорости. В специальном бассейне можно на пульте задать любую скорость воды и по специальной шкале без труда определить, с какой скоростью вы проплыли. В «жевелевских термах» на выбор предлагают вибромассаж, гидромассаж, пневмомассаж, комбинированный массаж. До посещения парной можно получить физическую нагрузку с помощью велоэргометра, до и после бани измерить силу мышц рук, ног и т. д. У входа стоят весы с таблицей оптимального соотношения между ростом и весом.
Если вы пришли подлечиться, то вам предложат хвойные, радоновые, газовые, жемчужные, кислородные ванны.
Кто тяжело переносит парилку, тот может подышать кислородом или полезными смесями. Веники вам подадут березовые, дубовые, комбинированные, даже эвкалиптовые и крапивные.
В парилке вы можете заказать любой аромат: эвкалиптовый, хлебный, хвойный, орешниковый, земляничный. При выходе из парилки вам вручат льняные полотенца и горячую простыню. Можно использовать и воздушное полотенце.
Специалисты дадут исчерпывающую консультацию по всем вопросам бани и массажа.
А после бани вас угостят чаем, заваренным по-белорусски — на бруснике, с березовым соком.
Эти бани славятся по всей Белоруссии.
Колумбийская баня
На чемпионате мира по водным видам спорта в Кали (в Колумбии) наших спортсменов пригласили для восстановления после тренировок в баню. Ничего удивительного в таком приглашении не было: все спортсмены пользуются этим замечательным средством для поддержания формы. Удивительной оказалась сама баня — она существовала при клубе миллионеров. И, как все заведения, призванные обслуживать в капиталистической стране сильных мира сего, отличалась фантастической роскошыа Совершенно ясно, что доступ в эту баню имели самые богатые люди, то есть единицы. Все остальные жители Кали почувствовали бы себя здесь такими же чужестранцами, как мы.
У входа в банное отделение нас встретил очень предупредительный инструктор. Предупредительность персонала, каждая услуга здесь оплачиваются так щедро, что любой каприз посетителя кажется разумным.
Прежде чем пойти в парилку, нам предложили позаниматься физическими упражнениями на шведской стенке, гимнастической перекладине, специальных тренажерных станках.
Следующий зал был помещением для массажа с различными массажными аппаратами.
Новым для нас устройством оказалась вибрационная массажная кушетка, устроенная так, что разные части тела массировались на ней одновременно — с разной частотой колебаний.
Душевые устроены так, что воду не надо открывать и закрывать. Достаточно встать под душ, чтобы полилась вода. Чем ближе подойдешь к стене, тем горячее станет вода. Температурой «распоряжается» дистанционный элемент, вмонтированный в стену.
В холле рядом с душевой можно (разумеется, за дополнительную плату) заказать еду.
Парильное отделение состоит из четырех комнат. В первой комнате отдыхают, пьют прохладительные напитки, кофе, читают свежие газеты, играют в шахматы. Здесь не жарко.
Во второй комнате воздух нагревается до 70°. Если посетителю недостаточно такой температуры, он проходит в следующую комнату, где воздух нагрет до 90°. Если и этого мало, можно пройти в следующую комнату-парилку, где температура устанавливается по желанию. Мы, например, несколько раз просили инструктора добавить жару, чем его немало удивляли. Спортсмены — люди особо выносливые. А русских спортсменов здесь видели впервые.
Наши прыгуны в воду и пловцы показали, что они понимают толк в бане. Инструктор хватался за голову, призывал нас взглянуть на термометры, которые установлены на всех четырех стенах, и, улыбаясь, повторял: «Не губите, у меня двое детей». А когда я достал из сумки пару березовых веников и стал азартно хлестать Славу Страхова, в парилку сбежались все посетители. Правда, не прошло и минуты, как они исчезли, не выдержав русского жара. Любопытство все же брало верх, и они снова появлялись толпой, пригибались к полу и опять исчезали. А Слава вошел в азарт, просил добавить жару.
Расположение парильных комнат с постепенным повышением температуры физиологично. Организм испытывает воздействие высокой температуры не сразу. Это дает возможность постепенно включать систему терморегуляции.
Полы во всех парильных комнатах горячие, босиком невозможно ступить, поэтому они застланы деревянными решетками.
Сухой горячий воздух в парильные комнаты подается по трубам, температура в них поддерживается постоянной.
Когда мы после парилки перешли в массажную комнату, за нами следовала свита из посетителей. Мы не стали пользоваться аппаратами для массажа, предпочли собственный, ручной.
В массажной колумбийцы были вновь удивлены. Хорошо зная своих спортсменов, их вкусы, привычки и загруженность мышц, мы с коллегой О. Кучене-вым применили глубокий и жесткий массаж, который был необходим в тот момент. Владимир Буре выглядел в глазах местных массажистов истязуемым. Действительно, такой массаж болезненный, и людям, от спорта далеким, трудно объяснить, за что Володя его так любит. Может быть, они поняли это на следующий день, когда В. Буре установил всесоюзный рекорд и стал третьим на чемпионате мира.
Чья баня лучше!
Мне не раз задавали этот вопрос. Раньше я даже пытался на него ответить, но понял, что невозможно остаться объективным. Существует множество видов и конструкций бань. Основные виды сложились исторически — римская, восточная, русская, финская, японская, ирландская.
Но со временем они видоизменились, и современные исследователи различают всего несколько типов бань. Профессор из ГДР, доктор медицинских наук Г. Краус считает, что их три: 1) русская паровая (очень влажная баня); 2) римская или турецкая (очень сухая с разной температурой воздуха в разных парильных помещениях); 3) сауна (суховоздушная, очень жаркая баня).
Однако при таком подходе русская и финская бани оказываются чуть ли не антиподами. На самом же деле они близкие родственницы. Заблуждение происходит оттого, что русской сейчас чаще всего называют большую городскую баню, в которой трудно держать воздух сухим. Исконно же русская баня была сухой. Некоторые исследователи предлагают различать среди русских бань классическую (деревенскую) баню и городскую (общественную).
Мне кажется наиболее верным такое разделение современных бань на типы: 1) баня-каменка типа русской или финской (с температурой до 120°, влажностью от 5 до 20%); 2) паровая (сырая) баня с влажностью воздуха от 75 до 100%, температурой 60—70°; 3) водяная (или японская) баня.
У каждой из них есть свои достоинства, и у каждой можно найти недостатки. Один мудрец сказал: «Лучшая баня та, которая давно построена, просторна и имеет мягкую воду», а другой добавил: «И та, которую топят сообразно натуре тех, кто хочет в нее войти».
Сауна
Очень жарким паром славится во всем мире русская баня. Однако у русской бани есть не менее «теплолюбивая» сестра — финская сауна.
Суровые климатические условия, тяжелая физическая работа финских крестьян и обилие лесов способствовали появлению сауны в этой стране. Сауна, возможно, использовалась сначала не для мытья, а для восстановления сил после тяжелого труда. Интересно заметить, что сауна сейчас очень популярна в мире, особенно у спортсменов, как эффективнейшее средство восстановления после значительных нагрузок.
В то время как банные традиции других народов претерпевали в течение веков значительные изменения, роль финской сауны сохранялась во все времена. Посещение сауны для финнов — по-прежнему жизненная необходимость. Почти каждый сельский дом оборудован маленькой баней, построенной, как правило, на берегу реки, озера или моря. В городах с раннего утра до позднего вечера работают крупные общественные бани. Сауны есть на заводах, в гостиницах, школах, больницах, в любых учреждениях. По статистике, в Финляндии на каждые пять человек приходится сауна.
