RSS Выход Мой профиль
 
Российская Федерация. Европейский Север| Хозяйство

всей площади района, наоборот, отличаются очень слабой сельскохозяйственной освоенностью; на земли, используемые в сельском хозяйстве, приходится лишь 1,5% всей площади. Большая часть этой территории покрыта лесом и '/з тундрой. Участки пашни и лугов небольшие по размерам и, как правило, вкраплены мелкими островками в обширные лесные и заболоченные пространства. Но даже те незначительные площади на Европейском Севере, которые заняты лугами и пашнями, часто переувлажнены, засорены камнями или заку-старены. В расчистке от кустарников и мелколесья иуждается около '/г сенокосной площади и 3/< всех пастбищ; проведение работ по уборке камней необходимо на 2/s площади пашни, а площади избыточно увлажненных и заболоченных земель, нуждающихся в осушении, достигают почти 4 млн. га. Отличительная особенность сельскохозяйственных земель Европейского Севера — их исключительная мелкоконтурность: в большинстве своем они состоят из небольших участков неправильной формы, перемежающихся с кустарниками, залесенными и заболоченными площадями. Средний размер участков пашни, например, составляет в Новгородской области 1,7 га, в Ленинградской — 2,1, в Вологодской. Архангельской областях и Карельской АССР — 2,3, в Псковской — 3,4 га. Сенокосные и пастбищные угодья отличаются еще большей раздробленностью. Мелкие участки обрабатываемых земель и их разбросанность затрудняют широкое использование сельскохозяйственной техники.
Успешное развитие сельского хозяйства тесно связано прежде всего с улучшением мелиорации земельных угодий. Особенно

Сельскохозяйственные угодья
(в % к общей площади административных
районов)
p09
большое значение имеет борьба с избыточным увлажнением земель. Наряду с сооружением открытой осушительной сети внедряется более совершенная закрытая дренажная система, обеспечивающая возможности широкой механизации сельскохозяйственных работ *..

* Дренаж — сеть подземных труб (дрен) для отвода из почвы избыточных вод.

