КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. И. ШИШКИНА
1832 Родился 13/25 япваря в г. Елабуге Вятской губернии в купеческой семье.
1844 Поступает в 1-ю мужскую гимназию Казани. Знакомится здесь с А. В. Типе.
1848 Уходит из 4-го класса гимназии и возвращается домой. Рисует с натуры.
1850 Знакомится с московским иконописцем Иваном Осокиным.
1852 В начале года приезжает в Москву. В августе поступает в Московское училище живописи и ваяния, где учится (до января 1856 г.) под руководством А. Н. Мокрицкого.
1853 Исполняет первый офорт «Горная дорога».
1855 Зимой ненадолго едет в Петербург выяснить возможность поступления в Академию художеств. С июня по сентябрь живет в Елабуге.
1856 29 января приезжает в Петербург. Поступает в Академию художеств. Учится здесь (до сентября 1860 г.) в классе С. М. Воробьева. С конца мая до осени работает с натуры в Лисьем Носу. Исполняет картину «Вид в окрестностях Петербурга».
1857 19 мая получает первую академическую награду — малую серебряную медаль. Впервые участвует па выставке Академии художеств (экспонирует свои произведения на академических выставках и в точение последующих трех лет). С 3 июня по сентябрь работает с па-туры в деревне Дубки. 23 декабря получает малую серебряпую медаль за четыре рисунка. Один из них — «Дубки под Сестрорецком».
1858 С мая по септябрь работает с натуры па острове Валаам. По возвращении в Петербург задумывает подготовить и издать совместно с П. П. Джогипым и А. В. Гине альбом литографий с произведений, выполненных на Валааме. 23 декабря получает большую серебряную медаль за три рисунка пером и восемь живописных этюдов — виды Валаама. Среди них — «Сосна на Валааме» и «Вид на острове Валааме».
1859 В феврале участвует (как и в апреле следующего года) на выставке Московского училища живописи и ваяния. 18 апреля получает малую золотую медаль за картину «Вид на острове Валааме» («Ущелье Валаама»). С мая по сентябрь работает с натуры на Валааме. В ноябре начинает подготовку альбома литографий.
1860 Весной работает в мастерской Академии художеств над картинами к выпускному экзамену. Летом занимается на Валааме. В сентябре получает большую золотую медаль и право на заграничную командировку за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
1861 В мае получает разрешение академии отправиться в качестве ее пенсионера в путешествие по Восточной России с профессором А. П. Боголюбовым, но, отказавшись от этой поездки, 21 мая уезжает в Елабугу, где находится до 25 октября. Исполняет здесь мпого этюдов и натурных набросков. В «Русском художественном альбоме» помещаются три его литографии. Заканчивает работу над литографиями в книге -А. В. Вышеславцева «Очерки пером и карандашом из кругосветного путешествия».
1862 27 апреля вместе с В. И. Якоби выезжает в Гермапию. Посещает Берлин, Дрезден, в конце мая отправляется в Саксонскую Швейцарию. С 5 но 15 июля живет в Праге. Путешествует по Богемии и с октября поселяется в Мюнхене. Посещает мастерские братьев Бено и Франца Адамов, Фридриха Фольца. Пишет донесение в Академию художеств о своих занятиях и получает благодарность за значительное число исполненных этюдов.
1863 В марте едет в Цюрих — занимается в мастерской Рудольфа Кол-лера до конца мая. Все лето (до середины октября) работает с натуры вместе с JI. Л. Каменевым в Бернском Оберланде. В конце октября снова возвращается в Цюрих к Коллеру.
1864 В январе уходит из мастерской Коллера. Работает самостоятельпо. Занимается офортом. В феврале ненадолго едет в Женеву. 7 марта посылает из Цюриха в академию отчет вместе с двенадцатью фотографиями с исполненных этюдов и рисунков. Посещает Париж (уезжает оттуда 18 мая). В начале лета едет на озеро Четырех
Краткая летопись жизни и творчества И. И. Шишкина кантонов, затем в Дюссельдорф. Все остальное время до сентября работает с натуры вместе с Л. Л. Каменевым и Б. Э. Дюккером в Тевтобургском лесу. 31 июля совет Академии художеств выносит одобрение его занятиям за границей, отмечая особо гравирование. В сентябре возвращается в Дюссельдорф. Посылает в Петербург картину «Стадо в лесу» и этюды и после трехлетнего перерыва снова участвует на выставке Академии художеств. Экспонирует свои произведения на выставке Общества поощрения художников. Едет ненадолго с Л. Л. Каменевым в Брюссель и Антверпеп.