Финские бани различаются по своим размерам — ломасауны, салосауны, куросауны, эросауны (от двух посетителей до нескольких человек). Но принцип у них один, очень похожий на принцип русской парилки. Мне даже кажется, что признанное различие между финской и русской баней состоит только в том, что финны сумели лучше сохранить древнюю традицию и приспособить ее к современным условиям. Считается, что финская баня — суховоздушная, а в русской пар влажный. Однако русский пар, приготовленный по всем правилам, тоже непременно должен быть сухим. Так же, как у русских, древняя баня у финнов топилась по-черному. Источником тепла в .«дымовой сауне» был простейший камин с наваленными в него камнями. После того как дрова в камине прогорали, бревенчатую хижину проветривали от дыма и только после этого начинали париться. Парились сидя или лежа на скамье под самым потолком. Температура достигала 70— 100°. Волна горячего пара поднималась от раскаленных камней, когда их обдавали водой. Влажность воздуха уменьшалась по мере того, как влага впитывалась стенами хижины.
Так же как и русские, финны любят испытать резкую смену температур — из парилки нырнуть в холодную воду озера или в снег. Правда, не все посетители сауны признают веник (он все-таки увлажняет воздух в парилке), но многие финны тоже не могут обходиться без этого простейшего приспособления для массажа.
Сегодняшняя сауна известна как бездымная. Она появилась позднее и отличается от «дымовой» главным образом устройством камина: он оборудован специальной крышкой, оканчивающейся трубой, через которую выходит дым. В этом случае дым не попадает в помещение и можно топить камин и во время купания. Однако некоторые завзятые парильщики считают дым непременным атрибутом сауны и отказываются париться в бездымной бане.
Современное оборудование саун в учреждениях, гостиницах, больницах включает в себя* электрический подогрев, иногда и с дистанционным управлением. Подача воды на камин и температура воздуха регулируются в таких случаях автоматически. В общественной сауне стены часто делаются из камня и помимо маленьких отделений существует большой зал для мытья.
В индивидуальных саунах сохранилась древняя традиция ходить в баню всей семьей (рис. 4), правда, предки современных финнов парились не только семьей, но и «всем миром» (рис. 5). Древние финны считали сауну святыней и даже верили, что в облаках пара скрывается добрый дух. Сауна представляла собой универсальное место отдыха. Там человек мог «смыть» нагрузку после недели напряженного труда, отдохнуть в мирной тишине, в то время как тепло очага оживляло уставший организм, выводя из него вместе с потом вредные вещества. Для древнего финна едва ли существовала болезнь, которую он не взялся бы вылечить с помощью бани. До нашего времени дожила пословица: «Если человека нельзя вылечить с помощью духов, смолы и сауны, он умрет». Раньше финские женщины и рожали в бане.
В Финляндии сауна — это не только бытовая традиция, это потребность тела и души. Финны не просто любят свою баню, они ее всячески рекламируют. Финские специалисты считают, что сауна играет не последнюю роль в достижении высоких спортивных результатов.
В Хельсинки имеется общество «Сауна», которое не только объединяет любителей и энтузиастов бань, но и занимается изучением воздействия бани на организм человека. Общество издает собственный журнал «Сауна». Проводятся различного масштаба выставки саун, международные конгрессы по вопросам сауны.
В селении Муурума, находящемся неподалеку от финского города Ювяскюля, открыт уникальный музей саун. На площади в десять гектаров под открытым небом расположились банные строения разных времен. Самый старый экспонат — финская баня, построенная в 1764 г.
Существует в Финляндии и специальное общество «Пуутало», которое занимается постройкой бань. Такого рода складные бани чаще всего строятся за городом. В финской бане полки делаются из осины, липы, тополя. В бане всегда ароматный дух. В современной сауне относительная влажность воздуха в парном отделении 5—15%, температура воздуха 80—140°. Сухой воздух облегчает теплоотдачу и дает возможность легко переносить высокую температуру и детям, и пожилым людям. Баня обычно состоит из трех отделений: холла (раздевалки), мыльного отделения (где располагаются и бассейн, и специальные массажные столы) и парного отделения. Финны любят полакомиться в бане поджаренной колбасой, утолить жажду квасом, кофе или национальным прохладительным напитком.
Офуро
Все бани хороши, но офуро — самая лучшая, считают японцы.
Офуро — почтительное название японской бани. Кроме этого слова употребляются еще: фуро (баня), фуроя или сэнто (общественная баня).
Сэнто — место встреч, дружеских бесед, обмена информацией. Здесь работают дорогие рестораны, кинозалы, читальни. Предприимчивые политиканы используют бани для приобретения популярности. Во время избирательных кампаний они становятся завсегдатаями бань, проводят в сэнто целые вечера.
Домашняя фуро — сооружение довольно простое. Это большая деревянная бочка (или деревянный бассейн) со скамьей, наполненная водой (рис. 6). Бочка поставлена на печь. Вода нагревается до 40—50°. Парятся в полулежачем положении, погружаясь в воду так, чтобы область сердца оставалась над водой. Без привычки японская баня переносится с трудом. Через 10 минут пребывания в бочке пульс у парильщика учащается до 120 ударов в минуту.
После такой бани надо как следует отдохнуть. Потоотделение еще продолжается некоторое время, и японцы, выйдя из фуро, завернувшись в простыню, лежат не менее часа на кушетке.
Во всех сэнто имеются аквариумы, цветники с тропическими растениями — это располагает к отдыху, создает настроение. В холодную погоду сэнто служит местом, где можно согреться — полученное тепло потом долго сохраняется организмом. А в жаркую погоду, выходя из сэнто, японцы ощущают освежительную прохладу.
В раздевальной комнате сэнто имеется несколько небольших кабин. В кабинах — специальные корзины, куда кладется белье. В банном отделении пол покрыт разноцветной плиткой, посредине бассейн. Вода в бассейне 55°. Вокруг бассейна аккуратно, в ряд разложены деревянные шайки или ведерки, которые вмещают до 8 литров воды. Прежде чем войти в бассейн, посетители моются под краном или выливают на себя 4— 5 тазов горячей воды и только затем погружаются в воду. После изрядного потения выходят из бассейна, садятся рядом на пол и жестким полотенцем или специальной рукавицей растирают методично и аккуратно все тело. После такого самомассажа ненадолго вновь погружаются в бассейн. На этом заканчивается банная процедура. В раздевалке на разгоряченное тело надевается хлопчатобумажное кимоно.
Любят в Японии и опилочные бани. Чтобы соорудить такую ароматную фуро, надо деревянную бочку наполнить не водой, а опилками, нагретыми до 50°. Продолжительность сеанса 8—12 минут. Преимущество такой процедуры состоит в том, что опилки хорошо впитывают пот, а ценные вещества из древесины (обычно используют опилки кедра) через поры проникают в организм.
Побывав в Советском Союзе, члены японской делегации, которых мне довелось сопровождать, восхищались русской парилкой. Но пальму первенства они все же, отдавали своей офуро — лучшей, на их взгляд, закаливающей, профилактической процедуре.
Отдых для души
В любом народном обычае так или иначе отражаются черты национального характера. Поэтому споры о том, чья баня лучше, попросту беспредметны. Все бани хороши по-своему. Примечательно, что, объясняя словами прелесть своей национальной бани, приверженцы ее говорят не только о благотворном воздействии пара на тело, но и об особом состоянии духа, возникающем в парной. И речь ведь идет не просто об удовольствии от тепла, чистоты, уюта. Часто имеется в виду ощущение гармонии с окружающим миром, которое приходит после посещения парной.
Не возьмусь анализировать воздействие офуро или, например, сауны на состояние духа — для этого надо родиться японцем или финном. Но что касается русской бани, то раскрепощение, умиротворение, которые она приносит, я испытал не раз. И чаще всего не в комфортабельных современных комплексах, а в бревенчатых баньках.
Вспоминаю одну такую маленькую баньку у озера Тургояк на Урале.
Дядя Саша поджидал нас у своего дома с резными узорчатыми наличниками. Еще накануне, узнав, что в поселок приехали спортсмены из Москвы, он, большой знаток и любитель бани, пригласил нас на первый пар.
