RSS Выход Мой профиль
 
Л. Н. Толстой СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, том 12- ПРОИЗВЕДЕНИЯ 189В—1910 годов | ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ


Произведения, вошедшие в настоящий тоМ, относятся к последним годам творчества Толстого. Большая часть этих произведений не была опубликована при жизни писателя, хотя в числе их находятся такие шедевры, как повести «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат», рассказы «После бала», «Алеша Горшок», драма «Живой труп». Они были впервые напечатаны лишь в 1911—1912 годах, в издании «Посмертных художественных произведений Л. Н. Толстого», вышедшем одновременно в Москве и Берлине.
Повести и рассказы последних лет посвящены в основном теме, которая напряженно волновала Толстого в поздний период его творчества. Это — «прозрение», «воскресение», «раскаяние» человека, который в итоге мучительных страданий и нравственной борьбы увидел ложь, бессмыслицу, преступность своей жизни и пришел, хотя бы на пороге смерти, к отказу от такой жизни. К познанию «истинного смысла» человеческого бытия, состоящего в том, чтобы жить для блага других, ведет Толстой и купца Брехунова («Хозяин и работник»), и блестящего лейб-гвардейского офицера, а затем монастырского подвижника князя Касатского («Отец Сергий»), и будто бы окончившего свою жизнь отшельником императсрз Александра I («Посмертные записки старца Федора Кузмича»), и многочисленных героев повести «Фальшивый купон».
Однако в ряде произведений Толстого, созданных накануне и во время первой русской революции 1905—1907 годов, проблема нравственного раскаяния героя отступает на задний план.
Как основная, выдвигается задача обличения лживой, бессмысленной жизни господствующих классов. Положительным героем становится человек, который не хочет мириться с привычными, установленными порядками и активно отрицает их. Таков прежде всего герой драмы «Живой труп» — Федор Протасов. С полным сочувствием изображает Толстой и непокорного горца Хаджи-Мурата, который не желает подчиняться ни деспотической власти Шамиля, ни русского царя Николая I и, оказавшись в безвыходном положении, отстаивает свою жизнь «до последнего».
Начиная со второй половины 90-х годов Толстой внимательно присматривается к деятельности революционеров, включает их в
505
число героев своих произведений. Изображая революционеров, Толстой остается верным своей идее, что зло нельзя победить насилием, и потому в рассказе «Божеское и человеческое» отрицательно оценивает революционную деятельность, противопоставляя ей евангельскую истину о кротком «агнце» (ягненке), который «победит всех». Но самоотверженность борцов с деспотизмом, идущих на все жертвы, не останавливающихся перед смертью, восхищает Толстого. Особенно ярко проявилось это восхищение в рассказе «За что?».
Наконец, как и во всем творчестве Толстого, в его последних произведениях большое место занимает тема народной жизни. Людям из народа посвящены рассказы «Ягоды», «Алеша Горшок», «Корней Васильев», а также очерки «Песни на деревне» и «Три дня в деревне». К концу жизни Толстой все больше убеждается в том, что именно народ, с которым в царской России обращались, «как со скотиной», представляет подлинный «большой свет», именно народ «делает жизнь и историю».
Рассказ «Хозяин и работник» написан в 1894—1895 годах; напечатан одновременно в мартовской книжке журнала «Северный вестник» за 1895 год, в четырнадцатой части «Сочинений гр. Л. Н. Толстого», изд. С. А. Толстой, и в издательстве «Посредник».
Толстой задумал рассказ еще в 1891—1892 годах, когда, занимаясь организацией помощи голодающим крестьянам, ездил по деревням и не раз бывал застигнут метелью, подобною описанной в рассказе. Рассказ построен на характерном для позднего творчества Толстого резком противопоставлении жадного к деньгам, надменного, ограниченного «хозяина» и кроткого, сообразительного, трудолюбивого мужика, «работника».
Над повестью «Отец Сергий» Толстой работал с перерывами в 1890—1891, 1895, 1898 годах.
В повести нашли широкое отражение личные впечатления писателя, неоднократно бывавшего в Оптиной пустыни и других монастырях и близко наблюдавшего там жизнь монахов. Толстой отнесся резко отрицательно к их бесполезному существованию. «Да, монашеская жизнь имеет много хорошего,— записал он в дневнике 1889 года,— главное то, что устранены соблазны и занято время безвредными молитвами. Это прекрасно, но отчего бы не занять время трудом прокормления себя и других, свойственным человеку» (Л. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 50, стр. 195). Позднее Толстой в еще более заостренной форме высказал свое отношение к монахам Оптиной пустыни: «Горе их, что они живут чужим трудом. Это святые, воспитанные рабством» (там же, т. 51, ст,£. 23).
