Основными поставщиками сырья для мясной промышленности и одновременно основными производителями ее продукции на территории РСФСР еще с предвоенных пятилеток стали Центральный, Северо-Кавказский и Западно-Сибирский экономические районы. В послевоенный период, особенно с начала 60-х годов, к ним прибавились также Поволжский, Уральский и Центрально-Черноземный районы, издавна
105
славившиеся своим животноводством, а теперь располагающие и предприятиями для переработки поставляемого им сырья. В этих шести мясосырьевых районах сосредоточено около 80% поголовья коров Российской Федерации, и естественно, что именно они стали не только основными производителями мяса, но и животного масла, и молочных продуктов. При этом скоропортящаяся и малотранспортабельная молочная продукция вырабатывается главным образом в зонах пригородного хозяйства крупных промышленных центров.
Размещение мясоперерабатывающих предприятий непосредственно в сырьевых районах стало возможным вследствие успехов, достигнутых в годы Советской власти в строительстве мощных холодильников. И все же более действенным фактором, чем близость сырья, для развития этой отрасли оказывается близость потребителя. Именно поэтому наиболее крупные мясоперерабатывающие комплексы возникли в наиболее крупных промышленных центрах: только два из них — Московский и Ленинградский мясокомбинаты — обладают почти 'Л мощности всех мясоперерабатывающих предприятий республики.
Более резко ограничено размещение производства масла растительного и сахара-песка. Почти все сахаро-песочные заводы располагаются в пределах Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского и Поволжского районов, т. е. в местах наибольшей концентрации посевов сахарной свеклы. И наоборот, сахаро-рафинадные заводы равномерно размещены по территории республики и имеются почти в каждом крупном городе. Эти существенные различия в географии столь близких отраслей объясняются очень просто: при производ-
стве сахара-песка вес сырья значительно превышает вес готовой продукции, а в са-харо-рафинадной промышленности вес сырья практически равен весу готовой продукции.
Масло растительное, как и сахар-песок, вырабатывается в районах, производящих сырье, так как, во-первых, подсолнечник не выдерживает длительной транспортировки и, во-вторых, для получения килограмма масла необходимо переработать до трех килограммов семян. Не удивительно, что 90% производства растительного масла падает на Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный и Поволжский экономические районы, в которых размещено 90% посевов подсолнечника в РСФСР.
Российская Федерация стоит на первом месте в Советском Союзе по производству консервов. При этом, будучи морской республикой, она больше всего производит рыбных консервов, тогда как в консервной промышленности СССР преобладает производство консервов овощных и фруктовых.
В заключение нельзя не упомянуть еще одну характерную отрасль пищевой промышленности Российской Федерации — кондитерскую. Она больше других привязана к крупным городам, областным и республиканским центрам, так как требует быстрой реализации своей скоропортящейся продукции.
Сельское хозяйство
На долю Российской Федерации приходится половина валовой продукции сельского хозяйства всего Советского Союза. Её 23 тыс. крупных колхозов и совхозов давали в 1969 г. 54% общесоюзного объема
106
государственных закупок зерна, 66% картофеля, 49% льняного волокна, 52% мяса, 56% молока, 62% яиц.
В 1969 г. вследствие неблагоприятных условий погоды объем различных видов сельскохозяйственной продукции несколько уменьшился по сравнению с 1968 г.
Важнейшая для сельского хозяйства природная особенность территории Российской Федерации состоит в том, что она лежит в двух агроклиматических поясах — холодном и умеренном. В Советском Союзе нет другой республики, которая хотя бы самой малой частью своих земель заходила в холодный пояс, а в РСФСР он занимает почти половину площади. Граница между поясами проходит примерно по линии Архангельск — Ханты-Мансийск — Тура — Охотск.
Сельское хозяйство Российской Федерации сосредоточено в основном в умеренном поясе. В холодном оно развито лишь кое-где очагами, а основную часть земельного фонда там занимают оленьи пастбища и земли, вообще не используемые в сельском хозяйстве. На севере умеренного пояса тоже значительные территории не используются в сельском хозяйстве: их занимают лесные массивы. Но по мере приближения в Европейской России к линии Брянск — Казань —Уфа — Орск, разделяющей северную и южную части умеренного пояса, доля сельскохозяйственных угодий, и особенно пашни, заметно увеличивается. За Уралом на территории республики представлена только северная часть умеренного пояса.
