RSS Выход Мой профиль
 

Российская Федерация. Европейский Север.| Ленинградская область и ленинградские пригороды.



Ленинградский юг
Ленинградский юг простирается от Ленинграда до южных границ Ленинградской области, охватывая Лужско-Оредежскую равнину и прилегающие к ней с севера южные пригороды Ленинграда. Это самая густонаселенная часть Ленинградской области.
Прилегающие к Ленинграду районы имеют хорошо развитую промышленность, тесно связанную с промышленностью Ленинграда. Они производят различные машины, строительные материалы, мебель, изделия широкого потребления. Более отдаленные от Ленинграда районы преимущественно сельскохозяйственные. По производству молока и картофеля они уступают в Ленинградской области только районам с плодородными почвами, лежащим на Ижорской возвышенности. От Ленинграда на юг расходятся лучами Варшав-

екая железная дорога на Псков — Ригу, параллельно ей Киевское шоссе и Витебская железная дорога на Дно — Витебск — Киев с ответвлением от Павловска на Новгород.
В 25 км от Ленинграда на Витебской железной дороге расположен город Пушкин. Город возник как одна из летних резиденций царя в начале XVIII в. и с 1725 г. стал называться Царским Селом. На протяжении полутора веков в Царском Селе под руководством выдающихся зодчих создавались парки и дворцы. И теперь здесь 600 га парков и много замечательных архитектурных памятников.
В центре города на холме возвышается растянувшийся по фасаду на 300 м огромный Екатерининский дворец, построенный в первой половине XVIII в. в стиле русского барокко архитектором В. Растрелли. Дворец соединен аркой со зданием лицея, на фасаде которого доска с надписью: «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811—1817 гг.». В лицейском саду бронзовый памятник (на садовой скамье задумчиво сидит Пушкин-лицеист). На пьедестале памятника высечены пушкинские строки:

В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.


К Екатерининскому дворцу примыкает большой парк с прудом, с каналами и мостиками через них, с тенистыми аллеями и дорожками среди цветников и лужаек, с фонтанами, лестницами, многочисленными скульптурами. Среди скульптур воспетая
Пушкиным «Девушка с кувшином». Пушкин очень любил Екатерининский парк.

Здесь каждый шаг в душе
рождает
Воспоминанья прежних лет...