606
С большой любовью рисуя в повести замечательно сильную личность Касатского, Толстой вместе с тем разоблачает идею «монастырского жития», ухода от жизни под предлогом спасения от соблазнов: соблазны остаются, приобретая особенно уродливые, неестественные формы. Поясняя в письме к В. Г. Черткову основной смысл повести «Отец Сергий», Толстой писал: «Борьба с похотью тут эпизод или скорее одна ступень; главная борьба с другим— со славой людской» (там же, т. 87, стр. 71).
Над драмой «Живой труп» Толстой работал в январе — ноябре 1900 года. *
В основу сюжета драмы легло действительное событие — судебное дело супругов Гимер, о котором Толстой узнал в 1897 голу. Н. С. и Е. П. Гимер разошлись, так как муж Гимер спился, потерял службу и попал «на дно». По просьбе жены он симулировал самоубийство, и Е. П. Гимер вышла замуж второй раз. Обман случайно был обнаружен, и Гимеры предстали перед судом.
Толстой не завершил работу над драмой отчасти потому, что однажды к нему явился сын Е. П. Гимер, узнавший из газет о новой пьесе Толстого, и просил не печатать и не ставить пьесу, потому что дело, благополучно завершившееся для его родителей, могло бы снова всплыть.
Драма «Живой труп» была впервые поставлена Московским Художественным театром 23 сентября 1911 года и вскоре с большим успехом повторена на многих сценах — русских и европейских.
Н. К. Крупская рассказывает в своих воспоминаниях, что В. И. Ленин видел «Живой труп» на сцене Бернского театра. «Мы редко ходили в театр,— пишет Н. К. Крупская.— Пойдем, бывало, но ничтожность пьесы или фальшь игры всегда резко били по нервам Владимира Ильича. Обычно пойдем в театр и после первого действия уходим. Над нами смеялись товарищи,— зря деньги переводим.
Но раз Ильич досидел до конца; это было, кажется, в конце 1915 года, в Берне, ставили пьесу Л. Толстого «Живой труп». Хоть шла она по-немецки, но актер, игравший князя, был русский, он сумел передать замысел Л. Толстого. Ильич напряженно и взволнованно следил за игрой» (сб. «Ленин о культуре и искусстве», изд-во «Искусство», М. 1956, стр. 507).
Над рассказом «После бала» Толстой работал в августе 1903 года.
Сюжетной основой рассказа послужил эпизод из жизни брата Толстого, Сергея Николаевича. С. Н. Толстой был влюблен в дочь воинского начальника в Казани Варвару Андреевну Корейш. Отно-
507
шения С. Н. Толстого и В. А. Корейш расстроились после того;-как ему пришлось увидеть экзекуцию солдата, которой руководил отец
его возлюбленной.
Тема жестокости военной службы в условиях царского режима настолько сильно и постоянно волновала Толстого, что замысел рассказа сразу отчетливо вырисовался в его творческом воображении и сама работа проходила с большим подъемом. ,
Над повестью «Фальшивый купон» Толстой работал в конце 1880-х и в 1902—1904 годах, оставив ее незавершенной.
В истории о поддельном купоне Толстой хотел рассказать, «как разносилось зло и как пресеклось» (Л. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 36, стр. 558). И в замысле и в его воплощении преобладает моралистический подход к проблеме «зла». Осуждая «зло», в какой бы .форме оно ни проявилось, чем бы ни было обусловлено, Толстой в «Фальшивом купоне» не заостряет внимания на социальных причинах зла.
В процессе работы над повестью в нее включались новые эпизоды и лица, но основная идея оставалась неизменной: маленькое «зло», наталкиваясь на сопротивление, растет, как снежный ком, достигает огромных размеров и, вдруг столкнувшись с «непротивлением злу насилием», начинает таять.
Основываясь на подлинной правде жизни, показывает Толстой зарождение «зла» из-за денег и в ряде эпизодов реалистически изображает жестокость господского отношения к народу, несправедливость царского суда, едва сдерживаемую и нередко открытую ненависть бедного люда к эксплуататорам.
Над повестью «Хаджи-Мурат» Толстой работал с перерывами восемь лет (1896—1904).
История знаменитого наиба Шамиля, Хаджи-Мурата, передавшегося русским, стала известна Толстому еще в 1851 году, когда он сам участвовал в войне на Кавказе. Однако замысел написать повесть о Хаджи-Мурате возник только в 1896 году, когда увиденный однажды непокорный «татарин»-репей, дОрого отдавший свою жизнь, напомнил Толстому мужественную смерть Хаджи-Мурата.
Толстой говорил, что, помимо личности Хаджи-Мурата, в повести его интересовал параллелизм двух главных противников той эпохи, Николая I и Шамиля, представлявших «два полюса феодального абсолютизма — азиатского и европейского» («Русская мысль», 1911, № 2, стр. 69).
