ПРЫЖКИ В ВОДУ
Умение прыгать в воду с высоты имеет большое практическое значение. Прежде всего это может понадобиться при оказании помощи тонущему, когда спасающий находится на борту парохода, мосту, крутом берегу или на высокой набережной.
Научиться прыгать в воду не трудно, и каждый, кто научился плавать, должен овладеть этим необходимым навыкам. Однако преодолеть чувство страха перед прыжком удается не сразу.
Прыжки в воду развивают смелость, ловкость, способствуют общефизическому развитию. Каждый, кто научился плавать, должен освоить хотя бы два самых простых прыжка. Начинать нужно с высоты 1 м, затем эти же прыжки проделать с 2 и 3 м. Прыгать можно только в специальных местах, отведенных для прыжков, где достаточная глубина и чистое дно.
Соскок ногами вниз.
Разучивать его можно с обычной стартовой тумбочки или плота. Встать лицом к воде на самый край тумбочки. Руки плотно прижать к телу, плечи слегка отвести назад, голова находится в строго вертикальном положении. Для этого нужно слегка присесть и, оттолкнувшись ногами, прыгнуть вверх. Как только вы оторветесь от тумбочки, вытяните вниз стопы — мгновение, и вы почувствуете, как легко вошли в воду
(рис. 19).
Выполняя этот прыжок, нужно помнить, что голову следует держать строго вертикально. Если же ее наклонить немного вперед или назад, изменится положение тела и прыгающий может удариться спиной или лицом о воду.
Научившись прыгать с тумбочки вниз ногами, одолевайте высоту 1, 2.и 3 м.
Выполнять этот прием можно и со взмахом рук. Исходное положение у края вышки такое же, как и в описанном прыжке..В момент прыжка вверх поднять руки через стороны вверх, а перед входом в воду быстро опустить в исходное положение. Ноги при этом прямые, носки оттянуты вниз.
Разучивая прыжки,, необходимо строго соблюдать следующие правила: прыгать в воду по одному по команде тренера или старшего группы, пока прыгнувший не выйдет из воды, никто, не имеет права прыгать с вышки.
Прыжок головой вниз. Этот прыжок похож на стартовый. Для выполнения его надо встать на самый край вышки или трамплина, поднять руки вверх, соединить кисти, повернув их ладонями к воде. Затем согнуть ноги в коленях и нагнуться с вытянутыми руками вперед.
Сделать движение плечами вперед и, в момент, когда начнете падать, оттолкнуться ногами. Тело при этом описывает в воздухе дугу и входит в воду под углом 80—90°. В момент входа в воду подбородок прижать к груди, руки и ноги удерживать в вытянутом положении (рис. 20). Если прыжок выполнен хорошо, брызг почти не будет.
УЧИТЕ ПЛАВАТЬ МАЛЫШЕЙ
Научить ребенка плавать с раннего детства, — значит, на всю жизнь подарить ему необходимый навык, который оградит его от опасности на воде. Ведь нередко за неумение плавать человек платит жизнью.
Дети гораздо быстрее, чем взрослые, могут усвоить простые движения в воде. Если ребенка с первых дней его жизни приучать любить воду, то очень легко в летнее время научить малыша держаться на воде и плавать. «Чувство воды», то есть умение свободно и легко двигаться в воде, к детям приходит быстро, а это первостепенная задача при изучении любого способа спортивного плавания.
Обучение малышей плаванию желательно организовывать в детских садах, и в этом родители должны быть инициаторами и активными помощниками. Опыт многих детских садов Москвы, Ленинграда и других городов показывает, что проводить обучение можно в сборно-разборном портативном бассейне (см. стр. 53), а летом в естественных водоемах.
Плавание оказывает благотворное влияние на организм ребенка. Движения, которые он совершает во время плавания, способствуют гармоническому развитию растущего организма. Пожалуй, трудно назвать еще какой-либо вид спорта, который был бы так полезен для детей, как плавание.
Водные процедуры закаляют детский организм, повышают сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, очищают и укрепляют кожу.