266
Важнейшая традиционная отрасль сельского хозяйства Европейского Севера — животноводство. В общей стоимости валовой продукции доля животноводческой продукции составляет более 60%. Численность крупного рогатого скота и свиней на Европейском Севере уже превысила довоенные размеры, выросла и продуктивность скота. Годовые удои от одной коровы в колхозах и совхозах увеличились по сравнению с 1940 г. более чем в 2 раза и составили в 1968 г. в среднем по району свыше 2,5 тыс. л. В 1,5—2 раза увеличилось производство молока и мяса. По удоям молока на одну корову Европейский Север несколько уступает в стране лишь прибалтийским республикам.
Свыше 3/4 поголовья продуктивного скота размещается в южных районах Европейского Севера, относительно густо заселенных и наиболее освоенных, располагающих значительными площадями луговых угодий и полевых кормовых культур, особенно в юго-западной части Приильмен-ской низины, на Великорецкой равнине и Ловатской низменности, в Примстинских и Примоложских районах, в Приневской и Прионежской низинах, на Сухоно-Волж-ском плато. В северных районах, где большая часть территорий покрыта лесом или заболочена, животноводство развито меньше. Основная масса скота здесь размещена отдельными «очагами» в долинах крупных рек (Северной Двины, Сухоны, Онеги, Печоры), где сосредоточены заливные луга, а также вблизи крупных промышленных центров — Архангельска, Мурманска, Сыктывкара и др. В животноводстве Европейского Севера резко выделяется крупный рогатый скот, численность которого составляла на начало 1969 г. 2,2 млн. голов. Ско-
товодство имеет молочное направление. Об этом свидетельствует самая высокая по сравнению с другими экономическими районами страны доля коров в стаде крупного рогатого скота (55% против 43% в среднем по СССР). На территории Европейского Севера широко распространены черно-пестрая, холмогорская, бурая латвийская, ярославская и другие молочные породы,-отличающиеся высокой удойностью (дают до 4—5 тыс. л молока в год).
Молочному направлению скотоводства благоприятствуют в районе и большой спрос на молоко и молочную продукцию, предъявляемый населением Ленинграда и других крупных промышленных центров. Развитию скотоводства способствуют также исторически сложившиеся традиции и опыт местного населения по разведению молочного скота и большие площади природных кормовых угодий (сенокосов и пастбищ), которые в сочетании с полевыми кормовыми культурами обеспечивают производство зеленых, сочных и грубых кормов. Если совхозы или колхозы расположены вблизи Ленинграда или других крупных промышленных центров, то в города вывозится цельное молоко. Вдали же от города оно перерабатывается в молочные консервы, сыр, масло. По выработке масла в районе особенно выделяется Вологодская область, на долю которой приходится свыше Уз всего производства животного масла Европейского Севера.
Вторая по значению отрасль животноводства района — свиноводство. Европейский Север — крупный поставщик свинины. В районе насчитывается около 1 млн. голов свиней (1969 г.). 3А всего поголовья размещено на территории Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Осо-
267
Районы оленеводства (одна точка — 500 голов)
p10
бенно развито свиноводство в районах, прилегающих к Ленинграду, где расположено много крупных специализированных совхозов, занимающихся преимущественно откормом свиней. Откормочные свиноводческие хозяйства организованы также и вблизи других промышленных центров — Новгорода, Пскова, Вологды. Кроме специализированных откормочных хозяйств на территории района имеются совхозы и колхозы, занимающиеся воспроизводством поголовья свиней. В ряде хозяйств выращивание молодняка сочетается с откормом свиней. Самая распространенная порода свиней на территории Европейского Севера — крупная белая. Разводятся здесь также улучшенные местные породы.