Баня уже готова, но должна еще, по словам хозяина, «дозреть». И пока баня «дозревает», дядя Саша с видимым удовольствием рассказывает нам, почему летом надо топить только березовыми, а зимой — и березовыми и дубовыми дровами. В дровах он ценит и ду-шистость, и мягкость, и сухость, рассказывает, как эти свойства в спиленном дереве сохранять.
Утро морозное, —26°, и баня манит нас своим теплом. Топится она по-черному, и вид у нее бывалый. Оказывается, в ней еще родители 65-летнего дяди Саши парились.
Наконец входим в сумрачный предбанник. На полу туесок с мороженой брусникой, березовый сок, квас, настой из сосновой хвои.
Парилка оказалась маленькой, насквозь прокопченной. В углу — печь-ка-менка со встроенным баком для воды, трехступенчатые полки. На полу «ковер» из золотистой соломы.
Дядя Саша разложил нас на полки, плеснул кваском на камни, взял в руки два веника и... приступил. Он гладил мою спину, потом поднимал веники, «брал» ими жар и прижимал его к моим лопаткам и пояснице. Веники заходили, заплясали в его руках. Еще раз плеснул на камни, теперь уже соснового настоя, и дышать стало трудно, нестерпимо. Я застонал, дядя Саша тут же окунул веник в холодный квас и смочил мою спину. Потом встряхнул веники под потолком и вновь зашелестел ими.
Когда и спина и грудь мои испытали мягкость и упругость березового веника, дядя Саша властно открыл дверь и велел окунуться в сугроб. После 30-се-кундного «купания» я вбежал в парную на самую высокую ступеньку, где меня уже ждал в клубах свежего пара дядя Саша с вениками в руках. Еще 2—3 минуты массажа, и, обессиленный, я скатился вниз на душистую солому.
А потом, в предбаннике, медленно обтираясь и одеваясь, я размышлял, отчего легкость после бани возникает не только в теле. Откуда приходит вдруг ясность мысли, осознанная любовь ко всему, что окружает, — и к этой белой равнине за окном, к той заснеженной сосне? Ведь шел два часа назад в баню и не замечал сосну. Какое-то особое благодушие наступило, освобождение от обыденных забот.
А позже попался мне чудесный рассказ Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный». Удивительный по глубине проникновения в русскую душу рассказ. Герой Шукшина знаменит был в деревне тем, что никакие дела и заботы не могли заставить его в субботний день отменить баню. Все пять дней в неделю был безотказным работником, а в субботу, как ни стыдили его, как ни уговаривали, с утра топил баню и посвящал ей целый день. Его за это Бесконвойным и прозвали.
«...У него была своя наука — как топить баню. Например, дрова в баню шли только березовые, они дают после себя стойкий жар. Он колол их аккуратно, с наслаждением... (...)
...Еще потом будет момент — разжигать, тоже милое дело. Алеша даже волновался, когда разжигал в каменке... (...)
Поленья в каменке он клал, как и все кладут: два — так, одно — так, поперек, а потом сверху. Но там — в той амбразуре-то, которая образуется-то, — там кладут обычно лучины, бумагу, керосином еще навадились теперь обливать, — там Алеша ничего не клал: то полено, которое клал поперек, он его посередке ершил топором, и все, и потом эти заструги поджигал — загоралось. И вот это тоже очень волнующий момент — когда разгорается. Ах, славный момент! Алеша присел на корточки перед каменкой и неотрывно смотрел, как огонь, сперва маленький, робкий, трепетный, — все становится больше, все надежней. Алеша всегда много думал, глядя на огонь. Например: «Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково... Да два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково!» (...)
Алеша накидал на пол сосновых лап — такой будет потом Ташкент в лесу,
такой аромат от этих веток, такой вольный дух, черт бы его побрал, — славно! Алеша всегда хотел не суетиться в последний момент, но не справлялся. Походил по ограде, прибрал топор... Сунулся опять в баню, — нет, угар-но. (...)
Очень любил он пройти из дома в баню как раз при такой погоде, когда холодно и сыро. Ходил всегда в одном белье, нарочно шел медленно, чтоб озябнуть. (...)
...И пошла тут жизнь — вполне конкретная, но и вполне тоже необъяснимая — до краев дорогая и родная. Пошел Алеша двигать тазы, ведра... — стал налаживать маленький Ташкент. Всякое вредное напряжение совсем отпустило Алешу, мелкие мысли покинули голову, вселилась в душу некая цельность, крупность, ясность — жизнь стала понятной. То есть она была рядом, за окошечком бани, но Алеша стал недосягаем для нее, для ее суетни и злости, он стал большой и снисходительный...»
Сам Василий Макарович Шукшин, уроженец Алтая, живя в Москве, лишен был возможности столь же самозабвенно наслаждаться русским паром, хотя, как видно из рассказа, ценил такую возможность. Иногда его можно было встретить в Сандуновских банях под самый вечер, почти перед закрытием. Человек большого таланта, он был очень занят работой над ролями, новыми режиссерскими и писательскими замыслами. Но прожить долго без бани не мог, приходил всегда перед трудными днями, чтобы, как он говорил, «поднабраться силенок».
Тренировка для организма
Спортсмены, летчики, космонавты, актеры нуждаются в бане не только как в оздоровительной процедуре, но и используют ее как одно из средств подготовки к нервной и физической нагрузке и восстановления.
Банная процедура часто выполняет роль дополнительной тренировки. Она заставляет активно работать все важнейшие системы организма. При этом решаются и другие задачи, очень важные для людей, испытывающих особые физические и нервные нагрузки.
В Звездном городке, где живут и готовятся к полетам космонавты, построен восстановительно-подготовительный центр с самым современным оборудованием — тренажерами, большими спортивными залами, бассейном, аппаратами для массажа, различными ваннами. Есть здесь, конечно, и парилки: сухие и влажные. И пользуются ими с разными целями. Сухой пар, как правило, помогает снять напряжение, а влажный, при определенной методике, нагружает сердечно-сосудистую и другие системы организма. Баня помогает космонавтам переносить разного рода нагрузки, адаптироваться к температурным и кислородным перепадам.
Постоянно пользуются парной баней летчики во всех странах. В комплекс подготовки к полетам и в программу восстановления обязательно входят бани — обычно финские и русские.
Особый режим и у артистов. Певцы и танцоры, актеры и музыканты испытывают большое нервное напряжение, связанное с перевоплощением, с эмоциональной отдачей. У артистов балета кроме этого и громадная физическая нагрузка.
С кем бы из артистов мне ни приходилось беседовать, о ком бы ни приходилось слышать, если уж заходила речь о режиме, то обязательно упоминались массаж и баня.
А «королева дискотеки» американская певица Донна Саммэр, поразившая нас во время концерта не только голосом, но и не прекращающимся ни на минуту ритмически сложным танцем, рассказывала нашей делегации после выступления, что для поддержания формы она пользуется тремя основными средствами — плаванием, сауной и массажем.
Любимая в нашей стране и за рубежом актриса Любовь Орлова, оставшаяся в памяти зрителей эталоном неувядаемой красоты и женственности, многие годы неукоснительно выполняла режим, предписанный ей профессором И. М. Саркизовым-Серазини. Этот режим требовал самоотречения во всем. Но на попытки сочувствовать ей Любовь Петровна отшучивалась: «Для того чтобы всегда быть женственной, надо быть мужественной». Любовь Петровна
ежедневно занималась гимнастикой, через день по часу плавала, два раза в неделю делала массаж и регулярно посещала парную.