В целом же в Российской Федерации земли, используемые в сельском хозяйстве, занимают лишь 13% ее территории, тогда как в Молдавии, например, их доля равна
80%, на Украине и Казахстане — 70, в Литве, Эстонии, Узбекистане и Туркмении— 60%, в остальных республиках — от 30 до 50%. Однако везде, кроме Российской Федерации, сельское хозяйство уже почти нацело исчерпало возможности для расширения своих площадей, а в РСФСР еще имеются большие резервы для существенного увеличения их доли с помощью осушения переувлажненных мест, раскорчевки кустарников и т. д. К тому же Российская Федерация велика, и даже 13% ее территории составляют внушительную абсолютную величину — более 222 млн. га, или 36% всех сельскохозяйственных земель Советского Союза.
На обширной территории республики сельскохозяйственные угодья расположены далеко не равномерно: между широтой Ленинграда и Рязани процент их колеблется от 20 до 50, а в южной половине Европейской России он значительно больше 50, так же как и в южных областях Урала (Оренбургской, Челябинской, Курганской), на Алтае и в некоторых районах Тувы. На всей же остальной территории Урала, Сибири и Дальнего Востока резко преобладают земли, не используемые в сельском хозяйстве. Впрочем, площади их постепенно сокращаются в связи с развитием агротехники и ростом технической вооруженности нашего сельского хозяйства. Так, в 1969 г. колхозы и совхозы располагали уже почти 2 млн. тракторов (в пересчете на 15-сильные) и 350 тыс. комбайнов, миллионами других сельскохозяйственных машин; в них работало более 530 тыс. автомобилей разных марок и разной грузоподъемности. В 1969 г. сельское хозяйство Российской Федерации потребило 13 млрд. квт-ч электроэнергии —
107
Сельскохозяйственные районы
p10
109
в 3 раза меньше, чем транспорт республики и в 23 раза меньше, чем ее промышленность. И хотя сельское хозяйство — самый скромный из потребителей электроэнергии в наши дни, все же оно израсходовало ее в 10 раз больше, чем все народное хозяйство царской России в 1913 г.
Технический и социальный прогресс сельского хозяйства отразился и на его структуре. До революции и долгое время после нее валовая продукция земледелия несколько преобладала над животноводческой.
В послевоенный период такое соотношение продолжало сохраняться, однако темпы роста валовой продукции животноводства заметно возросли. И вот уже более 15 лет они выше, чем в земледелии. К началу 60-х годов соотношение между земледелием и животноводством изменилось в пользу последнего: на долю первого теперь приходится 49%, а на долю животноводства — 51 % валовой продукции сельского хозяйства.
Европейская часть как по земледелию, так и по развитию животноводства далеко опережает Азиатскую часть РСФСР.
В 1913 г. северная граница земледелия даже в Европейской части проходила далеко к югу от полярного круга. Между Уралом и Байкалом она тянулась около 60-й параллели, а восточнее спускалась еще южнее, прижимаясь вплотную к Сибирской железной дороге. За годы Советской власти земледелие продвинулось далеко на Север. Сейчас на Кольском полуострове оно подступило к самым берегам Баренцева моря, а на остальной территории Европейской России —к полярному кругу. Особенно далеко в высокие широты граница земледелия продвинулась в Сиби-
На долю земледелия приходится 49% валовой продукции сельского хозяйства России.
Уборка колосовых на полях совхоза имени XXIII съезда КПСС в Куйбышевской области
p11
111
ри и на Дальнем Востоке: между Уралом и устьем Оби она перешагнула полярный круг, а в низовьях Енисея дошла даже до 70-й параллели. За советское 50-летие очаги земледелия появились в низовьях всех крупных рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Огромные новые земельные массивы распаханы на Южном Урале, во всей пограничной полосе Западной Сибири с Казахстаном, особенно в Алтайском крае и в междуречье Оби и Енисея. Вместо засевавшихся до революции разрозненных участков вдоль Сибирской магистрали теперь почти всюду от Енисея до Олекмы раскинулись колхозные и совхозные поля. Крупный пахотный массив создан в Еврейской автономной области (в низовьях Зеи и Бурей), заметно расширились посевы и в районе озера Ханка. В целом же в Сибири посевные площади увеличились по сравнению с 1913 г. без малого в 4 раза, на Урале — в 2,5 раза и в Поволжье — почти в 2 раза. В 1913 г. доля этих районов во всей посевной площади России составляла 18%, а к 1967 г. она поднялась до 27%.
