О ХЛЕБЕ РЖАНОМ
о различных врачевских вещех, ко здравию человечьскому предстоящих
ОТ МНОГИХ МУДРЕЦОВ
Хлеб Ржанои естеством теплее ячменя, и пристоит ясти здравым людем, и он им силу подает; больным же людем пристоит ясти пшеничнои хлеб, лутше и питательне.
А у которых людей желудок не варит естествы, и тем недобро ясти ^^ ржаного хлеба, понеже болезнь стомахову не может одолети, но с великим томлением изнести низходит. Подобает всякому человеку беречися от хлебного недопечения, великая бо и тяжкия болезни от того рождаются; да не ядим хлеба горячего или гораздо мяхкого, но да переначует.
Тремя обычаи хлеб печется. Большей имеет в себе многу мяхкость, а корка его тверда и непитателна есть телу, и не скоро ноителна, утробу защущает, а мякишь толстой надымает тело и вредителную мокрость родит.
Хлеб, который невелик и тонок, того жар проймет и волгость из него вытянет, и тот хлеб утробу вяжет, изноет.
Среднии же хлеб, и которой непереквашен и не пересолен, тот здравее всех тело питает и добрые крови растение творит, и в естестве человечьском укрепляет, но приемлем его, чтоб не добре был мякок и не черств же, якож* выше речено бысть.
Лечебник
ИЗ МНОГИХ МУДРЕЦОВ О различных лечебных средствах, здоровью человека способствующих
О РЖАНОМ ХЛЕБЕ
Хлеб ржаной свойством теплей ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней.
А у кого желудок слаб и плохо варит, тем вовсе вредно есть хлеб ржаной, потому что болезней желудка он одолеть не может и потом выходит с большим трудом. Вообще же каждому нужно остерегаться недопеченного хлеба, потому что от него возникают болезни страшные и тяжелые; не будем есть хлеба горячего и слишком мягкого — пусть он ночь пролежит.
Трех видов печется хлеб. Крупный внутри очень мягок, корка же его не питательна и тверда, и не сразу усваивается, забивая внутренности, а грубый мякиш вздувает живот и вредную влагу множит.
Хлеб небольшой и тонкий пропечется огнем, который всю влагу вытянет, но хлеб такой вяжет внутренности и теряет питательные свойства.
Средний же по размерам хлеб, если не переквашен он и не пересолен, лучше других тело питает и свежую кровь рождает, и укрепляет тело, однако есть его нужно тогда, когда он не слишком мягок, хотя и не черств, как сказано выше.
Хлеб, какой затворили и пекли на вишневом соке, прикладывают к свежим чирьям, и тогда, размягчив их, легко раскрыть.
Хлеб, с отрубями выпеченный, быстро выходит, и для человека мало питателен.
Ржаной кисель следует есть после болезни и натощак.
об овсе
Овес — еда для скотины, не для человека, но при нужде и он — хлеб хороший; из овса хлеб печем, хотя такой хлеб не питателен вовсе: силы он придает человеку, но кровь от него не рождается.
Если из овсяной муки сделать пластырь и приложить его — размягчает и открывает нарывы.
Если сделать пластырь из муки овсяной и отрубей пшеничных и помазать им на лице язвы — станет лицо чистым.
Овес нечищеный, в воде сваренный, а потом в той же воде истолченный, с маслом свежим смешав — принять, согревает желудок.
Мука овсяная, с хорошими белилами смешанная и в воде отваренная, если ею лицо омыть — станет лицо и белым, и чистым.
о животных и травах
О коте. От укуса кота или кошки возникает тяжелая болезнь с позеленением тела — приложить тогда дольку луку, это больного исцеляет. Кот руты травы и горьких миндалин избегает, и надобно класть их там, где он гадит. Кал котовый или кошачий смешать с горчицей и мазать им коросту — сгонит, и волосы нарастут.
