ПРИЛОЖЕНИЯ
В третий том Собрания сочинений JI. Н. Толстого включены его произведения конца 50-х — начала 60-х годов. В жизни и творчестве писателя эти годы отмечены, с одной стороны, своеобразным идейным и творческим кризисом, с другой — началом нового творческого подъема, достигшего своей кульминации в эпопее «Война и мир». Глубокие противоречия, колебания, творческие неудачи, которые пережил Толстой в конце 50-х годов, определили разнохарактерность произведений этих лет не только по их тематике, но прежде всего по их внутреннему содержанию и идейной направленности. Эти произведения отразили сложный путь идейного и художественного развития Толстого в период обострения социальных и общественных противоречий после поражения России в Крымской войне и накануне отмены крепостного права.
Проблема народа с самого начала литературной деятельности Толстого определилась как основная проблема всего его творчества, однако на разных творческих этапах она по-разному им ставилась и решалась.
В 50-е годы Толстой одинаково глубоко озабочен и бедственным положением крепостного крестьянства и исторической судьбой дворянства. Он уже видит порочность моральных принципов дворянского общества, но считает, что забота помещиков о благе крестьян, сближение с народом может стать основой нравственного очищения дворянства.
Таким в сущности иллюзорным путем, путем примирения непримиримого, Толстой хочет и надеется решить в эти годы коренную проблему эпохи — проблему взаимоотношений помещиков и крестьян. Именно в таком плане задумывает он в начале 50-х годов «Роман русского помещика».
В конце ЕО-х годов, в связи с окончанием Крымской войны, обнажившей язвы крепостнической России, эти иллюзии неизбежно должны были рухнуть. Непосредственная же практическая деятельность Толстого в эти годы в своем имении позволила ему яснее увидеть
391*
несовместимость интересов крестьян и помещиков (правда, на этом этапе Толстой еще не допускал мысли о возможности уступки прав помещика в пользу крестьян, считая эти права абсолютно бесспорными, неотъемлемыми историческими правами). Это глубокое противоречие нашло отражение в рассказе «Утро помещика» (1856), оно не дало Толстому возможности осуществить замысел большого полотна — «Роман русского помещика». Оно же в известной мере явилось одной из причин творческого кризиса писателя в конце 50-х годов.
Знакомство с Западной Европой в 1857 году углубило противоречия в мировоззрении и творчестве Толстого С одной стороны, относительный демократизм буржуазного Запада способствовал более углубленному осознанию писателем тяжелого положения народа в крепостнической России, с другой — буржуазно-демократические «свободы» не только не привлекли Толстого и не стали его положительным идеалом, но своей лживостью и фальшью навсегда восстановили его против буржуазного порядка. Рассказ «Люцерн», написанный Толстым во время его пребывания за границей,— это злободневный и страстный протест против капиталистических форм жизни. Однако, как отмечал В. И. Ленин, Толстой, критикуя буржуазный порядок, рассуждает отвлеченно, он допускает только точку зрения «вечных» начал нравственности, вечных истин религии... «В «Люцерне»... Л. Толстой объявляет, что признание «цивилизации» благом есть «воображаемое знание», которое уничтожает инстинктивные, блаженнейшие первобытные потребности добра в человеческой натуре» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 30).
Тема обличения антигуманистической сущности буржуазной цивилизации в «Люцерне» тесно связана с проблемой искусства, враждебностью буржуазного общества подлинному искусству. Обращение Толстого к вопросам искусства в этот период было глубоко закономерным и обусловлено его социальными и идейными исканиями. Перед художником неизбежно должен был стать вопрос: каково отношение искусства к столь неприглядной, сложной и противоречивой действительности и каково место и значение искусства в жизни общества, может ли художник уйти от социальных бурь в «мир искусства и поэзии» и там укрыться от всех невзгод? Эти проблемы волновали не только Толстого. В конце 50-х годов, в условиях напряженной и острой идейной борьбы, предшествовавшей отмене крепостного права, эти проблемы были выдвинуты на первый план самой жизнью. В литературе, которая тогда в России, в силу специфических условий, являлась самым действенным оружием в борьбе с самодержавием и крепостничеством, размежевание общественных сил шло именно по этой линии. Революционно-демократическому направлению во главе с Н. Г. Чер-
392
нышевским, Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, утверждавшими высокую идейность и общественную значимость художественного творчества, противостояло либерально-дворянское во главе с А. В. Дружининым, В. П. Боткиным и П. А. Анненковым—сторонниками теории «чистого искусства».
