RSS Выход Мой профиль
 
Л.Н.Толстой СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, том 10 | ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1873 — 1890гг

ПРИМЕЧАНИЯ


В настоящий том входят произведения 80—90-х годов. В это время в творчестве Л. Н. Толстого находят воплощение его новые идеи, его новый взгляд на действительность, явившиеся результатом перелома в мировоззрении великого писателя, который он пе-режил в конце 70-х — начале 80-х годов.
1879—1881 годы — годы новой революционной ситуации в России. Обострение классовой борьбы в городе и деревне было вызвано жестокими методами капиталистической эксплуатации, пережитками крепостничества во всех областях экономической и политической жизни; неурожаи 1879—1880 годов еще более усилили протест и недовольство крестьянства. Активизировалась деятельность революционеров-народников, завершившаяся террористическим актом 1 марта 1881 года — убийством Александра II. Толстой, хотя и от« вергал революционные методы переустройства мира, отчетливо сознавал, что общественная атмосфера накалена до предела, что сила стихийного протеста огромна и взрыв народного гнева неми-нуем. «Революция экономическая не то, что может быть, • а не может не быть»,— записал он в дневнике 1881 года (Л. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 49, стр. 50).
Революционная ситуация, как известно, не переросла в революцию, социальные проблемы, стоявшие перед обществом, не получили своего разрешения, и после периода революционного подъема наступила политическая реакция. Но лучшие люди России продолжали размышлять, о путях освобождения народа от помещичьей и капиталистической кабалы. Пафосом всей литературной, публицистической и общественной деятельности Толстого становится активная защита интересов народа. Произведения 80—90-х годов отражают идейный разрыв писателя со своим классом и переход его на сторону патриархального крестьянства, самого многочисленного
487
и самого угнетенного класса в России. «Время это, 1881 год, было для меня самым горячим временем внутренней перестройки всего моего миросозерцания»,— писал впоследствии Толстой (Л. Н. 'Г о л-етой, Полн. собр. соч., т. 30, стр. 3).
В 80—90-е годы Толстой особенно резко выступает против всех основ современного общественного строя. Именно в это время в его творчестве главенствующее место занимает «беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей. глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 15, стр. 180).
Но в произведениях этой поры с наибольшей силой выразились также и слабые стороны мировоззрения Толстого — идеализация реакционных настроений патриархального крестьянства: непротивление Злу насилием, религиозное смирение, всепрощение.
Сочетание ненависти к угнетателям с проповедью непротивления отражало настроения той массы русского народа, которая *уже ненавидит хозяев современной жизни, но которая еще не дошла до сознательной, последовательной, идущей до конца непримиримой борьбы с ними» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 323).
Толстой уделяет много внимания распространению своих новых, сформировавшихся в эти годы взглядов. Для этой цели по его инициативе было создано издательство «Посредник», которое выпускало книги, главным образом популяризирующие религиозно-этические принципы толстовства. Эти издания иллюстрировались лучшими художниками (Крамским, Репиным, Савицким, Ярошен-ко), выпускались огромными тиражами и продавались по очень небольшой цене.
Много творческой энергии отдает Толстой также созданию так называемых «народных рассказов», которые занимают особое место в наследии великого художника. Выступая против искусства привилегированных классов, писатель утверждал, что предметом внимания истинного искусства должна быть жизнь народа, что искусство должно быть понятно и доступно трудовому народу. В соответствии с этими требованиями и создаются «народные рассказы». Они были адресованы «новому кругу читателей», которых, по словам Толстого, «надо считать сотнями тысяч, чуть не миллионами». Создавая эти рассказы, писатель использует сюжеты русских сказок, легенды, 'притчи.
Толстой выступает в «народных рассказах» обличителем корыстолюбия и алчности, собственнических устремлений человека,
488
проповедником сурового аскетизма, отречения от жизненных благ, ограничения потребностей человека («Много ли человеку земли нужно»); он старается убедить своих читателей, что любовь к ближнему, непротивление и всепрощение — вот истинная религия человечества («Чем люди живы»).