О собаке. Всех животных собака тремя свойствами превосходит: первое — узнает, второе — любит, третье — служит. Собака, своим языком облизывая, и чужие раны вылечит. Если при этом какое место на себе не достанет, ногу свою послюнит и до раны дотянется, и очень полезно такое лекарство с языка собачьего. Сердце собаки высуши и разотри мелко, смешай с каким-нибудь питьем и мажь там, где сердце, тогда у человека чрезмерный сон отводит. [...] Желчь же собачья оздоровляет гнилые и опухшие очи; кожей собачьей, вокруг руки обернув, снимают коросты.
О петухе. Мозг петуха пить с вином — от многих болезней излечивает. Откормив хорошо петуха тучного старого, погонять его, пока не утомится, потом заколоть и вычистить, просолив как следует, да сварить в полуведре воды, чтобы прело. И как только выкипит, чтобы пятая часть воды осталась, тут и пить в теплом виде понемногу на ночь и по утрам; и помогает это от удушья и лихорадки, полезно для суставов и от многих других болезней.
О пчеле и о меде. Пчела две вещи полезные делает, Богу и человеку нужные: воск и мед. Мед есть сок с небесной росы, который пчелы собирают во время цветения благоуханных цветов, и потому содержит в себе силу многую и пригоден бывает для лекарств от многих болезней.
о кусте шиповника
Иоанн Мазовей пишет о шиповнике, что шиповник есть лекарство — по-латыни Medicina Benedicta, а по-русски врачевание благословенное, поскольку сила его способствует выздоровлению всего тела человеческого и переменяет свойства его на благие.
Свежие листья шиповника, растолченные с сахаром кусковым и принятые внутрь, снимают запор. Запах листа шиповника очень полезен тем, кто по характеру своему холерик, то есть по крови горяч и сух, поскольку от запаха ш и поен ника прекращается головная боль, какая возникает у холериков; от того-же запаха уймется и насморк, какой бывает у холериков от горячей пищи, как Плиний мудрый пишет.
Цвет шиповника сам по себе холоден на первой ступени, а сух на второй. Когда станет он красным, но еще не очень распустится, тогда его собираем и сушим, присматривая, на воздухе: тогда аромат цветов не исчезнет.
Тот же цвет, в свежем виде истолченный, прикладываем к свежим чирьям, это вытянет из них воспаление; тот же цветок, свежий или сушеный, растолки и смешай со свежим медом да с сахаром кусковым, и вари на огне, и получится мазь; если ее принять, всю вредную мокроту вытянет и укрепит все тело человека.
Тот же цвет, в уксусе варенный, на ночь поставь, и тем уксусом смазывай больные суставы, от того сойдет опухоль. Если то же приложить к воспаленному животу, снимет воспаление живота также.
Мед из цвета шиповника составляем так: возьми меду свежего сколько хочешь, и вари его, а пену собирай, чтобы был мед чист, и процеди его через платок, и цвет, нарезав, всыпь в тот мед и немного повари, и вот уже он готов; тем средством тело человека укрепляют, а также и кровь. Мед шиповниковый составом крепок и, принятый внутрь, укрепляет тело и кровь, уничтожает вредные мокроты, какие возникают от меланхолии, а также истребляет и те вредные свойства, которые появляются от излишних мокрот. Тем людям, что пьют шиповниковый мед, разведенный водою, в коей варились финики, чуть подсоленные, тот мед в обеих болезнях помогает и чистит нутро лучше, чем если пить просто мед, не разбавляя его.
Сок из шиповникова цвета, кипяченный с вином французским, принятый внутрь, головную боль унимает, но и глазам напиток такой полезен. Если же им полоскать рот — выведет болезнь из десен; тот сок, смешанный с родниковой водой и выпитый по усмотрению, быстро излечит .запор и очистит кровь, но особенно же — колеру, то есть кровавые сгустки от разлития желчи, и тело остудит без вреда, и спокойный сон наведет, и желтизну с лица сгонит, и сердце укрепит, и кровь оживит.
Ягоды шиповника толченые, ими десны и зубы натирай, и оттого болезнь выйдет. Если те ягоды сварить и пить настой, понос прекращается и остановится кровохарканье. Тою же водой смачиваем веки больных глаз, из которых идет гной, и это им помогает.