1865 В феврале—марте экспонирует па постоянной выставке в Дюссельдорфе свои рисунки пером, вызвавшие многочисленные восторженные отзывы. Занимается литографией. В июне возвращается в Россию. Лето (по сентябрь) проводит в Елабуге. 12 септября за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. С октября окончательно поселяется в Петербурге. Сближается с членами С.-Петербургской Артели художников, посещает (как и в последующие годы) устраиваемые здесь «четверги».
1866 В апреле участвует на Всемирной выставке в Париже. Лотом работает с натуры вместе с Л. Л. Каменевым в селе Братцево. Исполняет пейзаж «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево». Участвует на выставке Московского общества любителей художеств. Получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников за пейзаж «Сосновый лес». Исполняет для А. Ф. Лихачева картину «Швейцарский пейзаж». В конце года знакомится н вскоре начинает заниматься с шестнадцатилетним Ф. А. Васильевым.
1867 Исполняет картину «Рубка леса». Летом работает с натуры на Валааме совместно с Ф. А. Васильевым. Участвует на выставке Общества поощрения художников.
1868 Выходит первый альбом его гравюр (шесть литографий) — «Этюды с натуры пером на камне». Летом живет с семьей Ф. А. Васильева в деревне Константиновна под Петербургом. Исполняет картины «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду» и «Сосновый лес». В сентябре ненадолго едет в Елабугу. После двухлетнего перерыва участвует (как и в следующем году) па выставке Академии художеств. 28 октября венчается с сестрой Ф. А. Васильева Е. А. Васильевой. В декабре получает орден Станислава 3-й степени.
1869 28 февраля — рождение дочери Лидии. Летом работает с натуры в деревне Константиновка. Исполняет картипу «Полдень. В окрестностях Москвы» (первая работа художника, приобретенная П. М. Третьяковым). В октябре ставит свою подпись под письмом — обращением группы московских художников к членам С.-Петербургской Артели художников по поводу «Проекта устава Товарищества подвижных художественных выставок». Участвует на выставке Академии художеств. 7 декабря избирается комитетом Общества поощрения художников в качестве одного из экспертов по оценке произведений, присылаемых на конкурс, и присуждению им премий. Участвует (как и в следующем году) в подготовке литографированного альбома «Художественный автограф», издаваемого С.-Петербургской Артелью художников.
1870 В марте получает (по конкурсу 1869 г.) первую премию Общества поощрения художников за картину «Ручей в лесу». В июле едет в Нижний Новгород, где исполняет по заказу для альбома серию акварельных видов города. В октябре ставит свою подпись под уставом Товарищества передвижных художественных выставок.
1871 В марте избирается комитетом Общества поощрения художников в качестве одного из экспертов по оценке произведений, присылаемых на конкурс. Становится членом Общества русских аквафортистов. Летом живет в Елабуге и Сарапуле. Исполняет картину «Вечер». Участвует па I выставке Товарищества передвижных художественных выставок, с которым отныне связана вся его дальнейшая творческая деятельность. Рождение сына Владимира.
1872 Заканчивает картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», за которую получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. Участвует на II (как и на последующих) выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Летом живет с И. Н. Крамским и К. А. Савицким под Лугой на станции Серебрянка. Пишет картины «Лесная глушь» и «Полдень. Перелесок». Участвует (как и в следующем году) па выставке Академии художеств. 1 сентября — смерть отца. В том же году —смерть сына.
1873 28 февраля получает звание профессора за картину «Лесная глушь». В мае подготавливает и сам печатает первый альбом офортов (11 листов), выпущенный в качестве премии Общества поощрения художников. 19 мая — рождение сына Константина. Участвует на Всемирной выставке в Вене. Летом живет на станции Козловка-Засека под Тулой с И. Н. Крамским и К. А. Савицким. Исполняет картины «Хвойный лес», «Лесное болото», этюд «Дубовый лесок в серый день». В декабре участвует совместно с И. Н. Крамским и Д. В. Григоровичем в организации посмертной выставки произведений Ф. А. Васильева.
