ПРИМЕЧАНИЯ
АЭЛИТА Роман
Впервые с подзаголовком «Закат Марса» напечатан в журнале «Красная новь», 1922, № 6, 1923, № 2. Первое отдельное издание: «Аэлита (Закат Марса)», роман, ГИЗ, М.-Пг., 1923.
«Аэлита» — научно-фантастический роман, в котором тема межпланетного полета дается в сочетании с проблемами социально-политическими. Рисуя жизнь на Марсе и марсианское общество, показывая восстание угнетенных жителей планеты, колебания народного предводителя Гора, писатель замаскированно полемизировал с социальными теориями Герберта Уэллса, с пессимистической проповедью «заката Европы» Освальда Шпенглера и некоторыми другими буржуазными философскими теориями. Показывая марсианского диктатора Тускуба, отстаивающего «цивилизацию лишь для избранных», А. Толстой вскрывает антинародный характер его взглядов, в которых имеются общие черты с идеологией фашизма.
При характеристике далекой исторической эры, легендарных событий борьбы первобытных племен Земли и Марса писателем были использованы дошедшие до нас от античной эпохи предания об Атлантиде — якобы существовавшем в глубокой древности гигантском острове, населенном культурными и могучими народами. Атлантида вследствие страшного землетрясения будто бы исчезла, погрузившись в воды океана.
Научно-техническая сторона фабулы в романе основана на теории межпланетных ракетных сообщений, разработанной знаменитым русским ученым К. 3. Циолковским в его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами» («Научное обозрение», 1903, № 5).
425
Первоначальный текст «Аэлиты» (1922—1923) подвергся существенной переработке. Автор внес в последующие издания не только много исправлений и сокращений стилистического характера; в тексте сделаны были изменения, сокращения, затрагивающие и самое содержание произведения.
Так, из рассказа Аэлиты Лосю о далеком прошлом Марса сняты были те места, в которых проступала тенденция истолковывать отдельные исторические события в плане борьбы неких отвлеченных сил добра и зла. В последующих изданиях эти таинственные силы были прояснены автором: в одном случае как силы разумного знания, а в другом — как косность невежества и предрассудков.
При переработке романа А. Толстой, устранив некоторые черты в характеристике Лося, тем самым значительно ослабил настроения пессимизма, мрачного одиночества, проявления неврастенической изломанности. Если в первом издании романа как основная цель его действий, как главный жизненный стимул подчеркивалась устремленность к счастью любви (как некоему всепоглощающему чувству), то в переработанном тексте это затушевано. В тексте первой публикации «Аэлиты», рисуя Лося в самый острый момент восстания, когда он оказывается вынужден вмешаться в события, писатель не забывал все-таки отметить, что героем его движет мечта о любви: «В ушах пело: к тебе, к тебе, через огонь и борьбу, мимо звезд, мимо смерти, к тебе, любовь!». В последующей редакции эта фраза была уже снята А. Толстым.
В процессе работы над текстом некоторым изменениям подвергся и образ красноармейца Гусева, из характеристики которого были устранены такие отрицательные черты, как склонность к голому делячесТву, «коммерческой» оборотливости, скопидомству, явно нарушавшие целостность образа, его жизненную убедительность и полноту.
«Аэлита» А. Толстого, связанная с ранним этапом формирования советской литературы, явилась первым удачным опытом создания у нас нового фантастического романа. Живой интерес читателей к этому произведению не ослабевает до сих пор. Критика наших дней отмечает как заслугу А. Толстого то, что им была успешно заложена в фантастическом жанре «реалистическая традиция гуманизации космоса» и что «неизбежную для фантаста условность научного материала Толстой искусно восполняет удивительным правдоподобием, поднимаясь от правдоподобия внешнего... к неожиданно дальновидным предвосхищениям больших научных идей» (см. «История русского советского романа», изд. «Наука», М.-Л., 1965, кн. I, стр. 378, 382).
По роману А. Толстого «Аэлита» был написан сценарий одноименного кинофильма, поставленного в 1924 году режиссером Я. А. Протазановым.
А.Алпатов
426
ГИПЕРБОЛОИД ИНЖЕНЕРА ГАРИНА
Роман
Впервые с подзаголовком «Роман в трех книгах» напечатан: книга первая — «Угольные пирамидки» — в журнале «Красная новь», 1925, №№ 7, 8, 9; книга вторая — «Сквозь Оливиновый пояс» — в том же журнале, 1926, №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Первая книга заканчивалась сценой расправы Гарина с шайкой Гастона, вторая — смертью мадам Ламоль во время бегства с капитаном Янсеном от восставших на Золотом острове.
В финальном абзаце говорилось: «Узнав о захвате Золотого острова Ревкомом, разъяренная толпа ворвалась в Вашингтоне в Белый дом, ища растерзать Пьера Гарри, но его не могли найти. Он исчез. Этим заканчивается одна из необычайных авантюр инженера Гарина».