О НАСТОЙКАХ ИЗ ТРАВ
О воде из васильковой травы. Настой васильковой травы хорош, обливай члены расслабленных, утром и вечером по усмотрению, и это полезно расслабленным.
О настойке из огородной мокрицы. Если кто настойки такой через нос в себя втянет, тот быстро головную мокроту выгонит и прекратит истечение слез и иных нечистот, от которых глаза слезятся, также и насморк в носу и гной в ушах — и эти вредные мокроты выводит вон. Та же настойка, принятая на пустой желудок в двадцать один золотник, изгоняет из тела излишний жар и густые мокроты. Та же настойка любой ожог заживляет: если в ней платок замочить поутру и вечером приложить к опухоли, то заживет.
О настойке из земляники. Настойку из земляничных ягод принято пить поутру и вечером, смешав с обычным питьем; этим всякую вредную мокроту потом из тела выведет и страшную боль из печени и желтизну с тела сгонит, и даст свободу груди, и жилы дыхательные отворит, и сердце укрепит, и силу подаст, и камень изнутри изгонит, и прокаженным большую пользу приносит; та же настойка нечистую кровь изгоняет, от которой возникает кровавая язва [...]. Настойка же из земляничных ягод различным готовится способом: некоторые настойку из тех ягод готовят без огня, они берут земляничные ягоды и смешивают их с солью; другие же берут те ягоды и помещают в стеклянный сосуд и, крепко укутав, в навоз глубоко зарывают, и стоит так в навозе восемь дней, и ягоды те превращаются в настойку.
О настойке из вероники. Ту настойку принимают утром на пустой желудок и омываются ею; в малый сосуд деревянный со множеством дырок кладем (а был бы сосуд с небольшое яблоко), и этот сосуд во время морового поветрия носим с собою в руках и запах вдыхаем почаще, идя мажем запястия рук и голову, сохраняясь этим от зараженного воздуха. А кто ту настойку внутрь принимает по шесть золотников или тою настойкой горло полощет, у того всякая горловая болезнь выходит и все заживляет, нечистую кровь из тела всего и боль изнутри, из головы болезнь истребит и изгонит, ибо от тех нечистот при излишнем жаре крови различные язвы на теле появляются,— тем самым внутреннюю жажду погашает и язвы снимает; и тем еще помогает, кто лежит в беспамятстве; и свободу в груди создает, и облегчает от кашля, и вернет языку речь, и боль отведет из легких, и язвы заживляет и закупорку вен, и желтизну тела снимет, и легко мочу испускает. Та же настойка, если часто голову ею мочить и виски, себя покажет и будет полезной, голову и мозг укрепляет, языку возвращает речь, да и прочие члены тела здоровы станут. Эту же настойку или саму траву, на воздухе высушив, истолки и храни для лечения названных всех недугов в течение двадцати или тридцати лет.
О настойке из петрушки. Если кто принимает той настойки по шесть-девять золотников три-четыре недели утром и вечером, тому камни из пузыря и из почек выгонит и облегчит испускание мочи, и боль прекратит в печени, да и пище придаст приятность.
О настойке из сельдерея. Такая настойка любой болезни глазной помощница. Если кто ту настойку утром и вечером пустит в глаз, она бельмо, пелену и потемнение сгонит с глаз как следует, без боли и без вреда. Той же настойкой рот полощи, гнилой запах она изо рта уберет, десны укрепит и зубную боль излечит. И кто пьет ту настойку двенадцать дней, каждый день по девять-две-надцать золотников, изведет ею всякую лихорадку. Если же кто ту настойку принимает каждый день по три или шесть золотников, излечит ею всякую болезнь печени и селезенки.
О настойке из цвета шиповника. Настойка из цвета шиповника называется гуфиля, пить ее нужно тем, кто обессилел: ею и сердце укрепляет, и кровь обновляет. [...] Губка греческая, пропитанная маслом шиповника, а затем обмоченная в уксусе, прикладывается ко лбу и к вискам, потом привяжи ее — и боль головная уймется, какая возникает от перегрева на солнце.