Краткая летопись жизпи и творчества И. И. Шишкина
1874 Исполняет картину «На покосе в дубовой роще». 6 марта —смерть Б. А. Шишкиной. Летом (как и в следующие два года) живет под Петербургом на станции Сиверская. В октябре ставит свою подпись под заявлением одиннадцати художников («Голос», 5 октября) в защиту В. В. Верещагина, обвиненного в несамостоятельной работе над картинами.
1875 Исполняет картины: «Сумерки», «Родник в сосновом лесу», «Первый снег». Посещает вечера в доме А. В. Прахова. Занимается выпуклым офортом. Начинает участвовать в журнале «Пчела». Смерть сына Константина.
1876 Исполняет картины: «Пчельник», «Еловый лес», «Чернолесье».
1877 Летом едет с дочерью в Елабугу. Пишет картины «Зима. Иней», «Пихтовый лес на Каме» («Речка Кама близ Елабуги»). Исполняет рисунки «Папоротник в лесу» и «Цветы в лесу».
1878 При участии И. В. Волковского подготавливает к изданию второй альбом офортов (25 листов). Исполняет картины «Рожь» и «Горелый лес». Занимается с О. А. Лагодой и А. И. Шильдером. Избирается кандидатом в члены Правления Товарищества передвижных художественных выставок. Летом едет на Валаам, затем живет в Сиверской. Участвует на Всемирной выставке в Париже. Посещает ее вместе с И. Н. Крамским и другими художниками в октябре.
1879 Исполняет картины «Сумерки. Заход солнца» и «Песчаный берег». В мае едет с А. Н. Шильдером и Е. Е. Волковым на этюды в Крым — живет в Симферополе, затем в Алуште, Гурзуфе, Ялте, Алупке. Возвращается в Петербург в сентябре.
1880 Исполняет картину «Ручей в лесу (На косогоре)», рисупок пером «Лесной ручей». 20 апреля венчается с О. А. Лагодой. Летом работает с натуры в Сиверской. Зимой начинает заниматься с Н. II. Хохряковым.
1881 Участвует па выставке в Академии художеств. Исполняет картины «Дебри» и «Заповедная роща». Летом работает с натуры в Сиверской. 21 июня — рождение дочери Ксении. 25 июля — смерть О. А. Ла-годы-Шишкипой.
1882 Исполняет картины: «Кама», «Дубки», «Вечер», «Речка». Участвует на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве. Летом работает с натуры в Сиверской.
1883 Начинает работать над серией станковых рисунков углем (по заказу А. И. Беггрова). Исполняет картины: «Среди долины ровныя...» «Полесье», «Заря», «Ручей в березовом лесу».
1884 Завершает картипу «Лесные дали», пишет «Лес весной» и «Еловый лес», исполняет рисунок пером «Пасека». Продолжает работу над серией рисунков углем. Весной работает с натуры в Парголово под Петербургом. Летом едет по Волге в имение П. К. Ушкова около Самары, оттуда — в Елабугу. Осенью пишет этюды в Сестрорецке. Выходит альбом «И. И. Шишкин. Рисунки углем, воспроизведенные способом фототипии». Серия I.
1885 Исполняет картину «Туманное утро». Летом пишет этюды в Парголово, Сестрорецке и на Карельском перешейке. Публикуется «Перечень печатных листов И. И. Шишкина». Составил А. Е. Пальчиков, Спб. Выходит альбом «И. И. Шишкин. Рисунки углем, воспроизведенные способом фототипии». Серия II.
1886 На выставке Академии художеств экспонируются рисунки углем. Исполняет картины: «Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке», «Дубовая роща», «Святой ключ близ Елабуги». Издается третий альбом офортов (25 листов) — «Офорты И. И.^Шпш-кина. 1885—1886. Собственность И. И. Шишкина. Издание ведено А. Е. Пальчиковым». Летом работает с натуры в Сестрорецке. Пишет здесь «Сосны, освещенные солнцем».
