RSS Выход Мой профиль
 
Бирюков А.Л. Приглашаем попариться | Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ БАНЬ




Приглашаем попариться

Глава 1 ИЗ ИСТОРИИ БАНЬ

Кто научил людей париться?
О том, что первобытный человек знал и ценил свойства горячего пара, говорят многие находки археологов. В разных местах земного шара обнаружены следы специальных сооружений, предназначенных для ухода за телом. Различаясь внешне, эти сооружения приходятся родственниками друг другу и предками современной бане: источником тепла в них были горячая вода или раскаленные камни. Существует множество версий-легенд о происхождении бани. Например, такая: капли дождя через ветхую крышу попали на горячие камни домашнего очага, и заклубившийся пар окутал людей приятным теплом. Или какая-нибудь нерасторопная хозяйка пролила воду на очаг. Или, возвращаясь с утомительной охоты, наш далекий предок присел отдохнуть возле бьющего из-под земли горячего источника и почувствовал, как быстро восстановились силы.
Конечно, открыть благотворное воздействие горячего пара древнему человеку помог случай. И случайные эти ситуации повторялись в его жизни неоднократно, пока он не научился их создавать и использовать.
Когда именно человек сознательно сделал первый шаг к тому, что мы сейчас называем банной процедурой, сказать трудно. Можно лишь с определенностью утверждать, что в этот момент он ощутил радость от чистоты и тепла, прилив сил, облегчение боли. Если считать прообразом парилки разогретые камни, образующие пар, то происхождение бани можно отнести к каменному веку. По мнению древнегреческого историка Геродота (около 484—425 гг. до н. э.), первые бани появились у разных народов почти одновременно. В одних случаях для них использовались естественные водоемы с горячими источниками, в других сооружались парильни с горячим сухим или влажным воздухом. Геродот приводит интересные факты о банных обычаях разных народов. Он побывал в Египте, Сирии, Вавилоне. Интересовал его и быт скифских племен, живших на территории современной Украины. По описаниям Геродота, скифы устраивали себе бани в шалашах (рис. 1). Они добывали пар, бросая на горячие камни конопляное семя.
Знали и широко использовали баню древние индейцы. По свидетельству испанских завоевателей Америки, ацтеки строили бани («темескалы») в виде куполообразных земляных сооружений, унаследовав эту традицию от своих предков — майя. К глубокой древности восходит и такая своеобразная потогонная процедура индейцев: они прикладывали к телу нагретую траву.
По данным американских ученых, древние индейцы и лечились паром: они заносили в вигвам нагретые камни и брызгали на них водой — больного покрывали клубы пара.
Подобным же образом поступали и жители Древней Руси, но использовали для бани другие сооружения — маленькие бревенчатые избы. Эти и многие другие факты позволяют считать, что баня как изобретение не может принадлежать какому-либо одному народу. Она возникла случайно, а закрепилась как потребность людей в чистоте и исцелении от болезней.
Народная медицина, возникшая в первобытную эпоху, веками накапливала опыт использования разного рода бань. Особая роль в сохранении банной традиции принадлежит народностям угро-финской группы. Они не только сохранили эту ценную традицию, но и сумели осовременить ее.

Купание Геракла
Издревле считалось, что вода обладает защитной и исцеляющей силой. Воды многих рек провозглашались священными, а купание, омовение в них — изгнанием нечистой силы из больного. Это старейшее средство лечения было связано с верой древнего человека в сверхъестественные силы природы.
У разных народов сохранилось множество легенд и мифов о чудесных исцелениях водой, о реках, наделяющих людей здоровьем, силой, молодостью, красотой.
В древнегреческой мифологии, например, водами священной реки Стикс клянутся сами боги. В эту реку погружала Фетида своего сына-младенца Ахилла, держа его за пятку. От этого тело Ахилла стало неуязвимым и твердым, как железо. Поразить великого героя можно было лишь в пятку, которой вода Стикса не коснулась.