Что же касается спортсменов, то баня помогает им решать целый комплекс задач. Например, посещение парилки — эффективный способ регулирования веса. Ведь штангистам, борцам, боксерам очень важно не выйти из своей весовой категории. Гимнасты, конники, гребцы тоже придирчиво следят за своим весом. Кроме того, банный жар благотворно воздействует на перетренированные мышцы — уровень молочной кислоты в них 'снижается, эластичность восстанавливается, мышечная сила увеличивается. Даже акклиматизироваться спортсмену помогает баня. Замечено, что атлеты, ежедневно посещавшие парную накануне отъезда в страны с жарким климатом, акклиматизировались там гораздо легче и выступали лучше.
Пар без бани
Уже упоминалось, что человек, возможно, открыл для себя целебную силу пара, присев возле бьющего из-под земли горячего источника. Однажды мне пришлось вспомнить об этом открытии древнего человека и тем самым помочь сборной команде СССР подготовиться к ответственным соревнованиям.
К Олимпийским играм в Саппоро наши лыжники готовились в 1971 г. на Камчатке, поближе к Японии. Тренировочные нагрузки на сборах постепенно увеличивались, и через неделю врачи и тренеры стали искать наиболее эффективное средство восстановления сил спортсменов.
Было решено проводить по два сеанса восстановительного массажа в день. Спортсмены почувствовали себя лучше, но мне не давала покоя мысль, что этого мало, что надо еще что-то более эффективное предпринять. И действительно, через пять дней врачи опять забили тревогу.
Спортсмены ушли на очередную тренировку, а я, прогуливаясь между карликовыми березками, чахлыми и кривыми, зашел довольно далеко. Навстречу мне попался человек, несший в сетке
дымящийся картофель. А совсем рядом оказалось небольшое озерко, окутанное плотным паром.
Подошел к нему — тепло, опустил руку в воду — очень горячая. Зашел с другой стороны, где из озерка вытекала речка, — вода оказалась приятно горячей. Не обращая внимания на мороз (а было —10°), разделся и лег в воду возле берега. Хорошо, как в парилке. Попробовал продвинуться к середине озера — вода становилась горячее.
«Ну и ну! — думаю. — Да ведь это лучшее средство восстановления. Только как мне врачей и самих ребят в этом убедить? Раздеваться здесь негде, мороз на улице».
В тот же день мое открытие обсудили и решили попробовать.
Первой в воду вошла Г. Кулакова, за ней В. Веденин, А. Олюнина. Понравилось всем. Так был решен очень важный вопрос восстановления сил спортсменов после высоких нагрузок.
Успешное выступление наших лыжников в Саппоро подтвердило, что интенсивность тренировок была выбрана верно, что горячий пар — отличный помощник спортсменов. А я убедился еще и в том, что безвыходных ситуаций не бывает.
Парилка в цистерне
В совершенно другом климате, в солнечном, жарком городе Душанбе, спортсменам тоже недоставало своей бани. И решить эту проблему надо было как можно скорее — приближались важные соревнования.
Подумали все вместе, обсудили сначала показавшуюся странной идею и... соорудили парилку за 9 дней.
Подобрали валявшуюся без дела цистерну. Вымыли ее, вычистили до блеска. Положили набок. Вырезали дверь. Отверстие, через которое раньше вливали жидкость, стало теперь вентиляционным. Внизу прорезали маленькую дырку для стока воды. Вместо пола положили деревянную решетку. Выкрасили цистерну снаружи в черный цвет, чтобы она поглощала солнечные лучи, — и парилка приняла первых посетителей.
Поверхность цистерны под лучами
южного солнца к 11 часам утра успевала так нагреться, что, плеснув на стену немного воды, можно было париться с веником, как в сауне, до тех пор, пока не зайдет солнце. В пасмурный день обогревали цистерну дровами или углем с противоположной стороны.
Позднее парилку усовершенствовали. Разгородили цистерну на парильное отделение и мыльное. Сверху установили огромный бак с водой, нагреваемой солнцем.
В походных условиях
Расскажу еще об одной импровизированной бане, в которую я попал у геологов в Сибири.
Эта геологическая партия возила с собой постоянно металлический каркас весом не более 10 килограммов.
В банный день каркас устанавливали возле самой воды — на берегу озера или реки. Важно, чтобы «баня» стояла на густой, пышной траве. Потом специалист (дело это доверялось далеко не каждому) выкладывал внутри каркаса круг из камней — и печь готова. Дрова для бани заготовлены заранее и в большом количестве, чтобы жара на всех хватило.
Нагревать камни начинают с раннего утра, а часам к трем все готово — камни раскалены добела, вода согрета.
Ну, а дальше все просто. Натягивают на заранее вбитые колья палатку, и через полчаса можно париться. Веники готовят по вкусу — дубовый, можжевеловый, березовый или крапивный, благо лес рядом. А нахлеставшись, можно прилечь, не выходя из палатки, на траву, которая от сильной жары стала мягкой и душистой. Правда, залеживаться нельзя: земля хоть и теплая, но застудиться после пара нетрудно. Лучше окунуться в прохлад-
ную речку и вернуться ненадолго в парилку.
Такая баня, вписавшаяся в природу, особенно поэтична и, конечно, незаменима в жизни геологов.
Очень удобны различные переносные бани, которые получили в народе образное название «баня в чемодане». Компактна и комфортабельна своеобразная «баня в мыльнице», изобретенная в Швейцарии (рис. 7).
<<<---
Комфорт, удовольствие, польза
В последнее время баня получила широкое распространение на всех континентах. Ученые многих стран пристально изучают целебные свойства горячего пара, в больших городах сооружаются целые банные комплексы. Причем древние традиции приобретают налет современности, а особенности банной процедуры передаются от одного народа к другому.
Русскую баню, например, любят не только у нас в стране. В городах США мне не раз попадались вывески: «Русская парная», «Русский веник», «Русская баня». В сауну тоже с удовольствием ходят не только в Финляндии. По способу офуро парятся в собственной ванне далеко за пределами Японии.
Сейчас бани входят в проекты больниц, гостиниц, домов отдыха, предприятий и уж конечно спортивных сооружений. В некоторых странах открыты парные при залах заседаний, концертных залах, чтобы участники утомительных деловых обсуждений, артисты после концерта или репетиции могли снять напряжение, восстановить силы, поднять настроение.
В Канаде, Швеции, Бельгии у части жителей больших городов есть возможность попариться, не выходя из собственного дома. Надо опустить в автоматическую кассу определенное (правда, немалое!) количество монет, чтобы печь в парилке начала нагреваться.
Прелесть парной бани можно, оказывается, ощутить и в открытом океане. На комфортабельных советских лайнерах, таких как «Шота Руставели» или «Казахстан», морские путешественники с удовольствием отдыхают в парной от ненастной погоды или от обжигающего солнца. Кстати, загар после парной особенно красив и дольше сохраняется.
А как изменили и усилили оздоровительный эффект бани различные нововведения медиков!
В Киеве, Риге, Владивостоке, Сочи, Алма-Ате открыты водно-оздоровительные комплексы, где по назначению врача принимают специальный душ, любую лечебную ванну. Здесь можно проконсультироваться с опытным врачом, с инструктором лечебной физкультуры, с массажистом.
В 1984 г. полумиллионного посетителя принял водно-оздоровительный комплекс «Бодрость» во Владивостоке, созданный четыре года назад. Идею его создания и организации в свое время подали медики. Побывав в парилке, в массажном и косметическом кабинетах, поплавав в бассейне, приняв тонизирующий и оздоровительный душ, посетители могут отведать различные напитки из таежных трав и ягод, которыми угощают всех посетителей бани.
«Термы Жевелева»
Я тщательно собираю все интересное, что только могу узнать о бане. Роюсь в старых книгах, расспрашиваю знатоков, не пропускаю возможности увидеть «банные новшества» за границей. Но бывает и так, что самое интересное, новое открывается случайно, неожиданно.