Овцеводство — одна из наименее развитых отраслей животноводства на Европейском Севере. Это связано с ограниченностью пастбищного периода из-за сравнительно короткого лета и необходимостью заготовки на стойловый период большого количества кормов. В районе насчитывается около 1,2 млн. голов овец. Основная часть их сосредоточена в южной части района, главным образом в Псковской, Вологодской и Новгородской областях, где больше сухих пастбищ.
Овцеводство имеет шубное и полутонкорунное мясо-шерстное направление. В поголовье овец распространены романовские грубошерстные овцы, отличающиеся плодовитостью и дающие мягкую и теплую овчину, а также латвийские темноголовые мясо-шерстные овцы.
Европейский Север с его бесчисленными озерами, прудами и лугами имеет все условия для развития птицеводства, особенно водоплавающей птицы. Однако до последнего времени в птицеводстве преобладало разведение кур, в частности русской белой породы.
На начало 1969 г. в колхозах и совхозах района насчитывалось более 8 млн. голов птицы. Самый развитой район птицеводства — Ленинградская область, особенно пригородная зона Ленинграда, где размещено много птицефабрик и совхозов.
На обширных пространствах Европейского Севера, главным образом в тундрах и лесотундрах, в растительном покрове распространены лишайники (ягель) и мхи, а также низкорослые кустарники и бедные по видовому составу травянистые сообщества, поэтому в Ненецком национальном округе, на севере Коми АССР, в восточной части Мурманской области, в северных районах Карелии, где широко распространены ландшафты тундр и лесотундр, главная отрасль сельского хозяйства — оленеводство. Так как олени круглогодично содержатся на пастбищах и затраты труда по уходу за ними невелики, это довольно доходная отрасль. Олени с одного на другое сезонные пастбища перегоняются на сотни километров.
Олени дают мясо, которое используется главным образом местным населением, а также шкуры (например, шкуры телят-
268

Холмогорское племенное животноводство существует с XVII столетия. Сейчас Холмогорский племенной рассадник поставляет чистопородный скот в 30 областей и республик страны
p11

самцов, забитых на первом году жизни,— пыжик).
На территории Европейского Севера насчитывается 415 тыс. голов оленей (1969 г.), или около 17% всего поголовья оленей РСФСР; почти половина оленей сосредоточена в Ненецком национальном округе.
Земледелие в районе уступает по своему значению животноводству и подчинено главным образом его нуждам. Под посевами сельскохозяйственных культур в 1968 г. было занято 2,9 млн. га. Для Европейского Севера типична высокая доля кормовых культур в посеве и низкая доля зерновых. Правда, зерновыми культурами здесь засевается более '/з посевной площади, но товарное значение их невелико, так как се-
бестоимость зерна на Севере в 2,5—3 раза выше, чем в среднем по СССР. Таким образом, одна из основных задач здешнего земледелия — обеспечение фуражом животноводства, продовольственным зерном населения, занятого в сельском хозяйстве.
Размещены посевы зерновых по территории района неравномерно. Самые большие площади их сосредоточены в Псковской и Вологодской областях. Эти области дают более 60% валовых сборов зерна Европейского Севера. Из зерновых выращиваются: озимая рожь, озимая и яровая пшеница, овес, ячмень, горох. Особенно распространена озимая рожь. Эта культура возделывается почти всюду (до 60° с. ш.), и она распространена более чем на 40%
269

