ПРИМЕЧАНИЯ
МОСКВА И МОСКВИЧИ
Книга «Москва и москвичи» В. А. Гиляровского — итог многолетнего изучения и наблюдения быта и жизни города- Автор знал Москву, когда единственным способом передвижения были извозчики, но застал и метро.
С первых шагов репортерской и журнальной деятельности он посвящает себя изучению быта города и главным образом его трущоб. На страницах периодических изданий прошлого века и начала нынешнего постоянно появляются его замегки, статьи, очерки, тематика которых связана с жизнью Москвы и ее населения.
В течение многих лет В. А. Гиляровский ведет в ряде газет и журналов отделы московской хроники. В 1912—1914 годах он открывает в ряде газет специальную рубрику «Московская старина», в которой дает очерки о жизни и людях Москвы 80-х годов.
Но вплотную к работе над книгой о Москве В. А. Гиляровский приступает только после уничтожения в 1924 году Хитров-ки. Сколько раз спускался он в трущобы Хитрова рынка, переодевшись босяком, изучая типы и нравы страшнейшего места Москвы! Сколько было написано им о трущобах Хитровки и их обитателях: «Каторга», «Рвань», «Дом Ромейко», «Час «на дне», «Беспризорные» и т. д. Была Хитровка — и нет ее. Старая Москва уходила, исчезала на глазах.
Свою первую книгу о Москве В. А. Гиляровский начинает с Хитровки. Приступив к работе, он записывает в дневнике: «Вдоль и поперек пятьсот улиц и тысячи переулков протяжением в пятьсот километров: с балкона колокольни Ивана Великого и еще выше, из недоступного для публики люка под самым крестом средней башни главы храма Спасителя, где для развлечения публики стоял телескоп, и изучал наружную Москву. А еще выше я видел ее с аэростата в 1882 г., а потом с аэроплана. И под землю забирался для рискованных исследований, побывал я в разбойничьем притоне «Зеленая барыня» за Крестовской заставой. и в глубоком подземелье заброшенного Екатерининского водопровода, и в клоаках Неглинки, и в артезианских штольнях под Яузским бульваром».
В первой книге о Москве В. А. Гиляровский рассказал только малую часть того, что он видел и знал.
Во время работы у него иногда мелькала мысль: «А может быть, и не следует тратить время, чтобы писать об ушедшем быте?» Но сомнения были минутными, недолгими.
Первая книга вышла в 1926 году в издании Всероссийского союза поэтов.
В 1928 году В. А. Гиляровский приступает к новой книге — «Записки москвича». «Название скромное,— замечает он в дневнике,— но другого и быть не может. Москва неописуема, и одному человеку не описать ее. Историю и быт новой Москвы опишет, да уж и описывает современная писательская молодежь, и она справится с этой огромной задачей. И в помощь молодым исследователям и бытописателям надо дать картины дореволюционной Москвы, дать типы верные, правдивые. Для того, чтобы писать новое, надо знать старое». И тут же продолжает:
Я сорок лет в Москве живу,
Я сорок лет Москву люблю.
В Ходынке мне бока намяли,
Ее я славно расписал,
В 905 на вокзале
Какой-то бравый генерал
Меня чуть-чуть не расстрелял,
Увидев серую папаху.
Вот эту самую, мою.
Не раз отбывшую в бою...
Я сорок лет в Москве живу,
Я сорок лет Москву люблю.
В. А. Гиляровскому было в это время семьдесят шесть. Напряженная работа у него отнимала много сил и энергии, не давала возможности более активно участвовать в новой жизни, вести свою излюбленную репортерскую работу. В дневнике он писал: «Работаю над книгой о старой Москве. Приходится жить прошлым, в то время, как кругом творится новая жизнь, народился новый люд, создающий эту новую жизнь. Москву не узнать. Скоро Волга будет поить ее водой. Москва-река будет гаванью для пароходов... Древняя столица растет вверх, и скоро закипит жизнь в ее недрах».
«Записки москвича» вышли в 1931 году в издательстве «Федерация». Выпустив книгу и пересмотрев ее, В. А. Гиляровский внес в дневник: «Как много еще не написал я о Москве, хотя закончил о ней уже вторую книгу».