Неподалеку от Екатерининского находится Александровский парк. Лужайки, с беспорядочно разбросанными декоративными деревьями, извилистые дорожки и живописные холмики, заросшие кустарником, напоминают кущи естественного леса. По всему парку встречаются причудливые мостики с узорчатыми решетками и скульптурными украшениями. В парке расположен Александровский дворец, построенный в конце XVIII в. в стиле русского классицизма архитектором А. Ринальди. В годы войны 1941—1945 гг. фашисты, оккупировавшие город, нанесли ему большой ущерб. Они беспощадно вырубали деревья, изрыли парк блиндажами, сожгли и взорвали павильоны и дворцы. Много труда пришлось затратить, чтобы восстановить пушкинские дворцы и парки. Но теперь они снова открыты для трудящихся.
Современный Пушкин — центр сельскохозяйственной науки. Здесь размещается Ленинградский сельскохозяйственный институт и ряд опытных сельскохозяйственных учреждений.
В трех километрах от Пушкина расположен город Павловск — в прошлом, так же как и Пушкин, одна из летних царских резиденций. Павловск славится своим парком, лучшим в пригородах Ленинграда. Он раскинулся на 600 га по обоим берегам реки Славянки. В центральной части Павловского парка, примыкающей к дворцу, где теперь музей, аллеи украшены скульптурами и цветниками, колоннадой Аполлона, напоминающей античный храм, павильонами, бассейном и другими парковыми сооружениями, созданными в конце XVIII в. выдающимися зодчими А. Воро-нихиным, К. Росси, Ч. Камероном, А. Брен-на. К глубокой долине Славянки ведет каменная лестница, через реку и многочисленные пруды переброшены мостики. Большая часть парка пейзажная. Дорожки извиваются среди густых зарослей деревьев.
В районе, примыкающем к Пушкину и Павловску, много совхозов, в которых занята значительная часть жителей этих городов.
Территория Большого Ленинграда на юге почти вплотную подходит к Ижорской возвышенности. На восточной окраине возвышенности, в 46 км от Ленинграда, в узле железных и автомобильных дорог на Ленинград, Таллин, Псков, Тосно раскинулся город Гатчина.
С начала XVIII в. Гатчина была дворцовым имением. Подаренная в 1765 г. Екатериной 11 графу Орлову, она после его смерти стала резиденцией Павла. Во второй половине XVIII в. в Гатчине был создан дворцово-парковый ансамбль, значительная часть которого сохранилась до наших дней и представляет собой выдающийся истори-ко-архитектурный памятник.
В 70-х годах XVIII в. в парке был построен по проекту А. Ринальди Гатчинский дворец. Он расположен на невысоком холме над озером; фасад дворца с двумя высокими пятиугольными башнями и двухэтажным портиком над главным входом обращен к парку. К озеру ведет широкая парадная лестница.
Прилегающие к дворцу участки парка были превращены в «регулярные», с алле-
ями, окаймленными деревьями, кустарниками и цветниками. В парке были установлены многочисленные скульптуры и архитектурные сооружения: ворота, павильоны, мостики, лестницы, каменные террасы. К дворцовому парку примыкает обширный Приоратский парк, выросший вокруг Прио-ратского дворца. Гатчина долгое время служила штаб-квартирой царя, и в ней проводились военные учения. С военным назначением Гатчины связаны сооруженные в прошлом веке крепость, Мариинские укрепления, казармы, конюшни, манеж, учебный плац.
В начале XX в. Гатчина стала важным центром молодой русской авиации. Здесь в 1909 г. было создано поле для испытания самолетов и открылась первая в России авиационная школа, в которой учились прославленные летчики М. Н. и П. Н. Нестеровы, М. С. Бабушкин, Г. Чухновский и др.
Теперь Гатчина—значительный промышленный центр. В советские годы здесь построены завод бумагоделательного оборудования — важнейший в стране производитель машин для целлюлозно-бумажной промышленности, завод «Буревестник», выпускающий электротехнические изделия, механический завод, производящий сельскохозяйственные машины, и др.
На юг от Гатчины простирается Лужско-Оредежская равнина. Среди плоских низменностей разбросаны поросшие сосной и кустарником холмы и холмистые гряды высотой до 20—30 м. В понижениях между холмами расположены озера, главным образом ледникового происхождения, и болота, занимающие почти '/б часть площади равнины. Когда-то покрывавшие равнину еловые леса почти везде замещены
322
осиново-березовыми, ольшаниками, заболоченными лугами. На равнине много полноводных медленных рек и речек. Более или менее сухие участки речных долин заняты пашнями и лугами. Вдоль рек по террасам тянутся боры, встречаются и рощи из широколиственных пород — липы и дуба с лещиной. Большинство населенных пунктов располагается в речных долинах вдоль линий железных дорог и Киевского шоссе.
В 23 км к югу от Гатчины на линии Варшавской железной дороги находится поселок Сиверский.
Здесь между крутых и обрывистых берегов, поросших сосной, протекает река Оре-деж. Эти живописные места еще со второй половины XIX в. стали популярным дгч-ным местом. Приезжали сюда на лето И. Крамской, И. Шишкин и другие художники; местный пейзаж запечатлен на ряде их полотен. И теперь вокруг Сиверского много домов отдыха, детских лагерей и дач.
Недалеко от Сиверского лежит село Суй-да. Здесь было имение прадеда А. С. Пушкина Ганнибала. Возле Суйды еще сохранился старинный парк с прудами и усадебный дом мызы Ганнибала. В районе Сиверского, в бывшей усадьбе у деревни Батово, родился К. Ф. Рылеев.
На пересечении Варшавской железной дороги с рекой Лугой стоит поселок Тол-мачево (назван в честь героя гражданской войны Н. Г. Толмачева). В Толмачеве работают большие заводы железобетонных изделий и железобетонных конструкций, а также комбинат по добыче формовочных песков.
Толмачево — основная пристань на Луге. Долина Луги выше Толмачева достигает 2 км ширины. Бе песчаные берега здесь

Памятник Пушкину-лицеисту в Лицейском саду в городе Пушкине
p08

пологи, русло извилистое, с многочисленными старицами, протоками, островками. Ниже Толмачева долина реки сужается, берега становятся крутыми. Живописные окрестности поселка издавна привлекали много дачников.
В помещичьих усадьбах вокруг Толмачева в конце XIX — начале XX в. жили изобретатель радио А. С. Попов, писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, композитор М. П. Мусоргский, художник И. И. Шишкин. Не-
323
Новые жилые дома в Кингисеппе
p09