В 1927 году в журнале «Красная новь», № 2 (февраль), напечатан новый текст под заглавием «Гарин — диктатор» и с подзаголовком «Новый вариант конца романа «Гиперболоид инженера Гарина». Второй вариант оканчивается встречей на «Аризоне» Гарина, сбежавшего из Вашингтона, с Зоей, только что похоронившей Янс'ена. Последняя фраза: «На этом заканчивается одна из необычайных авантюр инженера Гарина»,— повторяла конец первого варианта и оставляла за автором возможность написать обещанную в подзаголовке при начале публикации третью книгу. Но она так и не была написана.
Некоторые сведения о том, что послужило ему материалом для романа, автор сообщил в статье «Как мы пишем» (декабрь 1929 года): «Когда писал «Гиперболоид инженера Гарина» (старый знакомый, Оленин, рассказал мне действительную историю постройки такого двойного гиперболоида; инженер, сделавший это открытие, погиб в 1918 году в Сибири), пришлось ознакомиться с новейшими теориями молекулярной физики. Много помог мне академик П. П. Лазарев».
В июле 1924 года А. Толстой составил план романа в трех частях — заявку в Государственное издательство. В творчестве писателя это редкий случай развернутого плана задуманного произведения.
В начале плана говорится: «Время действия — около 1930 года. Роман развертывается на фоне кануна второй мировой войны. С середины романа — происходит воздушно-химическая война, В конце — европейская революция» (цитируется здесь и дальше по тексту рукописи, Архив А. Н. Толстого. ИМЛИ).
Далее в плане следует перечень действующих лиц, которые вошли в роман «Гиперболоид инженера Гарина», за исключением «сыщика Кера», работающего на Роллинга. Роль этого персонажа автор в дальнейшем в какой-то мере распределил между Семено-
427
вым и Тыклинским. Гастон Утиный Нос, вошедший в роман, в плане наэван Мишелем — танцором, бандитом.
Интересна данная в перечне действующих лиц характеристика Хлыноваг «Тип нового русского человека. Сын рабочего, бывший рабочий на военно-химическом заводе». По первоначальному замыслу студент-химик Степан Хлынов был одной из центральных фигур романа — сначала помощником Гарина, изготовлявшим для него пирамидки, затем его противником.
Названия первой и второй частей романа в плане совпадают с названиями в журнальной публикации. В сноске к части первой А. Толстой пишет: «Эту часть плана, как имеющую авантюрный характер, я разрабатываю несколько более детально, остальные части схематично. В романе первая часть будет меньше двух остальных. Вторая часть будет носить героический характер. Третья часть — утопический.
Таким образом, роман будет авантюрный, героический и утопический».
Сюжет романа существенно отличается от сюжета, намеченного планом. В нем изменена не только роль Хлынова, но и многое другое. По плану — в первой части после убийства двойников Гарина в Москве и в Париже действие снова переносится в Москву, где Хлынов в контакте с Гариным готовит пирамидки. Зоя и Кер охотятся за Гариным. Шельга входит в соглашение с Хлы-новым. Гарин уничтожает агентов уголовного розыска, пытающихся окружить дом, где он скрылся, и похищает Зою.
Во второй части развитие действия более близко к первоначальному замыслу. Только взрывы предприятий Гарин, играющий на понижение, по плану осуществляет не в Европе, а в Америке и не в контакте с Роллингом. Не вошел в роман намеченный планом рассказ о деятельности Хлынова и немецкого ученого Херца по строительству огромных химических заводов удобрения в России и похищении Гариным обоих ученых.
По плану, вторая часть романа оканчивалась объявлением Гарина о своих несметных запасах золота и предложением избрать его императором мира. «Страны, обезумевшие от вожделения овладеть этим золотом, вырывают друг у друга преимущественное право иметь Гарина императором. Вспыхивает европейская война».
План третьей части, названной «Судьба мира», приводим полностью: «Война и уничтожение городов. Роллинг во главе американских капиталистов разрушает и грабит Европу, как некогда Лукулл и Помпей ограбили Малую Азию.
На сцену опять выступает Шельга. Борьба его с Кером и убийство Кера.
Россия переоснащивает свои химические заводы на оборону.
В Париже начинается революция.
Роллинг руководит при помощи Мишеля бандами анархистов.
428
В то же время на острове Гарин готовится стать властелином мира.
Зоя Монроз страстно влюблена в Хлынова.
Гениальный план Хлынова. При помощи Зои выполняет его. Гибель Гарина. Хлынов взрывает остров.
Хлынов летит в Париж и бросается в гущу борьбы.
Поражение анархистов. Гибель Роллинга.
Победа европейской революции.
