В изложенном эпизоде в Монтевидео «Бигль» и был использован как военный корабль. В такой же роли «Бигль» выступил и 'на Таити, где Фиц-Рой выполнил миссию по получению с таитян наложенной на них английским правительством контрибуции в три тысячи долларов за то, что «маленькое судно под английским флагом было ограблено жителями Низменных островов» (Паумоту), часть которых во второй четверти XIX в. находилась в подчинении у государства Таити (стр. 443—444).
Ясно, таким образом, что исследовательские экспедиции типа «Бигля», снаряжавшиеся Британским адмиралтейством для разработки точных мореходных карт тех областей, которые в те зремена еще не были достаточно освоены торговым флотом, в действительности преследовали не просто «высокие научные цели», а пролагали путь военному наступлению и торговой экспансии Англии. Конкретно в данном случае разрабатывались условия не только для беспрепятственного плавания вдоль берегов Южной Америки в водах, представлявших большие опасности для судов того времени, но и наиболее безопасного пути через эти моря и через' проливы Огненной Земли из Атлантического океана в Тихий к многочисленным островам, к Новой Зеландии и Австралии, где «цивилизаторская» деятельность Англии только еще начиналась.
Этого не понимали и не могли понять либеральные интеллигенты типа Дарвина, сами выходцы из буржуазной среды, искренно уверенные, что такого рода экспедиции «посвящены благородной цели, приобретению знаний» («Меморандум» Бофорта). Дарвин и его ученые друзья не в состоянии были, повиди-мому, осмыслить даже тот факт, что хотя «Инструкции» Адмиралтейства и «Меморандум» Бофорта переполнены указаниями на желательность собирания коллекций и сведений по естественной истории посещаемых стран. Адмиралтейство не желало брать на себя никаких расходов по содержанию и снаряжению натуралиста,—они относили это за счет «скупости» Адмиралтейства.
* * *
«Бигль» представлял собой «хорошо построенный маленький корабль, водоизмещением в 235 тонн, оснащенный, как барк*, и вооруженный шестью пушками» (из «Отчета» Фиц-Роя). Название «десятипушечный бриг» говорит лишь о военном типе судна, а не о действительном количестве пушек, которыми «Бигль» был вооружен. Несмотря на свои небольшие размеры и некоторые недостатки конструкции, вследствие которых, как любили говорить офицеры «Бигля», любой шторм в бурных южны* морях грозил перевернуть эту «маленькую ныряющую утку», «Бигль» прекрасно выдержал все пять лет тяжелого плавания, проделав до этого, с 1826 по 1830 г., такую же экспедицию вместе с кораблем «Адвенчер» в те же места.
По окончании экспедиции 1831—1836 гг. «Бигль» проделал еще две экспедиции: первая из них, продолжавшаяся с 1837 до 1841 г., под командой Джона-К. Уикема и при участии Джона-Л. Стокса, участников предыдущей экспедиции и старых друзей Дарвина, имела целью гидрографическую съемку северного побережья Австралии, —осуществляя эту задачу, Уикем и Стоке описали устья, а отчасти и долины рек Фицрой, Виктория, Флиндерс и др.; вторая экспедиция продолжалась с 1841 по 1843 г. под командой Джона-Л. Стокса и занималась гидрографической съемкой берегов Новой Зеландии. В 1845—1870 гг. «Бигль» нес береговую службу в Саутенде в устье Темзы, после чего был продан частному лицу за 525 фунтов стерлингов.
________________
• Барк—коммерческое судно, оснащенное тремя или четырьмя мачтами и прямыми, парусами.
Дарвин имел все основания полюбить этот «славный кораблик, на котором прожил почти пять лет», хотя ему пришлось в продолжение всего этого времени очень сильно страдать от морской качки,—палубы «Бигля» были названы командой «полуприливной скалой», так как их непрерывно захлестывали волны. Но самым серьезным неудобством, которое испытывали как Дарвин, так и другие члены экспедиции, было отсутствие на корабле достаточно просторных помещений. Дарвин вместе с одним из офицеров (Дж. Стоксом) помешался в кормовой каюте, служившей одновременно и чертежной. Здесь Дарвин читал, писал, микроскопировал и разбирал собранные материалы, здесь же спал в гамаке и отлеживался во время особенно сильной качки. Обедал он с Фиц-Роем в капитанской каюте. Несмотря на неудобства, он писал отцу 8 февраля 1832 г.: «К своему великому удивлению, я нахожу, что корабль на редкость удобное место для всякого рода работы. Все находится под рукой, а теснота заставляет быть таким аккуратным, что в конце концов от этого только выигрываешь».