сколько выше Толмачева в реку Лугу впадает река Оредеж. Здесь в районе села Ям-Тесово на заболоченном водоразделе Луги, Оредежа и Волхова вырос крупный район торфодобывающей промышленности и возникли промышленные поселки. Торф добывается фрезерным способом и отправляется на электростанции Ленинградской и Новгородской областей.
В 12 км южнее Толмачева по железной дороге и Киевскому шоссе расположен город Луга, он основан в 1777 г. указом Екатерины II на месте небольшого посада. Луга — значительный промышленный центр. Сейчас в городе работает один из немногих в стране абразивный завод, производящий тигли для плавки цветных металлов, графитовые муфеля для химической промышленности, абразивные изделия для обработки металлов. Кроме того, здесь имеются литейно-механический завод, а также несколько предприятий легкой и пищевой промышленности.
Сильно разрушенный в годы Отечественной войиы фашистскими оккупантами, город полностью восстановлен, благоустраивается и быстро растет.
Окраины Луги и ее окрестности очень живописны: песчаные холмы, поросшие лесом, озера, соединенные многочисленными речками, сухие сосновые боры, луга и лиственные леса. В этих местах располагаются санатории, дома отдыха и детские лагеря.

Приневская низина
Приневская низина простирается к востоку и юго-востоку от Ленинграда, охватывая долину Невы и ее притоков — Тосны, Ижоры и др.
Вся жизнь и хозяйственная деятельность Приневской низины очень тесно связаны с Ленинградом. Промышленность многочисленных городов и поселков кооперируется
324
с ленинградскими предприятиями, составляя с ними единое целое. В Приневской низине большое число совхозов, они отправляют Ленинграду молоко, яйца, овощи и многие другие сельскохозяйственные продукты. Больше половины взрослого населения Припевской низины работает в Ленинграде.
Река Нева, берущая начало в Ладожском озере и впадающая в Финский залив, очень короткая (ее длина всего 74 км), однако по количеству приносимой в море воды она уступает в Европейской части СССР лишь Волге, Дунаю, Каме и Печоре. Годовой расход Невы около 77 куб. км. Такая многоводность Невы объясняется тем, что через нее в Финский залив поступает вода со всего огромного Ладожского бассейна (281 тыс. кв. км), где осадки значительно превышают испарение. Берега Невы низкие, течение медленное. Ширина реки 500— 800 м.
Приневская низина сильно распахана, особенно в своей западной, прилегающей к Ленинграду, части. В восточной части сохранились значительные массивы соснового леса. Плоский рельеф и близость к поверхности водоупорных пород привели к большой заболоченности.
В последние годы проводятся осушительные работы, и многие бывшие болота уже освоены под посевы и луга пригородных совхозов.
Полоса почти сплошной городской застройки протянулась по Приневской низине на юго-восток до Колпина, входящего в состав Большого Ленинграда. По своему облику Колпино мало чем отличается от других новых районов Ленинграда, где вдоль обсаженных деревьями прямых улиц выстроились многоэтажные дома.
Основанный в Колпине еще в 1719 г. Ижорский завод—и теперь крупнейшее ленинградское предприятие. После Октябрьской революции завод был расширен и перестроен. Он первым в СССР освоил производство блюмингов и многих других сложных машин. В настоящее время Ижорский завод производит стальной прокат и трубы, гусеничные экскаваторы, прокатное и кузнечно-прессовое оборудование.
Железная дорога Ленинград — Москва и Московское шоссе проходят по плоской низине. Мелколиственные леса здесь чередуются с совхозными полями и заболоченными участками, заросшими кустарником.
У железнодорожной станции Саблино размещается большой поселок Ульяновка. Здесь в 1905—1906 гг. жила семья А. И. Ульяновой, и сюда приезжал Владимир Ильич; дом, где бывал Ленин, отмечен мемориальной доской.
Вблизи Ульяновки находятся известные Саблинские «пещеры». Они вырыты в конце XIX в. для добычи кварцевого песка; штольни протяжением в несколько десятков километров доведены до глубины 220 м. С высокого берега Саблинки видны Никольские керамические заводы. Они принадлежат к числу крупнейших в стране предприятий этой отрасли. Заводы производят из местных глин кирпич, канализационные трубы, облицовочные фасадные плитки и другие изделия.
Московское шоссе вплотную подходит к железной дороге Москва — Ленинград у города Тосно, отсюда обе магистрали идут параллельно и рядом.
Тосно, возникшее в начале XVIII в. на большой дороге из Петербурга в Москву как ямщицкая слобода и почтовая станция, превратилось после постройки железной