Свою последнюю, третью книгу о Москве, в которую вошли две первые, правда, в переработанном и несколько измененном виде, и в которой появляется много новых глав, В. А. Гиляровский заканчивает в 1934 году.
Обращаясь к своему будущему читателю, он пишет: «...Я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву. Она ширится, стремится вверх и вниз — в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро... И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней».
Эту книгу выпустило издательство «Советский писатель» в 1935 году. Последние рассказы о Москве, «Штурман дальнего плавания» и «На моих глазах», автор не успел включить в прижизненное издание, они вошли в последующие издания книги «Москва и москвичи».
СТИХИ
Свою литературную деятельность В. А. Гиляровский начал со стихов. В 1881 году в двадцать шестом номере юмористического журнала «Будильник» появились его стихи о Волге. С тех пор и до последних лет своей жизни он не переставал писать стихи. Часть их была опубликована в периодике дореволюционного времени. В 1894 году вышел первый сборник его стихов — «Забытая тетрадь», выдержавший три издания (1894,1896 и 1901 годы), а в 1915 году — «Грозный год». После 1917 года В. А. Гиляровский выпустил в Госиздате отдельной книжкой поэму «Стенька Разин», которую до революции цензура целиком не пропускала.
В настоящем собрании дается подборка небольшой части стихотворного наследия В. А. Гиляровского.
«Все-то мне грезится Волга широкая...» — Стихотворение было написано летом 1881 года в Москве и в том же году напечатано в журнале «Будильник» № 26. Печатается по тексту сборника стихов «Забытая тетрадь», 1894 год.
Красный петух — Впервые напечатано в «Московском листке», 1882 г., № 183. Печатается по тексту сборника «Забытая
тетрадь».
«И в ученых заседаньях...»—Первая публикация стихотворения относится к 1884 году, «Развлечение» № 25. Печатается по тексту сборника «Забытая тетрадь».
На Севере — Стихотворение посвящено В. Г. Короленко. Написано в 1888 году, когда В. А. Гиляровский навещал Владимира Га-лактионовича в Нижнем Новгороде. В. Г. Короленко, недавно вернувшийся из ссылки, много рассказывал В. А. Гиляровскому о своей жизни на Севере. Под впечатлением этих рассказов и было написано стихотворение. Печатается по тексту сборника «Забытая тетрадь».
Стенька Разин — Из героев русской истории В. А. Гиляровский более всего любил Степана Разина; он побывал в местах, связанных с именем Степана Разина, собирал о нем народные песни и сказания, посвятил ему не одно стихотворение, написал о Степане Разине и поэму. Первый вариант се был готов в 1888 году. После 1917 года В. А. Гиляровский получает доступ к архивным и историческим материалам, связанным с именем Степана Разина, устанавливает точное место казни Разина (не Красная площадь, а Болотная) и в соответствии с новыми историческими фактами перерабатывает последнюю главу поэмы, создавая ее окончательный вариант. Поэма печатается по тексту сборника «Забытая тетрадь».
Поэт-бродяга — В. А. Гиляровский в твоем поэтическом творчестве часто обращался к теме «Поэт». Стихотворение является одним из ранних, относящихся к этому циклу. Печатается по тексту сборника «Забытая тетрадь».
Владимирка — Большая дорога — История посвящения этого стихотворения такова. Как-то В. А. Гиляровский смотрел в мастерской у И. И. Левитана его работы. Показывая этюды и картины, Левитан дошел до «Владимирки». Дальше В. А. Гиляровский ничего смотреть не мог или, как он пишет: «Лучше сказать, не помню, смотрел что или нет. Я прочел ему свою «Владимирку»... Левитан просил меня читать и читать еще. Я много ему рассказывал о Владимирке.
— Дай, милый Гиляй, дай мне стихи.
Я написал их карандашом и подписал: «Посвящаю И. И. Левитану».
Впервые стихи были опубликованы в 1893 году, «Московский листок» № 14. Печатаются по сборнику «Забытая тетрадь».
Памяти А. Н. Плещеева — Печатаются по тексту сборника «Забытая тетрадь».