При археологических раскопках, произведенных в Греции, обнаружены развалины древних городов-курортов, оборудованных специальными колодцами и бассейнами с родниками целебных вод. В древнегреческом городе Эпидавре сохранились остатки культового центра бога врачевания Асклепия, а рядом развалины древней водолечебницы. Возле храма бога Асклепия сохранились руины храма его помощницы — Артемиды-Гекаты, которая очень часто описывается в мифах купающейся в ручьях, отдыхающей после охоты в гротах. Кстати, Гигиея — богиня здоровья и чистоты, от имени которой произошло слово «гигиена», — в представлении древних греков приходилась дочерью богу врачевания Асклепию.
Особенно ценились у ахейцев горячие источники; за обладание ими древние народы даже вели борьбу. Греки называли погружение в горячий источник «купанием Геракла», связывая силу, могущество и красоту мифологического героя с живительным воздействием горячей воды и пара.
В произведениях древнегреческого эпоса можно встретить подробные описания банного ритуала, восходящие к XIII в. до н. э.
Не только раскопки археологов, но и упоминания древнегреческих поэтов, высказывания философов, рекомендации врачей указывают на повсеместное распространение бань в Древней Греции в V—IV вв. до н. э. К этому времени в Древней Элладе существовало множество частных и общественных бань, издавались законы, предписывавшие всем жителям регулярно посещать бани.
Гениальный греческий врач Гиппократ (около 460—370 гг. до н. э.), материалист, реформатор античной медицины, изучал воздействие бань на организм человека. Гиппократ был одним из первых медиков, стремившихся лечить больного, а не болезнь. Он говорил, что в первую очередь выздоровление зависит от жизненной силы организма, которую следует черпать у природы. Одним из самых действенных терапевтических средств он считал водолечение и часто вместо лекарства прописывал больному посещение бани.

Бани как дворцы
В наше время трудно представить себе человека, который отправился в баню, чтобы поиграть там в мяч или в шахматы, порисовать или написать стихотворение. А в Древнем Риме в баню (терму) ходили не только с гигиеническими и оздоровительными целями. Римские термы были также и спортивными, общественными, культурными и увеселительными учреждениями.
Римская баня состояла из аподитриу-ма (комнаты для раздевания), тепида-риума (теплой комнаты), калидариума (жаркой комнаты) и фриджидариума (холодной комнаты) с бассейнами для купания. Более десяти водопроводов подводили к римским баням ключевую воду. Купание обычно сопровождалось смазыванием тела ароматными маслами и заканчивалось энергичным массажем.
При термах имелись массажные комнаты, площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха, для народных собраний и даже библиотеки. Здесь же происходили пиршества, театральные представления, устраивались художественные выставки, чтение, торговля разными товарами.
При раскопках в Афродисие, грече-ско-римском городе на Анатолийском плоскогорье в 1904—1905 гг. были обнаружены грандиозные римские бани эпохи императора Адриана (76—138 гг.), оборудованные сложной системой центрального отопления. Раскаленный воздух от печей, топившихся дровами, циркулировал под каменным полом, нагревая воду в мелком бассейне, по краям которого нежились в облаках пара посетители (рис. 2). В разных залах, отделанных мрамором, каждый мог подобрать температуру по вкусу, а под конец выкупаться в бассейне с прохлад-ной водой. В банях Адриана до нашего времени сохранились скульптурные украшения на мифологические сюжеты античных авторов.
Каждый новый император, восходя на престол, строил общедоступные термы, тем самым приобретая популярность в народе. Термы, построенные в 215 г. императором Каракаллой (знаменитые термы Каракаллы), одновременно вмещали 2500 человек, в них было 1600 мраморных сидений.
Императорские римские бани отличались небывалой роскошью, стены в них расписывали знаменитые художники, полы покрывали мозаикой. Посредине залов били фонтаны. Мебель отделывалась золотом, слоновой костью и серебром. Вход в бани украшали статуи, привезенные из Греции или созданные в Риме знаменитыми скульпторами. В банях прислуживали сотни рабов — массажисты, врачи, музыканты. О роскоши римских терм (которых в городе насчитывалось около тысячи) ярко свидетельствует высказывание одного из императоров, который якобы после посещения терм воскликнул: «Разве можно править среди такой роскоши!»
