RSS Выход Мой профиль
 
В.А.Гиляровский. Сочинения в 4-х томах, т 1. |ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ



«МОИ СКИТАНИЯ»


«Мои скитания»,— писал В. А. Гиляровский,— самая любимая из всех моих книг».
Впервые она была напечатана при жизни автэра, в 1928 году, издательством «Федерация».
Работал над ней Владимир Алексеевич в подмосковном небольшом местечке Картино по Белорусской железной дороге.
Теперь вокруг Картина растут большие новые поселки, открыта библиотека-музей имени писателя, а во времена В. А. Гиляровского три домика и леса вдоль обрыва Москвы-реки окружали его дачу.
Тишина картинских лесов, нарушаемая лишь пением птиц, да живописные дали с излучинами реки помогали писателю в создании этой книги.
«Жизнь я начал в лесу, суровом дремучем лесу вологодчины,-~ пишет он в дневнике, приступив к работе над «Моими скитаниями».— За свои семьдесят лет перевидал и неприступные горные вершины Кавказа и бескрайние степи Задонья, бури и штиль на море, летал вместе с Уточкиным на его первом самолете и вот на склоне лет снова вернулся к лесу. Только этот нежнее и теплее, чем дремучие леса детства. Хорошо здесь работается».
В Картине среди тишины подмосковных лесов вернулась к Владимиру Алексеевичу мысль написать книгу о том, что довелось видеть в жизни.
Рассказать о детстве, о своих скитаниях по России мдумал он давно, еще в начале века, и даже приступил тогда к работе. Но велась она урывками, без определенного плана, от случая к случаю.
Отдельные эпизоды из своей жизни печатал он тогда в периодике в виде воспоминаний с подзаголовками «Мемуары старого журналиста». Затем оставляет эту тему на много лет и возвращается к ней только в середине двадцатых годов в Картине, где решает создать «правдивую повесть о времени и о себе».
В. А. Гиляровский работает над «Моими скитаниями» в течение двух лет, с 1926 по 1927 год.
С особым увлечением пишет он главы, посвященные Ярослав-щине, бурлачеству, Сорокинскому заводу, русско-турецкой войне 1877—1878 годов.
«Теперь можно писать все,— отмечает он в дневнике,— не то что в 80-х годах, когда в «Русских Ведомостях» печатал рассказ «Обреченные» из жизни рабочих на заводе свинцовых белил. Тогда не только имена изменил, и место действия не указал».
Работа над книгой шла у В. А. Гиляровского легко и радостно. Беспокойство стало им овладевать, когда рукопись в основном была уже готова и оставалась только небольшая стилистическая правка. Тревожил вопрос, как примут книгу читатели, хотел предпослать к ней предисловие. В черновых вариантах он писал: «...Нет, вто не автобиография, это не дневник и не мемуары. Это правдивые кусочки жизни моей, с которыми связана летопись эпохи... Не называйте эту книгу мемуарами, не ищите в ней последовательности. Пишу, как пишется. Не по нутру мне мемуары. Это что-то... обстоятельное из года в год изо дня в день... а здесь только те памятки, которые уцелели от жизни. Прикрас никаких. И без того ярко было. Типов, созданных из разных лиц, как у всех наших знаменитых беллетристов,— нет. Здесь все живые люди с собственными именами, целиком каждый как я его видел... О себе только то, что было в действительности, без всяких добавлений и прикрас... Я действительно ходил в народ, был бурлаком и крючником, и рабочим, и табунщиком и ушел в народ вслед за Рахметовым в «Что делать?»... Махнул на Волгу. Силушка наружу рвалась. Все мое полудикое детство и юность выработали во мне силу физическую, осторожность и стремительность звериную. Пишу теперь это и нахожу современным. Теперь много людей, вступивших в жизнь с такими же данными, какие я приобрел в детстве и юности. Это новый тип, созданный за время революции... И вот для этих новых людей я пишу...»
В печать свою повесть В. А. Гиляровский сдал без предисловия, хотя вопрос о его необходимости продолжал для него стоять и после выхода книги в свет.
Вообще после публикации книги писатель не прекратил работы над ней. Уже после ее выхода он составляет примечания (они были сделаны только частично). В 1933 году в письме к своему другу профессору Московского университета О. И. Богомоловой он сообщает: «...Теперь на очереди доработка «Моих скитаний»...»,— и в письме следующего года к ней же: «...написал новое предисловие к «Моим скитаниям», которое только три дня тому назад закончил одной первой строчкой, и им доволен. Мне удалось выбрать новую форму предисловия для «Моих скитаний», это всего шесть строк стихотворения...
От автора.
Я рожден, где сполохи играли.
Дон и Волга меня воспитали,
Жигулей непролазная крепь,
Снеговые табунные дали.
Косяки, расцветившие степь
И курганов довечную цепь.