Картины мирной, роскошной жизни, царство труда, науки и грандиозного искусства».
В двадцатые годы, когда ученые были еще очень далеки от создании двигателя на ядерном топливе и водородной бомбы, А. Толстой в рукописи и первой публикации романа наряду с технической идеей собирания тепловой энергии в шнуровой луч писал о применении атомной энергии: «Было использовано свойство платино-синеродистого бария светиться в присутствии ради-евых солей. На острове устанавливалось освещение вечными лампами... Далеко в море на рифах поставили два маяка на мачтах, в двести пятьдесят метров высотой. Эти две гигантские луны (изнутри покрытые платино-синеродистым барием, бомбардируемым альфа-частицами радия) должны были светить, не угасая, три с половиной тысячи лет.
Инженер Чермак проектировал по заданиям Гарина ради-[ево]-водородный двигатель для самолета. [...] Весь двигатель в сто лошадиных сил предполагалось уместить в сигарной коробке.
Воздушные корабли улетели в Сибирь за второй партией руды. Гарин известил весь свет об имеющихся у него неограниченных запасах радия и объявил конкурс на работу «Проблема искусственного разложения атома». Выигравшим первые три премии предлагалось ехать на Золотой остров, где на работу по атомной физике отпускались неограниченные средства» (Рукопись романа. Архив А. Н. Толстого).
^ В первой редакции Гарин собирался, пользуясь радием, создать орудия, «перед которыми разрушительная сила гиперболоида показалась бы игрушкой» (там же).
Как видно, тема атомной энергии привлекала писателя, но он отказался от нее при переиздании романа, по-видимому, чтобы не оттеснить социальную проблематику техническим вымыслом.
Идея теплового луча в свое время полностью отвергалась. В 1944 году профессор Г. Слюсарев в книге «О возможном и невозможном в оптике» доказывал, что А. Толстой пренебрег законами оптики и термодинамики, что гиперболоид Гарина—пример теоретически не обоснованной фантазии. Однако было открыто так называемое кумулятивное действие, правда, ограниченное расстоянием, когда при взрыве заряда, имеющего сферическое углуб-ление, энергия взрыва концентрируется в заданном направлении, прожигает броню, дробит камни.
429
Открытие советскими физиками Н. Басовым и А. Прохоровым квантового генератора — лазера снова напомнило о художественном произведении А. Толстого. Академик Л. Арцнмович, выступая на Всесоюзном совещании научных работников, сказал: «Для любителей научной фантастики я хочу заметить, что игольчатые пучки атомных радиостанций представляют собой своеобразную реализацию идеи «гиперболоида инженера Гарина». («Правда», 1961, 14 июня).
Приводимая писателем в 98-й главе, в дневниках Манцева, схема строения земного шара в известной мере отражает одну из существовавших ранее научных гипотез. В настоящее время по изучению скорости прохождения сейсмических волн доказано отсутствие в недрах земли сплошного расплавленного слоя. Существуют лишь отдельные, изолированные очаги расплавленной магмы, образующиеся в результате распада радиоактивных элементов.
А. Толстой перерабатывал «Гиперболоид инженера Гарина» четыре раза. Наиболее значительную переработку писатель провел в 1936 году, готовя роман к изданию для юношества в Детгизе.
При редактуре были написаны новые главы: об учении Ивана Гусева, отличающаяся от аналогичной, исключенной в 1934 году; о смерти мальчика; об убийстве Гариным своего секретаря: о двойнике диктатора и заключительная — новый финал романа.
Существенно изменены главы о Манцеве и Гусеве и экспедиции Волшина. В предыдущих редакциях Гарин посылал дирижабли в тайгу за добытыми Манцевым огромными количествами радия, чтобы построить новое, еще более страшное, чем гиперболоид, оружие. Дописанные сцены встречи Манцева и Гусева у кратера вулкана, приведенные выписки из дневника Манцева более определенно говорят о том, что все гаринские идеи украдены у Манцева.
В новой редакции писатель меняет историю Роллинга. До переработки романа анилиновый король кончал жизнь самоубийством на камнях Золотого острова, потрясенный картиной потопления Гариным американской эскадры.
Кроме всех этих изменений, автор провел значительную стилистическую правку и довольно большие сокращения. Некоторые из них сделаны с учетом того, что роман предназначался для юношества. Другие продолжали начатую еще в предыдущих редакциях разгрузку текста от научны* терминов. Так, сняты почти две страницы рассуждений профессора Рейхера о квантовой механике, о соотношении энергии и материи.
Дальнейшие, менее значительные исправления, носящие в основном стилистический характер и восстанавливающие некоторые сокращения, сделанные для Детгиза, писатель внес при четвертой редакции, готовя «Гиперболоид инженера Гарина» вместе с «Аэлитой» для издания в «Советском писателе», 1939.
Ю. Крестинский.
<<<---