Особенности мировоззрения Толстого, его глубоко отрицательное отношение к политической борьбе и к деятельности революционных демократов, неприятие политической программы и в значительной мере эстетики революционных демократов определили его по-зицию в этой борьбе. В 1856 году Толстой сближается с критиками либерально-дворянского лагеря. Тяжелые впечатления от страшной русской действительности — «патриархального рабства», все ужасы которого он особенно остро почувствовал после возвращения из-за границы в 1857 году,— невозможность найти пути выхода из глубоких социальных противоречий способствовали стремлению Толстого уйти в «мир искусств, поэзии и привязанностей». Но даже в этот короткий период сближения с теоретиками «чистого искусства» писатель никогда не разделял полностью их эстетических позиций. Его неостывающий интерес к народной жизни, его сочувствие тяжкой доле мужика, умение видеть «правду» резко противостояли барскому самодовольству и безмятежному спокойствию представителей «искусства для искусства» и помимо желания самого писателя объективно сближали его с революционными демократами. Тем не менее кратковременное увлечение теорией «чистого искусства» отрицательно сказалось на его творчестве.
Рассказ «Альберт» и роман «Семейное счастье», созданные Толстым в эти годы, непосредственно связаны с увлечением идеями «чистого искусства» и отражают попытки Толстого уйти от решения коренных вопросов современности, его иллюзорные искания положительного идеала. В «Альберте» Толстой пытался возвысить мечту над реальной жизнью, оправдать художников, противопоставляющих миру неприглядной действительности мир мечты, стремился найти в искусстве своеобразное убежище от тревог социального мира. Отсюда и противоречивость образа главного героя Альберта, его судьбы. «Как Вы там себе ни смотрите на Вашего героя,— писал Толстому Н. А. Некрасов,— а читателю поминутно кажется, что Вашему герою с его любовью и хорошо устроенным внутренним миром нужен доктор, а искусству с ним делать нечего» (Н. А. Некрасов, Полн. собр. соч. и писем, Гослитиздат, М. 1952, т. X. стр. 372).
В романе «Семейное счастье» тема семейного счастья рассматривается Толстым по существу также абстрактно, вне связи с социальным миром, окружающим героев, чем объясняется непол-
393
ноценность, нетипичность как образов, так и изображаемых обстоятельств. В романе отразились попытки Толстого найти положительный идеал в узколичной, усадебной жизни, найти в ней спасение от сложных социальных проблем. Слабость идейных и творческих позиций автора особенно ярко проявилась в трактовке образа главного героя романа. Сергей Михайлович своим гуманизмом, искренностью и добротой безусловно родствен центральному герою творчества Толстого, в частности Нехлюдову из «Утра помещика». В то же время он очень далек от него своей самоуспокоенностью, своим желанием замкнуться в маленьком мирке личного счастья.
Недостаточная социальная мотивировка психологии героев, их душевной драмы, сузила идейную и художественную значимость романа. Вскоре после напечатания первой части Толстой сам пришел к выводу, что роман — «постыдная мерзость».
В этот же период в 1858 году Толстой создает рассказ «Три смерти». В письме к А. А. Толстой от 1 мая этого года писатель раскрывает замысел рассказа: «Моя мысль была: три существа умерли — барыня, мужик и дерево. Барыня жалка и гадка, потому что лгала всю жизнь и лжет перед смертью. Христианство, как она его понимает, не решает для нее вопроса жизни и смерти. Зачем умирать, когда хочется жить? В обещания будущие христианства она верит воображением и умом, а все существо ее становится на дыбы, и другого успокоенья (кроме ложнохристнанского) нету, а место занято. Она гадка и жалка. Мужик умирает спокойно, именно потому, что он не христианин. Его религия другая, хотя он по обычаю и исполнял христианские обряды; его религия — природа, с которой он жил. Он сам рубил деревья, сеял рожь и косил ее, убивал баранов, и рожались у него бараны, и дети рожались, и старики умирали, и он знает твердо этот закон, от которого он никогда не отворачивался, как барыня, и прямо, просто смотрел ему в глаза... Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво,— потому что не лжет, не ломается; не боится, не жалеет» (Л. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 60, стр. 265—266).
Однако эта идея в конкретном ее воплощении в рассказе имеет другой акцент — остро социальный. Вопреки стремлению писателя подойти к решению этой проблемы с общеэтических позиций, утвердить и противопоставить природу человеческому обществу, в рассказе по существу противопоставляются два социальных мира, две среды — помещичья, которая порождает натуры, подобные барыне, со всей их фальшью и духовной ничтожностью, и крестьянская, трудовая, которая породила мужика с его спокойствием, простотой, искренностью и бесстрашием перед лицом смерти.