В некоторые римские бани вода подавалась по серебряным трубам, а в женских термах скамьи иногда делались из серебра, ванны и тазы — из белого мрамора.
Ряд бань оборудовался особыми топками, которые нагревали пол до 50—60° и служили источником парооб- разования. Ходить по такому полу приходилось в деревянных сандалиях.
Обычно императорские термы имели большие купальные ванны с холодной, прохладной и теплой водой. После посещения калидариума римляне погружались в бассейн с теплой водой, затем с прохладной и холодной (то, что сейчас называется контрастными ваннами и применяется особенно широко в спортивной практике как средство восстановления после физической и психической нагрузки).
Наряду с общими, в богатых домах были собственные бани. Богатые римляне посещали баню два раза в день — утром и вечером. В то время ни один народ не расходовал такого количества воды: ежедневно на каждого приходилось 550—600 литров (для сравнения: в Москве сейчас на каждого жителя расходуется 700 литров воды, а наша столица снабжается водой лучше многих других столиц мира).
Такое большое потребление воды нередко беспокоило правителей. Например, когда в 97 г. Секст Юлий Фронтиний возглавил ведомство по снабжению Рима водой, он обнаружил, что городская организация водоснабжения поражена коррупцией и воровством. В те времена воровать воду из трубы, идущей к соседу, и подкупать инспекторов, чтобы они смотрели на это сквозь пальцы, было для римлян обычным делом.

...Римские врачи писали о пользе банных процедур при лечении различных заболеваний и для физического развития человека. Известен девиз римского врача Асклепиада (128—56 гг. до н. э.), предпочитавшего многим другим средствам воду и массаж: «Вылечить быстро, верно и приятно».
Примеру Асклепиада следовал другой известный врач, живший при императоре Августе, — Авл Корнелий Цельс (I в. до н. э.). В своем энциклопедическом сочинении «О медицине» он придавал большое значение водным процедурам и баням как одному из важных гигиенических средств.
Еще один крупнейший ученый своего времени — придворный врач императора Марка Аврелия Клавдий Гален (около 130—200 гг.) развивал в своих трудах идею лечения баней и массажем.
Гален, врачуя гладиаторов в Пергаме, рекомендовал баню и массаж при ревматизме, травмах и для восстановления сил после тяжелой работы.
Учение Галена, в котором были обобщены представления античных медиков, оказало большое влияние на развитие естествознания вплоть до XVI в. Однако после падения Великой Римской империи в V в. бани утратили свое значение в Западной Европе, а с наступлением поры религиозного аскетизма и вовсе стали считаться безнравственными заведениями. Уход за телом рассматривался в то время как одно из проявлений язычества. И хотя строительство бань после крестовых походов возродилось, достигнув наибольшего развития в XIII—XVI вв. (крестоносцы заимствовали на Востоке турецкие бани), учение о благотворном воздействии бань на организм в Западной Европе было забыто.

Традиции восточных бань
Ничто в мире не исчезает бесследно. Открытия античных ученых о пользе водных процедур были подхвачены восточной медициной. Выдающиеся ученые-медики ар-Рази Бакр (Разес) (850—929 гг.) и Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980—1037 гг.) на основе трудов Гиппократа и Галена разрабатывали новые методы наблюдения и лечения больных, гигиенические и оздоровительные средства.
Сочинения Авиценны «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления» получили широкую известность не только на Востоке, но позже и в Европе. В трудах Авиценны содержатся рекомендации, касающиеся поддержания чистоты тела, использования природных источников с гигиенической и лечебной целями, подробное описание применения бани. Идеи Разеса и Авиценны способствовали распространению бань и массажа во многих восточных странах — в Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии.
Бани на Востоке не были такими роскошными, как в Греции и Риме. Типичные восточные бани сохранились и по сей день в Азии, например в Бухаре.
В Бухаре было много бань, из которых сейчас продолжают действовать Хаммоми Саррофон и Хаммоми Базори-Корд. Эти полуподземные сооружения втиснулись в рыночные ряды, их низкие купола едва возвышаются над рынком. И хотя старинные бани теперь технически усовершенствованы, они все еще сохраняют свой былой облик как снаружи, так и изнутри.