В состав экспедиции на «Бигле» входили: капитан корабля, начальник экспедиции и руководитель съемочных работ Роберт Фиц-Рой, два лейтенанта Джон Уикем и Бартоломью-Джон Саливен, помощник руководителя съемочных работ штурман Джон Стоке, врач Бенджамин Байно и еще десять офицеров, боцман, 42 матроса и 8 юнг. Из лиц, не входивших официально в состав экспедиции, на борту корабля находились: натуралист Чарлз Дарвин, инструментальный мастер Джон Стеббинг (приглашенный Фиц-Роем и им лично оплачивавшийся), художник и чертежник О. Эрл, которого в Монтевидео сменил ввиду его болезни Ч. Мартене, миссионер Р. Маттьюс, направлявшийся на Огненную Землю для насаждения христианства среди огнеземельцев (не выдержав, однако, суровых условий жизни на Огненной Земле и насмерть перепугавшись «дикарей», он уехал на «Бигле» в Новую Зеландию, где миссионерствовал его брат), и, наконец, три огнеземельца, вывезенные Фиц-Роем во время предыдущей экспедиции в Англию и теперь возвращавшиеся на родину.
Командир «Бигля» Роберт Фиц-Рой (1805—1865) был незаурядной личностью. Он широко известен не только как руководитель экспедиции на «Бигле», но и как крупный гидрограф и метеоролог, автор большого числа трудов по метеорологии. Помимо перечисленных выше картографических работ, осуществленных под его руководством, он вписал свое имя в историю географических исследований нанесением на карту течения и долины реки Санта-Крус в южной Патагонии. Экспедиция, в которой принял участие 21 человек, в том числе и Дарвин, давший подробное ее описание (см. стр. 214—225), продолжалась три недели (с 18 апреля по 8 мая 1834 г.). Пройдя вверх по реке в трудных условиях 400 километров, но не дойдя до истоков реки и лишь увидев снежную цепь Анд, в предгориях которых река берет свое начало, Фиц-Рой из-за недостатка продоволь- • ствия вынужден был повернуть обратно.
Большой энтузиаст своего дела, Фиц-Рой вложил немало собственных средств в организацию экспедиции на «Бигле»
Не желая отказаться от выполнения намеченного плана экспедиции полностью, что, как выяснилось в пути, не удалось бы осуществить в установленные Адмиралтейством сроки, он для ускорения работы несколько раз приобретал без разрешения Адмиралтейства шхуны, которые параллельно с «Биглем» производили как у восточных, так и у западных берегов Южной Америки съемочные работы. Затраченные им на это большие личные средства Адмиралтейство впоследствии отказалось возместить.
Дарвин отдавал должное выдающимся чертам характера Фиц-Роя—его уму, энергии, большому организаторскому таланту. Но на почве политических взглядов они резко расходились: Фиц-Рой был убежденным тори, защитником рабства негров, проводником реакционной колониальной политики английского правительства. Слепой сторонник религиозной догмы, он не в состоянии был понять сомнений и колебаний Дарвина в вопросе о неизменности видов, а впоследствии, как мы увидим ниже, выступил против эволюционного учения Дарвина.
В течение некоторого времени после путешествия на «Бигле» Фиц-Рой состоял губернатором Новой Зеландии. Однако его реакционная политика, тяжелое финансовое бремя, наложенное им на население, предоставление им чрезмерной власти миссионерам вызвали протесты поселенцев в английский парламент, который вынужден был потребовать у правительства отзыва Фиц-Роя с поста губернатора.
Последние годы жизни Фиц-Роя были омрачены психическим расстройством.
И другие члены экспедиции были настоящими путешественниками-исследователями, образованными и культурными людьми. Со многими из них (Уикемом, Стоксом, Саливеном, Кингом—сыном капитана Кинга, Байно) Дарвин поддерживал дружеские отношения в течение многих лет после экспедиции. Очевидно, между командой съемочного корабля, каким являлся «Бигль», и командой обыкно-. венного военного корабля существовала весьма «чувствительная» разница.
Вечер, проведенный Дарвином с мичманами с английского военного корабля «Самаранг», стоявшего на якоре в Баии (Сан-Сальвадоре), заставил Дарвина притти к следующему выводу: «Такой компании неповешенных мошенников, какими являются эти «молодые джентльмены», достаточно, чтобы привести в изумление берегового человека» («Путевой дневник»).
Условия жизни и работы матросов на корабле, вообще суровые в те времена, на военных судах отягощались крайне строгой дисциплиной, а изредка и жестокими наказаниями за проступки, вплоть до кандалов. В одном месте своего «Путевого дневника» Дарвин рассказывает о случае «непонятного» бегства моряков с какого-то корабля, которое он объясняет «отсутствием устойчивости» у моряков, но которое, конечно, вызывалось крайне жестоким обращением с матросами. К чести Фиц-Роя надо сказать, что он лишь в очень редких случаях прибегал к наказаниям и старался занять свободное время матросов разумными развлечениями. Этим, несомненно, можно объяснить гот факт, что очень многие матросы и офицеры, плававшие с Кингом и Фиц-Роем в предыдущую экспедицию на Огненную Землю, добровольно вошли и в состав второй экспедиции на «Бигле».
* * *
<<<--->>>