В купе поезда «Беларусь» кроме меня оказалось еще трое мужчин. Поезд шел в Минск, и само собой разговор завязался о партизанском движении на белорусской земле. Один из моих собеседников, седой, но крепкий человек, оказался осведомленнее других: он сам командовал партизанским отрядом. Рассказывал о трудных операциях, о боях и вдруг добавил: «Хорошо, что баня у нас была». Оказывается, в отряде существовала баня-землянка. Нетяжелые ранения, простуду, радикулит партизаны лечили паром. Там же и силы восстанавливали после многодневных боев. Разговор еще более оживился. Вспомнили Твардовского.
В жизни мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа.
Говор, плеск, веселый гул.
Капли с потных сводов...
Ищет, руки протянув,
Прежде пар, чем воду.
Пар бодает в потолок,
Ну-ка, с ходу на полок!
Нет, недаром А. Т. Твардовский, проведя Теркина по трудным дорогам войны, приглашает его отдохнуть душой и телом в русской бане.
Но у Твардовского банное наслаждение — награда солдату. А для белорусских партизан баня, оказывается, была жизненной необходимостью.
Почувствовав мою особую заинтересованность этой темой, попутчики вдруг спрашивают:
— А вы что-нибудь знаете о «термах Жевелева»?
Я мысленно стал перебирать все известные мне названия бань, начиная с античных времен: термы Каракаллы, Траяна, Константина, Диоклетиана, бани на площади Скоссакавалли, принадлежавшие кардиналу Риарио. Знал я баню Виа дей Пастини и грандиозную баню Сант Анжело в Пескериа, но «термы Жевелева» не вспомнил.
— Нет, — говорю со смущением, — не слышал о таких.
— Ну, так мы вас в эти термы сводим.
Вначале я решил, что надо мной подшучивают. Но то, что я увидел через несколько дней, оказалось прекрасной действительностью, а не шуткой. Я. И. Жевелев — директор Республиканского водно-спортивного комбината в Минске, а «термы Жевелева» — бани при спортивно-восстановительном центре, в которых может попариться любой желающий. Яков Исаакович — участник войны, мастер спорта по плаванию, заслуженный тренер БССР. А его комбинат занесен в список лучших оздоровительных сооружений Европы.
Я побывал не в одной бане в нашей стране и за рубежом, но то, что увидел в Минске на улице Сурганова, меня поразило. Здесь работает шесть великолепных парилок-саун, которые могут служить и как русские. Есть бассейны с пресной и минеральной водой. Кроме бассейнов при каждой парилке имеются контрастные ванны (одна с температурой +8°, другая +40°). Если вы вздумаете проверить свои способности в плавании, вам не надо засекать время, знать длину бассейна для определения скорости. В специальном бассейне можно на пульте задать любую скорость воды и по специальной шкале без труда определить, с какой скоростью вы проплыли. В «жевелевских термах» на выбор предлагают вибромассаж, гидромассаж, пневмомассаж, комбинированный массаж. До посещения парной можно получить физическую нагрузку с помощью велоэргометра, до и после бани измерить силу мышц рук, ног и т. д. У входа стоят весы с таблицей оптимального соотношения между ростом и весом.
Если вы пришли подлечиться, то вам предложат хвойные, радоновые, газовые, жемчужные, кислородные ванны.
Кто тяжело переносит парилку, тот может подышать кислородом или полезными смесями. Веники вам подадут березовые, дубовые, комбинированные, даже эвкалиптовые и крапивные.
В парилке вы можете заказать любой аромат: эвкалиптовый, хлебный, хвойный, орешниковый, земляничный. При выходе из парилки вам вручат льняные полотенца и горячую простыню. Можно использовать и воздушное полотенце.
Специалисты дадут исчерпывающую консультацию по всем вопросам бани и массажа.
А после бани вас угостят чаем, заваренным по-белорусски — на бруснике, с березовым соком.
Эти бани славятся по всей Белоруссии.
Колумбийская баня
На чемпионате мира по водным видам спорта в Кали (в Колумбии) наших спортсменов пригласили для восстановления после тренировок в баню. Ничего удивительного в таком приглашении не было: все спортсмены пользуются этим замечательным средством для поддержания формы. Удивительной оказалась сама баня — она существовала при клубе миллионеров. И, как все заведения, призванные обслуживать в капиталистической стране сильных мира сего, отличалась фантастической роскошыа Совершенно ясно, что доступ в эту баню имели самые богатые люди, то есть единицы. Все остальные жители Кали почувствовали бы себя здесь такими же чужестранцами, как мы.
У входа в банное отделение нас встретил очень предупредительный инструктор. Предупредительность персонала, каждая услуга здесь оплачиваются так щедро, что любой каприз посетителя кажется разумным.
Прежде чем пойти в парилку, нам предложили позаниматься физическими упражнениями на шведской стенке, гимнастической перекладине, специальных тренажерных станках.
Следующий зал был помещением для массажа с различными массажными аппаратами.
Новым для нас устройством оказалась вибрационная массажная кушетка, устроенная так, что разные части тела массировались на ней одновременно — с разной частотой колебаний.
Душевые устроены так, что воду не надо открывать и закрывать. Достаточно встать под душ, чтобы полилась вода. Чем ближе подойдешь к стене, тем горячее станет вода. Температурой «распоряжается» дистанционный элемент, вмонтированный в стену.
В холле рядом с душевой можно (разумеется, за дополнительную плату) заказать еду.
Парильное отделение состоит из четырех комнат. В первой комнате отдыхают, пьют прохладительные напитки, кофе, читают свежие газеты, играют в шахматы. Здесь не жарко.
Во второй комнате воздух нагревается до 70°. Если посетителю недостаточно такой температуры, он проходит в следующую комнату, где воздух нагрет до 90°. Если и этого мало, можно пройти в следующую комнату-парилку, где температура устанавливается по желанию. Мы, например, несколько раз просили инструктора добавить жару, чем его немало удивляли. Спортсмены — люди особо выносливые. А русских спортсменов здесь видели впервые.
Наши прыгуны в воду и пловцы показали, что они понимают толк в бане. Инструктор хватался за голову, призывал нас взглянуть на термометры, которые установлены на всех четырех стенах, и, улыбаясь, повторял: «Не губите, у меня двое детей». А когда я достал из сумки пару березовых веников и стал азартно хлестать Славу Страхова, в парилку сбежались все посетители. Правда, не прошло и минуты, как они исчезли, не выдержав русского жара. Любопытство все же брало верх, и они снова появлялись толпой, пригибались к полу и опять исчезали. А Слава вошел в азарт, просил добавить жару.
Расположение парильных комнат с постепенным повышением температуры физиологично. Организм испытывает воздействие высокой температуры не сразу. Это дает возможность постепенно включать систему терморегуляции.
Полы во всех парильных комнатах горячие, босиком невозможно ступить, поэтому они застланы деревянными решетками.
Сухой горячий воздух в парильные комнаты подается по трубам, температура в них поддерживается постоянной.
Когда мы после парилки перешли в массажную комнату, за нами следовала свита из посетителей. Мы не стали пользоваться аппаратами для массажа, предпочли собственный, ручной.
В массажной колумбийцы были вновь удивлены. Хорошо зная своих спортсменов, их вкусы, привычки и загруженность мышц, мы с коллегой О. Кучене-вым применили глубокий и жесткий массаж, который был необходим в тот момент. Владимир Буре выглядел в глазах местных массажистов истязуемым. Действительно, такой массаж болезненный, и людям, от спорта далеким, трудно объяснить, за что Володя его так любит. Может быть, они поняли это на следующий день, когда В. Буре установил всесоюзный рекорд и стал третьим на чемпионате мира.
Чья баня лучше!
Мне не раз задавали этот вопрос. Раньше я даже пытался на него ответить, но понял, что невозможно остаться объективным. Существует множество видов и конструкций бань. Основные виды сложились исторически — римская, восточная, русская, финская, японская, ирландская.