Бухарские бани представляют большой историко-культурный интерес как типичные памятники гражданского строительства Бухары XVI в., хотя в них и не сохранилось убранство, характерное для средневековых бань на Востоке. В свое время в инженерно-техническом отношении эти бани являли собой несомненное достижение эпохи.
Войдя в такую баню, вы сразу окажетесь в довольно просторном зале. Оставив здесь свою одежду, спуститесь вниз метра на два по ступенькам, потом еще на полтора метра по наклонной площадке. Отсюда в мыльное отделение ведет узкий длинный коридор. В круглом зале мыльного отделения вы увидите четыре-пять ниш, в которых удобно мыться, и три узких прохода: один ведет в парилку, другой — в более прохладное помещение, третий — в зал для отдыха. Именно в этой последовательности и происходит банная процедура: из парилки — в нежаркую комнату, где потоотделение продолжается, а затем — в зал для отдыха. Только после этого следует вымыться и воспользоваться услугами банщика-массажиста.
Источником пара в таких банях является огромный котел с водой, встроенный в стену. Пар, образованный от кипения воды, выходит постоянно через отверстие примерно 0,5X0,5 метра, находящееся на высоте полутора метров от пола.
Котел с водой раньше нагревался с помощью дров, сейчас — с помощью мазута. Топка находится по другую сторону стены, и запахи из нее не проникают ни в мыльное отделение, ни в парилку.
Кроме того, вся баня (мыльное отделение, комнаты отдыха) обогревается теплым воздухом, поступающим в специальную трубу, проложенную под мраморным полом, что напоминает римские бани.
В 1980 г. в Бухаре проводилась Всесоюзная конференция, посвященная тысячелетию со дня рождения великого философа, врача, математика, естествоиспытателя, музыканта, поэта Абу Али ибн Сины. Не посетить баню, которой Авиценна придавал такое значение, было бы преступлением. И вот пятеро делегатов конференции уговорились пойти попариться рано утром, чтобы без сутолоки вкусить восточного пара. Но когда в половине восьмого мы вошли в баню, в ней было очень многолюдно, просто повернуться негде. Почтенные старцы 60—80 лет наслаждались горячим паром. На мой недоуменный взгляд наш провожатый ответил, что через 15—20 минут баня опустеет. И действительно, очень скоро бодрые и веселые старики пошли одеваться. Один из них сказал нам на прощание: «Хворь и нечистоту из тела изгоняют только на восходе солнца. А днем организм уже устал, и хворь не уходит».
Я решил лучше недоспать, но сходить в баню еще раз — до восхода. В четыре часа утра баня действительно была уже открыта, а мудрецы старцы, не спеша раздеваясь, спокойно беседовали друг с другом.
Бухарская баня в это время дня понравилась мне гораздо больше. Может быть, я внушаемый человек, но скорее дело здесь в другом. Для того чтобы по достоинству оценить национальные традиции, надо точно им следовать, ведь они проверены целым народом в течение многих веков. Только в том случае раскроется перед чужестранцем обаяние национального обычая, если он безоговорочно примет все его условия.

О русской бане
Русская баня — явление весьма самобытное. Не один путешественник, побывавший на Руси, брался за перо, желая передать словами удивительный обычай русских париться. Араб ибн Даста, путешествуя по Руси в X в., отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане и валяться в снегу или купаться в проруби. Ибн Даста записал также, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища. Возможно,
это свидетельство наряду с описанием в «Повести временных лет» (945 г.) — первые письменные упоминания о русской бане. Позже о русской бане писали многие чужестранцы — с удивлением, но, как правило, и с уважением. Немецкий ученый и путешественник Адам Оле-арий в XVII в. и камер-юнкер Берхольц, находившийся при дворе Петра I, купец из Бельгии Оливье Брюнель и испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес, служивший при дворе императрицы Елизаветы Петровны, — все они не обошли молчанием русскую баню. Описания эти в основном похожи (кстати, в России никогда полностью не отказывались от пользования банями).