1887 Завершает картину «Дубовая роща», пишет картины «Дубы» и «Пески». В мае едет с Е. П. Вишняковым па этюды в Вологодскую губернию. Летом работает с натуры в Сестрорецке. Участвует па академической передвижной выставке в Екатеринбурге. Издает альбом «Рисунки карандашом О. А. Лагоды-Шишкпной. 1879—1880».
1888 Завершает картину «Бурелом». Летом работает с натуры в Шмецке близ Нарвы.
1889 В июне едет в Петрозаводск. Затем пишет этюды в Мери-Хови на берегу Финского залива и в Павловске. Исполпяет картины «Утро в сосновом лесу», «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)», «Парк в Павловске» («Осень»), рисунки «Мери-Хови. Берег моря», «Лесное болото».
1890 Пишет картины «Зима в лесу», «Зима», «Болото». В мае едет с Е. П. Вишняковым для работы с натуры в Тверскую губернию к истокам Волги — заканчивает поездку деревпей Коковкпно. Затем пишет этюды в Финляндии. Работает пад иллюстрациями к сочинениям М. Ю. Лермонтова — исполняет рисунки «На севере диком...» и «Разливы рек, подобные морям».
1891 Зимой работает с натуры в Мери-Хови. Исполняет картины «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком...». Летом живет в Петергофе. Пишет здесь «В лесу гр. Мордвиновой». 26 ноября в залах Академии художеств открывается персональная выставка этюдов, рисунков, гравюр, создапных за период с 1849 по 1891 г. Заканчивает картину «Сосны па берегу моря».
1892 В мае едет с Е. П. Вишняковым и А. Н. Шильдером па этюды в Спалу в Беловежскую пущу. Работает с натуры в Шмецке и затем па островах в Петербурге. Исполняет много этюдов. Выходит «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (изд. Ф. И. Булгакова, Спб.).
1893 10 января открывается выставка 58 этюдов, исполненных в течение лета и осени 1892 г. Выходит альбом «Новые этюды И. И. Шишкина» (изд. Ф. И. Булгакова, Спб.). Исполняет картину «Лесное кладбище» («Старый валежник»). Летом работает с натуры в Дудергофе. 18 де* кабря получает уведомление о назначении его профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
1894 Участвует на выставке Академии художеств. Летом работает с натуры в Меррекюле п Шмецке. С осени начинает преподавать в Высшем художественном училище. Выходит альбом «60 офортов И. И. Шишкина. 1870—1892» (изд. А. Ф. Маркса, Спб.).
1895 Участвует на первой Всероссийской выставке печатного дела в Петербурге. Исполняет картины: «Кама близ Елабуги», «Еловый лес. Солнечный день», «Сосновый бор». Летом работает с натуры с учениками в Меррекюле. 15 октября освобожден от должности профессора-руководителя пейзажной мастерской по болезни.
1896 Исполпяет картины: «Вечерняя заря», «Дубовая роща», «Лес осип-ник. (После дождя)». Участвует на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Работает с натуры в Сиверской и на станции Преоб-раженское под Петербургом. 29 декабря — ошибочное сообщение в прессе о смертп художника.
1897 Исполняет картины: «На окраине соснового бора», «В лесной глуши», «После жаркого дня», «Полянка». Начинает заниматься с Г. И. Гур-киным. Летом работает с натуры в Преображенском. 29 сентября на общем собрании Академии художеств принято единодушное ре-шение предложить Шишкину вновь занять место профессора-руководителя пейзажной мастерской. 1 ноября утвержден в этой должности.
1898 Завершает картину «Корабзльпая роща». 8(20) марта скончался па петербургской квартире.
ИКОНОГРАФИЯ
4. И. И. Шишкин. Автопортрет (при свече). Рисунок. 1849. ГРМ.
2. И. И. Шишкин. Автопортрет (кричит). Рисунок. 1850. ГРМ.
3. И. И. Шишкин. Автопортрет (зевает). Рисунок. 1850. ГРМ.
4. И. Осокин. Портрет И. И. Шишкина. Масло. 1850. ГРМ.
5. В. В. Шокорев. Портрет И. И. Шишкина. Рисупок. 1853. ГРМ.