Многоотраслевое зерновое хозяйство — основа земледелия Российской Федерации; 61% ее посевных площадей находится под пшеницей, рожью, ячменем, овсом и различными крупяными культурами.
На второе место выдвинулись кормовые культуры: под ними — 29% посевной площади, в том числе около 17% занимают однолетние и многолетние травы и 9,5% идет под кукурузу на силос и зеленый корм.
Под техническими культурами, среди которых преобладают подсолнечник, сахарная свекла и лен-долгунец, в республике занято около 6% посевов, еще около 4,5%
приходится на картофель, овощи и бахчевые.
«Хлеб — всему голова» — эта старая поговорка верна и теперь. Основные производители товарного хлеба в Российской Федерации — Поволжье, Северный Кавказ, Западная Сибирь и Центрально-Черноземный район. Они дают 78% валового сбора всех зерновых и около 82% пшеницы. Крупным производителем пшеницы стала Восточная Сибирь. Еще в 1960 г. она по валовому сбору этой культуры опередила Черноземный Центр.
До революции пшеница на территории России сеялась только в узкой полосе по обоим берегам Волги между Казанью и Волгоградом, в восточной части Черноземного Центра, в низовьях Дона, на Северном Кавказе до реки Кумы, в междуречье Урала и Белой, в бассейне среднего течения Тобола да в предгорьях Алтая. Тогда вся посевная площадь под нею немногим превышала 18 млн. га. Теперь пшеница занимает около 40 млн. га, 93% которых засевается сортовыми семенами.
Среди высокоурожайных сортов пшеницы особенно выделяется «безостая-1». выведенная академиком П. П. Лукьяненко в Краснодарском научно-исследовательском институте сельского хозяйства. Она при хорошей агротехнике дает урожай до 50 ц с 1 га. Но не только высокая урожайность создала популярность этой пшенице, которая шагнула уже за пределы Советского Союза и сеется сейчас еще в нескольких странах Западной Европы. «Безостая-1» обладает еще многими исключительными качествами: не полегает, устойчива к поражению ржавчиной, дает первоклассное зерно. Благодаря этим свойствам на ее долю приходится почти 50% всех сорто-
112
вых посевов озимой пшеницы в республике. Более всего сорт этот распространен на Северном Кавказе, где вообще сосредоточено около 50% всех посевов озимой пшеницы Российской Федерации; в других районах ее возделывания преобладают сорта «ульяновка» и «степная-135».
Однако в связи с особенностями климата в Российской Федерации посевы озимой пшеницы занимают почти в 3,5 раза меньшие площади, чем яровой, так как в большинстве районов озимая пшеница не успевает взойти и укрепиться до наступления морозов. Преимущество яровой пшеницы в этих условиях заключается еще и в том, что она не нуждается в «теплом покрывале» на зиму, так как высевается весной.
Селекционные и научно-опытные учреждения вывели и внедрили в производство несколько ее высокоурожайных сортов. Наибольшее распространение получили «лютесценс-758» и «саратовская-29». Они высеваются на огромной территории вплоть до Байкала. «Саратовская-29» дает урожаи на 2—6 ц больше с каждого гектара, чем стандартные сорта, не осыпается, не полегает, устойчива к пыльной головне. В группе сильных пшениц она занимает первое место и по своим хлебопекарным качествам.
В 1913 г. яровая пшеница давала менее 8, а озимая около 10 ц с каждого гектара; в 1968 г. средняя урожайность яровой пшеницы увеличилась до 14,4, а озимой — до 19 ц с 1 га.