Посевные площади льна-долгунца
* Одна точка — 1000 га
- Одна черточка — менее 5Q0 га
p12

площади, занятой зерновыми культурами. Посевы пшеницы сосредоточены главным образом на более плодородных почвах в южной части района. Ячмень как растение короткого вегетационного периода выращивают в северных районах Карелии, в Архангельской области и Коми АССР.
Одна из древнейших и важных отраслей земледелия Европейского Севера — льноводство. Здесь исстари сложился льноводческий район. Местное население обладает вековыми трудовыми навыками по возделыванию волокнистого льна.
Природные условия для возделывания льна в южной части района очень благоприятны. Суглинистые почвы, на которых лучще всего удается эта культура, умеренно тецлая весна, нежаркое и достаточно влажное лето — все это создает условия для получения льна с длинным крепким волокном. Северное льняное волокно высоких номеров пользуется заслуженной славой не только в СССР, но и за пределами нашей страны.
Под культурой льна занято более 200 тыс. га — свыше 15% всех посевов льна Советского Союза. По площади льна и сборам льняного волокна Европейский Север занимает третье место в СССР после Центрального района и Белоруссии. За годы Советской власти льноводство превратилось в одну из самых доходных отраслей колхозного сельского хозяйства Севера.
Льноводство развито главным образом в Псковской, Вологодской и Новгородской областях; на долю их приходится 98% всех посевов льна и валового сбора волокна. Особенно большое развитие льноводство получило в Псковской области, колхозы и совхозы которой дают около половины всего сбора льняного волокна района. Стои-
270
мость продукции льна (волокна и семян) в валовой продукции колхозного земледелия Псковской области достигает 50%.
В земледелии Европейского Севера, особенно на территории Ленинградской области, большое хозяйственное значение имеет производство овощей и картофеля. Проблема обеспечения овощами и картофелем городского населения Севера решается путем создания крупных пригородных ово-щекартофелеводческих хозяйств.
Под овощами и картофелем занято около 300 тыс. га (около 10% посевной площади района). По доле этих культур в посевах Европейский Север занимает одно из первых мест в стране. И всо же местное производство овощей еще полностью не удовлетворяет спроса.
Картофель и овощи возделываются на Европейском Севере почти всюду, но особенно крупные площади их сосредоточены близ больших городов — Ленинграда, Пскова, Новгорода, Вологды, Череповца. Половина площади посадок картофеля приходится на Ленинградскую и Псковскую области. Большую часть овощей дают совхозы Ленинградской области, особенно расположенные вблизи Ленинграда на территории Приневской низины. За последние годы здесь проведена огромная работа по осушению заболоченных земель.
Овощи возделываются главным образом в открытом грунте, и лишь в хозяйствах, расположенных в северных широтах (Мурманская область, северные районы Архангельской области и Коми АССР), а также вблизи Ленинграда и других крупных промышленных центров значительная часть овощей выращивается в парниках и теплицах. Теплично-парниковое хозяйство пригородной зоны Ленинграда, например, по-
зволяет снабжать население города свежими овощами зимой и ранней весной.
В большинстве хозяйств Европейского Севера основная овощная культура — белокочанная капуста, меньшую роль играют морковь, свекла, огурцы, лук.
Под кормовыми культурами на Европейском Севере занято около 1,5 млн. га. Это больше половины всей посевной площади района. По доле кормовых культур в посевах район занимает первое место в СССР. Особенно много кормовых культур высевают в Коми АССР и Карельской АССР, а также в Мурманской и Ленинградской областях (до 60—90% площади и более).
В составе кормовых культур преобладают многолетние и однолетние травы, главным образом клевер и тимофеевка; они высеваются чаще всего по озимой ржи. Из однолетних трав возделываются вика, вико-овсяные и горохо-овсяные смеси. Площадь под силосными культурами и корнеплодами невелика.
Садоводство — одна из наименее развитых отраслей сельского хозяйства Европейского Севера. Площадь, занятая под плодовыми и ягодными культурами, около 25 тыс. га, это менее 1% обрабатываемой площади. Более в/ю всех посадок приходится на Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области, т. е. на самую южную и теплую часть Европейского Севера. На севере района плодоводства как товарной отрасли но существует. Севернее линии Сортавала (Карельская АССР) — Никольск (Вологодская область) среднерусские сорта яблонь (антоновка, боровинка и др.) вымерзают: их культура возможна только стелющимися формами; здесь более или менее успешно могут произрастать лишь ягодники — смородина, малина.
271