Кислое вино пить натощак, подогрев, и тем поможет оно, кто тяжело дышит. Кислое вино, смешанное с солью, очень помогает тем, кто в ярости или от боли теряет сознание, а если им протереть ладони рук и подошвы ног, от этого будет им польза. Если же кто на полный желудок кислое пьет вино, способствует этим гниению пищи, если пьет натощак — тогда оно вяжет нутро.
О МАСЛАХ, КАКИЕ НА ЧТО ГОДЯТСЯ
О масле из ржи. Масло из ржи делают так: возьми ржи, ссыпь на мраморную* плиту, а затем нагрей толстый кусок железа и прижми рожь, и так выжмешь масло — и это масло устраняет разные угри, набухшие на лице.
О лавровом масле. Масло лавровое силу имеет смягчать, прогревать, открывать закрытые вены, исцеляет болезнь в членах, какая возникает от стылости, и коросту, и чесотку, нечистоту из тела выводит, способствует росту волос; но только тот, кто кровью горяч — тот смазывай маслом голову.
О васильковом масле. Масло васильковое составляется так: свежих василь* ков двадцать шесть золотников облей гривенкой деревянного масла и положи в стеклянный сосуд, и запечатай крепко, и выставь на солнце на двадцать дней, а потом, процедив, храни; и если захочешь, чтобы то масло осталось в силе, каждую неделю васильки заменяй; да также и другой сосуд приготовь и повесь в колодце, такое масло будет сильнее запахом, тогда как то, что осталось на солнце,— острее. Такое масло, внутрь принятое, немощь сердечную отгонит, и укрепляет сердце, и страх от человека отводйт, и смелость придает.
О розмариновом масле. Масло розмариновое для многих лекарств пригодно: помогает от сердечных и желудочных болезней, если его принимать внутрь две или три недели. То же масло помогает застоявшимся венам, в которых кровь замрет: мажь тем маслом, и все пройдет. Тем же маслом смазывай виски — укрепляет память и острый разум дарует.
О масле из цвета шиповника. Это масло имеет такую силу: смешай его с теми маслами и настойками, которые студят, тогда и это масло студит; им мажем опухшее тело, тем остужая его, смягчая и согревая. Если кто внутрь это масло примет или смажет живот — принесет этим пользу горлу, если оно хрипит. То же масло смешай с молоком козьим и принимай, от того уймется раздражение в пузыре, болезнь пузыря и печени излечится и задержка мочи прекратится. Если у кого в голове перешиблена кость, смешай это масло с кровью голубя или горлицы да с вареным желтком яйца, и получится мазь,не густая — не жидкая, и этой мазью голову мажь.
О ромашковом масле. Масло ромашковое тепло и сухо в первой степени: всякую страшную боль исцеляет в желудке и при высоком жаре, помогает от разных болячек — горячих, раздутых, напухших, и дрожь в лихорадке уймет; если же этим составом помажем (или внутрь его примем) при усилении болей внутри — исцелит совершенно; выпрямит гнутые жилы, судороги уймет и выгонит дух злой,— если масло это возьмем.
О фиалковом масле. Масло из цвета фиалки исцеляет коросту на теле и жилы, согнутые судорогой, разведет, распрямляя; кашель грудной исцеляет, когда им помажут. То же масло смешай с молоком женским и смажь больную голову и бока, и груди, и оно исцеляет болезнь и наводит сон, и хрип гортанный и немощь в легких изводит, а ожог от огня или кипятка охладит и заживит. Если же это масло клистиром запустим в пузырь, оно уймет в пузыре раздражение.
О гвоздичном масле. Если масла такого капнешь в воду капли две-три — придает благоухание рукам и красоту лицу. Это же масло, если в водку его немного добавишь и натощак выпьешь, то вычистит и гортань, и грудь, и голос смягчит, и рассосет в желудке непереваренную пищу, поможет от болей в желудке и аппетиту придаст, настроение улучшая, и язвам развиться не даст, все заживит.