325
дороги в значительный промышленный поселок. В годы войны 1941—1945 гг. Тосно было полностью уничтожено фашистами. Современный город почти весь новый. Улицы застроены многоэтажными домами. В Тосно создана крупная промышленность, главным образом строительных материалов. Недалеко от города у Московского шоссе построен большой авторемонтный завод.
В 18 км к юго-западу от Тосно на железной дороге Ленинград — Новгород находится поселок Лисино-Корпус. Здесь уже почти 150 лет существует учебно-опытное лесное хозяйство, ныне учебно-производственная база Ленинградской лесотехнической академии имени С. М. Кирова. В Ли-синском лесном хозяйстве работали видные русские ученые-лесоводы: Д. М. Кравчин-ский, Г. Ф. Морозов. В. Н. Сукачев.
Местность к юго-востоку от Тосно — водораздел рек Тосны и Тигоды — сильно заболочена; этому содействуют плоский рельеф, близкое залегание водоупорных пород и слабоврезанная речная сеть.
На железной дороге Ленинград—Москва, в 30 км от Тосно, находится город Любанъ с лесообрабатывающим комбинатом, заводом бытовой химии, большим депо.
В Любани около станции похоронен строитель железной дороги Петербург — Москва П. П. Мельников, в станционном сквере установлен его бюст. Вокруг города — совхозные земли, центральные усадьбы которых размещены в Любани.
Берега Невы в Приневской низине густо заселены. Здесь много поселков, размещаются предприятия, ремонтирующие речные суда, заводы, перерабатывающие сплавляемую по Неве древесину, и кирпичные заводы. Самый большой в Ленинградской области кирпичный завод расположен в Павлове при впадении в Неву реки Мги.
Еще выше, также на левом берегу Невы, на автомобильном шоссе, в 55 км от Ленинграда, находится город Кировск. Он вырос из поселка Невдубстрой, возникшего в 1929 г. в связи со строительством Дубровской районной электростанции — ныне 8-й ГРЭС имени С. М. Кирова. Именем Кирова город назван в 1953 г. Электростанция Кировска работает на торфе. Кроме ГРЭС здесь имеются завод железобетонных конструкций и ряд предприятий, обслуживающих нужды местного населения.
В 5 км выше Кировска по Неве, в районе села Марьино, войска Ленинградского фронта 18 января 1943 г. форсировали Неву и соединились с войсками Волховского фронта, разорвав тем самым блокаду Ленинграда. На месте прорыва на постаменте установлены как памятники два танка Т-34 и противотанковое орудие.
У истоков реки Невы, в 62 км от Ленинграда, стоит город Петрокрепость. Остров Ореховый, расположенный в 200 м от Пет-рокрепости, разделяет Неву на два рукава. В 1323 г. новгородский князь Юрий Данилович поставил на этом острове крепость Орешек. В XVII в. она была захвачена шведами, но во время Северной войны, в 1702 г., вновь возвращена России; Петр I назвал ее Шлиссельбург — «ключ-город».
Со второй половины XVIII в. крепость, утратив свою былую военную роль, превратилась в тюрьму. В казематах Шлиссель-бургской крепости провели долгие годы многие борцы за свободу: писатель-просветитель Н. П. Новиков, декабристы Пущин, Кюхельбекер, братья Бестужевы, народовольцы Фигнер и Морозов, Серго Орджо-
326
никидзе и другие революционеры. В 1887 г. здесь был казнен брат В. И. Ленина Александр Ульянов.
В 1917 г. освобожденные революционеры сожгли казематы. В 1919 г. узникам крепости был установлен памятник.
Осенью 1941 г., когда немецко-фашистские войска прорвались к истокам Невы и пытались уничтожить Дорогу жизни по Ладожскому озеру, соединявшую Ленинград с Большой землей, им помешали это сделать защитники Шлиссельбургской крепости: они в течение 500 дней выдерживали вражескую осаду и не пропустили фашистов на правый берег Невы.
В послевоенные годы в крепости, сильно разрушенной во время войны, были проведены восстановительные работы. Реставрированы крепостные башни и крепостные сооружения. Крепость стала музеем.
В городе Петрокрепости из старых судоремонтных мастерских вырос судострои-тельно-судоремонтный завод. Сейчас на заводе ремонтируют судовые двигатели для флота Волго-Балта, строят буксиры, грузовые и нефтеналивные суда. Петрокре-пость — важная пристань на Волго-Балтий-ском водном пути.
К востоку от Петрокрепости начинаются Синявинские высоты. На этих высотах во время Отечественной войны фашисты создали сильную оборонительную систему. Прорыв ее в январе 1943 г. обеспечил выход наших войск к Неве. В поселке Синя-вино, в 6 км от Петрокрепости находятся две братские могилы, в которых захоронены 9 тыс. советских солдат, павших в боях на Синявинских высотах.