Самый развитой район плодоводства — Ленинградская область (здесь находится половина всей площади плодово-ягодных культур Европейского Севера), особенно пригородная зона Ленинграда, где сады кольцом опоясывают город. В составе плодовых насаждений преобладают яблони; встречаются также груши, сливы, вишни и разнообразные ягодные культуры — земляника, смородина, крыжовник, малина.

Транспорт
По уровню развития транспорта Европейский Север занимает одно из первых мест в стране. Так, по размеру грузооборота железнодорожного, морского и речного транспорта район находится на четвертом месте в СССР после Донецко-Приднепров-ского, Уральского и Центрального районов. В отличие, например, от Центрального района Европейский Север значительно меньше вывозит грузов в другие районы и ввозит из других.
На Европейском Севере, как, впрочем, и в других районах страны, железнодорожный транспорт преобладает. Его доля в перевозках грузов около 70%. Протяженность железных дорог Европейского Севера 11,2 тыс. км, электрифицированных линий — больше 950 км. По густоте железных дорог Европейский Север в силу значительности своей территории уступает большинству других районов Европейской части СССР.
Железнодорожная сеть района в основном была создана еще задолго до Великой Октябрьской революции. Именно на территории Европейского Севера началось железнодорожное строительство в России. Это
здесь в 1837 г. построена первая в России железная дорога Петербург — Царское Село. В 1851 г. сооружена первая в стране крупная железная дорога из Петербурга в Москву (Николаевская) протяжением 651 км.
В 1853—1862 гг. построена железная дорога Петербург — Варшава (через Гатчину— Вильно), в 1864 г.— Балтийская (Петербург—Ораниенбаум). В 70-х годах XIX в. сооружены железные дороги Москва—Ярославль — Вологда, Чудово — Новгород — Старая Русса, а также Рыбинск — Бологое, давшая выход грузам с верхней Волги к Петербургскому порту.
Железнодорожная сеть особенно расширилась в конце XIX — начале XX в., когда построены дороги Бологое — Псков — Рига, Вологда — Архангельск, Петербург — Вятка — Пермь с ответвлением от Вятки на Котлас. В этот же период Петербург был связан линией с Донбассом через Витебск — Брянск. Во время первой мировой войны была сооружена железная дорога, соединившая Петроград с Мурманском.
До Октябрьской революции железнодорожное строительство велось преимущественно в пределах юго-запада Европейского Севера для обеспечения нужд Петербурга. В первые годы после Великой Октябрьской революции была построена железная дорога Ленинград — Новгород. Строительство железных дорог распространилось и на северную часть района. В годы довоенных пятилеток вошли в эксплуатацию железные дороги Апатиты — Кировен и Коноша — Вельск. В 1941 г. введена в эксплуатацию Северо-Печорская магистраль (Коноша — Котлас — Воркута). Проведенная вдоль южного берега Белого моря железная дорога Беломорск — Обозерская улуч-
272
шила сообщение Мурманской области с Центральным районом. В послевоенные годы построена Западно-Карельская железная дорога, проходящая вдоль нашей государственной границы с Финляндией.
Основу современной железнодорожной сети района образуют 11 магистралей, расходящихся по радиусам из Ленинграда в направлениях на Москву, Витебск—Киев— Одессу, Вологду—Буй—Киров и Мурманск, Выборг — Лужайку (станция на границе с Финляндией), Таллин, Псков — Ригу, Псков — Вильнюс — Львов, Новгород. Эти радиальные дороги связываются тремя полукольцевыми линиями: первая соединяет вокзалы, морской и речной порты Ленинграда; вторая, удаленная от Ленинграда на 40—50 км, проходит через Гатчину — Ново-лисино — Мгу — Всеволожск— Парголово с переходом через Неву; третья связывает Лугу — Новгород — Чудово — Волхов.
В северной части района железнодорожная сеть слабо разветвлена; основу ее составляют магистральные дороги меридионального направления (на Архангельск, Мурманск и Юшкозеро) и северо-восточного (на Воркуту).
Среди железнодорожных узлов района особенно выделяется Ленинградский, уступающий в стране по грузообороту только Московскому.
Новые железные дороги сооружаются главным образом в лесистых районах Европейского Севера, там, где нет водных сплавных путей. Так, в 1959—1965 гг. построены железные дороги Суккозеро — Юшкозеро, Архангельск — Карпогоры, Ми-кунь — Ёртом с веткой на Кослан.
На долю речного транспорта Европейского Севера приходится сейчас почти 25% районных перевозок грузов. Это и понятно:
в крае очень развита речная сеть, здесь множество озер, в том числе такие огромные, как Ладожское, Онежское, Чудское. Другой важный факт состоит в том, что на Русском Севере издавна существовала обширная система каналов. И наконец, для развития речного судоходства очень важным было и остается то, что система водных путей Европейского Севера имеет хорошие выходы к морю.
Главные виды грузов, перевозимых речным транспортом — это лесные материалы, железные руды, апатитовый концентрат, серный колчедан, нефтепродукты, строительный камеиь, другие строительные материалы и сельскохозяйственные продукты.
Продолжительность навигации на внутренних водных путях в юго-западной части Европейского Севера достигает 230— 260 дней, в северо-восточной — 180—200 дней. Применение речных ледоколов позволяет несколько удлинить навигацию.
Длина судоходных путей района 19 тыс. км, а лесосплавных — 100 тыс. км. Самые значительные судоходные пути — это Вол-го-Балтийская водная система, протянувшаяся от Рыбинска до Ленинграда, Северная Двина и Печора с их притоками, Ладожское и Онежское озера, Беломорско-Балтийский канал.
Значение речного транспорта на Европейском Севере выросло после реконструкции Вол го-Балтийского водного пути. Сейчас по этой водной магистрали возможен проход крупнотоннажных судов. Кроме того, здесь осуществляются смешанные бесперевалочные поревозки между речными и морскими портами. Путь по внутренней воднотранспортной системе СССР из Балтийского моря в Черное вдвое короче морского пути вокруг Европы.
273