Побывав в 30 гг. XVII столетия в одной из бань Астрахани, Адам Олеарий так описал свои впечатления: «Русские могут выносить чрезвычайный жар и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить, затем, когда от такого жару они сделаются все красдеые и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из нее голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, а зимой, выскочив из бани, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню».
Общественные бани для горожан стали строиться по указу царя Алексея Михайловича в XVIII в. Принадлежали они частным лицам. Это были одноэтажные постройки, обычно на берегу реки. Отапливались они вначале, как и деревенские бани, дровами. Имели три помещения: раздевальное, мыльное и парное.
На Руси в баню ходили все. В летописях XI—XII вв. уже упоминается водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или Неглинной, за ней надо было спускаться с высокого холма. Конечно, по воду ходили не сами князья, для этого у них было достаточно слуг. Позднее, а именно в начале XVI в., по приказу Ивана Калиты проложили от реки в глубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

Позднее, при постройке Кремля из кирпича, в башнях стали устраивать тайники-водопроводы. Такие тайники были построены под Свибловой башней (позднее она даже стала называться Во-довзводной) и под Собаки ной, ныне Арсенальной. Еще позднее, в XVIII в., был построен новый, более современный водопровод. Вода самотеком поступала по специальной галерее в колодец, находившийся в подвале Свибловой башни. При помощи конного привода, построенного часовым мастером Христофором Головеем, вода подавалась в бак на башне, по свинцовым трубам проводилась в резервуар, а оттуда поступала в царские бани. О любви русского народа к бане свидетельствуют многие исторические факты, литературные произведения и труды ученых (рис. 3). Так, историк П. И. Страхов в одной из книг описал обычаи русских царей, которые, встречая иноземных послов и гостей, вначале приглашали их в баню.
В баню звали и недругов, но с другой целью. Княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство мужа, князя Игоря, таким образом: «Пришедшим древлянам приказала Ольга приготовить баню, говоря им: «Вымывшись, придите ко мне!» И разожгли баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и сгорели все...» Известный русский историк Н. И. Костомаров пишет, что баня у русских была первой потребностью — как в чистоте, так и в своего рода наслаждении. Баня была, утверждает ученый, самым главным лекарством от всех болезней: «Коль скоро русский почувствует себя нездоровым, тотчас... идет в баню париться».
Вспомним великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он был больным и хилым ребенком и только благодаря физическим упражнениям и закаливанию вырос крепким и выносливым. А. В. Суворов своим личным примером воздействовал на русских воинов. До преклонного возраста легендарный полководец сохранил неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. В записках о нем в одном из номеров журнала «За-мечатель» за 1842 г. написано следующее: «В бане Суворов выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды...» Суворов всегда говорил своим солдатам: «Военный человек должен любить сильный мороз и сильный жар, засуху и проливной дождь».
На Руси без бани не обходилось ни одно торжество. Накануне свадьбы после «утренника» невеста приглашала подруг пойти с ней в «жарку банюшку», которая уже была натоплена. В баню же шли и молодожены на следующий день после свадьбы — таков был обряд. Для гостей старались баньку приготовить получше — угостить легким паром. Как же готовили пар в русской бане?
Довольно просто. Его и по сей день готовят так же. Топят печь-каменку. На раскаленные камни льют горячую воду, и баня наполняется жарким паром. Если дым через трубу выходит наружу — значит, в такой бане парятся по-белому. Если трубы нет, дым идет прямо в парилку. В таком случае баню после топки проветривают, стены окатывают водой и парятся по-черному.
Об этих двух разновидностях русской бани знают многие. А кому доводилось попариться в такой крохотной, вполне уютной, доступной каждому деревенскому жителю парилке, как русская печь? Когда-то это был один из самых популярных способов париться, особенно у жителей степных районов.
Приготовили в печи и убрали еду. Постелили внутрь солому — и парилка готова. Только залезать в нее нужно осторожно, чтобы не вымазаться сажей. Плеснули на стенки печи водой или квасом — и поднимается от них душистый пар. Профессор П. И. Страхов описывает, как русские парили стариков в русской печи: «Кто-то по старости или болезни бывает слаб и дряхл так, что сам не в силах влезть в печь, то его укладывают на доску и вдвигают, затем в печь влезает другой, здоровый, чтобы парить и мыть немощного».