Одной из главных технических культур на территории дореволюционной России был лен-долгунец, да и теперь его народнохозяйственное значение очень велико. Однако в связи с внедрением в производ-
ство разнообразных искусственных и синтетических волокон отпала необходимость в сохранении тех посевных площадей, которые отводились этой культуре прежде. Сейчас она занимает на 140 тыс. га меньше, в связи с чем уменьшились и общие сборы льна-долгунца, но урожайность его теперь стала выше, чем была до революции. Зато резко выдвинулись вперед две другие технические культуры — сахарная свекла и подсолнечник.
В России до революции сахарная свекла в основном возделывалась в окрестностях Курска и Белгорода и все ее посевы едва превышали 100 тыс. га. Теперь культура эта занимает более 1,5 млн. га. Цент-рально-Черноземный район, как и прежде, остается главным, но теперь уже не единственным ее производителем. Посевы сахарной свеклы особенно сгустились в верхней части бассейнов Сейма, Оки, Дона, Цны и Хопра; есть они и в ареале, образованном реками Кинель — Волга — Кама — Белая, и на сибирских просторах. Там сахарная свекла обосновалась главным образом в Кулундинекой степи, сеют ее в Минусинской котловине, в окрестностях Канска и в Забайкалье, к югу от Улан-Удэ. Но вторым после Центрально-Черноземного районом свеклосеяния стал Северный Кавказ. Здесь в зоне железной дороги между Ростовом и Грозным, и особенно к югу от нее, свекла занимает массив площадью около 270 тыс. га.
Всего на долю Российской Федерации приходится теперь почти '/з производства сахарной свеклы в стране.
Подсолнечник в отличие от сахарной свеклы может мириться и с менее плодородными почвами, и с более засушливым климатом. Полоса, в которой сосредоточе-
113
Более половины сельскохозяйственной продукции в республике дает ее животноводство.
На ферме крупного рогатого скота
p12
ны его посевы, в основном совпадает с зоной сахарной свеклы, лишь несколько смещена к югу. За годы Советской власти посевные площади, занятые подсолнечником, увеличились более чем в 3 раза. В этот период выведено и освоено на практике много новых высокоурожайных сортов, благодаря чему его урожайность в 1969 г. по сравнению с 1913 г. увеличилась на 4,6 ц с 1 га. Но, что особенно важно, выросла не только урожайность подсолнечника, но и масличность. Сейчас 90% площадей, занятых этой культурой, засевается сортами, созданными во Всесоюзном н а уч но-иссле довате льском и нституте масличных культур академиком В. С. Пу-стовойтом. Он начинал свою работу с сор-
тами, масличность которых не превышала 33%, а теперь сорта «передовик» и «смена» содержат 51—52% масла. В 1967 г. Российская Федерация собрала почти 3,5 млн. т семян подсолнечника.
Теперь сеют в России и такие технические культуры, каких сельское хозяйство средних широт старой России вообще не знало или какие раньше возделывались как огородные, а теперь вышли на широкие просторы колхозных и совхозных полей — например, южная конопля, соя, клещевина, кенаф, арахис, цитрусовые, чай. Вообще современный набор сельскохозяйственных растений в республике очень велик, а так как каждая культура представлена к тому же несколькими сортами, то
114
на полях ежегодно возделывают около 2 тыс. сортов. Эта цифра свидетельствует, с одной стороны, о высокой культуре земледелия, а с другой — о большом климатическом разнообразии внутри умеренного пояса России, так как каждый сорт может успешно развиваться только при определенных природных условиях.
Вторая составная часть сельскохозяйственного комплекса Российской Федерации — животноводство — играет роль своеобразной перерабатывающей отрасли: оно трансформирует значительную часть продукции земледелия — разнообразные корма — в жизненно необходимые для человека пищевые продукты и ценное сырье для промышленности. Вместе с тем животноводство дает земледелию органические удобрения.
