RSS Выход Мой профиль
 
Основы медицинской психологии, этики и деонтологии | Глава 5


Глава 5
ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ
П
роблемой личности занимаются психологи, социоло. ги, экономисты, педагоги, юристы, медики, медицинские психологи и многие другие специалисты. Тем не менее этот вопрос остается довольно актуальным. Сфера изучения личности значительно расширяется в различных на-учных отраслях и производстве.
Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек — продукт общественного развития определенной исторической эпохи с присущими ему индивидуальными биологическими и социально обусловленными свойствами и качествами психики.
При социальном анализе личности различают понятия «человек» и «личность». Понятие «человек» есть понятие природно-общественное, а понятие «личность» — социальное, т. е. оно связано не с физическим бытием человека, а с его определенными общественными свойствами. Каждая конкретная личность имеет индивидуальную функциональную структуру свойств. Отдельные свойства личности, обычно называемые чертами, нестабильные и подвержены изменениям под влиянием условий жизни, воспитания, болезни и др. Поэтому обычно говорят не просто о структуре, а о динамическойструктуре личности.
В медицинской психологии личность также изучается I как элемент природной и социальной систем, но с той лишь особенностью, что здесь речь идет прежде всего о личности больного человека.
Вокруг вопросов о психологических особеностях лич* I ности идет многовековая борьба между представителями всякого рода идеалистических течений и материалистической науки. При феодализме в эпоху расцвета буржуазии создавались «научные теории» личности, доказывающие превосходство, благородство господствующих классов над униженными, ибо психические особенности личности человека считались якобы врожденными и неизменными- Многие расисты современного капиталистического мира с неменьшей настойчивостью стремятся утверждать и проповедовать эти теории. Кроме того, в буржуазной психологии преобладают направления, отражающие механистические и сугубо идеалистические позиции.
За рубежом одной из теорий личности является психо-морфологический локализационизм (Клейст, Кречмер
68
и др.). Свойства личности связываются с конституциональными особенностями в строении тела. Э. Кречмер выделяет три разновидности характера: шизотимический (сдержан, необщителен, прямолинеен, раздражителен и пр.), циклотимический (реалистичен, общителен, человеколюбив, любознателен и пр.), эпилептический (гневно-злобен, вязкомелочен и др.).
По мнению Э. Кречмера, лицам пикнического телосложения соответствует циклотимический характер, астенического — шизотимический, а лицам атлетического и диспластического телосложения — эпилептический. Положение о биологизации социальных явлений и установлении качественных различий между нормой и болезнью подверг критике И. П. Павлов.
t Большое распространение на западе имеет психоаналитическое направление (3. Фрейд). Сторонники этого направления утверждают, что личность представляет собой проявление борьбы бессознательного (инстинктивного, главным образом сексуального, влечения) с сознательным. Человеком, по Фрейду, управляют влечения: влечение к жизни (половое) и влечение к смерти и разрушению. По мнению фрейдистов, современная цивилизация препятствует проявлению инстинктов. Соответственно этому влечения вытесняются в подсознательную область, что и может проявиться в виде невроза. Учитывая относительное постоянство и непрерывность «процессов вытеснения» в психике любого человека, фрейдисты приходят к заключению о том, что каждый человек в какой-то степени систематически страдает неврозом.
Несостоятельность по многим позициям психоанализа способствовала проявлению неофрейдизма — направления в буржуазной психологии и психопатологии, представители которого отрицают решающую роль инстинктов в психологических проявлениях; определяющее значение они придают культурной обусловленности личности.
На западе большое число сторонников имеет направление, называемое экзистенциализмом. Согласно трактовке экзистенциалистов, всякий человек живет в созданном его психикой определенном «эскизе» мира, имеет свою собственную концепию его. Всякий человек открывает для себя именно тот горизонт, то «окно», которые наиболее Приспособлены к природе его личности. Люди как бы смотрят на мир через «отверстие в их сознании», каждый через свое собственное. Экзистенциалисты анализируют не объективные свойства психики как отражение реальной
69
действительности (времени, пространства и др.), а спонтанно возникающие индивидуально-психологические осо-бенности личности, оторванные и противопоставляемые объективному миру.
Идеалистическая концепция единства духа и личности легла в основу философии и психологии персонализма (В.Штерн). Персоналисты считают личность «индивидуальной» субстанцией, нейтральной не только к физической, но и к психической сущности человека. «Ядро личности» окружено «сферами» темперамента, характера, способностей. Персоналисты отвергают причинное материалистическое и историческое понимание личности.