Чтобы правдиво воспроизвести все обстоятельства жизни Хаджи-Мурата и людей, с которыми он сталкивался, Толстой внимательно изучал исторические документы, мемуары, обращался к еще
164
живым • в то время свидетелям изображенных в повести событий, прося сообщить ему те или иные подробности. «Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности»,— писал Толстой одному из своих корреспондентов, И. И. Корганову, сыну того самого полковника Корганова, под надзором, которого находился Хаджи-Мурат после перехода к русским.
Рассказ «Алеша Горшок» написан 24, 28 февраля 1905 года.
Прототипом героя рассказа послужил яснополянский дворник и помощник повара, прозванный Алешей Горшком.
Когда рассказ в 1911 году был опубликован, А. Блок записал в своем дневнике: «Гениальнейшее, что читал — Толстой — «Алеша Горшок».
Рассказ «Корней Васильев» написан в феврале — мае 1905 года; опубликован в «Круге чтения», т. I, изд. «Посредник», М. 1906.
В основу рассказа положен действительный случай, сообщенный Толстому олонецким сказителем В. П. Щеголенком (в июле 1879 года Щеголенок гостил у Толстого в Ясной Поляне, и тогда же многие из его рассказов Толстой занес в свою записную книжку).
Рассказ «Ягоды» написан в два дня —10 и 11 июня 1905 года; опубликован в «Круге чтения», т. I, изд. «Посредник», М. 1906.
Над «Посмертными записками старца Федора Кузмича» Толстой работал в ноябре — декабре 1905 года.
Толстой намерен был «написать историю Александра I с точки зрения Кузмича», под именем которого якобы скрывался в Сибири Александр I в последние годы своей жизни, став отшельником. Когда Толстой узнал, что тождество Александра I и старца Федора Кузмича является легендой, он все-таки писал: «Пускай исторически доказана невозможность соединения личности Александра и Кузмича, легенда остается во всей своей красоте и истинности» (Л. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 77, стр. 185). Однако продолжать «Записки» Толстой не стал, оставив их далеко не законченными.
Рассказ «За что?» написан в январе — апреле 1906 года; опубликован в «Круге чтения», т. II, изд. «Посредник», М. 1906.
Драматическую историю ссыльного поляка Иосифа Мигур-ского и его жены Альбины Толстой узнал из книги С. В. Максимова «Сибирь и каторга».
Рассказ «За что?», написанный на историческом материале, явился своеобразным ответом Толстого на современные ему события — жестокое подавление царским правительством революции 1905 года.
509
Над рассказом «Божеское и человеческое» Толстой работал, с перерывами, в 1903—1906 годах; рассказ опубликован впервые в заграничных журналах, в переводах на иностранные языки, и в «Круге чтения», т. II, изд. «Посредник», М. 1906.
В образе Светлогуба Толстой нарисовал действительное лицо — Д. А. Лизогуба, который, вместе с двумя своими товарищами-революционерами, был казнен в 1879 году, обвиненный в подготовке покушения на Александра II.
Рассказ «Что я видел во сне» написан 13 ноября 1906 года.
В основу рассказа положено действительное событие, случившееся с дочерью брата Толстого, Сергея Николаевича,— Верой Сергеевной Толстой,
Рассказ «Бедные люди» является прозаической переработкой стихотворения В. Гюго «Бедные люди» из цикла «La legende des siecles» («Легенда веков»), сделанной Толстым в 1908 году для второго издания «Круга чтения» (т. I, изд. «Посредник», М. 1908).
Очерк «Песни на деревне» написан 5—8 ноября 1909 года, напечатан в «Юбилейном сборнике Литературного фонда», СПб. 1910.
Толстой действительно участвовал в проводах яснополянских крестьян, изображенных в очерке. В дневнике 22 октября 1909 года он записал: «...Пошел на деревню и испытал одно из самых сильных впечатлений, поплакал. Были проводы ребят, везомых в солдаты» (Л. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 57, стр. 157), и тогда же в дневнике сделал первый набросок очерка.
Над очерком «Три дня в деревне» Толстой работал в -1909— 1910 годах; напечатан очерк впервые в журнале «Вестник Европы», 1910, сентябрь.
В 1909 Году Толстой говорил А. Б. Гольденвейзеру: «Напрашивается то, чтобы писать вне всякой формы: не как статья, рассуждения, и не как художественное, а высказывать, выливать, как можешь, то, что сильно чувствуешь». Именно так, соединяя авторский монолог с реалистическим описанием жизненных сцен, создавал Толстой свой очерк, рассказывая в нем о крестьянской жизни, об изменениях, происшедших в жизни деревни после революции 1905—1907 годов.
Л. Опульская


<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0