Южное Приладожье
Южное Приладожье охватывает При ладожскую низменность и лежащую к югу от нее Волховскую низину. По сравнению с западными и центральными районами Ленинградской области Южное Приладожье менее заселено. Это новый промышленный район, выросший в советские годы в связи с постройкой первенца советской электрификации — Волховской гидроэлектростанции. Теперь Южное Приладожье дает стране алюминий, бумагу и целлюлозу, нефтепродукты и различные химические продукты, лесоматериалы.
Примыкающая к южному берегу Ладожского озера Приладожская низменность состоит из плоских террас, поднимающихся от озера уступами. На нижних террасах — дюны, поросшие сосной, сложенные песками береговые валы, на верхних — травяные и моховые болота, чередующиеся с заболоченными сосновыми и сосново-берсзовыми лесами, лугами и зарослями ивняков. Вдоль берега Ладожского озера, от истоков Невы до устья Сяси, тянется построенный в 80-х годах XIX в. Ново-Ладожский канал. После создания Волго-Балтийского водного пути Ново-Ладожский канал используется лишь для местных нужд.
Вдоль канала, между ним и берегом Ладожского озера, расположены рыбацкие селения, среди них — Кабона, вошедшая в историю Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда Кабона служила начальным пунктом проложенной по льду Ладожского озера Дороги жизни. Зимой 1941/42 и 1942/43 гг. по этой ледовой трассе было установлено автомобильное движение до пристани Осиновец на западном берегу озера. Позиции гитлеровцев
327
находились всего в 10 км от трассы; фашистские бомбы часто попадали в автомашины, разрушали лед. Только за навигацию 1942 г. Кабону и Осиновец бомбили почти 170 раз.
Но остановить работу трассы фашистам не удалось, и размер перевозок с каждой неделей возрастал. Только за пять месяцев зимой 1941/42 г. через Кабону по ледовой дороге было перевезено 360 тыс. т продовольствия и боеприпасов, вывезено из Ленинграда свыше полумиллиона детей, женщин и стариков.
Для защиты от вражеских бомбежек близ Кабоны был построен подземный городок, а по дну озера проложен трубопровод, по которому в Ленинград подавалось горючее.
На юге Ладожского озера в него впадает река Волхов. На берегу озера, в устье Волхова, расположен старинный город Новая Ладога. Город основан Петром 1 в 1703 г.
Современная Новая Ладога — центр ладожского рыболовства, в городе работают рыбоконсервный и судоремонтный заводы. В Новой Ладоге сохранились казармы бывшего Суздальского полка, которым в 60-х годах XVIII в. командовал А. В. Суворов.
К югу от Новой Ладоги на автомобильной дороге, связывающей ее с городом Волховом, расположено старинное селение Старая Ладога. В прошлом оно называлось просто Ладогой. В XI в. Ладога стала торговым центром и укрепленным пунктом Новгородской Руси. В ней была построена крепость, развалины которой можно видеть и теперь.
На территории крепости сохранились замечательные памятники древнерусского
церковного зодчества — Георгиевская и Успенская церкви XII в.
На пересечении реки Волхова железной дорогой, идущей от Ленинграда на Петрозаводск и Вологду, стоит город Волхов. Он возник в советские годы у стройки Волховской гидростанции имени В. И. Ленина.
Решение о строительстве Волховской ГЭС было принято Советским правительством 14 июля 1918 г. по инициативе В. И. Ленина. 19 декабря 1926 г. первенец советской гидроэнергетики вступил в строй. Через три года после пуска гидростанции на базе тихвинских бокситов и электрической энергии Волховской ГЭС в Волхове начал строиться первый в СССР алюминиевый завод. В мае 1932 г. на Волховском заводе был получен первый советский алюминий.
Теперь алюминиевый завод имеет в своем составе глиноземный цех, перерабатывающий нефелиновые концентраты, привозимые с Кольского полуострова, и электролизный цех, изготовляющий из глинозема алюминий высокой чистоты, используемый для фольги. На отходах, получаемых при переработке нефелина, в Волхове работает химический завод, вырабатывающий соду, поташ, серную кислоту, двойной суперфосфат.
Современный Волхов не только один из самых крупных промышленных центров Ленинградской области, но и важный транспортный узел. Железнодорожные линии расходятся от Волхова в четырех направлениях: на Ленинград, Петрозаводск, Вологду и Новгород. От Волховской пристани теплоходы ходят вниз до Новой Ладоги и вверх до Новгорода.
Город раскинулся по обоим берегам реки, соединенным железнодорожным и ав-
328
томобильным мостами. Река Волхов достигает в городе ширины свыше 200 м. Бетонная плотина, перегородившая реку, имеет длину 213 м и высоту 17,6 м и создает подпор воды 10—12 м. Со стороны правого берега к плотине примыкают шлюз для пропуска судов и здание силовой станции. На правом берегу реки установлен памятник академику Г. О. Графтио, который проектировал гидростанцию и руководил ее строительством.
Главная промышленная часть города правобережная, она вытянулась полоской вдоль реки на 8 км. Основная магистраль— прямой и длинный Кировский проспект — застроена многоэтажными домами. Среди населения левобережной части, примыкающей к железнодорожной станции, много железнодорожников. Вдоль Волхова по левому берегу тянется новая набережная.
Пространство к югу от Балтийско-Ладожского уступа до озера Ильмень занимает плоская заболоченная лесистая Волховская низина. Низину с юга на север пересекает река Волхов, судоходная на всем протяжении. Эта полноводная река, берущая начало в озере Ильмень, спокойно течет в неширокой пойме. В верхнем и среднем течении Волхов принимает ряд притоков, самые значительные из них Вишера, Кересть, Оскуй, Пчевжа. Параллельно реке Волхову по его левому берегу протянулась железная дорога Волхов—Новгород. Вдоль нее сосредоточены все самые значительные поселения низины.
К югу от города Волхова на левом берегу реки находится селение Гостинополъе. В далеком прошлом здесь, у начала Волховских порогов, происходила встреча новгородцев с прибывавшими сюда купцами из городов Ганзейского союза.
В 56 км к югу от города Волхова находится город Кириши. Он вырос на месте уничтоженного фашистами во время Отечественной войны пристанционного рабочего поселка. Своим возникновением город обязан постройке нефтеперерабатывающего завода. Строительство этого гиганта Большой химии, крупнейшего на Европейском Севере нефтехимического предприятия, началось в 1961 г. Первая очередь завода вступила в строй в 1966 г. и уже дает бензин, мазут, дизельное топливо, битумы. Вступила в эксплуатацию мощная Кириш-ская ГРЭС, дающая заводу электрическую энергию.

