RSS Выход Мой профиль
 
ЧТОБ ВОВЕК ЕДИНЫ БЫЛИ | СТРАНА КАЗАКОВ. БОПЛАН. ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ

БОПЛАН. ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ


Описание Украины и реки Борисфена, в просторечье именуемого Непр или Днепр, от Киева до моря, в которое эта река впадает
Киев, именовавшийся некогда Кисовией, был одпим из древнейших городов Европы, как о том свидетельствуют остатки древностей, высота и ширина городских укреплений, глубина оборонных рвов, развалины храмов и старинные гробницы многих князей. Из его храмов сохранились в целости только два — Софийский и Михайловский *, от всех прочих остались одни развалины, как, например, от церкви святого Василия, от которой еще виднеются остатки стен *, высотой пятн-шести футов, с греческими надписями на штукатурке. Надписи эти, которым более 1400 лет, почти стерлись из-за своей древности. В развалинах храмов до наших дней сохранились гробницы многих князей Руси.
Софийский и Михайловский храмы восстановлены в их древнем виде. Первый из них имеет прекрасный фасад и красивый вид отовсюду, с какой бы стороны на пего ни смотреть. На стенах его многочисленные изображения князей и исторических событий, выполненные мозаикой, то есть из очень маленьких разноцветных камешков, сияющих как стекло и столь тщательно подобранных, что тяжело отличить, живопись ли это или ткачество. Купол сделан из глиняных сосудов, наполненных гипсом и им же скрепленных между собой. В храме сохранились памятники нескольких князей*, при нем находится и резиденция архимандрита.
Михайловский храм называется золотоверхим, так как крыша его сделана из позолоченных пластин. Здесь
350
показывают мощи святой Варвары, перенесенные, как говорят, из Никомидии во время какой-то войны.
Этот древний город расположен на плато, составляющем вершину горы, которая господствует, с одной стороны, над всей окрестной равниной, а с другой — над Днепром, омывающим подножье этой возвышенности. А между горой и рекой расположен новый Киев, город ныне довольно слабозаселенный, имеющий не более пяти-шести тысяч жителей. Вдоль Днепра город растянулся примерно на четыре тысячи шагов, ширина его — от Днепра до горы — около трех тысяч шагов. Город, окруженный труднопроходимым рвом шириной 25 футов, имеет форму треугольника и защищен также деревянной оборонительной стеной и такими же башнями. Замок расположен на горе, господствующей над нижним городом (Подолом), однако над ним, в свою очередь, возвышается Старокиевская гора.
Католики в этом городе имеют четыре храма: кафедральный, доминиканский на рыночной площади, бернар-динский под горой и — с недавнего времени — иезуитский, находящийся между бернардинским храмом и рекой. Православные имеют около десяти храмов, которые они называют церквами. Одна из них стоит при ратуше *, при ней находится также университет или академия *. Этот храм они называют братской церковью. Другой храм, стоящий у подножья замка, называется, если память мне не изменяет, церковью святого Николы. Остальные церкви расположены в разных частях города, но я сейчас не могу припомнить их названий.
Город имеет только три красивые улицы, остальные же не прямые и не дугообразны, а извилисты наподобие лабиринта. Город считается разделенным на две части. Из них одна, где находится кафедральный собор, называется епископским городом, другая-, где стоят остальные три католических храма и все православные, именуется магистратским городом *. Город является значительным торговым центром, основные товары, которыми здесь торгуют, — зерно, меха, воск, мед, сало, соленая рыба и прочее.
В Киеве имеются епископ, воевода, каштелян, староста, городничий; город делится на четыре части, подчиненные юрисдикциям: первая суду епископа, вторая — воеводы или старосты (что одно и то же), третья — войта, четвертая — лавников или консулов.