Но со временем они видоизменились, и современные исследователи различают всего несколько типов бань. Профессор из ГДР, доктор медицинских наук Г. Краус считает, что их три: 1) русская паровая (очень влажная баня); 2) римская или турецкая (очень сухая с разной температурой воздуха в разных парильных помещениях); 3) сауна (суховоздушная, очень жаркая баня).
Однако при таком подходе русская и финская бани оказываются чуть ли не антиподами. На самом же деле они близкие родственницы. Заблуждение происходит оттого, что русской сейчас чаще всего называют большую городскую баню, в которой трудно держать воздух сухим. Исконно же русская баня была сухой. Некоторые исследователи предлагают различать среди русских бань классическую (деревенскую) баню и городскую (общественную).
Мне кажется наиболее верным такое разделение современных бань на типы: 1) баня-каменка типа русской или финской (с температурой до 120°, влажностью от 5 до 20%); 2) паровая (сырая) баня с влажностью воздуха от 75 до 100%, температурой 60—70°; 3) водяная (или японская) баня.
У каждой из них есть свои достоинства, и у каждой можно найти недостатки. Один мудрец сказал: «Лучшая баня та, которая давно построена, просторна и имеет мягкую воду», а другой добавил: «И та, которую топят сообразно натуре тех, кто хочет в нее войти».
Сауна
Очень жарким паром славится во всем мире русская баня. Однако у русской бани есть не менее «теплолюбивая» сестра — финская сауна.
Суровые климатические условия, тяжелая физическая работа финских крестьян и обилие лесов способствовали появлению сауны в этой стране. Сауна, возможно, использовалась сначала не для мытья, а для восстановления сил после тяжелого труда. Интересно заметить, что сауна сейчас очень популярна в мире, особенно у спортсменов, как эффективнейшее средство восстановления после значительных нагрузок.
В то время как банные традиции других народов претерпевали в течение веков значительные изменения, роль финской сауны сохранялась во все времена. Посещение сауны для финнов — по-прежнему жизненная необходимость. Почти каждый сельский дом оборудован маленькой баней, построенной, как правило, на берегу реки, озера или моря. В городах с раннего утра до позднего вечера работают крупные общественные бани. Сауны есть на заводах, в гостиницах, школах, больницах, в любых учреждениях. По статистике, в Финляндии на каждые пять человек приходится сауна.
Финские бани различаются по своим размерам — ломасауны, салосауны, куросауны, эросауны (от двух посетителей до нескольких человек). Но принцип у них один, очень похожий на принцип русской парилки. Мне даже кажется, что признанное различие между финской и русской баней состоит только в том, что финны сумели лучше сохранить древнюю традицию и приспособить ее к современным условиям. Считается, что финская баня — суховоздушная, а в русской пар влажный. Однако русский пар, приготовленный по всем правилам, тоже непременно должен быть сухим. Так же, как у русских, древняя баня у финнов топилась по-черному. Источником тепла в .«дымовой сауне» был простейший камин с наваленными в него камнями. После того как дрова в камине прогорали, бревенчатую хижину проветривали от дыма и только после этого начинали париться. Парились сидя или лежа на скамье под самым потолком. Температура достигала 70— 100°. Волна горячего пара поднималась от раскаленных камней, когда их обдавали водой. Влажность воздуха уменьшалась по мере того, как влага впитывалась стенами хижины.
Так же как и русские, финны любят испытать резкую смену температур — из парилки нырнуть в холодную воду озера или в снег. Правда, не все посетители сауны признают веник (он все-таки увлажняет воздух в парилке), но многие финны тоже не могут обходиться без этого простейшего приспособления для массажа.
Сегодняшняя сауна известна как бездымная. Она появилась позднее и отличается от «дымовой» главным образом устройством камина: он оборудован специальной крышкой, оканчивающейся трубой, через которую выходит дым. В этом случае дым не попадает в помещение и можно топить камин и во время купания. Однако некоторые завзятые парильщики считают дым непременным атрибутом сауны и отказываются париться в бездымной бане.
Современное оборудование саун в учреждениях, гостиницах, больницах включает в себя* электрический подогрев, иногда и с дистанционным управлением. Подача воды на камин и температура воздуха регулируются в таких случаях автоматически. В общественной сауне стены часто делаются из камня и помимо маленьких отделений существует большой зал для мытья.
В индивидуальных саунах сохранилась древняя традиция ходить в баню всей семьей (рис. 4), правда, предки современных финнов парились не только семьей, но и «всем миром» (рис. 5). Древние финны считали сауну святыней и даже верили, что в облаках пара скрывается добрый дух. Сауна представляла собой универсальное место отдыха. Там человек мог «смыть» нагрузку после недели напряженного труда, отдохнуть в мирной тишине, в то время как тепло очага оживляло уставший организм, выводя из него вместе с потом вредные вещества. Для древнего финна едва ли существовала болезнь, которую он не взялся бы вылечить с помощью бани. До нашего времени дожила пословица: «Если человека нельзя вылечить с помощью духов, смолы и сауны, он умрет». Раньше финские женщины и рожали в бане.
В Финляндии сауна — это не только бытовая традиция, это потребность тела и души. Финны не просто любят свою баню, они ее всячески рекламируют. Финские специалисты считают, что сауна играет не последнюю роль в достижении высоких спортивных результатов.
В Хельсинки имеется общество «Сауна», которое не только объединяет любителей и энтузиастов бань, но и занимается изучением воздействия бани на организм человека. Общество издает собственный журнал «Сауна». Проводятся различного масштаба выставки саун, международные конгрессы по вопросам сауны.
В селении Муурума, находящемся неподалеку от финского города Ювяскюля, открыт уникальный музей саун. На площади в десять гектаров под открытым небом расположились банные строения разных времен. Самый старый экспонат — финская баня, построенная в 1764 г.
Существует в Финляндии и специальное общество «Пуутало», которое занимается постройкой бань. Такого рода складные бани чаще всего строятся за городом. В финской бане полки делаются из осины, липы, тополя. В бане всегда ароматный дух. В современной сауне относительная влажность воздуха в парном отделении 5—15%, температура воздуха 80—140°. Сухой воздух облегчает теплоотдачу и дает возможность легко переносить высокую температуру и детям, и пожилым людям. Баня обычно состоит из трех отделений: холла (раздевалки), мыльного отделения (где располагаются и бассейн, и специальные массажные столы) и парного отделения. Финны любят полакомиться в бане поджаренной колбасой, утолить жажду квасом, кофе или национальным прохладительным напитком.
Офуро
Все бани хороши, но офуро — самая лучшая, считают японцы.
Офуро — почтительное название японской бани. Кроме этого слова употребляются еще: фуро (баня), фуроя или сэнто (общественная баня).
Сэнто — место встреч, дружеских бесед, обмена информацией. Здесь работают дорогие рестораны, кинозалы, читальни. Предприимчивые политиканы используют бани для приобретения популярности. Во время избирательных кампаний они становятся завсегдатаями бань, проводят в сэнто целые вечера.
Домашняя фуро — сооружение довольно простое. Это большая деревянная бочка (или деревянный бассейн) со скамьей, наполненная водой (рис. 6). Бочка поставлена на печь. Вода нагревается до 40—50°. Парятся в полулежачем положении, погружаясь в воду так, чтобы область сердца оставалась над водой. Без привычки японская баня переносится с трудом. Через 10 минут пребывания в бочке пульс у парильщика учащается до 120 ударов в минуту.
После такой бани надо как следует отдохнуть. Потоотделение еще продолжается некоторое время, и японцы, выйдя из фуро, завернувшись в простыню, лежат не менее часа на кушетке.