Об анисовом масле. Масло анисовое, принятое внутрь, спасает от кашля и уменьшает мокроты, грудь облегчает, от задышки спасает; если его принимают
в пище, это придает мужчинам и женщинам желание к соединению, и любовь горячит, согревая все нужное.
О масле из грецких орехов. Это масло имеет силу яд изнутри изгонять и исцелять от укусов ядовитых тварей, если помазать им.
О тополином масле. Это масло составляется так: как станет по весне распускаться дерево, то, пока не совсем распустилось листьями, собери с того дерева почки зеленые, которые листья дадут вот-вот; а почек таких взять две гривенки, да макового листа и дикого чесноку, листья салата да белены лист, листья мандрагоры,— и каждого по три золотника. Потом истолки их вместе помельче, свари в вине рейнском или французском белом, пока половина не выкипит, и процеди хорошенько, через платок отожми, да прибавь несоленого сала свиного, и все то выпари вместе с салом в сковороде на огне — и масло готово. Масло это годится от разных недугов, когда есть опухоль, при переломе костей, для разбитых или ушибленных членов: мажь этим маслом все такие места — и они заживут. Этим же маслом смажь виски и запястья — это наводит сон. Если же кто тем маслом помажет пупок — выгонит пот из тела.
О масле кирпичном. Масло из кирпича составляется так: возьми только что жженный кирпич, который не был еще в воде, и разбей на кусочки, обожги те куски на огне, чтобы они разогрелись сильно, и, всыпав их в деревянное масло, подожди, пока кирпич не пропитается хорошенько тем маслом, а потом истолки и наполни стеклянный сосуд, тестом сырым да бумагой его заткни, такою бумагой, которая огненный жар перетерпит; потом эту склянку прикрой мятой бумагой, толченым сыром обсыпанной, и повесь ее в горне, чтобы не было ничего между огнем и склянкой. Как только просохнет тесто, каким запечатана склянка, помаленьку огня прибавляй, пока не пропотеет склянка как следует; а лишь только вода с нее потечет — поддай еще огонька, и вытечет масло, по виду очень красивое. Да нужно при том беречься, чтобы огонь в то масло не полыхнул, ибо тогда невозможно его погасить, и добавляй огонька все время, пока истекает масло, а как перестанет, склянку в огне не трогай, пока не остынет; потом ту посуду выкинь, но если она крепка еще, снова ее наполняй и так же перепускай, и делай так, пока не будешь доволен полученным маслом. Масло то положи в стеклянный сосуд, чтобы горлышко склянки было поуже, и запечатай воском это масло — бальзаминовое, пускай его в нос и затылок смажь, это в чувство приводит тебя и зубную боль снимает [...], глаза лечит, избавляет от слезотечения; когда рыболовы тем маслом намажут сети — много ловится рыбы.
О масле из купороса. Масла того две-три капельки капнут в сахар шиповника, и, принятое внутрь, укрепляет оно сердце, жар и тоску отводит, веселит человека.
о камнях драгоценных, ко многим делам пригодных, а также об их силе
Об алмазе. Алмаз — камень, цветом как нашатырь, а внутри — темней хрусталя, и отблеском переливается, а твердостью таков, крепок и тверд, что не сгорит в огне и никакою другою силой не повредится. Но можно ослабить его крепость: положи его в мясо и в кровь козла, да прежде бы тот козел был отпоен вином и откормлен петрушкой. По размеру же камень этот не бывает крупнее ореха лесного, а находят его в странах арабских да на Кипре.
Если воин на голове носит камень алмаз, или на левой стороне у оружия, он будет спасен и защищен от врагов, от драк, от нападения духов нечистых.
Тот же алмаз у того, кто при себе его носит, прегрешения и сновидения ночные отгоняет. Тот же камень укажет, кто отравил до смерти: отравитель к алмазу тому приблизится — и запотеет камень.
Стоит держать алмаз при себе людям, страдающим лунатизмом, которых ночью посещают призраки. Если камнем алмазом коснуться бесноватого, тот от болезни своей излечится.