Северный Валдай
К востоку и юго-востоку Волховская и Приладожская низины, поднимаясь плоскими ступенями, постепенно сливаются с Тихвинской грядой и Вепсовской возвышенностью — северными отрогами Валдайской возвышенности. Их западный склон относится к Ладожскому бассейну, а восточный имеет сток к Волге. Весь этот обширный край, охватывающий восточную часть Ленинградской области и крайний запад Вологодской, образует Северный Валдай.
До революции Северный Валдай называли «подстоличной Сибирью». Край был очень слабо населен, покрыт дремучими лесами, лишен хороших дорог. Более освоена была лишь узкая полоска вдоль Тихвинской водной системы и железной дороги Петербург — Вологда, где велись заготовки древесины для нужд столицы. Край оживился в советские годы с открытием тихвинских бокситов и пикалевских изве-
329
стняков. На их базе здесь выросли цветная металлургия и цементное производство, развились также лесная и лесообрабатывающая промышленность. Западный склон Тихвинской гряды и Вепсовской возвышенности лесист и заболочен. Преобладают еловые и сосновые леса, пашни и луга разбросаны пятнами на верхних склонах холмов и в речных долинах.
На железной дороге Ленинград—Вологда в 200 км от Ленинграда стоит старинный город Тихвин. Развитие города связано с монастырями, возникшими здесь в середине XVI в. Сооружения Большого Тихвинского монастыря, церкви и звонницы, сохранились до нашего времени.
С открытием Тихвинской водной системы в Тихвине сильно выросла торговля, особенно лесом. Ежегодно в городе устраивались ярмарки.
С упадком Тихвинской 'системы во второй половине XIX в. торговое значение города уменьшилось, но снова возросло с постройкой Северной железной дороги, которая прошла через него.
В годы Отечественной войны город был в ноябре 1941 г. захвачен фашистами, но уже в декабре 1941 г. советские войска освободили Тихвин. Этим был сорван план создания второго кольца блокады вокруг Ленинграда и спасена Дорога жизни.
Современный Тихвин — важный промышленный центр Ленинградской области. Ведущее предприятие города — это новый завод литья «Центролит». В Тихвине сосредоточена также крупная лесная промышленность.
Тихвин — родина известного русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, здесь им написано несколько произведений. В доме, где он родился и жил, орга-
низован музей. При музее работает детская музыкальная школа имени Римского-Корсакова.
На центральной площади Тихвина, расположенной на возвышенном левом берегу реки, находятся гостиный двор, сквер, административные здания. От центра улицы расходятся в разных направлениях: к бывшему монастырю, к вокзалу, в заречную промышленную часть города. Старинные деревянные дома сочетаются с кварталами новых многоэтажных домов. Большой новый жилой массив создан вблизи завода «Центролит».
К востоку от Тихвина находится город Бокситогорск. Возникновение города связано с развитием бокситовой и глиноземной промышленности, выросшей на круслом месторождении бокситов. Сейчас в Бокси-тогорске работают глиноземный завод, завод искусственного обезвоживания торфа, получающий из него этиловый .спирт и другие химические продукты, теплоцентраль, крупный комбинат строительных материалов.
В окрестностях города — бокситовые и известняковые рудники. Это крупные механизированные предприятия, использующие мощные экскаваторы. Для добычи бокситов теперь приходится вскрывать почти 30-метровый поверхностный слой.
В 45 км от Бокситогорска по автомобильному шоссе находится город Пикале-во. В районе Пикалева в крупных масштабах ведется добыча и обработка известняков. На их базе работает крупнейший в Ленинградской области Пикалевский цементный завод, производящий шлакопорт-ландцемент. шифер, асбоцементные трубы. Известняк пикалевских рудников отправляется на Череповецкий металлургический
330
Для ландшафтов Ленинградской области типичны озы — длинные, узкие, похожие на железнодорожные насыпи гряды. Обычно они покрыты сосняком
p10