Во всех сэнто имеются аквариумы, цветники с тропическими растениями — это располагает к отдыху, создает настроение. В холодную погоду сэнто служит местом, где можно согреться — полученное тепло потом долго сохраняется организмом. А в жаркую погоду, выходя из сэнто, японцы ощущают освежительную прохладу.
В раздевальной комнате сэнто имеется несколько небольших кабин. В кабинах — специальные корзины, куда кладется белье. В банном отделении пол покрыт разноцветной плиткой, посредине бассейн. Вода в бассейне 55°. Вокруг бассейна аккуратно, в ряд разложены деревянные шайки или ведерки, которые вмещают до 8 литров воды. Прежде чем войти в бассейн, посетители моются под краном или выливают на себя 4— 5 тазов горячей воды и только затем погружаются в воду. После изрядного потения выходят из бассейна, садятся рядом на пол и жестким полотенцем или специальной рукавицей растирают методично и аккуратно все тело. После такого самомассажа ненадолго вновь погружаются в бассейн. На этом заканчивается банная процедура. В раздевалке на разгоряченное тело надевается хлопчатобумажное кимоно.
Любят в Японии и опилочные бани. Чтобы соорудить такую ароматную фуро, надо деревянную бочку наполнить не водой, а опилками, нагретыми до 50°. Продолжительность сеанса 8—12 минут. Преимущество такой процедуры состоит в том, что опилки хорошо впитывают пот, а ценные вещества из древесины (обычно используют опилки кедра) через поры проникают в организм.
Побывав в Советском Союзе, члены японской делегации, которых мне довелось сопровождать, восхищались русской парилкой. Но пальму первенства они все же, отдавали своей офуро — лучшей, на их взгляд, закаливающей, профилактической процедуре.
Отдых для души
В любом народном обычае так или иначе отражаются черты национального характера. Поэтому споры о том, чья баня лучше, попросту беспредметны. Все бани хороши по-своему. Примечательно, что, объясняя словами прелесть своей национальной бани, приверженцы ее говорят не только о благотворном воздействии пара на тело, но и об особом состоянии духа, возникающем в парной. И речь ведь идет не просто об удовольствии от тепла, чистоты, уюта. Часто имеется в виду ощущение гармонии с окружающим миром, которое приходит после посещения парной.
Не возьмусь анализировать воздействие офуро или, например, сауны на состояние духа — для этого надо родиться японцем или финном. Но что касается русской бани, то раскрепощение, умиротворение, которые она приносит, я испытал не раз. И чаще всего не в комфортабельных современных комплексах, а в бревенчатых баньках.
Вспоминаю одну такую маленькую баньку у озера Тургояк на Урале.
Дядя Саша поджидал нас у своего дома с резными узорчатыми наличниками. Еще накануне, узнав, что в поселок приехали спортсмены из Москвы, он, большой знаток и любитель бани, пригласил нас на первый пар.
Баня уже готова, но должна еще, по словам хозяина, «дозреть». И пока баня «дозревает», дядя Саша с видимым удовольствием рассказывает нам, почему летом надо топить только березовыми, а зимой — и березовыми и дубовыми дровами. В дровах он ценит и ду-шистость, и мягкость, и сухость, рассказывает, как эти свойства в спиленном дереве сохранять.
Утро морозное, —26°, и баня манит нас своим теплом. Топится она по-черному, и вид у нее бывалый. Оказывается, в ней еще родители 65-летнего дяди Саши парились.
Наконец входим в сумрачный предбанник. На полу туесок с мороженой брусникой, березовый сок, квас, настой из сосновой хвои.
Парилка оказалась маленькой, насквозь прокопченной. В углу — печь-ка-менка со встроенным баком для воды, трехступенчатые полки. На полу «ковер» из золотистой соломы.
Дядя Саша разложил нас на полки, плеснул кваском на камни, взял в руки два веника и... приступил. Он гладил мою спину, потом поднимал веники, «брал» ими жар и прижимал его к моим лопаткам и пояснице. Веники заходили, заплясали в его руках. Еще раз плеснул на камни, теперь уже соснового настоя, и дышать стало трудно, нестерпимо. Я застонал, дядя Саша тут же окунул веник в холодный квас и смочил мою спину. Потом встряхнул веники под потолком и вновь зашелестел ими.
Когда и спина и грудь мои испытали мягкость и упругость березового веника, дядя Саша властно открыл дверь и велел окунуться в сугроб. После 30-се-кундного «купания» я вбежал в парную на самую высокую ступеньку, где меня уже ждал в клубах свежего пара дядя Саша с вениками в руках. Еще 2—3 минуты массажа, и, обессиленный, я скатился вниз на душистую солому.
А потом, в предбаннике, медленно обтираясь и одеваясь, я размышлял, отчего легкость после бани возникает не только в теле. Откуда приходит вдруг ясность мысли, осознанная любовь ко всему, что окружает, — и к этой белой равнине за окном, к той заснеженной сосне? Ведь шел два часа назад в баню и не замечал сосну. Какое-то особое благодушие наступило, освобождение от обыденных забот.
А позже попался мне чудесный рассказ Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный». Удивительный по глубине проникновения в русскую душу рассказ. Герой Шукшина знаменит был в деревне тем, что никакие дела и заботы не могли заставить его в субботний день отменить баню. Все пять дней в неделю был безотказным работником, а в субботу, как ни стыдили его, как ни уговаривали, с утра топил баню и посвящал ей целый день. Его за это Бесконвойным и прозвали.
«...У него была своя наука — как топить баню. Например, дрова в баню шли только березовые, они дают после себя стойкий жар. Он колол их аккуратно, с наслаждением... (...)
...Еще потом будет момент — разжигать, тоже милое дело. Алеша даже волновался, когда разжигал в каменке... (...)
Поленья в каменке он клал, как и все кладут: два — так, одно — так, поперек, а потом сверху. Но там — в той амбразуре-то, которая образуется-то, — там кладут обычно лучины, бумагу, керосином еще навадились теперь обливать, — там Алеша ничего не клал: то полено, которое клал поперек, он его посередке ершил топором, и все, и потом эти заструги поджигал — загоралось. И вот это тоже очень волнующий момент — когда разгорается. Ах, славный момент! Алеша присел на корточки перед каменкой и неотрывно смотрел, как огонь, сперва маленький, робкий, трепетный, — все становится больше, все надежней. Алеша всегда много думал, глядя на огонь. Например: «Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково... Да два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково!» (...)
Алеша накидал на пол сосновых лап — такой будет потом Ташкент в лесу,
такой аромат от этих веток, такой вольный дух, черт бы его побрал, — славно! Алеша всегда хотел не суетиться в последний момент, но не справлялся. Походил по ограде, прибрал топор... Сунулся опять в баню, — нет, угар-но. (...)
Очень любил он пройти из дома в баню как раз при такой погоде, когда холодно и сыро. Ходил всегда в одном белье, нарочно шел медленно, чтоб озябнуть. (...)
...И пошла тут жизнь — вполне конкретная, но и вполне тоже необъяснимая — до краев дорогая и родная. Пошел Алеша двигать тазы, ведра... — стал налаживать маленький Ташкент. Всякое вредное напряжение совсем отпустило Алешу, мелкие мысли покинули голову, вселилась в душу некая цельность, крупность, ясность — жизнь стала понятной. То есть она была рядом, за окошечком бани, но Алеша стал недосягаем для нее, для ее суетни и злости, он стал большой и снисходительный...»
Сам Василий Макарович Шукшин, уроженец Алтая, живя в Москве, лишен был возможности столь же самозабвенно наслаждаться русским паром, хотя, как видно из рассказа, ценил такую возможность. Иногда его можно было встретить в Сандуновских банях под самый вечер, почти перед закрытием. Человек большого таланта, он был очень занят работой над ролями, новыми режиссерскими и писательскими замыслами. Но прожить долго без бани не мог, приходил всегда перед трудными днями, чтобы, как он говорил, «поднабраться силенок».