О черном яхонте. Кто носит при себе яхонт черный, ни лихих, ни страшных снов не увидит. Если кто, глядя на солнце, глаза попортил, тем камнем потри их — и снова прозрит. Если тем камнем по голове потереть, по волосам, то, как магнитом железо, вредное вещество вытянет.
А кто тот яхонт носит с собою в перстне, укрепится он сердцем и почтут его люди.
О лале. Камень лал цветом ал или бледнее яхонта черного. Если кто лал при себе носит, поветрие моровое отгоняет и унимает чрезмерные желания тела, тело свое здоровым от всяких болезней делает, злые мысли отгоняет, а между людьми дружелюбие распространяет и всякое счастье умножает.
О лазоревом яхонте. Яхонт лазоревый тому, кто носит его при себе, набирает тело и придает красоту лица, лишний пот унимает и смиряет телесные похоти, заставляет человека быть честным и добрым, всякую нечисть с глаз и болезни с чела изгоняет и болезни желудка усмиряет.
Также тот, что его носит в перстне, делается спокойным, на людях честным, набожным, милостивым, душевным; он открывает измены, страхи отгоняет, чирьи во время поветрия морового исцеляет одним прикосновением.
Об изумруде. Камень изумруд цветом зелен, а привозят его из Британии, добывают его в тех же местах, где копают медную руду.
Если истолченный изумруд положишь в питье, то уймет смертоносный яд и заживит укусы ядовитых гадов. Истолченный изумруд, принятый внутрь в питье размером с семь ячменных зерен, избавляет человека от отравы смертельной.<
Кто часто на изумруд глядит — тому он зрачки укрепляет, и глаза от возможных недугов в здравии сохраняет, и носящему его приносит веселье.
Тот же толченый камень, принятый с питьем, излечивает прокаженных, а также помогает печени и желудочным болезням.
О бирюзе. Бирюза, или ферюза, камень синеватый, с некоторой белизной, так, что синевы больше белесости.
Когда человек с коня упадет, этот камень сохранит его от убиения. Аристотель премудрый пишет о нем; преумножают его великие цари в сокровищницах своих и похваляются им. Носящему этот камень приносит он радость. Если кто-то носит его при себе, не может быть тот человек убит, ведь никогда не видали его на человеке убитом.
А когда разотрут его и выпьют, помогает он от змеиного яда, да и от многих пакостей прочих излечивает, а также болезнь из почек и из пузыря выведет.
О бечете. Камень бечета сердце возрадует, а кручину и потребные мысли отгонит, разум и честь умножает, от грома и от неприятелей охраняет, от губительного морового поветрия оберегает, беременным женщинам быстрые роды приносит.
Об аметисте. Камень аметист цветом вишнев, а добывается в Индии. Сила этого камня — пьянство отгонять, мысли лихие отдалять, делает разум добрым и во всяких делах подает помощь. Если кто с камня того изопьет, неплодным он даст детей, и отраву погасит, и воинов от недругов обережет и приведет к победе, да и в ловле зверей и птиц хорошо помогает.
О топазе. Камень топаз называется по месту, откуда привозили его сначала, а то место зовется Персия. А какой из них камень получше — тот цветом что золото, а который темен — тот не очень хорош.
Кто носит при себе топаз, тот гнев людской и телесные похоти смиряет. Мудрый воитель пишет, что если топаз в кипящую воду положишь, так вода и кипеть не будет, перестанет сразу, и назад его сможешь голой рукой вынуть; и это испытано неким мудрецом во французской земле, в городе Париже.
Тот же камень помогает тем, кто харкает кровью, и от такой болезни защищает, которую называют волчанкой. Тот же камень, внутрь раны положенный, кровь уймет и жжение раны телесной угасит.
О малариузе. Кто носит при себе камень малариуз, становится тот веселым; он между мужем и женой умножает любовь, а если на шее висит, то сны лихие и страшные отгоняет, болезни горла и избавляет от мокрот и влаги. Тот же камень в воду положи, и давай ту воду пить тем, кто с задышкой — поможет, излечивает он и внутренние болезни, и сохраняет младенца в утробе матери, а если той воды в глаза запустить — поправятся тоже.