завод и на заводы Ленинграда, где он используется в качестве флюсов. Известняки использует и новый Пикалевский глиноземный завод, перерабатывающий нефелины, привозимые с Кольского полуострова.
К северу Тихвинская гряда постепенно переходит в Вепсовскую возвышенность. Местность заметно повышается и становится все более пересеченной. Моренные холмы и гряды достигают 200 м и более. Среди лесистых холмов часто встречаются небольшие озера и болота. В бассейнах рек Паши и Ояти размещаются крупные лесозаготовительные хозяйства.
Вдоль западного склона Тихвинской гряды и Вепсовской возвышенности протянулся тракт Тихвин — Лодейное Поле. В 46 км от Лодейного Поля на этом тракте, на берегу реки Ояти, располагается большое селение Алеховщина. В Алеховщине интересный архитектурный памятник XVIII в.— церковь Михаила Архангела. Ниже по Ояти, вблизи деревни Акулова Гора, в середине XIX в. была усадьба, в которой жил художник В. Д. Поленов. Здесь им было написано несколько великолепных оятских пейзажей.
В отличие от западного склона восточный склон Тихвинской гряды и Вепсовской возвышенности более ровный. Невысокие песчаные и моренные холмы и гряды чередуются здесь с небольшими озерными впадинами.
331