Из всех «народных рассказов» наиболее полно основные по-ложения учения Толстого воплощены в «Сказке об Иване-дураке». Он негодует против грабительской политики ' капитализма (образ Тараса-Брюхана), против жестокости милитаризма (образ' Семена-Воина), одновременно выдвигая свой идеал патриархальной жизни: обязательный физический труд для всех, общество без денежных отношений, которые он считал одной из главных причин всех социальных зол, без армии: сила людей в непротивлении,— убеждал Толстой («Гнусно стало солдатам, не пошли дальше, и все войска разбежалось»),
«Народные рассказы» были понятны самым широким массам. Толстой предельно упрощает композицию, приближает весь строй речи к народному языку, добивается лаконичности фразы. Написанные в конце 60-х — начале 70-х годов рассказы для азбуки, в том числе «Кавказский пленник», по своей композиции и простоте слога уже предваряли появление «народных рассказов». Автор отказывается здесь от всестороннего раскрытия внутреннего мира своих героев, от психологически углубленного изображения человеческой личности.
«Народные рассказы» служили иллюстрацией к учению Толстого, их главная отличительная черта — дидактизм. Это были проповеди, облеченные в форму рассказов. Но и здесь истинный художник подчас вырывался из узких рамок моралиста, создавал реалистические картины крестьянского быта, показывал нищету и бесправие народных масс.
Одновременно с «народными рассказами» в 80—90-е годы Тол-отой пишет произведения большого жизненного содержания. Он продолжает в них резко критиковать основы помещичье-капиталистического строя, но в отличие от народных рассказов рисует жизнь своих героев во всем ее многообразии, раскрывает историю души человеческой в тесной связи с социальными проблемами современности.
В условно-поэтической форме рассказа о «судьбе» и «думах» Холстомера, существа близкого к природе, Толстой повествует о взаимоотношениях людей в корыстном мире собственников. Эта лирическая повесть с тонким анализом мыслей и чувств героев ставит важнейшие социальные вопросы. Все повествование строится в плане противопоставления эгоистической жизни барина Серпу-"
489
ховского и его «грязной старости» — душевной красоте Холсто-мера, который всего себя отдавал другим и даже после смерти продолжал служить людям.
В «Смерти Ивана Ильича», этом выдающемся произведении мировой литературы, Толстой изображает трагедию человека, который перед смертью вдруг понял, что вся его жизнь была «не то». Он понял, что внешне правильная, приличная жизнь людей его круга, прикрываемая, мнимой «порядочностью», безнадежно убога и опустошенна. Ложью и лицемерием проникнуты и общественные и семейные отношения, и нет места живому человеческому чувству даже во взаимоотношениях самых близких людей. Эта духовная разобщенность людей в буржуазно-аристократическом обществе и была причиной страшного одиночества Ивана Ильича перед смертью. И не случайно единственным человеком,; проявившим искреннее участие к умирающему, был слуга Герасим, которому чужды ложь и лицемерие господ. Толстой и здесь подчеркивает нравственное превосходство человека из народа перед так называемым «высшим обществом». Правда, в конце рассказа Толстой заставляет своего героя, вдруг озаренного внутренним светом, проникнуться любовью к тем самым людям, все ничтожество которых он только что осознал. Но эта моралистическая тенденция не смогла ослабить огромной эмоционально-художественной выразительности произведения.
Еще большего драматизма, чем в повести «Смерть Ивана Ильича», Толстой достигает в «Крейцеровой сонате». Осуждая развращенность господствующих классов, Толстой показал, что она является следствием их внутренней опустошенности, паразитического существования, уродливости сложившихся отношений. Но преодоление пороков буржуазно-дворянского общества, по мнению писателя, возможно лишь путем «апелляции к «Духу», проповеди новой морали, идеала добра, достигаемого аскетическим образом.
Глубоко закономерно было обращение Толстого в 80-е годы к драме. Писателя привело к работе над драмой трагическое восприятие социальных явлений действительности, которое уже нашло свое выражение в повестях того времени. «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» — это именно внутренние драмы, драмы души; отсюда их сжатость, сосредоточенность»,—писал Ромен Ролл аи (Ромен Роллан, Собр. соч., Гослитиздат, т. 2, 1957, стр. 314). Пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» принадлежат к лучшим произведениям мировой драматургии. Драматизм «Власти тьмы» достигает шекспировской силы. Страстный пафос социального обличения, необычайная острота постановки важнейшего вопроса эпохи — вопроса о судьбах русского крестьян-
490
ства в пореформенную эпоху — сочетаются с глубоким психологизмом.
