RSS Выход Мой профиль
 
Основы медицинской психологии, этики и деонтологии | Глава 3 и 4


Глава 3 ЭМОЦИИ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Т
ермин «эмоция» происходит от латинского слова emovere — волновать. Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности, отношение его к окружающему и к самому себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.
54
Наши эмоции и чувства являются тонким индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношения личности и общества (чувства). Различные формы отношения человека к воспринимаемому располагаются между полюсами приятного и неприятного.

Основные эмоции

Положительные
1. Удовольствие
2. Радость
3. Ликование
4. Восторг
5. Уверенность
6. Гордость
7. Доверие
8. Симпатия
9. Восхищение
10. Любовь (половая)
11. Любовь (привязанность)
12. Уважение
13. Умиление
14. Благодарность (признательность)
15. Нежность
16. Самодовольство
17. Блаженство
18. Злорадство
19. Чувство удовлетворенной мести
20. Спокойная совесть
21. Чувство облегчения
22. Чувство удовлетворенности собой
23. Чувство безопасности
24. Предвкушение

Нейтральные
1. Любопытство
4. Безразличие
2. Удивление
5. Спокойно-созерцательное настроение
3. Изумление

Отрицательные
1. Неудовольствие
2. Горе (скорбь)
3. Тоска
4. Печаль (грусть)
5. Отчаяние
6. Огорчение
7. Тревога
8. Обида
9. Боязнь Ю. Испуг
11. Страх
12. Жалость
13. Сочувствие (сострадание)
14. Сожаление
15. Досада
16. Гнев
17. Чувство оскорбления
18. Возмущение (негодование)
19. Ненависть
20 Неприязнь
21. Зависть
22. Злоба
23. Злость
24. Уныние
25. Скука
26. Ревность
27. Ужас
28. Неуверенность (сомнение)
29. Недоверие
30. Стыд
31. Растерянность
32. Ярость
33. Презрение
34. Отвращение
35. Разочарование
36. Омерзение
37. Неудовлетворенность собой
38. Раскаяние
39. Угрызение совести
40. Нетерпение
41. Горечь