Транспорт
P13

274
Новый Волго-Балтийский водный путь заменил старый Мариинский, построенный в начале XIX в. Мариинский путь в последние годы не удовлетворял потребности перевозок: суда теряли много времени в шлюзах (их на канале между Ковжей и Вытегрой было 39, а шлюзование в каждом из них длилось часами).
Второе звено единой воднотранспортной системы — Беломорско-Балтийский канал, проходящий в пределах Беломорско-Онеж-

Мост через Северную Двину в Архангельске
P14
ского перешейка по озерам Выгозеро, Мат-козеро и реке Выг, введен в эксплуатацию в 1933 г. Существует также Северо-Двин-ская водная система, построенная еще в 1828 г. Она соединяет каналами через несколько рек и озер реки Шексну и Сухону.
Возобновлено судоходство по Сайменско-му каналу, проходящему по территории Финляндии и СССР между озерами Сайма и Финским заливом. По договору 1962 г. между СССР и Финляндией советская часть
Сайменского канала (около 34 км) с прилегающей к ней территорией передана в аренду Финляндии.
По общему размеру грузоперевозок морским транспортом район стоит на третьем месте в СССР, уступая лишь Дальневосточному району и Югу.
Приморское положение, морские порты, которые действуют круглый год, удачное сочетание морских путей с речными и железнодорожными, близость к другим раз-
275
витым районам страны обусловливают крупную роль Европейского Севера во внешних экономических связях Советского Союза, особенно с зарубежными социалистическими странами.
Самый крупный морской порт района и всей страны — Ленинград. В послевоенные годы благодаря современным ледоколам Ленинград стал портом круглогодового действия (правда, иногда сложная ледовая обстановка затрудняет ледокольную навигацию). В суровые зимы расстояние от Ленинградского порта до «чистой» воды на Финском заливе достигает 260 км. На Ленинградский порт приходится 2/б всего грузооборота советских балтийских портов. Весьма разнообразный экспорт этого порта составляют машины, лесные материалы, калийные соли, серный колчедан, каменный уголь, химические продукты. Импортируются через Ленинградский порт трубы, различное оборудование, химические грузы, сахар, фрукты, хлопок.
В тысяче километров севернее Ленинграда находится Мурманск — единственный крупный незамерзающий порт на Европейском Севере и самый крупный заполярный порт в мире. По размеру грузооборота он вдвое меньше Ленинградского порта. Эти два крупнейших порта дополняются специализированными портами, в основном лесными, такими, как Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Онега, Кемь, Выборг и др.
Среди них выделяется Архангельск — крупнейший в СССР лесоэкспортный глубоководный порт. Он расположен на Северной Двине при впадении ее в Двинскую губу (залив). Архангельск, как и Мурманск, служит головным портом Северного морского пути. Навигация в нем продол-
жается до семи-восьмн месяцев и удлиняется до десяти месяцев при использовании ледоколов.
В пунктах смыкания морских путей с речными и особенно с магистральными железнодорожными сложились значительные транспортные узлы. В них происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. Через Архангельск, например, приплавляемая по Северной Двине древесина отправляется в виде пиломатериалов и других изделий в районы Европейской части СССР железнодорожным, а в зарубежные страны морским транспортом.
Роль автомобильного транспорта в обслуживании потребностей народного хозяйства в перевозках с каждым годом возрастает.
Густота сети автомобильных дорог отдельных частей Европейского Севера разная. Особенно много автомобильных дорог вокруг Ленинграда и в тяготеющей к Финскому заливу части Ленинградской области, а также в Псковской и на западе Новгородской областей. С другой стороны, мало автомобильных дорог на севере района и на юго-востоке Коми АССР.
На юге района главные автомобильные дороги, по радиусам расходясь из Ленинграда, ведут на Москву, Киев — Одессу, Нарву — Таллин, Выборг, Лодейпое Поле — Петрозаводск. Среди важных автомобильных дорог в других частях района следует отметить дороги: Котлас — Горький. Архангельск—Вологда—Москва, Петрозаводск — Медвежьегорск — Беломорск.
Развитие автомобильнодорожной сети района предусматривает сооружение и реконструкцию магистральных линий, а также сооружение полукольцевых линий вокруг Ленинграда. Строится автомобильная
276

Мурманский порт — второй по значению на Европейском Севере после Ленинграда
P15

дорога Ленинград — Мурманск протяжением 1400 км и дорога Вологда — Новая Ладога.
Трубопроводный транспорт стал ускоренно развиваться в районе после Великой Отечественной войны, особенно с 1959 г. Сейчас сеть трубопроводов Европейского Севера уже значительна. Сланцевый газ из Сланцев и Кохтла-Ярве (Эстония) передается по газопроводу в Ленинград. По газопроводам Серпухов — Ленинград поступает природный газ месторождений Северокавказских и Восточноукраинских, Горький — Череповец — Саратовских, Вой — Вож — Сосногорск — Тимано-Печорских. В 1967 г. введен в действие газопровод Белоусово — Ленинград, по которому передается газ
277
Среднеазиатских месторождений. После сооружения магистрального газопровода Север Тюменской области — Юго-Запад СССР (Надым — Котлас — Рыбинск — Торжок — Минск) резко увеличится потребление природного газа хозяйством юга района, а благодаря газоотводам от него (Грязовец—Вологда — Череповец — Ленинград, Волхов — Петрозаводск, Котлас — Плесецк — Архангельск, Микунь — Сыктывкар) будут газифицированы и другие его части. Газ Ямало-Ненецких месторождений поступит в Ленинград через Торжок и Вологду — Череповец. Строится газопровод Валдай — Старая Русса — Псков — Рига.
Нефтепроводный транспорт гораздо меньше развит, чем газопроводный.