Изображая крушение патриархальных отношений в русской деревне, рост власти денег, порождающей пороки и преступления, Толстой ищет спасения от социальных бед в религии, предлагает свои рецепты нравственно-этического исправления зла.
«Горячим протестантом и страстным обличителем» выступает Толстой и в «Плодах просвещения». Центральный конфликт комедии— ненормальность земельных отношений между крестьянами и помещиком. Лейтмотивом звучит ставшая знаменитой фраза: «Земля мала, не то что скотину — курицу, скажем, и ту выпустить некуда»,— фраза, в которой заключена горькая правда о русском крестьянине, ограбленном помещичьей реформой.
Создавая реалистические образы мужиков, Толстой подчеркивает их моральное и духовное превосходство перед «господами», средствами острой сатиры разоблачает он мнимую просвещенность «привилегированных» классов, показывая их нравственный маразм и духовное убожество.
«Адвокатом стомиллионного земледельческого народа» называл себя великий писатель (Л. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 76, сир. 45), и пьесы его особенно убёдительно свидетельствуют об этом.
Кавказский пленник. Впервые опубликован в журнале «Заря», 1872, № 2. Написан в марте 1872 года. В рассказе использован случай, происшедший с Л. Н. Толстым во время его службы на Кавказе, в июне 1853 года, когда чеченцы напали на пятерых русских офицеров.' «Кавказский пленник» создавался специально для «Азбуки» и вошел в «Четвертую русскую книгу для чтения», являющуюся составной частью «Азбуки». В 1885 году для издания «Посредника» текст рассказа был несколько переработан и в таком виде переиздавался «Посредником» много раз.
Чем люди живы. Впервые опубликовано в «Детском отдыхе», ежемесячном иллюстрированном журнале для детей (1881, № 12). К работе над рассказом Толстой приступил в конце 1880— начале 1881 года. Сюжет взят из легенды, рассказанной Толстому олонецким сказителем В. П. Щеголенком. В записной книжке Толстого сохранились записи сюжетной канвы былин и легенд, услышанных от Щеголенка. Писатель с увлечением работал над этим произведением. Существует тридцать три рукописи и несколько корректур, правленных Л. Н. Толстым, свидетельствующих о стремлении писателя как можно доступнее для читателей из народа выразить мысль о том, что истинная религия — в любви к ближнему.
491
Много ли человеку земли нужно. Впервые опубликовано в журнале «Русское богатство», 1885, кн. 4. Начало работы относится к лету 1885 года.
Сказка об Иване-дураке и его двух братьях. Впервые опубликована в 1886 году в XII части «Сочинений'гр. Л. Н. Толстого. Произведения- последних годов», М. 1886. Толстой работал над сказкой с августа — сентября по октябрь 1885 года. В 1887'году «Посредник» выпустил сказку большим тиражом, но московский цензурный комитет наложил арест на тираж и- запретил перепечатку; после этого только в 1906 году было получено право ее свободного печатания.
Работник Емельян и пустой барабан. Сказка написана в мае 1886 года. В основу ее положен известный сказочный сюжет.
Первая попытка публикации была неудачной: цензура изъяла сказку из уже сверстанного тома (XII ч. «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Произведения последних годов», М. 1886). В 1892 году она вышла в свет в сборнике «Помощь голодающим» под названием «Сказка» и с подзаголовком: «Из народных сказок, созданных' на Волге в отдаленные от нас времена, восстановил Лев Толстой». В 1903 году сказка вошла в «Собрание сочинений» Л. Н. Толстого и называлась: «Сказка о пустом барабане». Во всех прижизненных изданиях, выходивших в России, она подверглась цензурному вмешательству, и только в 1906 году и затем в 1908 и 1910 годах «Посредник» выпустил сказку без цензурных изменений.