Эта отрасль сельского хозяйства прошла более сложный, чем земледелие, путь развития. Советское государство с первых же лет своего существования уделило ей большое внимание, так как она особенно сильно пострадала в годы первой мировой и гражданской войн. В 1918 г. в Лесных Полянах под Москвой был организован первый в России животноводческий совхоз. Он стал родоначальником широкой сети специализированных пригородных хозяйств: молочных, овощеводческих, карто-фелеводческих, птицеводческих и др. Через два года начал свою жизнь теперь всему миру известный совхоз «Караваево». Здесь кропотливый труд селекционеров завершился выведением костромской породы коров, получившей широкое распространение в заволжских районах от границ Кировской области до Прибалтики.
Совхозы всех направлений, число которых к началу Великой Отечественной вой-
ны достигло 2600, стали крупными фабриками не только зерна, но и мяса, молока и многих других продуктов животноводства.
Большой урон животноводству нанесло нашествие фашистов на нашу страну. Однако уже к 1949 г. было в основном восстановлено довоенное поголовье крупного рогатого скота, к 1951 г.— свиней, к 1952 г.— овец и коз, а к 1969 г. количество всех видов скота резко возросло. Еще более быстрыми темпами увеличивалось производство основных видов животноводческой продукции: в 1970 г. производство мяса, молока, яиц, шерсти в Российской Федерации было по сравнению с 1940 г. в 2— 3 раза больше. Теперь животноводство республики дает 53% продукции животноводства СССР.
В 1970 г. в Российской Федерации было сосредоточено 52% общесоюзного поголовья коров, 49% — свиней и 47% — овец и коз.
В связи с различиями в природных условиях и в структуре посевных площадей, в частности в доле, приходящейся на кормовые культуры, Европейская и Азиатская части РСФСР различаются между собой и по характеру животноводства: для Европейской части типичнее интенсивные его отрасли (разведение мясо-молочного скота), а для Азиатской — экстенсивные (от-гонно-пастбищное овцеводство и оленеводство) .
Вместе с тем существует заметное различие в животноводческой специализации и между югом и севером обеих частей республики. На юге России на сухих пастбищах прекрасно себя чувствуют овцы и козы. Здесь разреженность травостоя и однообразный состав кормовых трав компен-
115
сируются обширными площадями выпасов; всего на степных просторах Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной и Восточной Сибири в 1969 г. паслось более 83% поголовья овец Российской Федерации. В той же южной части РСФСР и тоже на равнинных, но на лучше обеспеченных влагой пастбищах овцы и козы постепенно уступают место крупному рогатому скоту мясного и мясо-молочного направлений.
Однако, чем дальше к северу, тем в большей степени преобладают сенокосы над пастбищами, сокращается площадь кормовых угодий, которые уже складываются не из больших массивов, а из мелких участков, разделенных пашнями, оврагами, кустарниковыми зарослями, лесами, болотами. Но вместе с изменением почвенного покрова, снижением температур и увеличением осадков гуще становится травяной покров, повышается его кормовая ценность, особенно на пойменных лугах, поэтому в лесостепной и особенно в лесной зонах издавна разводят молочный и молочно-мясной скот, который более половины года содержится в закрытых помещениях.
Развитое свиноводство характерно почти для любого района Российской Федерации, так как скороспелость свиней позволяет ускорять решение важной проблемы увеличения количества мяса в стране. Но все же главным образом свиноводство тяготеет к районам, где больше концентрированных и сочных кормов, особенно картофеля. Это прежде всего средняя полоса России и пригороды крупных промышленных центров. Более 60% всего поголовья свиней находится в Европейской части РСФСР — на Северном Кавказе, в Повол-
жье, в Черноземном Центре и Центральном районе.
На северных окраинах Российской Федерации, в тундрах, таких же обширных, как и сухие степи, и таких же бедных кормовыми ресурсами, на ягелевых лишайниках пасется около 2,5 млн. северных оленей. РСФСР — единственная республика в Советском Союзе, в структуре стада которой значительная доля принадлежит оленям.
Животноводы Российской Федерации прилагают усилия к дальнейшему росту поголовья, повышению его продуктивности и к улучшению структуры мясной продукции, в которой пока еще низка доля птицы и велика доля свинины. Решаются и многие другие проблемы, чтобы наряду с могучей промышленностью в России процветало всесторонне развитое и высокопродуктивное сельское хозяйство.