Различные плавательные упражнения чрезвычайно полезны для развития и укрепления мышц, связочно-суставного аппарата молодого организма, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему и легкие ребенка. Занятие плаванием с детских лет способствует формированию правильной, красивой осанки.
В вопросе о том, с какого возраста начинать детей обучать плаванию, мнения часто расходятся. В московских бассейнах и многих детских спортивных школах успешно учатся плавать дети 6—7 лет, есть даже пятилетние малыши. Ну, а в далекой Австралии совсем не редкость, когда ребенок одновременно учится и ходить, и плавать.
Серьезные занятия с регулярными тренировками опытные тренеры рекомендуют начинать с 7—8-летнего возраста.
С чего начинать?
Перед началом обучения дошкольников необходимо, чтобы каждый ребенок прошел медицинский осмотр. В спортивных школах обычно осуществляется постоянный врачебный контроль. Для детей, которые будут учиться плавать в «самодеятельных» группах под надзором родителей, нужно организовать его через районную детскую поликлинику. Некоторые родители подчас считают своих детей слабыми и всячески оберегают от занятий спортом, особенно когда это связано с пребыванием в воде. Детский врач должен разрешить все сомнения и, если ребенок практически здоров, рекомендовать ему занятия плаванием как оздоровительное мероприятие.
Учить детей плавать можно в любом водоеме, который отвечает гигиеническим требованиям к местам для купаний (см. стр. 72). Дно участка должно быть ровным, песчаным или покрытым мелкой галькой, тщательно расчищенным от коряг, камней и других посторонних предметов. Глубина от берега, постепенно возрастая, не должна превышать 80 см. Размеры такого участка 15Х X 10 м и больше. Границы его ограждаются заборчиком. Такие места для купания маленьких детей отведены обычно на каждом благоустроенном пляже.
Наиболее удобно проводить занятия с малышами в мелком бассейне. Для этого, как уже говорилось, очень удобен портативный сборно-разборный бассейн, который изготовляет 4-й Московский резиновый завод. Приобрести его можно через Спортснаб.
Разборный бассейн можно сделать и своими силами. Он прост в изготовлении и удобен в эксплуатации (рис. 21).
Размер бассейна —3X6X1,3 м, глубина — 1 м.
В комплект входят разборный каркас и чехол-резервуар, угловые и средние стойки, обрешетки, соединительные трубы, нижняя и верхняя связки, 48 фиксаторов и чехол. Каркас изготовляют из водопроводных или газовых стальных труб и собирают по секциям. Все металлические части каркаса необходимо окрасить нитроэмалевой краской.
Резервуар.
Край чехла собирается из полотнищ прорезиненной ткани (материал № 533 ТУ 1205—54 Р), которые склеиваются обычным резиновым клеем. Места склеивания предварительно зачищаются; ширина клеевой кромки 50—60 мм. Все швы необходимо проклеить резиновой лентой (из материала № 5/4 или № 533).
Края чехла свертываются в виде конверта. Конверт склеивается со стенками чехла также резиновым клеем. Кромка чехла (с отверстием для соединительных труб) прошивается капроновой либо суровой ниткой и склеивается резиновым клеем.
Сборка бассейна.
Перед сборкой бассейна необходимо подготовить площадку размером 4X7 м (минимально), очистить ее от мусора и грязи, тщательно спланировать и утрамбовать.
На середину площадки положить в развернутом виде чехол. Собрать каркас, для чего последовательно соединить стойки с обрешетками, вставить фиксаторы и установить верхнюю перекладину и связки. В чехол вставить соединительные трубки и концы их установить в желобе стоек.
Необходимо строго соблюдать определенные гигиенические требования. Обязательно хлорирование воды. Раствор приготовляется в такой пропорции: килограмм хлорной извести на 5 литров воды. В течение суток он отстаивается в стеклянной или эмалированной посуде с плотно закрытой пробкой, а затем заливается в бассейн из расчета 400—500 граммов на кубометр воды.
Хлорирование проводится два-три раза в сутки в зависимости от количества купающихся и времени пребывания их в бассейне.