55

Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно высшие, присущи человеку. К ним относятся только те эмоции, которые интеллектуализировались и определяются включением в структуру их работы второй сигнальной системы. По качественному уровню эмоциональной деятельности (чувств) проявляются особенности личности в целом, ее высшие потребности.
Физиологическая роль эмоций в жизнедеятельности организма исключительно велика. Эмоции участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.
У животных функция эмоций исключительно оцениваю-ще-интегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию. У высших животных эмоции достигают высокой степени дифференцировки и сложности и обеспечивают им возможность оценивать любые воздействия внешней и внутренней среды на организм и побуждать адекватные реакции.
В процессе длительного филогенетического развития животного мира на земле совершенствовались и центральные структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, что в формировании эмоциональной деятельности принимают участие такие структуры, как гиппокамп, зрительные бугры, гипоталамус (подбугорная область), ретикулярная формация, лимбиче-ская система. Все эти образования располагаются вокруг свода мозга, соединяющего большие полушария с передним концом мозгового ствола. На продольном срезе все указанные структуры размещаются вокруг свода, и поэтому их условно обозначают как круг Папеца (по имени автора). Рецептивной зоной, или коллектором, всех эмоциональных реакций у человека является поясная извилина, находящаяся над сводом мозга. От поясной извилины эмоциональные импульсы распространяются в различные зоны коры, что и обеспечивает богатство* и пластичность эмоциональных реакций человека.
Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому при выраженных эмоциональных состояниях человек бледнеет или краснеет, возникает тахи-или брадикардия, гипо- или гипертония мышц, меняется деятельность потовых, слезных, сальных и других желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «становятся дыбом» и т. п., т. е. при
56
переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги.
При неврозах, вызываемых сверхсильными переживаниями в основном отрицательного характера, имеют место тяжелые вегетососудистые расстройства.
Г. Селье считает, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стресс-фактора) в организме происходят определенные изменения его биологического тонуса, т. е. возникает стресс (состояние напряжения реактивности организма), или адаптационный синдром, адекватный характеру эмоционального раздражителя. При этом, по мнению Селье, первоначальные сдвиги происходят в гипофизарно-надпочечниковой системе.
Начальный этап стресса — эмоциональные реакции. Эмоции — удивительная и совершенная биологическая структура, тесно связанная с анализаторами, среда которых доминирующую роль играют дистантные (зрение и слух), обеспечивающие организму соответствующий уровень адаптации и работоспособности.
В учении о стрессе Селье основную роль отводит гормонам «адаптации». Роли нервной системы уделяется мало внимания.
На иной точке зрения стоит советская физиология, основы которой разработаны И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П. К. Анохиным. В эмоциональной деятельности анатомо-физиологический субстрат эмоций представлен подкорковыми (в большей степени) и корковыми (в меньшей степени) механизмами. В коре головного мозга человека имеют представительство так называемые высшие эмоции — чувства, которые принимают непосредственное участие в руководстве эмоциональными реакциями в течение всего периода их существования. При этом высшие интеллекту ализированные эмоции неразрывно связаны с социально-общественными факторами — уровнем воспитания, образования и культуры. Нервные механизмы являются их основой, а гуморальные сдвиги внутренней среды ^стресс, по Селье) представляются в виде их промежуточных звеньев. В зависимости от длительности и степени выраженности того или иного чувства различают следующие эмоции: настроение, страсть, аффект.
Настроение — длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода. Продолжительность положительного или отрицательного настроения — от нескольких часов до нескольких
57
дней и даже недель. Настроение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности. Если бы не было в эмоциональной деятельности уравновешивающего регулятора, обеспечивающего относительно стабильное настроение, то человек непрерывно находился бы во власти постоянно возникающих эмоций и чувств и был бы не способен к продуктивной деятельности. Подобные явления наблюдаются при болезненных расстройствах.
Страсть — длительная и интенсивная эмоция, имеющая для человека определенное значение. Сильная и продолжительная страсть может касаться и высших, и низших потребностей человека. Она способна организовать и стимулировать его деятельность. Великая страсть направляет людей на подвиги, на великие открытия.
Яркий пример — подвиг ученого и исследователя Джордано Бруно, существенно углубившего теорию Н. Коперника о гелиоцентризме (закон движения Земли и Луны вокруг Солнца). Приговоренный к смерти за свои «еретические» идеи, он сказал инквизиторам: «Сжечь — не значит опровергнуть ... Я умираю мучеником добровольно».
Отечественная и зарубежная история знает массу примеров, когда великая страсть направляла исследователей в путешествия вокруг Земли, на покорение Южного и Северного полюсов, величайших горных вершин. Исключительно великая страсть заставила К. Э. Циолковского терпеть лишения, непрестанно, с утра до вечера заниматься работой, чтобы доказать возможность космических полетов. Во имя спасения человека и доказательства природы болезни врачи прививали себе заразные заболевания, рисковали жизнью.
Аффект — это предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное душевное волнение. Аффект представляет собой то состояние, когда возникающее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от руководящего влияния рассудка. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости и др. Обычно аффект сопровождается бурной двигательной реакцией. Находящийся под контролем рассудка аффект носит название физиологического. В отличие от него при ряде болезненных состояний наблюдается патологический аффект. Человек, находящийся в состоянии патологического аффекта, утрачивает способность руководить своими поступками, отдавать отчет в своих действиях и не помнит, что делал в период аффекта (амнезия). Он может совершить преступление, вплоть до убийства человека, вызвавшего у него такое состояние, покончить жизнь самоубийством. Патологический аффект наблюдается у лиц, страдающих психопатией, эпилепсией, органическим поражением головного мозга.