Транспорт
Огромная протяженность Российской Федерации с запада на восток и с севера на юг, размещение основных промышленных баз в поясе между 50 и 60-й параллелями, окружение республики 13 морями и меридиональная вытянутость крупнейших судоходных рек в значительной мере обусловили конфигурацию республиканской транспортной сети и долевое участие различных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров.
Основу транспортной системы Российской Федерации составляют железные дороги общего пользования протяженностью 77 тыс. км. Кроме того, в ее состав входят более 120 тыс. км внутренних водных су-
116
С каждым годом возрастает роль речного транспорта в общей работе транспортной системы республики.
Будущие мастера речного судоходства — ученики Печорского речного училища
p13
доходных путей, около 200 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием и 27 тыс. км магистральных трубопроводов, более 400 тыс. км воздушных линий, дальние и ближние каботажные морские рейсы.
Все эти виды транспорта действуют в сложной взаимосвязи; самый универсальный среди них и наименее (кроме трубопроводного) зависящий от природных условий — железнодорожный. Он обладает особенно высокой провозной способностью
и осуществляет более 3/< всего грузооборота республики.
Речной транспорт там, где есть железные дороги, выступает в роли их помощника. Но особенно важную роль он играет, несмотря на свой сезонный характер, в районах, где нет других путей, кроме водных. Его грузооборот в 1969 г. составил 7%.
Железнодорожный и речной транспорт выполняют в основном межрайонные пе-
117
Особенно велико значение авиации в районах Севера, где она часто бывает единственным видом дальнего транспорта
p14
ревозки: первый — в западно-восточном и восточно-западном направлениях, а второй — в меридиональном. Их существенно дополняют автомобили, главная задача которых — обеспечивать местные перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов и пассажиров. В общереспубликанском грузообороте в 1969 г. на долю автомобильного транспорта приходилось 5%.
Совсем молодой вид транспорта — трубопроводный — специализирован на переброске нефти, нефтепродуктов и газа. В 1969 г. по нефтепроводам уже было осуществлено около 10% всего грузооборота.
В транспортном балансе республики отправление грузов незначительно преобла-
дает над прибытием. В морских перевозках отправление и прибытие грузов примерно равны; по рекам прибывает грузов немного больше, чем отправляется, а на железных дорогах отправление преобладает над прибытием. При этом ввозится главным образом каменный уголь из Украинской ССР, а вывозятся — нефть, нефтепродукты, различные лесные грузы. Внутри республики такие ее районы, как Поволжье, Западная и Восточная Сибирь, Северо-Запад и Северный Кавказ, отправляют больше, чем получают, так как они располагают огромными запасами различного сырья и топлива. Другие пять районов, наоборот, ввозят больше, чем отдают. Особенно в этом отношении выделяется
118
Центральный район, который ежегодно ввозит на 35—40 млн. т грузов больше, чем вывозит.
В любое время суток по железным дорогам Российской Федерации мчится во все концы более 10 тыс. грузовых и пассажирских железнодорожных составов.
За годы Советской власти общая длина железных дорог Российской Федерации увеличилась на 40 тыс. км, т. е. менее чем в 2 раза, но грузооборот на них за это же время возрос почти в 36 раз. Это стало возможным только благодаря коренной технической реконструкции путей и подвижного состава. В частности, к 1970 г. электрифицировано, т. е. переведено на самый совершенный вид тяги, более 30%
всей протяженности республиканских железных дорог общего пользования. Теперь электропоездами обслуживаются уже не отдельные участки в зоне крупных промышленных центров, а целые магистрали, такие, например, как Москва — Байкал (5470 км), Ленинград — Ереван (3500 км), Москва—Свердловск (1737 км), Барнаул— Коршуниха (1960 км). Общая протяженность электрифицированных дорог в республике сейчас в 6 раз больше, чем в США.
Построенные за годы Советской власти железнодорожные магистрали в значительной своей части приходятся на районы, расположенные к северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова-на-Дону и от Саратова, к югу от Оренбурга и от Омска, к северу от Томска, где, по выражению В. И. Ленина, «царила патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость». В трудный период первых трех лет существования республики было построено 13 новых железных дорог, много подъездных путей и спрямляющих веток. Особое значение имела прокладка линии Арзамас — Канаш, давшая прямой выход из Центра на Казань — Свердловск, а также линии Оренбург — Орск, прошедшей через богатый сельскохозяйственный район на Южном Урале, и Горький — Котельнич с новым мостом через Волгу.