Мне самому однажды довелось отведать печного пара. И хоть не был я слаб и дряхл, а, наоборот, занимался в то время тяжелой атлетикой, именно русская печь излечила меня от недуга. Было это в 1954 г. на уборке картофеля в Высоков-ском районе Московской области.
Вдруг заболела у меня поясница, да так, что не могу двигаться. Таблетки, выписанные врачом, не помогали. И вот бабушка Аксинья, у которой мы на время поселились, предложила: «Попарься в печке, вмиг встанешь и хворобу твою как рукой снимет». Я отшучивался: «Бабуль, неужели так надоел тебе, что испечь меня хочешь?» А ребятам интересно, они делали вид, что поверили в это народное средство и хором уговаривали меня попробовать. Им интересно, а мне страшно. В конце концов «уговорила» меня боль. Из-за нее я не только на стенку, но и в горячую печь готов был лезть.
Рано утром бабушка Аксинья истопила печь березовыми дровами. Выгребла золу. Принесла охапку душистой соломы, постелила в печи, облила ее водой. Ребята пододвинули стол к печке. С их помощью я, постанывая от боли, кое-как забрался на стол, веник березовый взял и со стола полез в печь. В печке было невыносимо жарко, но приятно пахло соломой. Я стегал себя березовым веником до тех пор, пока хватило сил. Из печи вылез вымазанный сажей, обмылся теплой водой. Потом лег на стол, а бабка Аксинья растерла мне поясницу денатуратом, после этого обвязала шерстяным платком и отправила на лежанку.
На следующее утро я был почти здоров, а через день и работоспособен. На Тамбовщине и сейчас часто можно встретить любителей попариться и подлечиться от прострела, от простуды в русской печи. Мне приходилось наблюдать в деревнях: прежде чем париться, на раскаленные кирпичи стелят ржаную солому и ставят деревянное ведро с горячей водой. Потом ползком лезут в печь, где парятся сидя, если свод высокий, или лежа, стараясь не коснуться горячих стенок. ...Русская баня давно завоевала мировое признание. Миллионы людей постоянно прибегают к этому простому и надежному способу поддерживать здоровье, красоту, жизненный тонус, хорошее настроение.
Лингвисты спорят, действительно ли русское слово «баня» произошло от греческого, обозначающего «изгоняю боль и грусть». Мне кажется, это легко проверить каждому — достаточно сходить в хорошую русскую баню и убедиться, что боль и грусть в самом деле отступают.

Московские бани
Большой знаток быта старой Москвы известный писатель В. А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи» писал: «Единственное место, которое ни один москвич не миновал, это баня». «Москва без бань — не Москва», — утверждал он. Со времени выхода этой книги прошло шестьдесят лет, но и сейчас утверждение дяди Гиляя звучит не менее современно. В столице около 70 бань, и у каждой свои приверженцы, которые без труда докажут, что их баня — самая лучшая.
Если вы спросите танцоров из ансамбля И. А. Моисеева, какие бани лучт ше, они не задумываясь ответят: «Оружейные». — И добавят: — Там большая. светлая парилка, всегда чисто». Спартаковские футболисты назовут Центральные бани, а большинство борцов и боксеров — Сандуновские, но обязательно подчеркнут: не высший, а первый разряд. Борцам и боксерам стоит поверить. В этих банях действительно много воздуха и в парильном, и в мыльном отделениях. Здесь можно провести хоть полдня и не хотеть уходить. А ведь боксерам и борцам часто приходится сгонять вес. Это дело сложное и долгое. Знаю, например, что олимпийский чемпион по борьбе Б. Гуревич в «Сандунах» сгонял вес с 64 до 52 килограммов. Многие спортсмены с благодарностью говорят о Сандуновских банях.