Запорожцы — Мать В. А. Гиляровского была родом из запорожского казачества. С детства он немало слышал о вольном Запорожье от деда, знал песни казаков от матери и бабушки. Позднее он стал собирать литературу о Запорожье, был в дружеских отношениях с историком Запорожской Сечи Д. И. Эвар-ницким. В своем литературном творчестве он не раз обращался к теме запорожского казачества. Поэма была написана В. А. Гиляровским в 80-х годах, в тот недолгий период, когда он позировал И. Е. Репину для его картины «Запорожцы». Печатается по тексту сборника «Забытая тетрадь».
Кузьма Орел — В 1883 году известный актер и режиссер В. Н. Андреев-Бурлак организовал «Товарищество московских артистов» для гастрольной поездки по городам Волги. В. А. Гиляровского он пригласил в качестве своего помощника по режиссерской части, администратора и актера. В. А. Гиляровский должен был договариваться с антрепренерами о сцене для гастролей «Товарищества» и согласовывать с «отцами» городов репертуар. Таким образом, он всегда ехал впереди труппы, один на пароходе, мимо тех мест, где недавно бурлачил, крючничал, бродяжил. В этом путешествии В. А. Гиляровский начинает вести свой первый дневник, в который и было внесено стихотворение «Кузьма Орел», написанное под Жигулями. Печатается по тексту сборника «Забытая тетрадь».
Махорочка — Стихотворение написано в 1915 году, в период русско-германской войны. Тогда же оно было впервые опубликовано в одной из фронтовых газет. Печатается по рукописи.
Грядущее — Стихотворение написано в 1920 году. Публикуется впервые. Печатается по рукописи.
Нива—Стихотворение написано в 1922 году. Публикуется впервые. Печатается по рукописи.
«Над вершиною кургана...» — Написано в 1934 году. Впервые опубликовано в книге Е. Киселевой «Гиляровский на Волге», Ярославское книжное издательство, 1962 г. Печатается по рукописи.
* * *
В. А. Гиляровский был автором многочисленных экспромтов. Иногда он давал в экспромтах целые отчеты о выставках художников. Многие экспромты В. А. Гиляровского утеряны, иные удалось разыскать в записях его современников — А. П. Чехова, И. А. Бунина, кое-что сохранилось и в архиве самого «дяди Ги-ляя». В настоящем издании публикуется небольшая часть экспромтов В. А. Гиляровского, впервые собранных воедино.
«Квартальный был — стал участковый...» — В самом начале 80-х годов прошлого века была произведена реформа полицейского управления, на нее-то и откликнулся В. А. Гиляровский этим экспромтом. Печатается по рукописи.
«Царь наш юный музыкант...» — Экспромт написан в 80-х годах на Александра III, любившего играть на тромбоне. Печатается по рукописи.
«У Черного моря...» — Написан в 90-х годах. Печатается по рукописи.
«Как изменился белый свет!..»—Написан в 90-е годы в цензурном управлении, куда В. А. Гиляровский был вызван в связи с издаваемым им «Журналом Спорта». Печатается по рукописи.
«Цесаревич Николай.._» — Николай II еще наследником совершал в 90-х годах кругосветное путешествие и в Японии за нарушение какого-то правила уличного движения получил от полицейского удар резиновой дубинкой. В связи с этим фактом и был написан экспромт. Печатается по рукописи.
«В России две напасти...» — Экспромт написан во второй половине 90-х годов XIX века в связи с премьерой пьесы Л. Н. Толстого «Власть тьмы». Печатается по рукописи.
«Да! Все вперед стремится в мире...»—Написан в 1901 году. Печатается по рукописи.
«Вот вам тема...» — Написан в 1904 году в связи с вызовом всех московских редакторов периодических изданий начальником главного управления по делам печати Н. А. Зверевым к себе в кабинет цензурного комитета, где он читал им наставления, что надо печатать и что не следует. Печатается по рукописи.
Анатолию Дурову— Написан в 1911 году. В. А. Гиляровский был большим другом Анатолия Дурова, неоднократно писал стихи и экспромты для его выступлений, среди них был и посвященный самому артисту. Печатается по рукописи.
А. Е. Архипову — Экспромт написан в 1928 году по поводу присвоения А. Е. Архипову звания народного художника республики.
А. Д. Гончарову— 1929 год. В. А. Гиляровский написал этот экспромт после того, как увидел выполненный художником свой гравюрный портрет. Печатается по рукописи.
А. С. Серафимовичу— 1933 год. Написан в связи с юбилеем Серафимовича 1 февраля 1933 года.
<<<---