В первом пятилетии на Южном Урале построены линии: Золотая Сопка — Карта-лы — Орск и Карталы — Магнитогорск. Во второй пятилетке продолжалось усиление транспортных связей Урала с Поволжьем и Центром и создавались весьма важные линии для обслуживания новых нефтяных районов в Волго-Уральской нефтеносной зоне: Уфа — Ишимбаево, Канда-
119
гач — Гурьев. Особое значение в тот период имело строительство ветки Обь — Проектная, обеспечившей прямой выход из Кузбасса на главную Сибирскую магистраль.
В третьей пятилетке появилась сверхмагистраль Москва — Донбасс — специализированная дорога для тяжелых составов с углем, идущим в промышленные узлы Центра. В тот же период развернулись работы по строительству рельсовых путей к Воркутинскому угольному бассейну.
Не прекращалось железнодорожное строительство и в годы Великой Отечественной войны. В октябре 1951 г. за 21 день в сильные морозы было проложено 50 км железнодорожных путей от Кабожи на Северной дороге до Чагоды на Октябрьской. Так требовал фронт. Особенно большую роль сыграли в военное время дороги Кизляр — Астрахань протяженностью 348 км и Волжская рокадная магистраль, прошедшая параллельно реке на протяжении 978 км.
Послевоенный период, особенно с 1956 г., когда был принят генеральный план электрификации железных дорог, по существу стал периодом второго рождения железнодорожного транспорта.
Современная железнодорожная сеть Российской Федерации далеко не одинакова по густоте в разных частях республики. Она заметно уменьшается с запада на восток. Только в Центральном районе и в Черноземном Центре на каждые 1 тыс. кв. км территории приходится от 25 до 30 км железных дорог. В Волго-Вятском, Поволжском и Северо-Кавказском районах этот показатель колеблется от 10 до 20 км; в Западной Сибири — от 2 до 4 км; в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — менее
2 км. Сейчас между 50 и 60-й параллелями от западной границы республики до меридиана Ярославля и Ростова-на-Дону практически нет ни одной точки, отстоящей более чем на 50 км от железной дороги. В этих же широтах до меридиана города Кургана уже изредка встречаются небольшие участки, отстоящие от железных дорог на расстоянии до 100 км. На остальном пространстве республики преобладают территории, удаленные от железных дорог на 200—400 км и больше. Там повышенное значение приобретают другие виды транспорта и часто прежде всего речной.
Речной транспорт России вплоть до начала бурного железнодорожного строительства во второй половине XIX в. занимал господствующее положение во внутреннем грузообороте страны. Однако в дальнейшем он уступил в конкурентной борьбе свое место железным дорогам. Только в условиях социалистического планового хозяйства стало возможным полностью использовать преимущества речного транспорта, прежде всего его экономичность и большую грузоподъемность: перевозка каждой тонны грузов по реке требует в 6 раз меньше энергии, чем по железной дороге, и в 25 раз меньше, чем на автомобиле.
Теперь благодаря спрямлению естественных водных путей, созданию новых типов речных судов, высокой механизации портов, улучшению навигационной службы существенно ослаблен и извечный недостаток этого древнейшего вида транспорта — его медлительность. В результате возрастает участие речного судоходства в общей работе транспортной системы республики. Но доля речного Транспорта в
120
общем грузообороте по отдельным районам сильно варьирует. Так, в 1968 г. для Европейского Севера она составила 36%, для Поволжья — 30, Восточной Сибири — 14, а для Дальнего Востока — только 10%.
До революции на всех реках России главными грузами были лес и дрова, хлеб и соль. И сейчас на них приходится '/з перевозок, однако первое место теперь принадлежит минеральным строительным материалам — почти 45%, значительную долю — 15% — в общем объеме перевезенных грузов занимают нефть и каменный уголь, а доля хлеба снизилась с 14 до 2%. И еще один интересный показатель: в 1913 г. перевезено около 9 млн. пассажиров. а в 1968 г.— около 116 млн.. т. е. почти в 13 раз больше!