Удивительно, но старожилы из нашего дома не ходили ни в Сандуновские, ни в Центральные, хотя эти знаменитые бани были в 7 минутах ходьбы. Мой дед, например, всегда предпочитал Домни-ковские бани (сейчас они снесены, на месте старой Домниковской улицы строится Новокировский проспект) и приучил к ним меня. Когда деда Дмитрия спрашивали, почему он за тридевять земель ходит париться, он отвечал: «Домниковские бани всю хворь из тела выгоняют. Такой воды ни в одной московской бане не сыщешь». Деду не верили: ну что за особая вода могла быть в Домниковских банях? Уж вода-то в Москве везде одинаковая! Тогда дед Дмитрий приводил неотразимые аргументы своей правоты. Он спрашивал: «Вы картину художника Перова «Чаепитие в Мытищах» видели? Помните, как на этой картине чай пьют? Из плохой воды много чаю не выпьешь». «А при чем тут Мытищи?» — спрашивали совсем сбитые с толку слушатели. «А при том... — дед Дмитрий начинал нервничать. — При том, что в Домниковских банях вода из Мытищ, прямо из речки Клязьмы. Раньше на Домниковских банях даже вывеска была: «Бани с мытищинской водой». А в Клязьме вода чистая, мягкая. Из нее и чай и пар самые вкусные». И дальше дед Дмитрий рассказывал про водопровод, проложенный якобы в незапамятные времена. А под конец всегда добавлял: «И веники в Домниковские бани привозят особые — из-под Рязани. У них аромат самый лучший».

Эти рассказы деда я тогда воспринимал как легенду. Но вот спустя 40 лет, изучая историю бань, случайно наткнулся на сообщение о мытищинском водопроводе.
Оказывается, прав был дед Дмитрий. Действительно, в 1779 г. начали постройку Мытищинского водопровода, которую завершили лишь к концу 1804-го. Об этом событии журнал «Вестник Европы» писал: «Сия вода, чистая и прозрачная, эта первая после воздуха потребность жизни, проведена в столицу из мытищинских колодцев, доставляется в нее каменными трубами из-за семнадцати верст!»
В Москве еще помнят старейшие каменные бани возле Каменного моста, которые топились по-черному — ради экономии дров. В прошлом столетии бани, как правило, строились у реки, чтобы, распарившись, посетители могли окунуться в воду, а потом вернуться в жаркую парилку. Зимой для этого специально делали проруби. Таких бань, по словам Гиляровского, в Москве было около 60, и «...все они имели постоянное «население», свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами». Каждое сословие и Мело свои излюбленные бани. Люди со средствами шли в дворянское отделение. Рабочие и беднота — в простонародные, за пятак. Эти простонародные бани были своеобразной поликлиникой. Люди ходили в них не только для того, чтобы вымыться, но и чтобы подлечиться.
Лучшими банями прошлого столетия считались Сандуновские и Центральные.
У этих бань давняя и интересная история. Они — бани-соперницы. Оспаривая посетителей, они хорошели, становились все комфортабельнее.

В начале XVIII в. стояли возле Кузнецкого ряда (нынешний Кузнецкий мост) у реки Неглинной деревянные бани. Мылся в них торговый люд, кузнецы, грузчики, возчики.
А на другой стороне реки Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Банщиков в торговых банях не было. Каждый сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее прямо из Неглинной при помощи журавля.
Во время большого пожара в 1737 г. бани возле Кузнецкого ряда сгорели. А бани Ламакиной уцелели — они стояли на пустыре, между двумя прудами. Несмотря на неудобства и грязь, народ туда валом валил, поскольку других бань поблизости не оказалось. Знаменитые в ту пору актеры Петровского театра Сандуновы, жившие между Звонарными (ныне Неглинными) переулками, прикинули доход этих бань и, убедившись, что дело очень выгодное, решили построить на месте своей усадьбы большие каменные бани. Осуществить свой замысел им удалось лишь в 1806 г. Хотя сами Сандуновы банными делами не занимались, а сдали их в аренду Ламакиной, эти бани и по сей день называются Сандуновскими.
Бани получились по тем временам роскошными — с зеркальными залами, с мягкими диванами. Наняли опытных банщиков, прислугу. Сандуновские бани вскоре превратились в своеобразный аристократический клуб.