О гранате, или винисе. Гранат, а по-русски виниса камень, веселит человеку сердце и отдаляет кручину. Если кто тот камень носит у себя во рту, у того человека речь и смысл к судебным делам направляются. И кто тот камень при себе носит, тот человек всем людям приятен.
Об агате. Камень агат черен и светел; если его сожжешь и дашь пить болящим, он помогает от падучей болезни, изгоняет нечистых духов, помогает от болей в желудке и сладость пище придает.
Тот же камень положи в воду, дай помокнуть три дня, и такую воду дай пить женщине во время родов, и легкими будут роды. Ту же воду давай пить девушке для изобличения ее распутства; только выпьет — нечисть в ней не удержится, тотчас же выйдет вода та низом, а если она непорочна — то не выйдет. Этот камень духам нечистым сопротивляется и волхвам и ужей отгоняет, потому-то орлы тот камень и кладут в свои гнезда, что от гнезда их ужи убегают.
О яшме. Камень яшма многих цветов бывает, а из них самый лучший и сильный светло-зеленый, но так, чтобы струи в нем красноватые проходили через весь камень. А если кто крест на себе из камня такого носит, того от потопа на воде спасет, и колотье лихорадки уймет [...] и сохранит от соблазна.
О магните. Камень магнит добывают в Индии, в горах возле морского берега, как железо. [...] А кто, истолча, примет его с французским вином в сахаре, выведет он изнутри густую кровь и мокроты; кто его при себе носит, тот громкий голос получит и радость.
Если носит муж при себе тот камень, то мил бывает своей жене, если же носит жена — то же бывает и с ней. Камень этот положи под голову жене, и, если мужу верна,— сквозь сон мужа своего тотчас обнимет, а которая от мужа блудит — та с постели как будто слетит, словно кто-то ее спихнул. Вот что случается от этого камня во сне, страшное видение и опасное. 1 от же камень изотри мелко, высыпь его на угольный жар, и тогда покажутся удивительные и страшные дела, так что человеку невозможно будет оставаться тут дальше.
о посещении бани
Учитель магистр говорит: в баню ходим не ради стужи и холода; париться следует — тем, кто не работает и наедается всласть, и с излишком вино или пиво пьет, от чего возникают отеки между кожей и телом,— людям таким следует париться только в сухом пару; прочим же людям, которые много работают и ездят по жаре, так что пот истекает,— такие пусть парятся в бане с водою и пот омывают.
Мастер говорит: когда идешь или в баню, или банки ставить, пусть будет луна на ущербе, тогда полезно ходить в баню.
Любому человеку полезно ноги парить теплой водою, настоянной на ромашке, ибо это глазам и мозгу и голове хорошо. Голову парим на пустой желудок или много после еды; делай так каждые пятнадцать дней, но не больше, чем через двадцать; и в баню не ходи сразу же после еды или подвыпив, подожди, пока отойдет после стола три-четыре часа. В бане же пить нельзя, потому что тогда возникает боль в печени, да и после бани не сразу садимся есть или пить, пусть тело обхолодится; паримся же в среднем жару, а не в жарком, потому что горячий пар не даст открыться всем порам тела, и станет пот между кожей и телом. Вредно париться долго в жару, от этого возникает бессилье и природное тела тепло отгоняет, и наведет на тебя безразличие и к питью и ко сну; выйдя из бани, остужайся не сразу, ибо тогда постигнет великое зло голову, мозг и кости, и спину, возникнет судорога или грыжа. Умеренно париться — телу радость, полезно то и для вельмож и для любого воздержанного человека — иные же любители начинают париться, когда пища наполовину не переварена, оттого они сильно толстеют, и часто такое парение наводит на них болезни.
Если же у кого-то болят живот, голова, глаза или зубы, язык или раны сеченые, или грыжа, или опухоль, или если кто-то объелся — такие пусть в баню не входят, а если войдут — получат тяжелые болезни.
