RSS Выход Мой профиль
 
Шишкин Иван Иванович Переписка. Дневник.Современники о художнике.|От составителя

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
В сборнике выделено три раздела: переписка Шишкина, его дневник, высказывания современников о художнике.
В первом разделе публикуется 256 писем. 123 принадлежат Шишкину. Из всех в настоящее время выявленных писем художника отобраны наиболее значительные письма к родным, друзьям и знакомым, к лицам, связанным с ним деловыми отношениями. Исключено небольшое количество писем, имеющих узкобытовой характер, и несколько незначительных записок.
В сборник вошли те из многочисленных писем, адресованных Шишкину, которые так или иначе касаются его творческой или педагогической деятельности либо характеризуют окружающую его среду.
Письма расположены в хронологическом порядке. Они печатаются по новой орфографии, но в них сохранено своеобразие языка авторов. Примечания Шишкина остаются как подстрочные и обозначаются звездочками. Авторские приписки па полях даются вслед за текстом писем без специальных пояснений. Зачеркнутые авторами слова восстанавливаются только в том случае, если мепяют или дополняют смысл написанного. Перевод иностранных слов отпесен к примечаниям.
Купюры в тексте, обусловленные целесообразностью сокращения второстепенного материала, обозначаются отточиями в угловых скобках. В ряде писем Шишкина идущие после подписи подробные приветствия родным опущепы без отточии в угловых скобках, так же как и адреса, проставленные в начале и в конце писем Шишкина и его корреспондентов. В квадратных скобках восстанавливаются слова, сокращенные или недописапные авторами. В такие же скобки заключены и отдельные пропущенные слова, очевидные по смыслу. Недописанные авторами одна-Две буквы восстанавливаются без квадратных скобок. Если сокращаемый текст начинается с абзаца, то отточия в угловых скобках даются в конце предшествующего текста. Датировки писем — в целях единообразия — помещены перед текстом в правом верхнем углу и унифицированы независимо от их написания в подлиннике. Перед датой указывается место отправления. Отсутствующие в письмах указания городов и дат восстанавливаются в квадратных скобках.
В целях того же единообразия авторские обращения в начале писем располагаются па одной строке.
Письма хранятся: в отделе рукописей Государственной Публичпой библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина — № 6, 7, 14, 15, 21, 30, 34, 37, 41, 42, 44, 46-49, 51, 55, 56, 59, 61-63, 65-68, 73, 76-81, 86, 87, 89-93, 95-100,,

29
102, 104, 106—115, 117, 121, 123, 125—134, 136, 137, 140, 142—148, 150, 152, 153, 155-157, 159, 160, 164, 168, 171-174, 177-180, 182, 184-192, 195, 198-204, 206—213, 216—218, 220, 222—225,228,232,235—237,239—242,245—247,249—251, 253, 255, 256; в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР —№ 1-5, 8—13, 16—20, 22-29, 31-33, 35, 36, 38—40, 43, 83, 124, 125, 170, 175, 200, 214; в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина - № 50, 52-54, 57, 60, 64, 69, 70, 72, 74, 75, 154, 181, 183, 230, 231, 243; в Научно-библиографическом архиве Академии художеств СССР —№ 45, 85, 94, 105, 139, 151, 176, 194, 197, 215, 226, 233, 238, 244, 252; в отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи — № 84, 88, 103, 163, 165—167, 169, 196, 205, 227, 234, 254; в рукописном архиве Киевского музея русского искусства —№ 138, 141, 149, 158, 161, 162; в Центральном государственном историческом архиве СССР — № 58, 248; в рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии паук СССР — № 116, 229; в секции рукописей Государственного Русского музея — № 135, 193, 221; в Ленинградском государственном историческом архиве — № 71, 101, 122, 219.
Письма Шишкина № 24, 43, 81, 86, 95, 132, 136, 146, 148, 170, 173, 177, 195, 203, 204, 210, 211, 213, 216, 217, 218, 224, 235, 237, 239, 249 публикуются по сохранившимся черповпкам.
Из приводимых в сборнике писем ранее были опубликованы: № 1, 3, 10, 28, 34, 38, 44, 53, 82, 92, 126, 132, 160, 171, 172, 184, 186, 188, 189, 225, 236, 240, 250 (Дульский П. М. Иван Иванович Шишкин. 1832—1898. Казань, 1955); № 100 (Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1856—1869. М., 1960); № 102, 103, 106, 120, 121 (Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870—1879. М., 1968); № 109, 114, 116 (Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965); № 132 (Книжки Недели, 1899, дек.); № 96, 97 («Вестник изящных искусств», 1890, т. VIII, вып. 4); № 180 — сокращенно (Л е в е п ф н ш Е. Г. Константин Аполлопович Савицкий. 1844— 1905. Л. —М., 1959). '
Второй раздел сборника включает дневник Шпшкипа, который он вел в форме путевых заметок в 1861—1862 годах. Автограф дневника до нас не дошел. Публикуемые же дневниковые записи взяты из хранящихся в отделе рукописей Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (ф. 861, ед. хр. 1) тетрадей, в которых рассказывается о жизни художника в период 1858—1862 годов. На полях этих тетрадей2 имеются многочисленные пометки, сделанные самим Шишкиным.
Ьосх Так же как и в разделе «Переписка», при публикации дневника сохранены особенности языка Шишкина, а текст печатается по новой орфографии. Многие абзацы выделены составителем.

1 150 писем цит. в кп.: П и к у л е в И. И. И. Шишкин. М., 1955.
2 Они написаны той же рукой, что и биография Шишкина, составленная А. Т. Комаровой (ЦГАЛИ, ф. 917, он. 1, ед. хр. 54).
39

В третьем разделе сборника, «Современники о художнике», выделепо три подраздела: «Из писем», «Из художественно-критических статей», «Из воспоминаний». Материалы в них располагаются в хронологическом порядке. 1 В начале и в конце выдержек из писем, статей и воспоминаний отточия в угловых скобках — ради того, чтобы облегчить чтение — опускаются.2 Квадратные скобки не даются и при восстановлении полного написания имен и отчеств или фамилий художников. Тексты писем и статьи, публиковавшиеся по старой орфографии, даются по повой. Во всех подразделах ссылки па источники приводятся в примечаниях.
Составитель сборника выражает признательность руководителям и сотрудникам организаций, с готовностью предоставившим материал для публикации. За оказанную в работе помощь составитель прежде всего благодарит заведующую отделом рукописей Государственной Третьяковской галерея Н. JI. Приймак, директора Центрального архива литературы и искусства СССР II. Б. Волкову и доктора исторических наук И. Н. Курбатову,

1 Только недатированные заметки А. Т. Комаровой «Краски Шишкина» даются условно — вслед за первой ее статьей «Лесной богатырь-художник» 4899 г.
2 За исключением письма И. С. Остроухова А. И. Мамонтову, приводящегося полностью.


<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0