Холстомер. Впервые опубликовано в 1886 году в Собрании сочинений Л. Н. Толстого. Первую .редакцию ее Толстой закончил в 1864 году и в течение более двадцати лет не прикасался к ней. В 1885 году, когда -С. А. Толстая готовила собрание сочинений Льва Николаевича и включила «Холстомер» в состав издания, Толстой радикально переработал повесть, усилив ее обличительную направленность.
Смерть Ивана Ильича. Впервые опубликовано в XII части «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Произведения последних годов»; М. 1886. Писатель работал над повестью в 1884—1886 годы. Замысел возник у него еще в 1881 году под впечатлением смерти И. И. Мечникова, брата известного русского ученого. Толстой говорил, что он хотел дать «описание простой смерти простого человека, описывая из него» (Полн. собр. соч., т. 63, стр. 282).
492
.Власть тьмы. Впервые опубликовано в 1886 году в XII части «Сочинений гр. Л. Н. Толстого, Произведения последних годов». Создавалась пьеса осенью 1886 года. Она была задумана как пьеса «для народа», отсюда и ее идейно-тематическая близость с «народными рассказами». Пьеса имела семь редакций. Ее первоначальное. название «Коготок увяз — всей птичке пропасть».
«Фабула «Власти тьмы» почти целиком взята мною из подлинного . уголовного дела, рассматривавшегося в Тульском суде...— рассказывал Толстой.— В деле этом имелось именно такое же, какое приведено и во «Власти тьмы», убийство ребенка, прижитого от падчерицы... Отравление мужа было придумано мною, но даже главные фигуры навеяны действительным происшествием» (JI. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 26, стр. 706).
Царская цензура запретила постановку драмы на сцене. Александр III .считал, что пьеса «слишком реальна и ужасна по сюжету и что необходимо положить конец этому безобразию Л. Н. Толстого. Он чисто нигилист и безбожник. Недурно было бы запретить продажу его драм» («Красный архив», 1932, ч. I). Только в 1895 году удалось добиться разрешения постановки пьесы на сцене. * . •
Крейцерова соната. Впервые опубликована в 1891 году в XIII части «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Произведения последних годов». Толстой начал работать над повестью в октябре 1887 года. Замысел ее был подсказан писателю артистом Андреевым-Бурлаком, который рассказал, как в поезде «один господин сообщил ему свое несчастие от измены жены». Первоначальные редакции в меньшей степени были насыщены социально-обличительным материалом, 12 марта 1889 года Толстой писал Г. А. Русанову: «Слух о повести имеет основание. Я уже года два тому назад написал начерно повесть действительно на тему половой любви, но так небрежно и неудовлетворительно, что и не поправляю и если бы занялся' этой Мыслью, то начал бы писать вновь». (Л. Н. Толстой, Поли, собр. соч., т. 64, стр. 235). В мае — июне 1889 года писатель продолжал работу. Последняя редакция была закончена 5 декабря 1889 года.
Дьявол. При жизни писателя повесть не появилась в печати: Толстой не считал ее законченной. Впервые она была опубликована в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого;*, М. 1911. Начало работы над повестью относится к ноябрю 1889. гог да^ Уже в январе 1890 года писатель передал автограф. В, Г. Черткову. В присланной Чертковым копии Толстой сделал, ряд попра-
493
еок и написал новый вариант конца (в первом варианте герой убирает себя, во втором—Степаниду). Тогда же повесть была озаглавлена «Дьявол».
Плоды просвещения. Впервые опубликовано в 1891 году в сборнике «Памяти Юрьева». Работу над комедией Толстой начал в 1886 году, но затем оставил ее и вернулся к пьесе в 1889 году. Комедия готовилась для домашнего спектакля и во время репетиций еще дорабатывалась Толстым. Закончена в январе 1890 года. Толчком для создания ее послужило впечатление от спиритического сеанса, на котором Толстой присутствовал в 1880 году. Всего было восемь редакций. Первоначально пьеса называлась «Спириты»; затем «Исхитрились», «Исхитрилась, или Плоды просвещения» и в последней редакции — «Плоды просвещения».
Е. Жезлова


<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0