В зимнюю тундру, куда раньше проникали лишь на собаках и оленях, пришли вездеходы.
Коми АССР. Изыскатели в Варга Шоре
P16

Нефть недавно освоенных Тронцко-Печорскнх, Тэбукского (северо-восточнее Ухты) и Дилерского (южнее Ухты) месторождений транспортируется по нефтепроводам Нижняя Омра — Ухта (около 170 км),Тэбук — Ухта (65 км) и Джьер — Ухта (100 км) на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Магистральный нефтепровод сооружен для передачи волго-уральской нефти через Ярославль в Кириши. Жидкое моторное топливо для автомобилей из Киришей в Ленинград предполагается доставлять продуктопроводом.
Воздушный транспорт появился на Европейском Севере в начале 30-х годов. Однако ускоренно он стал развиваться лишь с конца 50-х годов и уже теперь превращается в один из основных видов пассажирского сообщения.
Перевозки пассажиров достигают примерно 3/4 всего объема работы воздушного транспорта Европейского Севера. Кроме перевозок пассажиров, почты и грузов гражданская авиация несет противопожарную охрану лесов, участвует в исследованиях Арктики, в аэрофотосъемках, в геологических поисках, в строительстве газопроводов. За последнее время усилилось ее применение в медицинском обслуживании населения отдаленных районов, особенно Заполярья, а также в сельском хозяйстве и рыбном промысле. Во многих глубинных районах Севера и Заполярья гражданская авиация все еще служит единственным
278

Подвесной газопровод близ Ухты в республике Коми
P17

средством регулярного почтово-иассажирского сообщения. Поэтому здесь особенно быстро растет сеть местных воздушных линий. Регулярным воздушным сообщением охвачены практически почти все сельские районные центры и большинство леспромхозов. Уже теперь перевозки пассажиров по местным воздушным линиям Европейского Севера достигают 40% их общего объема.
Перевозки пассажиров по союзным и местным линиям и пассажирооборот Европейского Севера занимают в Союзе б—7%.
Ленинградский аэропорт — один из крупнейших в стране. Протянувшиеся от него воздушные пути достигают около 100 тыс. км. Регулярным воздушным сообщением
Ленинград связан с Москвой, столицами всех союзных республик,, городами Поволжья и Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также с курортами Кавказа, Крыма и Прикарпатья. В летнюю навигацию на линии Ленинград — Москва — Ленинград наводится как бы воздушный мост: из аэропортов Ленинграда и Москвы самолеты следуют с интервалами в один час. Ежедневно из Ленинградского аэропорта скоростные самолеты отправляются в 60 направлениях.
Только две международные линии имел Ленинградский аэропорт до весны 1968 г.: Ленинград.— Хельсинки и Ленинград — Копенгаген. Затем лайнерами стали выполняться регулярные рейсы в Париж,
279
Лондон, Амстердам, Варшаву (через Вильнюс), Берлин, Будапешт, Прагу и Женеву. Ленинград стал вторым после Москвы международным аэропортом страны.
Размещение транспортных путей на Европейском Севере неравномерное. Половина железных дорог сосредоточена на юго-западе — в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Гораздо слабее транспортная сеть в восточной части района.
Мало железных и автомобильных дорог в Архангельской области, в Коми АССР, на востоке Вологодской области, а также на юго-востоке Карелии, в центральной и восточной частях Мурманской области. Ограничено транспортное использование рек в северо-западных и западных, а также и в приуральских частях Европейского Севера, где многие реки без их углубления и спрямления непригодны для современных крупнотоннажных судов.
В составе вывозимых из пределов Европейского Севера грузов главное место занимают (по стоимости) оборудование, машины и приборы, а также изделия легкой промышленности. Однако по весу 2/з всего отправления составляют лесные грузы, апатитовый концентрат, минеральные удобрения, черные металлы, строительные материалы.
Среди ввозимых в район грузов главные: донецкий уголь, нефть и нефтепродукты из Поволжья, Урала и Кавказа, черные и цветные металлы (главным образом с Урала и из Донецко-Приднепровского района), сырье для легкой и пищевой промышленности (хлопок-волокно из Средней Азии), продовольственные продукты.


<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0