Правильно понять сущность личности человека как индивида — продукта общественно-исторического развития и разрешить сложные вопросы соотношения психического с физиологическим, социального с биологическим можно лишь с позиций марксистско-ленинского учения. При оценке личности основным являются ее социальное лицо и моральные качества. Для этого необходимо определить некоторые понятия.
Направленность личности — это совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших руководящими в ее активной деятельности. В направленности различают качества и формы. Качества направленности — это уровень, широта, интенсивность, устойчивость, а основное в качестве — действенность. Формы направленности: мировоззрение, идеалы и как высшая форма направленности — убеждения.
Под мировоззрением понимается система взглядов на окружающую человека объективную реальность.
Идеал — это высшая цель сознательных активных устремлений личности. Часто идеалы воплощаются в конкретные образы.
Убеждение определяется сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за свое мировоззрение. В структуру убеждений входят компоненты мышления, эмоций и воли.
Качества и формы направленности связаны с опытом и знаниями, навыками, умением и привычками данной личности. Эта подструктура определяет уровень развития личности. Одной из подструктур личности является темперамент — особенности личности, характеризующие ее со стороны динамики психических процессов. Физиологической основой этих особенностей являются присущие
70
нервной системе человека сила, скорость протекания, быстрота смены и уравновешенность основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Учением о типах нервной системы И. П. Павлов раскрыл физиологическую сущность различных темпераментов, известных еще со времен античной медицины.
В практике выделяют четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
1. Холерик — бурный, порывистый, горячий и резкий. По И. П. Павлову — безудержный (тип), сильный, неуравновешенный, подвижный.
2. Сангвиник — живой, подвижный, эмоциональный, отзывчивый. По И. П. Павлову — живой (тип), сильный, уравновешенный, подвижный.
3. Флегматик — спокойный, вялый, медлительный, устойчивый. По И. П. Павлову — спокойный (тип), сильный, уравновешенный, инертный.
4. Меланхолик — грустный, подавленный, робкий, нерешительный. По мнению И. П. Палова — слабый (тип), неуравновешенный, инертный.
Типы могут сочетаться друг с другом. В зависимости от преобладания тех или иных сигнальных систем И. П. Павлов выделил три «истинно человеческих» типа: мыслительный, художественный и средний.
Преобладание деятельности второй сигнальной системы отличает мыслительнй тип, склонный к рассудочной жизни, абстрактно-логическому мышлению. Его чувства отличаются сдержанностью и умеренностью. При доминировании первой сигнальной системы имеет место художественный тип. Мышление его конкретно-образное, с эмоциональными компонентами. Уравновешенность в деятельности сигнальных систем дает средний, промежуточный тип. Он встречается гораздо чаще (80 %).
При общей оценке личности важное значение имеет характер. Характер — это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определенном отношении человека к окружающей действительности, к самому себе. Характер — это качество личности в целом.
Можно выделить четыре основные черты характера.

1. Отношение личности к другим людям и обществу в целом: коллективизм или индивидуализм, эгоизм, гуманность, чуткость, и человеконенавистничество, скупость и доброта, правдивость и лживость и пр.
71

2. Отношение к труду: трудолюбие и леность, аккуратность и небрежность и др.
3. Отношение к самому себе: требовательность и самоуспокоенность, самокритичность и преувеличенное самомнение, скромность и высокомерие, застенчивость и циничность.
4. Проявление волевых качеств: целеустремленность, колебания, отход от поставленной цели, самостоятельность или действия вопреки убеждению, решительность и неуверенность, настойчивость и несостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность и смелость, мужество, трусость и малодушие.
Характер формируется на протяжении всей жизни человека в соответствии с условиями жизни, практики и общественного опыта.
На формирование характера и личности в целом огромное влияние оказывает воспитание и самовоспитание. По существу формирование личности продолжается всю жизнь под влиянием окружающей микросреды (семья) и макросреды (коллектив). Помимо положительного примера семьи и окружающих, большая роль принадлежит самовоспитанию, и если человек осознает недостатки своего характера или своих личностных свойств, то никогда не поздно их исправить.