58
Чувства можно рассматривать исходя из того, насколько эмоция связана с волей и влияет на жизнедеятельность. В этом аспекте чувства делят на стенические и астенические. Стенические чувства способствуют внутреннему подъему, появлению активности и придают человеку бодрость, энергию, уверенность в действиях. Это, например, страсть. Если возникшие эмоциональные переживания ослабляют или парализуют волю, снижают жизнедеятельность и предрасполагают к пассивно-оборонительным действиям, их относят к астеническим чувствам.
Наибольшее значение имеет разделение эмоций в связи с удовлетворением общественных потребностей. Различают чувства интеллектуальные, моральные, эстетические и практические. Последние связаны с процессами трудовой деятельности, с решением практических задач.
Высшие эмоции развиваются на соответствующей интеллектуальной базе, занимают по отношению к низшим господствующее положение. Низшие эмоции основаны на инстинктах (голод, жажда, чувство самосохранения), они еще называются витальными.
В зависимости от того, какое возникает со стороны человека отношение к объектам и явлениям, выделяются эмоции положительные и эмоции отрицательные. Эмоции очень тесно связаны с возрастными кризами. Эмоциональная лсизнь подростков очень неустойчива. Такая неустойчивость объясняется временной дисгармонией между корой и подкоркой, первой и второй сигнальными системами и наблюдается в период полового созревания.
В течение жизни взрослого человека изменяется тип его эмоциональности. Здоровый человек способен регулировать свои движения, действия, поступки. Значительно труднее руководить собственными эмоциями. В зрелом возрасте человек этого достигает.
Резко изменяется эмоциональная деятельность в пред-старческом и старческом возрасте. В этот возрастной период эмоции становятся более лабильными. Настроение чаще подавленное, с элементами тревожности. В старческом возрасте появляется слабодушие — быстрый переход от угнетенно-плаксивого настроения к ровному или несколько повышенному.
Чувства украшают личность, делают ее привлекательнее, ярче. Эмоции способствуют творческому подъему,
59
интенсифицируют интеллектуально-мнестические процессы, способствуют стойкости внимания. При отдельных заболеваниях положительные эмоции благотворно действуют на течение болезни, отрицательные эмоции утяжеляют течение отдельных заболеваний.
Нарушения эмоций и чувств. Угнетенно-подавленное настроение с мрачной оценкой прошлого и настоящего и пессимистическими взглядами на будущее называется депрессией (депрессивное состояние). Нередко возникают мысли о смерти и стремление к самоубийству. Для типичной депрессии характерна триада симптомов. Помимо уже описанногоугнетенно-подавленного настроения, характерны идеаторная (мыслительная,ассоциативная) заторможенность, когда, по образному выражению больных, «голова пуста, а мысли текут очень медленно, как движение дождевых червей», и двигательная заторможенность. Больные в состоянии депрессии малоподвижны, они большей частью сидят в уединенном месте, опустив голову; различные разговоры для них тягостны.
Менее выраженное состояние обозначают как субдепрессию, наблюдающуюся при ряде соматических заболеваний и неврозах.
Депрессия часто наблюдается при шизофрении, пред-старческих и старческих психозах и при маниакально-депрессивном психозе (МДП), при котором депрессивное состояние нередко сменяется маниакальным.
Маниакальное состояние полярно противоположно депрессивному , для него также типична триада симптомов.
Один симптом — эйфория — патологически повышенное радостное настроение. Все окружающее воспринимается в светлых радостных тонах, все люди представляются очаровательными и добрыми. Другой симптом — и деа-торное возбуждение: мысли текут легко и быстро, одна ассоциация оживляет сразу несколько, память выдает богатую информацию, однако внимание неустойчивое, крайне отвлекаемое, в результате чего способность к продуктивной деятельности очень ограничена.
Третий симптом — двигательное возбуждение: больные в постоянном движении, за все берутся, но ничего не доводят до конца, мешают окружающим своими услугами и помощью.
Эмоциональная лабильность характеризуется легкой сменой настроения от несколько грустного к повышенному без какого-нибудь значительного повода. Часто наб-
60
тодается при заболеваниях сердца и сосудов или на фоне астении после перенесенных соматических заболеваний.
Дисфория — угрюмо злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающим, иногда с наклонностью к агрессивным действиям; чаще наблюдается при эпилепсии.
- Эмоциональная амбивалентность — одновременное сосуществование противоположных эмоций: например, несчастье вызывает радостное настроение, а радостное событие — грусть. Это глубокое извращение эмоциональной ^деятельности встречается у больных шизофренией.
Апатия, эмоциональная тупость — болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже дк своему внешнему виду. Больные становятся неряшливыми и неопрятными. К своим родным и близким относятся голодно, безучастно. При относительно сохранной мыслительной деятельности они теряют способность чувствовать.
Тактика медицинского работника. Всегда должно настораживать депрессивное состояние больных, так как они нередко совершают суицидальные попытки неожиданно для окружающих и персонала. При наличии выраженной депрессии больной никогда не говорит о своем нежелании жить, так как знает, что это может привести к госпитализации в психиатрическую больницу. Как любая болезнь, депрессия купируется медикаментозными средствами. Угнетенное настроение, стремление к одиночеству, двигательная заторможенность в поведении больного должны настораживать медицинскую сестру. Такой больной не должен ускользать из поля ее внимания. О своих наблюдениях она должна срочно сообщить лечащему врачу.
Больной в маниакальном состоянии, если оно развилось в соматическом отделении, создает трудности для персонала и больных, дезорганизует режим всего отделения. Поэтому целесообразно, если позволяет соматическое состояние, немедленно перевести его в психиатрическую больницу. Если это невозможно, необходимы постоянное наблюдение за таким больным и купирование состояния под контролем консультанта-психиатра. Бережного и чуткого отношения требуют больные с эмоциональной лабильностью, так как резкий тон, хмурый вид персонала вызывают тревожные переживания. Доброе, мягкое слово, доброжелательная улыбка для них порой важнее лекарственного средства.
61