В системе единой транспортной сети Российской Федерации морской транспорт обеспечивает прежде всего постоянно растущие и расширяющиеся внешнеторговые связи нашей страны. Велика роль морского флота и во внутриреспубликанских связях, особенно между районами, выходящими к морям Северного Ледовитого океана, где корабль — единственный вид магистрального транспорта. Без него хозяйственное развитие Крайнего Севера, т. е. более чем половины территории Российской Федерации, было бы сильно затруднено, так как оно прямо и непосредственно зависит от надежности морских перевозок.
Дешевизна морского транспорта—основное, но не единственное его преимущество. Морской флот не только перевозит грузы и пассажиров, но и создает особые, неповторимые условия для отдыха населения; с каждым годом растет морской туризм и популярность таких пассажирских линий, как Одесса — Ленинград, Одесса — Влади-
восток и особенно Крымско-Кавказской линии.
Всего в 1969 г. морскими судами было перевезено грузов в 4,5 раза, а пассажиров в 3,5 раза больше, чем в 1940 г. По морям в основном перевозятся нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руда, лес, дрова, каменный уголь, хлеб.
Особенно быстро росли морские перевозки в последние годы. Начиная с 1960 г. перевозки леса, дров, металла, хлеба, химических и других грузов увеличились вдвое. Около половины всех грузов, а строительные материалы и каменный уголь почти целиком, перевозились в каботажном плавании, т. е. между портами Советского Союза.
Среди магистральных видов транспорта особое место занимают трубопроводы, значение которых растет вместе со стремительным ростом добычи нефти и газа. К началу 1970 г. протяженность одних нефтепроводов в РСФСР превысила 28 тыс. км, по ним было переброшено более 275 млн. т «черного золота», а по газопроводам в районы, бедные топливом, подано свыше 100 млрд. куб. м товарного газа.
В Российской Федерации сложились главные узлы трубопроводного транспорта. Сейчас это Поволжье и Северный Кавказ, но уже сделали солидную заявку Западная Сибирь, Урал, Коми АССР и Якутия.
Наряду с короткими, но густо переплетенными внутрипромысловыми нефтепроводами территорию республики пересекают в разных направлениях трубы из районов, где добывают нефть, в места ее переработки (например, нефтепровод Грозный — Туапсе превышает 615 км, Туймазы —
121
Омск — 1330 км, еще длиннее нефтепровод-Альметьевск—Горький с ответвлениями на Ярославль и на Рязань — Москву). Однако «Амазонкой» среди этих рек «черного золота», струящихся по трубам, является нефтепровод «Дружба» длиной 4665 км: начинается он на берегах Волги и заканчивается в социалистических странах Центральной Европы.
Газопроводные трубы значительно больше по диаметру, чем нефтепроводные: перекачка газа осуществляется компрессорными станциями, нефти — мощными насосами.
С военных лет, когда началось в республике строительство магистральных газопроводов, до наших дней неуклонно нарастали диаметры газопроводных труб и протяженность газопроводных магистралей. Сейчас укладываются уже трубы поперечником 1220 мм на трассах газовой магистрали Средняя Азия — Центр протяженностью 3 тыс. км с пропускной способностью 30 млрд. куб. м в год и магистрали «Сияние Севера» от промысла Вуктыл в Коми АССР до Рыбинска и Осташкова протяженностью более 2 тыс. км и мощностью свыше 15 млрд. куб. м в год.
Что касается воздушного транспорта, то он почти не используется для массовых грузов из-за высокой стоимости перевозок. Но это самый комфортабельный и скоростной вид пассажирского транспорта. Транспортная авиация в 1968 г. перевезла около 40 млн. пассажиров и 1210 тыс. т различных грузов. Особенно велико значение авиации в районах Севера, где она часто бывает единственным видом дальнего транспорта.
Без транспорта, этого гигантского конвейера, который работает четко и безостановочно, повинуясь графикам и расписаниям, невозможно развитие многогранного хозяйства Российской Федерации, по праву занимающей первое место в семье союзных республик.
<<<---