Нередко бывает так, что ребенок рос и воспитывался в неблагоприятной среде, в условиях частых конфликтов между родителями и другими членами семьи, часто был не только свидетелем, но и участником ссор, что, несомненно, влияло на формирование его характера и личностных свойств. Особенно неблагоприятное влияние на формирование характера и других личностных свойств оказывает алкоголизм одного или нескольких членов семьи. Помимо частых конфликтов, проявления отрицательных свойств человеческой натуры, в семье создается тяжелая невротизи-рующая (психогенная) ситуация, неблагоприятно отражающаяся на процессе формирования характера и личности подростка. При таких ситуациях огромное влияние может оказать коллектив школы, производства. Влияние дружного, сплоченного едиными мыслями и действиями коллектива нередко в нашей действительности оказывается решающим в судьбе подростка. Привлечение к активной общественной работе, общение с людьми высокой психологической направленности и убежденности, их положительный образ действий и мыслей заставляют подростка по-новому посмотреть на неприглядную жизнь своих родителей, воспротивиться ей. У подростка формируется новое жизневосприятие, он делает первые попытки самовоспитания. Возникшая потребность в иной жизни, не похожей на неприглядную жизнь родителей, рождает новые интересы.
В старших классах или на старших курсах специальных средних учебных заведений складывается мировоззрение. Если это происходит стихийно, то возможно неправильное формирование личности. Потребности могут оказаться извращенными (потребность во лжи, наклонность к религиозности и т.п.), а интересы — ограниченными (интерес к личному обогащению и благополучию, поискам «легкой» жизни и т. д.). Здесь исключительно важное значение принадлежит коллективу, где учится или работает человек.
72
В дальнейшем очень многое зависит от способностей, свойств характера и волевых качеств. Все эти качества можно развивать в процессе воспитания и роста, при упорном и целенаправленном самовоспитании. Естественно, природные задатки у разных людей различны, и каждый достигает успехов именно в той деятельности, к которой наиболее спо-г со бен. Поэтому исключительно важно, чтобы человек выбирал профессию в-соответствии со своими возможностями.
В медицинской практике большое значение имеет реакция личности на свою болезнь. Каждое заболевание, особенно тяжелое и длительно текущее, может вызвать реакцию на грани невротических проявлений. Последние могут быть более выраженными, чем сама болезнь, при этом : заостряются характерологические особенности, деформируются личност-~ вые свойства.
Известно, что люди с определенными свойствами личности нередко подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, в частности ишемической болезни сердца. Обычно это сильные, уверенные в себе, энергичные, честолюбивые лю-, ди, стремящиеся к признанию и продвижению по службе, задающие себе повышенный темп жизни и не умеющие отдыхать.
Многопрофильная профессия медицинской сестры требует, например, таких качеств, как повышенная внимательность, устойчивость эмоциональных реакций, умение сопе-( реживать, хорошая способность к мануальным действиям, доброжелательность и др.
Изучение структуры личностных свойств при разных I болезненных расстройствах в последние годы осуществляет-ся в различных областях клинической медицины и, по-видимому, выявит много интересных данных по частной медицинской психологии.
Определенное влияние на формирование отдельных | патологических черт характера могут оказывать как на-I следственно-биологические факторы, так и особенности внешней среды. В последние годы введено понятие «ак-. центуированные личности». По сути они являются не патологическими, а нормальными, но все же имеют опреде-i ленные личностные «заострения». Последние даже скорее I зависят не от природно-биологических свойств, а от фак-:: торов внешней среды, которые накладывают определен-I ный отпечаток на образ жизни. Здесь как бы заложен-I ная в человеке природная тенденция взаимодействует I с факторами внешней среды (семья, школа, профессия [ и др.).
Акцентуированные черты могут быть как однозначны-. ми, так и многозначными (комбинированные). Лица, обдари дающие этими чертами, могут быть социально адапти-( рованы. Черты акцентуации отмечаются в различных
73
психических сферах: в интеллектуальной деятельности, направленности интересов и способностей, чувств и волевых проявлений.
Акцентуации — это в сущности индивидуальные черты, «крайние варианты нормы», но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние [Личко А. Е., 1977]. К акцентуированным относятся следующие личности: астеноневротические, демонстративные (преимущественно истероидные), педантичные, психастенические (мнительные, нерешительные, склонные к навязчивостям), застревающие (паранойяльные, со сверхценными идеями), возбудимые, гипертимические (гипоманиакальные), аффективно-лабильные, тревожные (боязливые), неустойчивые (безынициативные, непоследовательные, легко подчиняемые другим) и др.