Дисфория, как правило, бывает кратковременной. На дисфорическом аффекте не следует акцентировать внимание. По возможности больного нужно успокоить. Всегда целесообразно пригласить врача. Прием седативных средств несколько снижает выраженность аффекта, возможно спонтанное купирование дисфории.
Исследование эмоций и чувств. При осмотре больного необходимо обратить внимание на мимику, позу, манеру общения с окружающими больными и персоналом. Объективными признаками депрессии являются мидриаз, спастические запоры, отсутствие менструаций, сухость слизистых оболочек губ и языка, симптом Верагута (наличие складки в области внутренней части верхних век), следы кожных поражений, рубцы (суицидальные попытки). Много дополнительных сведений дает беседа с больным и его родными.

Контрольные вопросы
1. Чем отличаются эмоции от чувств?
2. Какова физиологическая роль эмоций?
3. Что такое круг Папеца?
4. Расскажите о классификации эмоций.
5. Что такое настроение?
6. Расскажите о роли страсти в жизнедеятельности человека.
7. Расскажите о характерных признаках депрессивного состояния.
8. Что такое маниакальное состояние?
9. Что такое дисфория?
10. Чем характеризуется и при каких болезненных состояниях развивается эмоциональная лабильность?
11. Расскажите об особенностях обслуживания больных с эмоциональными нарушениями.

Ситуационные задачи
1. Больной тихий, малообщительный, большую часть времени лежит в постели или сидит на кровати согнувшись. Выражение лица печальное, углы рта опущены. Аппетит почти отсутствует, страдает запорами. Жалуется на угнетенно-подавленное, настроение. Говорит, что он, по-видимому, никогда не поправится и болен тяжелой, неизлечимой болезнью, «на душе тяжесть». Мысли текут медленно, не может заставить себя чем-либо заняться.
Определите состояние больного. Какова должна быть тактика медицинского работника?
2. Больная часто конфликтует с соседками по палате. После очередного конфликта долго не может успокоиться. Просит у медицинской сестры валидол, просит «пощупать» пульс. Жалуется, что испытывает болезненное ощущение в области сердца. Обвиняет соседей по палате в бессердечии, начинает плакать. При беседе быстро успокаивается.
Определите состояние больной. Какова тактика медицинского работника? 62