6. И. И. Шишкин. Автопортрет. Рисунок. 1854. ГРМ.
7. К Б. Маковский. Портрет И. И. Шишкина. Масло. 1856. ГРМ.
8. К. Б. Маковский. Портрет И. И. Шишкина. Рисунок. 1857. ГРМ.
9. Неизвестный художник. Портрет И. И. Шишкина. Масло. 1858 (?). ГРМ.
10. Г. С. Седов. Портрет И. И. Шишкина. Рисунок. 1859. ГРМ.
11. И. И. Шишкин. И. И. Шишкин и А. В. Гине в мастерской на острове Валааме. Масло. 1860. ГРМ.
12. В. П. Верещагин. Портрет И. И. Шишкина. Рисунок. 1861. ГРМ.
13. И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. Рисунок. 1869. ГРМ.
14. И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. Масло. 1873. ГТГ.
15. И. Н. Крамской.Портрет И. И. Шишкина.Офорт (спортрета И.Н.Крамского. 4873). 1874.
16. И. Б. Репин. Портрет И. И. Шишкина. Масло. 1876. ГРМ,
17. В. А. Бобров. Портрет И. И. Шишкина. Офорт (с фотографии. 1870). 1879.
18. И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. Масло. 1880. ГРМ.
19. В. В. Матэ. Портрет И. И. Шишкина. Офорт (с портрета И. Н. Крамского. 4880).
20. И. И. Шишкин. Автопортрет. Офорт. 1886.
21. В. В. Матэ. Портрет И. И. Шишкина. Ксилография. 1888.
22. Г. Г. Мясоедов. Портрет И. И. Шишкина («Пробный оттиск»). Масло.1891. Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого.
23. Н. П. Загорский. И. И. Шишкин в группе художников. Рисунок 1891—1892. ГРМ.
24. А. Т. Комарова. Портрет И. И. Шишкина. Офорт (по картине Г. Г. Мя-соедова «Пробный оттиск». 1891).
25. В. В. Матэ. Портрет И. И. Шишкина. Ксилография (с фотографии).1893.
26. И. Б. Репин. И. И. Шишкин на заседании совета Академии художеств. Рисупок. ГРМ.
27. И.Е. Репин. Портрет И. И. Шишкина. Рисунок. 1895. ГРМ.
28. И. А. Пелевин. Портрет И. И. Шишкина. Масло. 1896. Художествеппый музей Белорусской ССР.
29. Н. А. Ярошепко. Набросок портретов И. И. Шишкина, И. С. Остроухо-ва (?) и других. Рисунок. 1896. ГТГ.
30. А. Т. Комарова. Портрет И. И. Шпшкипа. Цвстпой офорт. 1897.
31. Н. А. Ярошепко. Портрет И. И. Шишкина. Масло. 1897.
32. А. Т. Комарова. Портрет И. И. Шишкина. Офорт (с портрета пепзвест-ного художника. 1858 ?).
33. М. М. Далькевич. Карикатура «Пейзажпый лесовод и летописец». Рисунок.
34. Н. И: Дубовской. Портрет И. И. Шишкина. Рпсупок. ГРМ.
35. Н. А. Ярошенко. Портрет И. И. Шишкина. Этюд.
Фотографии
1. И. И. Шишкин в Дюссельдорфе. 1864—1865.
2. И. И. Шишкин. 1870.
3. И, И. Шишкин. 1870.
4. И. И. Шишкин в группе передвижпиков. 1870-е гг.
5. И. И. Шишкин. Начало 1880-х гг.
6. И. И. Шишкин п К. А. Савицкий. Начало 1880-х гг<
7. И. И. Шпшкин в группе передвижников. 1886.
8. И. И. Шишкин в группе передвижников. 1886.
9. И. И. Шишкин в группе передвижников. 1888.
10. И. И. Шишкин. 1880-е гг.
11. И. И. Шишкин. 1880-е гг.
12. И. И. Шишкин. 1880-е гг.
13. И. И. Шишкин за работой над картиной «Мордвиновские дубы». 1891.
14. И. И. Шишкин. 1890-е гг.
15. И. И. Шишкин на прогулке в лесу. 1890-е гг.
16. И. И. Шишкин на даче с учениками. 1890-е гг.
<<<---