Свирская впадина
Свирская впадина — это узкая полоса между Ладожским и Онежским озерами; посредине ее течет на юго-запад Свирь, а параллельно ей проходит железная дорога Ленинград — Петрозаводск.
Крупный промышленный район, сформировавшийся в Свирской впадине, связан с Волго-Балтийским водным путем и построенными в советские годы свнрскими гидроэлектростанциями.
Свирская впадина представляет собой террасированную равнину озерно-леднико-вого происхождения, состоящую из ряда ступеней, спускающихся к Ладожскому озеру. В верхнем и нижнем течении Свири холмистые моренные гряды пересекают впадину, образуя пороги. Плотины Нижне-свнрской и Верхнесвирской гидроэлектростанций подняли уровень Свири, образовавшиеся водохранилища затопили речную долину и скрыли под водой пороги.
Свирь впадает в Свирскую губу Ладожского озера. Разлив реки при ее впадении имеет площадь свыше 12 кв. км, а средний расход Свири в устье превышает 800 куб. м/сек. Река судоходна на всем протяжении. Она является составной частью Волго-Бал-тийского водного пути.
Неподалеку от устья Свири расположен поселок и речная пристань Севоро-Западного речного пароходства Свирица. Суда совершают постоянные рейсы от Свирицы но Свири и Ояти до станции Доможирово, около которой проходит железная дорога Ленинград — Петрозаводск. На железной дороге, на левом берегу Свири, стоит город Лодейное Поле.
В 1703 г. на этом месте Петром I была создана Олонецкая судостроительная верфь.
Здесь рос отличный корабельный лес, и недалеко было до олонецких заводов, откуда доставлялись пушки и ядра для вооружения судов. Верфь играла важную роль и Петр I сам приезжал сюда.
Лодейнопольская верфь считается родиной Балтийского флота. На верфи было построено более 100 кораблей, принявших участие в морских сражениях во время Северной войны. Лодейнопольская верфь существовала до 1830 г. Еще в конце XVIII— начале XIX в. здесь строились крупные суда. Так, например, Лодейнопольской верфью в 1818 г. был построен знаменитый военный шлюп «Мирный», на котором мореплаватели М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен совершили кругосветное плавание и открыли Антарктиду.
В настоящее время в городе работают: завод силикальцитных изделий, деревообрабатывающий комбинат, рельсосварочный поезд, завод железобетонных изделий. Город, расположенный на высокой террасе Свири, вытянулся на 6 км вдоль берега реки. Большинство домов новые, многие из них построены из силикальцитовых блоков. Лодейное Поле—транспортный центр; здесь находятся железнодорожная станция и крупная речная пристань на Волго-Бал-тийском пути.
В 16 км выше ЛоДейного Поля по Свири расположен поселок Свиръстрой, гдо находится Нижнесвирская ГЭС имени академика Г. О. Графтио, который проектировал эту станцию. На площадке около здания ГЭС — скульптурный портрет Г. О. Графтио.
Выше Лодейного Поля по Свири расположен город Подпорожье. Его возникновение связано" с постройкой в 1932 г. Верхнесвирской гидроэлектростанции. Плотина
332
ГЭС образовала огромное водохранилище площадью 183 кв. км (его называют Ивин-ским разливом по притоку Свири Ивине).
Кроме гидростанции в Подпорожье построен ряд крупных промышленных предприятий, среди которых выделяются большой завод высоковольтных опор и энерголесокомбинат. Основная часть города располагается на высоком левом берегу Свири. На правом берегу реки — пристань и судоверфь.
К Подпорожью примыкает ряд крупных селений. Среди них выделяется старинное село Бажино—значительный лесопромышленный центр на Свири и поселок Никольский.
Почти все население в восточной части Свирской впадины сосредоточено непосредственно в долине реки Свири. Вне долины ведутся заготовки древесины, которая по притокам Свири и по лесовозным дорогам поступит к запаням, расположенным на берегах Свири,
Подпорожский район — один из основных лесопромышленных районов Ленинградской области, и отсюда в Ленинград отправится большое количество деловой древесины.
В истоках реки Свири расположен поселок Вознесенк. В прошлом Вознесенск служил крупным перевалочным пунктом на водном пути между Ленинградом и Петрозаводском (с речных судов на озерные и с озерных — на речные). Теперь, с созданием глубоководного Волго-Балтийского водного пути свое перевалочное значение Вознесенск потерял. Поблизости от Возне-сенска располагается крупное охотничье хозяйство.
333


<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0