394
В 1859 году Толстой окончательно порывает с теоретиками «чистого искусства». В жизни и творчестве Толстого наступает новый- период идейных и творческих исканий, обусловленный социально-историческими сдвигами, бурным назреванием революционной ситуации 1859—1861 годов.
Мысли писателя обращаются к народу. В 1859 году он начинает занятия с крестьянскими детьми в Ясной Поляне. Основная идея его педагогической деятельности: «Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко того, что мы знаем» (Л. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 60, стр. 325).
В 1860 году Толстой снова едет за границу, где наиболее примечательным и значительным событием для него было знакомство с Герценом. По возвращении в Россию Толстой издает педагогический журнал «Ясная Поляна» (1861—1862). Работа в качестве мирового посредника еще больше сближает его с крестьянами, способствует более глубокому проникновению в смысл происходящих событий общественной жизни. В эти годы Толстой работает над повестями из деревенского быта: «Идиллия», «Тихон и Маланья», «Поликушка». Во взгляде писателя на народ появляется новый оттенок: Толстой приходит к твердому убеждению в полном превосходстве народа над «господскими» классами. Это находит свое отражение в повести «Казаки», основной пафос которой — поэтизация трудовой, близкой к природе жизни и порожденных ею морально-нравственных устоев, ее превосходство над жизнью и духовным миром высших сословий.
«Казаки» — самое значительное произведение Толстого начала 60-х годов. Повесть знаменует собой перелом в духовном и творческом кризисе писателя, отражает резкое нарастание критического пафоса в его творчестве и является новой значительной вехой в развитии его реализма.
В «Казаках» Толстой вновь, но уже на более глубокой основе обращается к изображению нравственных исканий человека из дворянской среды, не удовлетворенного существующей социальной действительностью. Проблема сближения с народом лучших людей из дворянства, которая ставится здесь Толстым, решается им значительно глубже, чем в предшествующих произведениях и, в частности, в «Утре помещика». В «Утре помещика» идеал Нехлюдова ограничивается его стремлением улучшить жизнь принадлежащих ему крепостных крестьян. Идеал Оленина — непосредственное сближение с народом, усвоение его жизненных норм, его высоких нравственных устоев.
Основная тема повести — раскрытие духовной несостоятельности «господских сословий», как следствие их нетрудовой, пара-
395
зитической жизни. Писатель впервые столь решительно и определенно ставит и раскрывает эту тему именно в «Казаках».
Повесть насыщена богатым фольклорным материалом; в ней даны изумительные по красоте пейзажи. «Казаки» — одно из самых поэтических творений Толстого. По определению Тургенева, «Казаки» — «...вещь поистине удивительная и силы чрезмерной» («Щукинский сборник», вып. 8, М. 1909, стр. 364). Восторженно отозвался о повести А. Куприн. «А я на днях опять (в 100-й раз) перечитал «Казаки» Толстого,— писал он 8 октября 1910 года Ф. Д. Батюшкову,— и нахожу, что вот она, истинная красота, меткость, величие, юмор, пафос, сияние» (Рукописный отдел Института русской литературы).
В повести «Поликушка», написанной в эти же годы, писатель рисует картину страшной нищеты и бесправия народа. В этом плане «Поликушка» в значительной мере перекликается с повестью «Утро помещика». Однако идейные акценты в них разные. Центральной проблемой «Утра помещика» является проблема взаимоотношений помещика с крестьянами. В повести «Поликушка» писателя прежде всего волнует судьба крестьянина. В образе Поликея Толстой достигает большой глубины обобщения. Трагическая судьба Поликушки изображается им как типическая судьба крепостного крестьянина.
Огромную силу эмоционального воздействия повести отметил Тургенев. «Прочел я... «Поликушку»...— писал он А. А. Фету 25 января 1864 года,— и удивился силе этого крупного таланта... есть страницы поистине удивительные! Даже до холода в спинной кости пробирает... Мастер, мастер!» (И. С. Тургенев, Собр. соч., Гослитиздат, М. 1958, т. 12, стр. 354).
В конце 1860 года Толстой приступает к работе над романом «Декабристы». Роман остался незаконченным, но написанные три главы имеют важное значение в творчестве Толстого, они являются вехой на пути осмысления писателем исторической роли народа, осмысления того, что «сила России... в народе», они подготовили в значительной мере замысел «Войны и мира».
Из записок князя Нехлюдова. Люцерн.— Рассказ напечатан в сентябрьском номере «Современника» за 1857 год. Толстой работал над ним в 1857 году: первая редакция была написана за границей в несколько дней. Окончательная — по возвращении Толстого в Россию в августе 1857 года. Прежде чем рассказ был напечатан, автор читал его сотрудникам «Современника», о чем свидетельствует дневниковая запись от 1 августа этого года: «Прочел им Люцерн. Подействовало на них» (Л. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 47, стр. 150).