Книга «Мои скитания» послужила толчком для создания других произведений. Так, глава «Репортерство» позднее переросла в книгу «Москва газетная», а главы «Театр» и «Актерство»— в «Люди театра».
В настоящем издании «Моих скитаний» глава «Репортерство» исключается целиком, главы «Театр» и «Актерство» печатаются с сокращениями.


ЛЮДИ ТЕАТРА


К созданию книги «Люди театра» В. А. Гиляровский приступил в 1931 году. По существу, работа над ней велась последние пять лет жизни: зимой в Москве, а летом все в том же Картине.
Н. В. Гиляровская, дочь писателя, рассказывала, что отец как-то задал себе вопрос: почему он за всю свою долгую жизнь литератора не написал романа? Ответ на этот вопрос есть в дневнике: «...Давным-давно я наметил тему романа о театре. Я набросал этюды к будущему роману, который так н не продолжал. Назвать я его хотел «Люди театра». В этом романе можно было показать жизненные детали того времени долгого, людей интереснейших, обстановку, где они жили, и как действовали... И я мог это сделать, даже фабул придумывать не надо, такое у меня на глазах совершалось, что и фантазии не создать... Хоть ложкой хлебан... Типичных и эффектных героев, злодеев, простаков и героинь к ним — девать некуда, а их деяния мне известны... Но мне не хотелось писать придуманные романы, рассказы и очерки и обижать тех, с кого бы я рисовал моих героев и героинь, ...и хоронить их навеки, их и без того ярких и красивых, которых хочется показать с адресами ... У меня сохранилось начало первой главы «Люди театра», еще в прошлом столетии задуманного романа, да так и почившего в папке брошенных, забытых бумаг. Нет, не буду писать романа, а напишу правдивую повесть о людях театра».
Попав иа сценические подмостки провинциальной России 70-х годов, после долгих лет скитаний среди волжских бурлаков, грузчиков, задонских табунщиков и просто бродяг, В. А. Гиляровский впервые знакомится с русской и иностранной классической драматургией, встречается с замечательными людьми, ставшими впоследствии знаменитостями театральной России. Наконец с заметок о театре начинается его литературная деятельность. Но «..«яркая жизнь литератора,— пишет он в дневнике,— с рядом всевозможных приключений увлекла меня, и я совсем перестал писать о театре».
В первые годы революции В. А. Гиляровский печатает ряд своих театральных рассказов, но к книге о театре приступает только после выхода и успеха «Моих скитаний».
Книга «Люди театра» писалась автором значительно дольше, чем другие. Несколько раз менялся план книги, переделывались главы. Друзьям в письмах он сообщает в августе 1932 года: «Книгу мою могу закончить в Москве, приготовив ряд отдельных этюдов в Картине, ...в Москве этюды не пишутся, там деревяшки выходят...»
Однако ни в 1933, ни в следующем году книга не была еще закончена. То и дело в письмах он сообщает друзьям о ходе работы над рукописью: «Брейку кончил... Вышла вся хороша. Теперь начал работу над третьей главой — Андреев-Бурлак... Работается легко, весело».
Особенно долго и с увлечением работал В. А. Гиляровский над главой о М. Н. Ермоловой. Первоначально эту главу он намерен был включить в книгу «Друзья и встречи», но в издательстве попросили В. А. Гиляровского сократить ее, и он предпочел вообще исключить ее из книги. О. И. Богомоловой он по этому поводу пишет: «Всю романтичность и поэзию, которой полна первая глава, моя любимая глава, над которой я особенно с увлечением работал,— долой! От Ермоловой остается очень мало, «Ага» совсем пс пойдет. Это изменит план книги. Все-таки я ничуть не раскаиваюсь, что написал Ермолову — Ага, которые приходится вынуть из этой книги: я их писал с удовольствием, писал и радовался».
Позднее он включил главу о Ермоловой в книгу «Люди театра*.
Только в 1935 году книга «Люди театра» была закончена, впервые она опубликована в 1941 году, уже после смерти писателя, в Государственном издательстве «Искусство».



<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0