Дома здесь строятся на манер московских, все на
351
одном уровне, довольно низкие и редко выше одного этажа. Жители пользуются светильниками из просмоленных щепок; они столь дешевы, что за два денария * можно купить больше, чем нужно для освещения в самую длинную зимнюю ночь. Печные трубы продаются на базарах, что у нас могло бы вызвать смех, как и местный способ приготовления мясных кушаний, их свадьбы и другие обряды, о которых будет речь ниже. Тем не менее именно отсюда взял начало тот благородный народ, который ныне именуется запорожскими казаками и рассеян исстари в разных местностях по берегам Днепра и в сопредельных краях. Число их в настоящее время доходит до 120 тысяч людей, привычных к войне, способных менее чем за неделю собраться в поход на королевскую службу. Это люди, которые часто, почти ежегодно, совершают набеги на Эвксинский Понт * и приносят большой урон туркам. Они не раз опустошали Крым, принадлежащий к Татарии, производили разрушения в
Казак н казачка. Рисунок на нолях карты Украины Г. Боплана. XVII в.
Анатолии, брали приступом Трапезуыд и даже достигали устья Черного моря в трех милях от Константинополя, где, предав все огню и мечу, возвращались затем с богатыми трофеями и некоторым количеством пленных, пое-имущественно детей. Они оставляют их у себя для различных услуг, взрослых же они редко берут в плен, разве только в том случае, если считают их достаточно богатыми, чтобы можно было получить за них выкуп.
В такие походы собирается не более шести-десяти тысяч человек, которые чудесным образом переплывают море в своих малых, собственного изделия челнах. Форму этих судов и способ их постройки я опишу несколько далее.
О ремеслах, которыми занимаются казаки
Описав доблесть казаков, нелишпе будет рассказать также об их нравах и занятиях. Да будет известно, что среди этих казаков встречаются вообще люди опытные

Казацкая старшина. Рисунок на полях карты Украины Г. Боплана. XVII в,

во всех ремеслах, необходимых в человеческой жизни: плотники, умеющие строить дома и суда, тележные мастера, кузнецы, оружейники, кожевники, шорники, сапожники, бондари, портные и прочие. Они очень искусны в приготовлении селитры, в изобилии добываемой в этом крае; из нее они делают превосходный порох. Женщины у них занимаются пряжей льна и шерсти, из которых делают полотно и ткани для повседневного употребления. Все они умеют хорошо возделывать землю, сеять, жать, выпекать хлеб, приготовлять всяческие мясные изделия, варить пиво, делать хмельной мед, брагу, водку и т. д. <...>
Вообще, следует признать, что все они способны к различным ремеслам. И хотя одни более искусны в каких-то одних ремеслах, другие — в других, встречаются между ними люди, имеющие более разнообразные знания, чем большинство остальных. Одним словом, все они достаточно развиты, но в первую очередь занимаются именно тем, что необходимо и полезно в деревенской жизни.
Земля их весьма плодородна, и зерна собирают столько, что иногда не знают, что с ним делать, тем более что у них нет судоходных рек, впадающих в море, за исключением Днепра, который в 50 милях ниже Киева прегражден тринадцатью порогами, последний из которых отстоит от первого на семь больших миль, что составляет целый день пути, как видно на карте. Эта преграда препятствует им сплавлять свой хлеб в Константинополь.
Они исповедуют греческую веру, которую называют русской. Свято почитают праздничные дни и соблюдают посты, продолжающиеся у них восемь или девять месяцев года: в это время они воздерживаются от мясных блюд. Формальность эту они соблюдают с упорством, так как убеждены, что от изменения еды зависит спасение души. Зато, мне кажется, нет народа, который сравнялся бы с ними в способности пить: они никогда не бывают настолько пьяны, чтобы не иметь возможности начать пить сначала, — по крайней мере, так здесь говорят, — но так может бывать только на досуге. Зато во время войны либо тогда, когда задумают какое-либо важное дело, придерживаются чрезвычайной трезвости. И у них нет ничего грубого, кроме разве одежды. Они быстроумны и проницательны, весьма остроумны и щедры, не стремятся к большим богатствам, зато больше всего дорожат своей свободой, без которой не хотели бы
354
жить. Во имя ее они поднимают восстания и бунты против знатных панов, поэтому редко когда проходит более семи или восьми лет без того, чтобы они не восстали против вельмож. Впрочем, это люди вероломные и коварные, которым довериться можно лишь при благоприятных обстоятельствах. Они чрезвычайно крепкого телосложения, легко переносят холод и зной, голод и жажду, неутомимы на войне, мужественны и часто столь дерзки, что не дорожат своей жизнью. Больше всего умения и мастерства они проявляют, когда сражаются в таборе *, то есть под прикрытием телег (так как очень метко стреляют из ружей, которые являются их главным вооружением), а также при обороне своих позиций. Хорошо воюют также на море, но верхом на лошадях они не настолько искусны. Мне приходилось видеть, как двести польских всадников обращали в бегство 2000 их лучших воинов. Однако правда и то, что под прикрытием табора сотня этих же казаков не побоится тысячи поляков или даже тысячи татар. Если бы верхом они были столь искусны, как в пехоте, то, думаю, могли бы считаться непобедимыми. Казаки высоки ростом, сильны и