Акцентуация бывает явная и скрытая. Явная а к-це нтуация отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера, проявляющихся, как правило, в трудных ситуациях и могущих временно нарушать привычную социальную адаптацию.
Скрытая акцентуация может быть отнесена к обычным вариантам нормы, так как в привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать неожиданно, под влиянием чрезмерных для данной личности психотравмирующих ситуаций.
Патология характера и личности. Неблагоприятные условия социального характера (неправильное воспитание по типу безнадзорности, «золушки» или «кумира семьи», «мимозное воспитание» и др.), а также наследственно биологические особенности могут способствовать формированию патологического характера — патохарактерологи-ческому развитию личности, характеризующемуся появлением стойкой «нажитой», патологии характера. У таких лиц наблюдается определенный дефицит тормозного или возбудительного процессов. Они с трудом, особенно в подростковом возрасте, адаптируются в коллективе. Лицам аффективно-возбудимого типа свойственны наклонность к аффективным разрядам (гнев, раздражение, ярость), неадекватным по силе вызвавшему их внешнему воздействию, неумение сдерживать себя, оппозиционное отношение к окружающим. У лиц тормозного типа преобладают тревожно-мнительные черты. Они склонны к тревоге и сомнениям, у них часто отмечаются астенические декомпенсации, иногда выявляется истероидность в эмоциональ-
74
ных реакциях и поведении. Этот тип патохарактерологи-ческого развития В. В. Ковалев называет дизонтогенетиче-ским, т. е. возникшим в результате неправильного воспитания и последующего социально-психологического развития.
Патохарактерологическое развитие может быть обусловлено длительно существующей невротизирующей ситуацией с преобладанием в клинической картине длительных (затяжных) невротических декомпенсаций. Этот тип Н. Д. Лакосина предлагает называть невротическим пато-характериологическим развитием личности.
Особая форма развития отмечается у лиц, страдающих с детства слепотой, глухонемотой, грубыми физическими дефектами (уродства). Эту форму патохарактерологического развития называют депривацион-ной (В. Ф. Матвеев).
Особенностями патохарактериологического развития личности являются относительная динамичность личностных свойств, наклонность к коррекции патологических черт характера под влиянием благоприятных социальных факторов, значительного улучшения состояния здоровья и при проведении комплекса психокорригирующих и медикаментозных мероприятий.
Большой вклад в изучение различных видов личностной патологии внесли выдающиеся отечественные ученые-клиницисты: П. М. Балин-ский, В. X. Кандинский, С. С. Корсаков, С. А. Суханов, П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков.
Значительную роль в учении об аномалиях психического развития — психопатиях сыграли работы П. Б. Ган-нушкина. Он считал, что о психопатии можно говорить только в том случае, если вся личность во всех ее проявлениях представляется аномальной. Отдельные черты ее не дают основания судить о всем характере. П. Б. Ганнушкин впервые обосновал принцип динамичности в учении о психопатиях, рассматривая их как сплав врожденных и приобретенных особенностей личности. При психопатиях центральным и характерным является склонность к странному и необычному поведению, к резким изменениям настроения без соответствующих к тому причин, что приводит к нарушению контакта психопатической личности с другими людьми и препятствует нормальной деятельности. Это накладывает отпечаток на всю жизнь психопата.
О. В. Кербиков предложил психопатов разграничить на три группы: возбудимые, тормозные и смешанные.
К возбудимым психопатам относятся взрывчатые психопатические личности, которые в случае декомпенсации дают бурные реакции по ничтожному поводу, не выносят никаких препятствий своим желаниям.
75
При этом у них наблюдается тенденция к агрессивным действиям по отношению к окружающим.
К тормозным психопатам относятся астенические, психастенические, истерические, паранойяльные личности. У этих лиц ослаблены или извращены основные нервные процессы (возбуждение и торможение) с образованием быстро истощающихся или застойных очагов возбуждения.
При смешанных типах имеется наличие как возбудимых, так и тормозных черт. В количественном отношении эта группа значительно больше, чем две первые.