«В этих банях перебывала и Грибоедове кая, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе», — пишет Гиляровский. По свидетельству очевидцев — современников А. С. Пушкина, поэт бывал в Сандуновских банях и любил «жарко попариться». Сандуновские бани предпочитал другим и Денис Давыдов. Возможно, именно здесь подсмотрел А. П. Чехов сценки, описанные им в рассказе «В бане», поскольку и сам писатель, и его брат, художник Н. П. Чехов, часто бывали именно в Сандуновских банях.
Видя, что Сандуновские бани дают владельцам огромный доход, славу и положение в обществе, купец и фабрикант Хлудов, имевший в Москве два с лишним десятка домов и текстильные фабрики в Егорьевске и Ярцеве, решил построить новые бани — такие, «что описать невозможно». И сегодня стоят они, сказочные бани — Центральные и наравне с Сандуновскими считаются лучшими не только в Москве, но и во всем Советском Союзе. Правда, в то время они назывались Китайскими, по наименованию проезда. А чтобы попасть в эти бани сейчас, надо постоять в очереди, которая состоит не только из москвичей, но и из приезжих. Нередки здесь и иностранные гости. Проект Китайских бань разработал архитектор Эйбушиц. В 1881 г. был построен первый корпус (в нем сейчас высший разряд) — «простонародное» и «дворянское» отделения. В 1893 г. открылось «полтинное» отделение. Посетители были изумлены красотой и дороговизной обстановки и отделки. Состоялось официальное открытие Китайских бань. По этому случаю в зале высшего мужского разряда был дан банкет, на котором присутствовала вся московская знать, в том числе и сын известного генерала Гонецкий. Во время пиршества о Китайских банях говорили как о великолепном храме и посмеивались над Сандуновскими. Вдруг, неожиданно для всех, Гонецкий заявил, что на месте старых Сандуновских бань он построит новые, лучше Китайских. Присутствующие подняли его на смех, поскольку знали, что сам он денег не имел, а все состояние принадлежало его жене миллионерше Фирсановой, владелице десятков домов в Москве, в том числе и Сандуновских бань, которые перешли к ее покойному отцу за долги. А она вряд ли согласится финансировать строительство подобного дорогостоящего сооружения, да еще рядом с таким «дворцом», как Китайские бани.
Дома Гонецкий подсчитал, во что обойдется строительство новых бань и какую они принесут прибыль и славу Фирсановой. Жена не устояла перед соблазном. Гонецкий объехал страны Востока и Запада — от Турции до Ирландии, познакомился с архитектурой бань и других общественных заведений.
A, вернувшись в Москву, выписал из Вены известного архитектора Фрейден-берга, который и начал строительство новых бань. Достраивал их архитектор B. И. Чагин. Сандуновские бани строились три года и были закончены в 1896 г.
При оборудовании Сандуновских бань были учтены удобства, которыми располагали Китайские, но все делалось с большим шиком. При той же вместимости, что у Китайских, Сандуновские бани включали теперь и 28 номеров (27 из них — с парильными отделениями). Номера стоили от одного до четырех рублей в час.
Особенно поражала современников архитектура основного здания. Трудно определить его стиль, настолько оно эклектично. Это помещение, за исключением камина в большом раздевальном зале, сохранилось и изнутри неизменным до наших дней. Здесь, как и прежде, находится мужское отделение высшего разряда.
Великолепие заново отстроенных бань умножило их славу.
Однако наряду с несколькими роскошными продолжали существовать и старые, запущенные бани, про которые в Толковом словаре В. И. Даля приведена пословица: «Торговая баня всех' моет, а сама вся в грязи».
Сейчас на месте старых бань в Москве построены новые, отвечающие всем современным требованиям санитарии и гигиены. И в наше время у всех москвичей есть великолепная возможность испытать на себе пользу парной бани. Достаточно выбрать из семи десятков городских бань самую для себя удобную. Кроме паровых, есть в столице и финские сауны с сухим жаром. Есть большие, просторные парилки, а есть и крохотные — на несколько человек. Многовековая традиция, почти вытесненная на какое-то время из быта московских семей, перебравшихся в отдельные квартиры с собственной ванной, возрождается.




<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0