Украинский крестьянин. Украинская крестьянка. По Ригельману.
353
проворны, любят хорошо одеваться. <...> Они пользуются от природы крепким здоровьем, даже не подвержены той распространенной в целой Польше болезни, которую врачи называют колтуном (plica). У больных волосы спутываются и сбиваются в какой-то сплошной ком; туземцы называют это заболевание «гостець». Казаки редко умирают от какой-либо болезни, разве только в глубокой старости: большинство их слагают головы на поле славы. <...>
Каковы повинности крестьян к их господам
Крестьяне здесь в чрезвычайно тяжелом положении, так как принуждены работать па господ три дня в неделю своими лошадьми и трудом своих рук. Кроме того, должны соответственно размеру своих наделов давать определенное количество зерна, множество каплунов,


Пан и крепостные. Гравюры из «Евангелия учительного» (Киев, 1637).
356
кур, гусей, цыплят к пасхе, троицыну дню и рождеству, сверх того, возят господам дрова и отбывают тысячи других повинностей, которых не должны были бы исполнять без платы. Кроме того, помещики требуют от них денежных оплат, а также десятину от баранов, поросят, меда, всех плодов и третьего вола каждый третий год. Словом, они вынуждены отдавать своему господину все, что тому вздумается потребовать. Неудивительно, что в таких условиях этим несчастным людям не удается скопить что-либо для себя.
Но это еще не все: господа пользуются безграничной властью не только над их имуществом, но также над их жизнью. Столь велика свобода польской шляхты, которая живет словно в раю, а крестьяне пребывают словно в чистилище! Поэтому, если случится таким несчастным крестьянам попасть под иго злых господ, их положение бывает гораздо хуже, чем каторжников на галерах. Именно такое рабство является главной причиной многочисленных побегов крестьян; наиболее отважные из них уходят на Запорожье, которое является местом убежища казаков на Днепре. Прожив здесь некоторое время и приняв участие в морском походе, они считаются запорожскими казаками. Подобными побегами постоянно увеличиваются казацкие легионы. Это с достаточной очевидностью доказывается и настоящим восстанием *, так как, разбив поляков, эти казаки поднялись в количестве 200 000 вооруженных людей, которые, выдержав кампанию, стали хозяевами края размером более 120 миль в длину и 60 миль в ширину. Мы забыли упомянуть, что обычными занятиями казаков в мирное время являются охота и рыбная ловля. Вот все, что мы хотели сказать вообще и как бы мимоходом относительно нравов и занятий этого народа.

Описание Днепра
Возвращаемся к нашему рассказу. Утверждают, что в то время, когда древний Киев находился в апогее своего величия, морской пролив, проходящий мимо Константинополя, не был еще открыт. Имеются доказательства, осмелюсь предположить, весьма надежные, что равнины по другую сторону Днепра, простирающиеся до самой Московии, были некогда сплошь покрыты водой. Подтверждением тому служат якори, найденные несколько лет тому назад на реке Суле в окрестностях Лохвицы, и не-...
357.................


<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0