396
Сюжетной основой рассказа послужил действительный случай, происшедший в курортном швейцарском городке Люцерне, свидетелем и участником которого оказался сам писатель. 7 июля 1857 года Толстой коротко описал его в дневнике: «Ходил в privathaus. Возвращаясь оттуда, ночью — пасмурно — луна прорывается, слышно несколько славных голосов, две колокольни на широкой улице, крошечный человек поет тирольские песни с гитарой и отлично. Я дал ему и пригласил спеть против Швейцерхофа — ничего, он стыдливо пошел прочь, бормоча что-то, толпа, смеясь, за ним. А прежде толпа и на балконе толпились и молчали. Я догнал его, позвал в Швейцерхоф пить. Нас провели в другую залу... Мы пили, лакей засмеялся, и швейцар сел. Это меня взорвало — я их обругал и взволновался ужасно» (там же, стр. 140—141).
Альберт.— Повесть впервые напечатана в августовском номере «Современника» за 1858 год. Написана в 1857—1858 годах. Замысел повести и начало работы над ней относятся к январю
1857 года. Прототипом главного героя послужил скрипач оркестра Петербургской оперы Кизеветтер, с которым Толстой случайно познакомился в Петербурге. В дневнике писателя от 7 января 1857 года имеется запись: «История Кизеветтера подмывает меня» (там ж е. стр. 109). В процессе работы несколько раз изменялось название повести — «Пропащий», «Поврежденный», «Погибший», «Музыкант». Название «Альберт» впервые появилось только в печатном тексте.
Три смерти.— Рассказ впервые напечатан в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1859 год. Написан в январе
1858 года.
Семейное счастье.— Роман впервые напечатан в 1-й и 2-й книжках журнала «Русский вестник» в апреле 1859 года. Первое вполне определенное упоминание о нем содержится в письме Н. А. Некрасова к Толстому от 29 января 1859 года: «Тургенев мне сегодня сказал, что Вы окончили Ваш роман. Я прошу его у Вас для «Современника» и предлагаю Вам назначить, какие Вам угодно денежные условия» (Н, А. Некрасов, Полн. собр. соч. и писем, Гослитиздат, М. 1952, т. X, стр. 396).
По свидетельству самого Толстого, основой художественного замысла романа послужила история личных взаимоотношений его с В. В. Арсеньевой.
Казаки.— Повесть впервые напечатана в январском номере «Русского вестника» за 1863 год. Замысел «Очерков Кавказа», из которого затем выросла повесть, относится к началу 50-х годов.
397
Однако осуществить его писателю удалось только в 1863 году, и то не полностью: из задуманных двух частей была написана одна.
В повести нашли отражение впечатления Толстого от Кавказа, от жизни и быта гребенских казаков и горцев. В частности, прообразом Брошки послужил охотник Епишка, с которым Толстой хорошо был знаком в бытность свою на Кавказе.
Поликушка.— Повесть впервые напечатана в февральском номере журнала «Русский вестник» за 1863 год. Написана в 1861— 1862 годах. Сюжетом повести послужило действительное событие в селе Глубоком, Опочецкого уезда, Псковской губернии — имении князей Дондуковых-Корсаковых. Рассказала о нем Толстому в Брюсселе одна из дочерей князя М. А. Дондукоза-Корсакоза.
Декабристы.— Три главы незаконченного романа впервые были опубликованы в 1884 году в книге «XXV лет. 1859—1884. Сборник Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым».
Над «Декабристами» Толстой работал с большими перерывами в течение многих лет. В одной из черновых редакций предисловии к роману «1805-й год» Толстой отметил, что еще в 1856 году он «начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию». Однако материалов, свидетельствующих о работе над «Декабристами» в эти годы, нет. Первые главы романа написаны в конце 1860 года. Об этом писатель сообщил А. И. Герцену в письме от 26 марта 1861 года: «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женою, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к нозой России» (Л. Н. Толстой, Поли. собр. соч., т. 60, стр. 374).
В 1863 году Толстой продолжил работу над «Декабристами», об этом свидетельствуют датировка первой публикации трех глаз романа и воспоминания свояченицы Толстого Т. А. Кузминской. Писатель вернулся к замыслу «Декабристов» лишь после написания «Войны и мира» и «Анны Карениной» — в 1877—1878 годах и в последний раз в 1879 году: роман остался незаконченным.
Н. Акопова
<<<---