И прежде, чем в баню войти, сядь на стульчак да походи немножко. Пусть никто не пьет ни вина, ни пива, никаких напитков холодных в бане, а после бани не ест ни перца, ни лука, ни чеснока, ничего горячительного. Прилежно внимай совету, потому что иначе возникает болезнь под названием «собачий аппетит», то есть ненасытность. Кто захочет сильно пропотеть в бане, пусть до бани не пьет. Банный пар от многого лечит, как уверяют знатоки, потому что пар размягчает нутро и отворяет поры, и накопившийся вредный пот изгоняет, и злой дух, столь же вредный, испускает, и сон наводит, и вредоносную ослабляет телесную влагу, и пищеварение наладит, и успокоит усталость, и даст аппетит. Иногда же и баня до болезней доводит, потому что силы телесные в ней убавляются; тогда покажется человеку, будто сердце его разгорается, и давит его, и смертельный пот выступает, и смерть находит — если в баню войдет без вниманья к тому, что выше написано.
Сказал Моисей египтянин Александру — царю македонскому:
— Александр, дам я тебе советы, и если исполнишь их — не нужны тебе будут врачи, разве что в крайнем случае, потому что не должен лекарю излагать свои горести царь.
Александр, как только с постели поднимешься, походи немного и разомни члены свои безжалостно. Да, голову вымыв водою теплой, расчешись гребешком, ибо разминка укрепляет живот, расчесывание — из головы изгоняет воздух, идущий во сне из желудка. После того окатись водою холодной, и тем укрепится живот и сохранится желудок и внутреннее тепло, и породит в тебе нужные желания.
Затем облекись в одежды, и чистые и нарядные, отчего улучшится зрение и усилится душевная сила.
Потом свои зубы почисть древесной корою, подогретой и жесткой, и горькой для языка. Протри хорошенько: это и зубы вычистит, и губы развяжет, и язык направит, речь пробудит и склонность к необходимому.
А потом прокатись немного, насколько позволит время, потому что от конских скачек большая польза: они открывают закупорки мозга и укрепляют шею, и разминают мышцы, лицо украшают и возбуждают чувства, и выбелит седину.
Потом же вдыхай благовонные запахи, смотря по времени года, это полезно и душе и телу: таким благоуханием укрепится живот и возвеселится сердце, и кровь устремится в жилы. После того возьми треть золотника ревеня или цитварного семени и внутрь прими: этим и нутро очищается, и расширяется вход в желудок, и возбуждается аппетит, и согреется тело, и выйдет злой дух — и направит уста к пище.
Ну, а потом беседуй с боярами об управлении государством своим и суди суды. Когда же возникнет желание пищу вкушать по обычаю, утоми свои члены борьбой или ездой на коне, такие движения устраняют злой дух, сохраняя и укрепляя живот; и это и ослабит его, и жар разожжет в желудке, и укрепит члены, возвращая их к обычному состоянию, все лишнее изгонит вон из желудка и пробудит аппетит.
И лишь после этого поставь перед собою разные яства и ешь, что захочешь, но хлеб при этом принимай лишь доспевший и пропеченный. [...]
Однако следует прекращать еду не дойдя до четверти сытости, потому что избыток пищи стесняет дыхание. Да если воды будешь много пить, тем перегрузишь желудок. Если придется тебе воду пить — по желанию или потребности — пей поменьше, да была бы вода та студеной.
После еды походи немного тихонько и приляг на мягком месте на правом боку, да засни, а потом повернись на левый бок и тем заверши свой сон. Спать до еды — похудеешь, иссушает телесную влагу, сон же после еды толстит, да и крепит желудок. Поэтому остерегайся есть после того, как наступит первое насыщение, что сам ты легко заметишь по обилию слюны и легкой отрыжке. Если же кто в неурочное время поест, проглоченную пищу встречает телесное тепло, от их столкновения возникает сильный жар.
Когда же настанет время и очень захочется есть — ешь немедленно, если помедлишь, то чрезмерно потянет желудок да смешается пища и пропитает мозг парами вредоносными, потом хоть и станешь есть, да без радости, и желудку не в пользу.
далее>>>