Больная X., 35 лет. Наследственность отягощена. Дед по линии отца страдал эпилепсией. Отец «тяжелый» по характеру, возбудимый, злобный. С детства была «заводилой», умела подчинить своему влиянию даже старших по возрасту детей. Училась хорошо, стремилась во всем быть первой, командовать. Во всем любила порядок, организованность. На собраниях обличала тех, кто плохо учился, нарушал дисциплину. Крайне болезненно переживала любую обиду. После окончания средней школы стала работать на промышленном предприятии. С сотрудниками не уживалась, вступала в конфликты. Часто меняла место работы. Познакомилась с мужчиной и вышла замуж. С мужем прожила только 4 мес, постоянно ссорилась, ни в чем ему не уступала, ссоры часто заканчивались дракой. Сменила 3 квартиры, везде ссорилась с соседями. На работе сложились конфликтные отношения со сменным мастером и начальником цеха. Неоднократно совершала прогулы, не выполняла распоряжений начальника. На замечания реагировала грубостью. После очередного прогула была уволена. Начала писать жалобы во все инстанции с требованием о восстановлении. Написала всего около 20 писем. Когда в восстановлении отказали, совершила демонстративную попытку к самоубийству.
В данном случае имеет место смешанная форма психопатии. Возбудимые черты сочетаются с эпилептоидными, истероидными и паранойяльными.
Тактика медицинского работника. Следует отметить, что различные варианты патохарактеро-логического развития личности, как и разные степени выраженности декомпенсации цсихопатии и давности болезненного состояния, практически почти всегда встречаются в соматических отделениях (терапевтических, хирургических, акушерско-гинекологических и др.). Основной болезненный процесс нередко обостряет характерологические особенности. Такие больные повышенно требовательны, капризны, эмоционально несдержанны, грубят персоналу, допускают нарушения режима. Тактика персонала при общении с такими лицами должна быть сугубо индивидуальной.
Для нормализации отношений достаточно бывает психотерапевтической беседы медицинской сестры, иногда
76
целесообразно попросить врача, чтобы он побеседовал с таким больным.
Подобных больных в палате не должно быть более одного. Во избежание индуцирования целесообразно под каким-либо благовидным предлогом разместить их в разных палатах. При выраженных декомпенсациях состояния необходимы консультация психиатра, назначение медикаментозных средств. Акцентуированные личности режима, как правило, не нарушают, однако на фоне основного заболевания у них могут развиться повышенная эмоциональная лабильность, обостриться навязчивые или ипохондрические переживания, которые также требуют внимания медицинского персонала.
Для среднего медицинского работника важно при общении с такими больными сохранить максимум терпения, выдержки. Следует помнить, что больной нуждается в лечении, и медицинский работник, несмотря на все трудности, обязан оказать ему необходимую помощь.
Исследование личности. Основным в исследовании остается метод беседы, в процессе которой выясняют историю развития личности с периода раннего детства. Уточняют характерологические особенности на всех этапах развития: школа, вуз, производственный коллектив, устанавливают характер отношения родителей, обстановку в семье, характерологические особенности родителей.
Более точные данные о свойствах личности больного могут быть получены методом лабораторного эксперимента. Важнейшее место при изучении личности больного занимает наблюдение за ним. Используется также метод анализа продуктов деятельности больного: дневники, письма, заявления, рисунки, чертежи. Сопоставление и анализ всех полученных фактов дает объективное представление о личности. Получили широкое распространение стандартизованные методы исследования личности (СМ ИЛ) по Л. Н. Собчик. Это вариант популярного многопрофильного опросника университета в Миннесоте. Он используется часто с целью дифференциальной психодиагностики. Можно применять 16-ФЛО (шестнадцатифакторный личностный опросник) Кеттела, направленный на диагностику структуры личности.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение личности.
2. Чем отличаются понятия «личность» и «человек»?
3. Расскажите об антинаучных теориях личности.
77
4. Что такое направленность личности?
5. Расскажите о качествах и формах направленности.
6. Дайте определение понятия «опыт».
7. Что такое темперамент? Назовите типы темперамента.
8. Что такое характер? Назовите черты характера.
9. Какое влияние оказывает воспитание, самовоспитание и коллектив на формирование личности?
10. Как влияет болезненный процесс на структуру личности?
11. Влияет ли характер и темперамент на особенности болезненных расстройств?
12. Чем отличается патохарактерологическое развитие личности от личностной акцентуации?
13. Что такое психопатия? Ее виды.
14. Расскажите об особенностях поведения медицинского персонала при различных болезненных реакциях личности и психопатических декомпенсациях.



<<<--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0