Глава 4
ДВИГАТЕЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ (ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
П
ри оценке человека как личности первостепенное значение имеют его поведение, деятельность. Под деятельностью человека понимается та сторона его жизни, в которой он активно осуществляет стоящие перед ним задачи. В психологии проблема активности, сознательной деятельности рассматривается как проблема воли, произвольной деятельности.
В философии между представителями идеалистического и материалистического направлений имеются большие расхождения в оценке таких философских категорий, как необходимость и свобода воли, а также в выявлении их взаимоотношений.
В идеалистической философии воля рассматривается в отрыве от всего, как нечто, не поддающееся закону причинности (волюнтаризм). Тем самым подчеркивается принцип индетерминизма, при котором свобода заключается в полной независимости воли человека от объективного мира. Необходимость марксистской философией рассматривается как продукт сознания человека. Под необходимостью понимают законы природы, свойства предметов и явлений объективной действительности. Отражая ее, человек познает сущность биологических и экономических законов, познает необходимость, вытекающую из них. Чем шире процесс познания, тем глубже человек проникает в смысл мира, тем он становится свободнее в своих действиях. Свобода человека определяется глубиной познания им необходимости.
Следовательно, необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека — вторичное, т. е. наши действия детерминированы (определены) событиями и явлениями, происходящими во внешнем мире. Свобода воли при этом понимается как возможность, способность принимать решение со знанием дела и осмысленно руководить своими действиями, предвидя их последствия.
Эти марксистско-ленинские идеи находят естественнонаучное обоснование в трудах И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отражательной (рефлекторной) функции головного мозга, об опосредованном восприятии и осмыслении объектов действительности.
63
Воля — это сознательная, целенаправленная психическая активность, связанная с преодолением препятствий. Это целостный психический процесс, из которого волевой импульс вычленяется условно для педагогических целей .
Началом формирования воли является влечение. Влечения возникают на базе инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Эти психические импульсы относятся к более старым филогенетическим формациям. В процессе исторического развития человеческой личности воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий. Некоторые зарубежные авторы, стоящие на идеалистических позициях, утверждают, что отдельные элементы волевого процесса, в частности влечение, имеют биологическую природу, т. е. врожденного характера. С этих позиций они рассматривают влечение к преступным действиям. Утверждается принцип «сын преступника — потенциальный преступник». С антропологических позиций пытаются найти физические признаки у лиц, склонных к преступности: своеобразную форму черепа, носа, подбородка и т. д. Известно, что преступление — явление социальное, рожденное классовым неравенством: богатством определенной части общества, нищетой и бесправием его значительной части.
В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов. Первый (I) этап — возникновение побуждения, стремление к достижению определенной цели. Потом появляется сознание ряда возможностей достижения этой цели (II этап) и сразу же за этим мотивы (III этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (IV этап). Рассмотрев все «за» и «против», взвесив различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (V этап). Волевое действие заканчивается осуществлением принятого решения (VI этап). Продолжительность каждого из этапов различна и зависит от особенностей личности и объективных причин выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (способность делать окончательный выбор). Особенно трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение.
Немаловажное качество — инициатива. Особен-
64
но важна инициатива при выполнении принятого решения. Среди других качеств следует отметить самостоятельность в решении, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность.
Развитие воли, спсобности к волевой деятельности — процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивида навыки.
Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся при частом повторении каких-либо действий. Формирование навыков характеризуется устранением излишних движений и напряженности, объединением ряда частных действий в одно целостное действие. Навыки формируются в упражнении, т. е. в целенаправленном, многократно повторяющемся действии с целью его совершенствования. На фоне приобретенных навыков действия становятся все более сознательными. Это уже волевые действия. В подростковом возрасте и в период зрелости по мере накопления знаний, появления новых интересов и потребностей волевые действия усложняются и совершенствуются. Все сложные волевые акты проходят вначале путь простых, и в них имеется элемент автоматизации (заученное в процессе жизненного опыта действие).
Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: выполнение сложной детали на токарном станке, создание художественной картины, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и другие виды человеческой деятельности и поведения.
Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности. Медицинский работник, которому приходится принимать участие в решении вопросов воспитания, должен учитывать его влияние на развитие способности ребенка.
Развитие воли может сыграть положительную роль в компенсации различных дефектов, патологических осложнений развития. Иногда благодаря огромной воле к жизни больной может преодолеть боль, слабость, страдания и оказать решающую помощь медицинским работникам в лечении.
Во всякой деятельности большую роль играет заинтересованность человека в выполняемой работе. При выпол-
65
нении неинтересной, скучной работы, не отвечающей склонностям человека, снижается интерес к ее выполнению, развивается быстрое утомление. Положительные эмоции значительно отдаляют период появления усталости. Это объясняется стимуляцией подкорковых образований, которые в свою очередь тонизируют кору.
Средний медицинский работник должен учитывать тонизирующее значение ободряющей эмоциональной беседы с больными, особенно истощенными, астенизированными.
Нарушения воли. Нарушения волевой деятельности бывают различны. Особенно часто они выражены при психических заболеваниях (кататонический синдром) и органических поражениях головного мозга (апраксии, скованность движений).
Из волевых расстройств наиболее часто встречается гипобулия — понижение волевой активности. Больные малоподвижны, стремлений к деятельности у них почти не возникает. Начав что-либо делать, они быстро прекращают работу не потому, что наступает усталость, а в связи с отсутствием желания продолжать занятие.
Реже встречается проявление гипгрбулии — чрезмерной активности больного человека. Такое состояние может возникнуть при пернициозной анемии. Непродуктивная гипербулия наблюдается у больных, находящихся в маниакальном состоянии. При некоторых болезненных состояниях возможно резкое ослабление воли до степени безволия — абулии. При абулии больной прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Он долго остается в постели или сидит в стереотипной позе. Наиболее резкое нарушение действий наблюдается при кататоническом ступоре, т. е. состоянии полной обездвиженности. При этом может отмечаться автоматическая подчиняемость, или каталепсия, когда больной застывает в приданном ему положении.
Могут встретиться извращения волевой деятельности — парабулии. Они проявляются в странных, иногда нелепых поступках: например, извращение пищевого инстинкта у беременных.
Тактика медицинского работника. Больные гипобулией нуждаются в повышенной требовательности к ним в отношении соблюдения лечебного режима. Их нужно активизировать при выполнении самых элементарных действий (своевременная сдача анализов, прием лекарственных средств и т.д.). Иногда целесообразно да-
66
0ать им несложные поручения, которые они должны выполнить под контролем персонала.
Сложнее определить тактику с амбулаторными боль-ными. Как правило, это пациенты с выраженными психическими нарушениями, инвалиды I или II группы. Стремление каким-либо образом активизировать их обычно оказывается безуспешным. Основная тактика поведения с ними — внимательное и заботливое отношение.
Больные с кататоническими нарушениями крайне редко оказываются в соматических больницах. Уход за ними требует специального навыка. Они нередко отказываются от еды, их приходится кормить насильно, а иногда искусственно — через зонд. В любых случаях необходим перевод их в психиатрическую больницу.
В условиях отделения больные, оторванные в результате болезни от привычной деятельности, становятся малоактивными, их воля в какой-то степени ослабевает. Некоторые, даже высококультурные, люди перестают интересоваться своим внешним видом, соблюдать привычные гигиенические требования (мужчина забывает побриться, почистить зубы, женщины перестают употреблять косметику и др.). В этих условиях частичной социальной изоляции высокая требовательность, твердый волевой импульс в действии медицинских сестер оживляют активность больных. Они как бы становятся исполнителями воли врача, которую проводит в жизнь средний медицинский персонал.
Исследование воли. Большой материал об оценке волевых качеств больного дают тщательно собранный анамнез, и также наблюдение за больным (выразительность, точность и быстрота движений, степень активности). Ценными являются также записи медицинской сестры о поведении больного.
Контрольные вопросы
Что такое воля?
Расскажите о необходимости и свободе воли. Чем отличается влечение от желания? Расскажите об этапах волевого процесса. Что такое решительность и инициатива? Что такое гипобулия и абулия? Расскажите о кататоническом ступоре.
Расскажите о тактике среднего медицинского персонала при различных двигательно-волевых нарушениях.
67



<<<--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0