Менять воду и промывать бассейн надо не реже одного раза в неделю. Воду должен контролировать врач районной санитарно-эпидемиологической станции.
В разобранном виде бассейн рекомендуется хранить в теплом и сухом помещении, а перед тем, как складывать на зиму, его необходимо хорошо просушить.
Бассейн устанавливается на открытой, хорошо освещенной солнцем площадке, чтобы прогревалась вода. Для входа в него ставится лестница с перилами и настил из деревянных решеток. Нельзя разрешать детям перелезать в бассейн через бортик. Около бассейна устанавливаются скамейки для одежды и отдыха детей. Перед входом в бассейн дети должны тщательно помыться мылом под душем.
Первые купания и занятия плаванием на открытых водоемах с детьми лучше начинать в теплую солнечную погоду. Температура воздуха должна быть не ниже 24—25°, а температура воды не ниже 21—22°.
В зависимости от температуры воздуха и воды ведущий занятие регулирует продолжительность пребывания в воде. Первые занятия не должны быть больше 5—10 минут. Постепенно это время увеличивается до 30—35 минут. В летний период надо стремиться проводить занятия ежедневно. Если похолодало, то можно провести хотя бы кратковременное купание — это очень полезно для закаливания организма ребенка.
Занятия плаванием должны быть регулярными — не реже 2—3 раз в неделю.
После окончания занятий в воде дети должны помыться под душем, насухо вытереться и одеться.
Занятия по плаванию с детьми дошкольного возраста в детских спортивных школах проводят тренеры в специальных подготовительных группах, с учетом возраста; в детских садах — педагоги дошкольных учреждений, имеющие специальную подготовку; в «самодеятельных» группах занятиями может руководить кто-нибудь из родителей, умеющий плавать и знакомый с теорией и техникой спортивного плавания.
В группе не должно быть более 8—10 малышей.
Дети дошкольного возраста с большой охотой принимают участие в различных играх. Малыши стараются подражать взрослым, копируют их движения. Мыслит ребенок в этом возрасте конкретно, образно, и это необходимо учитывать в процессе обучения.
Занятия должны проходить живо, с объяснениями отдельных упражнений и задач и обязательно с показом. Заинтересовать детей, сосредоточить их внимание легко, если ввести в объяснение урока различные сказочные персонажи. При выполнении упражнений периодически надо подбадривать каждого ребенка, делать поощрительные замечания.
Обычно малыши охотно входят в воду и с удовольствием учатся плавать. Но некоторые дети боятся воды. Большую ошибку совершают родители, которые насильно тащат в воду плачущего и сопротивляющегося ребенка. Страх перед водой развивается у него еще больше. Ребенка, который боится воды, необходимо постепенно убеждать, что в воде находиться не страшно, ставить в пример детей, которые не боятся воды; играть с ним у воды и терпеливо добиваться того, чтобы он сам вошел в воду.
Игры занимают ведущее место в обучении малышей плаванию. Купание с надувными резиновыми игрушками помогает им быстрее освоиться с новой средой.
Первая задача — приучить ребенка к воде. Он не должен пугаться, когда вода попадает в лицо, уши. На первых занятиях надо научить его ходить и бегать в воде, погружаться в воду с головой, задерживая дыхание, принимать горизонтальное положение, делать выдох, открывать глаза в воде. Причем все это следует объяснять в игровой форме, используя подготовительные упражнения.
Малышей рекомендуется учить вначале кролю на груди. Попеременный характер движений рук и ног в кроле напоминает движения При ходьбе и беге, поэтому дети усваивают их легче. Начинать разучивание плавательных движений следует с работы ног на берегу и в воде, при этом удобно использовать надувные резиновые игрушки. Затем движение ног можно уже сочетать со скольжением и выдохом в воду.
Движения рук на суше и в воде следует изучать с таких упражнений, как «мельница». Движения руками постепенно согласуются с движением ног. Рекомендуется в это время поддерживать ребенка, внимательно следя за его ошибками, и вовремя исправлять их.
За 25—20 уроков малыши осваивают кроль на груди. Дальше можно совершенствовать технику плавания.
<<<---