Тренировка для организма
Спортсмены, летчики, космонавты, актеры нуждаются в бане не только как в оздоровительной процедуре, но и используют ее как одно из средств подготовки к нервной и физической нагрузке и восстановления.
Банная процедура часто выполняет роль дополнительной тренировки. Она заставляет активно работать все важнейшие системы организма. При этом решаются и другие задачи, очень важные для людей, испытывающих особые физические и нервные нагрузки.
В Звездном городке, где живут и готовятся к полетам космонавты, построен восстановительно-подготовительный центр с самым современным оборудованием — тренажерами, большими спортивными залами, бассейном, аппаратами для массажа, различными ваннами. Есть здесь, конечно, и парилки: сухие и влажные. И пользуются ими с разными целями. Сухой пар, как правило, помогает снять напряжение, а влажный, при определенной методике, нагружает сердечно-сосудистую и другие системы организма. Баня помогает космонавтам переносить разного рода нагрузки, адаптироваться к температурным и кислородным перепадам.
Постоянно пользуются парной баней летчики во всех странах. В комплекс подготовки к полетам и в программу восстановления обязательно входят бани — обычно финские и русские.
Особый режим и у артистов. Певцы и танцоры, актеры и музыканты испытывают большое нервное напряжение, связанное с перевоплощением, с эмоциональной отдачей. У артистов балета кроме этого и громадная физическая нагрузка.
С кем бы из артистов мне ни приходилось беседовать, о ком бы ни приходилось слышать, если уж заходила речь о режиме, то обязательно упоминались массаж и баня.
А «королева дискотеки» американская певица Донна Саммэр, поразившая нас во время концерта не только голосом, но и не прекращающимся ни на минуту ритмически сложным танцем, рассказывала нашей делегации после выступления, что для поддержания формы она пользуется тремя основными средствами — плаванием, сауной и массажем.
Любимая в нашей стране и за рубежом актриса Любовь Орлова, оставшаяся в памяти зрителей эталоном неувядаемой красоты и женственности, многие годы неукоснительно выполняла режим, предписанный ей профессором И. М. Саркизовым-Серазини. Этот режим требовал самоотречения во всем. Но на попытки сочувствовать ей Любовь Петровна отшучивалась: «Для того чтобы всегда быть женственной, надо быть мужественной». Любовь Петровна
ежедневно занималась гимнастикой, через день по часу плавала, два раза в неделю делала массаж и регулярно посещала парную.
Что же касается спортсменов, то баня помогает им решать целый комплекс задач. Например, посещение парилки — эффективный способ регулирования веса. Ведь штангистам, борцам, боксерам очень важно не выйти из своей весовой категории. Гимнасты, конники, гребцы тоже придирчиво следят за своим весом. Кроме того, банный жар благотворно воздействует на перетренированные мышцы — уровень молочной кислоты в них 'снижается, эластичность восстанавливается, мышечная сила увеличивается. Даже акклиматизироваться спортсмену помогает баня. Замечено, что атлеты, ежедневно посещавшие парную накануне отъезда в страны с жарким климатом, акклиматизировались там гораздо легче и выступали лучше.
Пар без бани
Уже упоминалось, что человек, возможно, открыл для себя целебную силу пара, присев возле бьющего из-под земли горячего источника. Однажды мне пришлось вспомнить об этом открытии древнего человека и тем самым помочь сборной команде СССР подготовиться к ответственным соревнованиям.
К Олимпийским играм в Саппоро наши лыжники готовились в 1971 г. на Камчатке, поближе к Японии. Тренировочные нагрузки на сборах постепенно увеличивались, и через неделю врачи и тренеры стали искать наиболее эффективное средство восстановления сил спортсменов.
Было решено проводить по два сеанса восстановительного массажа в день. Спортсмены почувствовали себя лучше, но мне не давала покоя мысль, что этого мало, что надо еще что-то более эффективное предпринять. И действительно, через пять дней врачи опять забили тревогу.
Спортсмены ушли на очередную тренировку, а я, прогуливаясь между карликовыми березками, чахлыми и кривыми, зашел довольно далеко. Навстречу мне попался человек, несший в сетке
дымящийся картофель. А совсем рядом оказалось небольшое озерко, окутанное плотным паром.
Подошел к нему — тепло, опустил руку в воду — очень горячая. Зашел с другой стороны, где из озерка вытекала речка, — вода оказалась приятно горячей. Не обращая внимания на мороз (а было —10°), разделся и лег в воду возле берега. Хорошо, как в парилке. Попробовал продвинуться к середине озера — вода становилась горячее.
«Ну и ну! — думаю. — Да ведь это лучшее средство восстановления. Только как мне врачей и самих ребят в этом убедить? Раздеваться здесь негде, мороз на улице».
В тот же день мое открытие обсудили и решили попробовать.
Первой в воду вошла Г. Кулакова, за ней В. Веденин, А. Олюнина. Понравилось всем. Так был решен очень важный вопрос восстановления сил спортсменов после высоких нагрузок.
Успешное выступление наших лыжников в Саппоро подтвердило, что интенсивность тренировок была выбрана верно, что горячий пар — отличный помощник спортсменов. А я убедился еще и в том, что безвыходных ситуаций не бывает.
Парилка в цистерне
В совершенно другом климате, в солнечном, жарком городе Душанбе, спортсменам тоже недоставало своей бани. И решить эту проблему надо было как можно скорее — приближались важные соревнования.
Подумали все вместе, обсудили сначала показавшуюся странной идею и... соорудили парилку за 9 дней.
Подобрали валявшуюся без дела цистерну. Вымыли ее, вычистили до блеска. Положили набок. Вырезали дверь. Отверстие, через которое раньше вливали жидкость, стало теперь вентиляционным. Внизу прорезали маленькую дырку для стока воды. Вместо пола положили деревянную решетку. Выкрасили цистерну снаружи в черный цвет, чтобы она поглощала солнечные лучи, — и парилка приняла первых посетителей.
Поверхность цистерны под лучами
южного солнца к 11 часам утра успевала так нагреться, что, плеснув на стену немного воды, можно было париться с веником, как в сауне, до тех пор, пока не зайдет солнце. В пасмурный день обогревали цистерну дровами или углем с противоположной стороны.
Позднее парилку усовершенствовали. Разгородили цистерну на парильное отделение и мыльное. Сверху установили огромный бак с водой, нагреваемой солнцем.
В походных условиях
Расскажу еще об одной импровизированной бане, в которую я попал у геологов в Сибири.
Эта геологическая партия возила с собой постоянно металлический каркас весом не более 10 килограммов.
В банный день каркас устанавливали возле самой воды — на берегу озера или реки. Важно, чтобы «баня» стояла на густой, пышной траве. Потом специалист (дело это доверялось далеко не каждому) выкладывал внутри каркаса круг из камней — и печь готова. Дрова для бани заготовлены заранее и в большом количестве, чтобы жара на всех хватило.
Нагревать камни начинают с раннего утра, а часам к трем все готово — камни раскалены добела, вода согрета.
Ну, а дальше все просто. Натягивают на заранее вбитые колья палатку, и через полчаса можно париться. Веники готовят по вкусу — дубовый, можжевеловый, березовый или крапивный, благо лес рядом. А нахлеставшись, можно прилечь, не выходя из палатки, на траву, которая от сильной жары стала мягкой и душистой. Правда, залеживаться нельзя: земля хоть и теплая, но застудиться после пара нетрудно. Лучше окунуться в прохлад-
ную речку и вернуться ненадолго в парилку.
Такая баня, вписавшаяся в природу, особенно поэтична и, конечно, незаменима в жизни геологов.
Очень удобны различные переносные бани, которые получили в народе образное название «баня в чемодане». Компактна и комфортабельна своеобразная «баня в мыльнице», изобретенная в Швейцарии (рис. 7).
<<<---