RSS Выход Мой профиль
 
Роспись по дереву Махмутова Х.И.| ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА


Структура кружка и планирование работы
Ц
елью занятий в кружке «Роспись по дереву» является воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков кистевого письма, воспитание чувства коллективизма, патриотизма, приобщение к общественно полезной деятельности.
Привлекать к работе кружка можно уже детей начальных классов, так как на уроках изобразительного искусства им даются общие сведения о композиции и основных законах цветоведения. В кружке могут заниматься 10—15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а ведь особенно на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.
В дальнейшем преподаватель должен помогать советами всем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических стадиях, так как росписи изделия предшествуют его длительная обработка.
Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении, не загроможденном мебелью. Этого требует специфика кружка, так как кружковец должен иногда отрываться от росписи изделия или эскиза, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем. Без этого творческая работа просто невозможна. Руководителю необходимо позаботиться о нормальной, творческой обстановке.
Занятие в кружке лучше проводить два раза в неделю по 2 часа во внешкольных учреждениях, а в школе — два раза в неделю, но по 1 часу или одно занятие в неделю по 2 часа с небольшим перерывом. Сдвоенные часы занятий позволят сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Перерыв лучше устраивать через полчаса или через час после начала работы. Занятия в кружке советуем проводить в определенные дни, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.
Посещаемость кружка, дисциплина, а в конечном счете и результаты труда во многом зависят от четкой организации, от умелого планирования занятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдением правил,
установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учить бережному отношению с инструментами. Наглядные пособия, рабочий материал, инструменты и незаконченные изделия должны храниться в шкафах.
На вводном занятии дети выбирают старосту, который будет отвечать за посещаемость, отмечать присутствующих, назначать дежурных и следить за выполнением установленных правил, тем самым помогая руководителю.
На всех этапах работа кружка сопровождается поиском и сбором материала, который может быть представлен в виде карандашных набросков, зарисовок акварелью или гуашью, открытками, форографиями. Собранный материал каждый кружковец хранит в своей папке, которая постепенно будет пополняться. Этот заведенный порядок дисциплинирует детей, приучает их к аккуратности. Приучившись складывать собранный материал всегда в одно определенное место, дети не будут тратить время на поиски необходимой зарисовки, эскиза.
Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков «Роспись по дереву», утвержденной Министерством просвещения СССР. Тематический план составляется руководителем на полугодие с поурочным планированием. В пособии описывается методика проведения нескольких занятий в соответствии с темами программы. Ниже приводится примерный тематический план работы кружка «Роспись по дереву» на один учебный год.
Примерный учебно-тематический план



Этот примерный тематический план может быть использован каждым преподавателем в соответствии с условиями, в которых он работает. Большое количество часов отводится на практическую работу. Темы, включенные в план, могут быть заменены в зависимости от возможностей и способностей детей. Например, пятый раздел программы предполагает выбор темы для работы над росписью, где кружковцы в соответствии со своими индивидуальными наклонностями разрабатывают композицию будущего произведения, беря за основу хохломские или городецкие мотивы. Этот раздел программы является заключительным этапом работы в кружке, и дети уже самостоятельно решают поставленную перед ними задачу, применяя знания, полученные на предыдущих занятиях. Но принимая во внимание национальные особенности отдельных регионов нашей страны, в программу по этому разделу могут быть внесены некоторые изменения, а весь раздел заменен работой над свободной композицией, но уже с учетом характера орнамента каждого конкретного региона. Учитывая общий уровень кружковцев и их творческую активность, руководитель кружка может заменить работу на данном этапе другой, близкой по содержанию.
Учебно-материальное обеспечение
Для работы в кружке необходимы следующие основные материалы и инструменты: деревянные заготовки или фанера, краски, лак и кисти. В школьных мастерских мальчики выпиливают из фанеры или досок заготовки определенных размеров, так как программой такая работа не предусмотрена. Дерево для обработки необходимо выбирать просушенным. Лучше использовать фанеру 10-мм толщины, она практична в работе и не коробится от краски. На весь учебный год кружковцу потребуется 20—30 см2 наждачной бумаги с крупным зерном и столько же с мелким для шлифования поверхностей деревянных заготовок.
Красок для росписи необходимо иметь в достаточном количестве: одного набора художественной гуаши или одного набора основных цветов темперы вполне достаточно. Для эскизов можно использовать акварельные краски. Каждый кружковец должен иметь свои краски. Это условие обязательное, так как, имея на каждом столе по набору красок, ребята не будут отвлекаться на поиски нужной краски. Выбор кисти зависит от вида росписи. Лучше приобретать круглые беличьи, колонковые кисти, но обязательно хорошего качества, так как, работая недоброкачественной кистью, кружковцам будет трудно при всем желании достичь высоких результатов. Кисти и краски должны находиться на каждом рабочем столе. Кружковцу необходимо иметь набор из трех кистей размером 10—8, 6—4, 3—1.
На последнем этапе обработки изделия применяется мебельный лак. При экономном расходовании лака на весь учебный год каждому понадобится одна бутылка лака емкостью 0,5 л.
Для работы в кружке школьникам необходимо иметь альбомы и кальку для копирования рисунков.
8
Руководителю кружка необходимо иметь для работы образцы изделий народных умельцев, диапозитивы и учебные диафильмы, цветные слайды, таблицы с характерными элементами росписей.
О технике безопасности
Уже на первом занятии руководитель кружка рассказывает о правилах по технике безопасности, знакомит ребят с основами гигиены и санитарии, объясняет, как избежать возникновения опасных ситуаций на занятиях в кружке. На последующих занятиях проводится текущий инструктаж. Кружковцы должны знать следующие основные правила:
1. При обработке дерева наждачной бумагой во избежание травмы рук можно использовать своеобразный инструмент (рис. 1), который нетрудно сделать самим или заказать в школьной столярной мастерской. Но даже при наличии такого приспособления руководитель должен всегда следить за работой кружковца. Шлифовать этим инструментом обрабатываемую деталь необходимо только в одном направлении, т. е. вдоль волокон. Это, во-первых, помогает кружковцу сосредоточиться, а во-вторых, волокнистый состав дерева при этом не нарушается, что важно для дальнейшей работы над изделием.
2. Нельзя сдувать пыль, образовавшуюся при обработке дерева наждачной бумагой: она может попасть в глаза. Пыль осторожно отряхивают на приготовленную заранее бумагу лоскутом ткани или щеткой.
3. На последнем этапе работы (при изготовлении украшений) кружковцы должны научиться отламывать часть острой булавки. Держать булавку необходимо в руках при помощи мелкозернистой наждачной бумаги, чтобы булавка не выскальзывала из рук.
Расположение учебного оборудования в кабинете должно быть тщательно продумано с учетом правил по технике безопасности и санитарно-гигиенических требований. Для работы обычно используются стандартные канцелярские столы. Свет всегда должен падать только с левой стороны или спереди, чтобы тень от рук не мешала. Помещение для занятий должно быть светлым и легко проветриваемым. Особенно важно хорошо проветривать помещение при покрытии изделия лаком. Для этого необходимо предусмотреть в комнате форточный вентилятор ИЛИ рис. 1. Инструмент для шлифования дерева наждачной бумагой вытяжной шкаф.


Общие методические рекомендации по проведению занятий в кружке
Перед началом занятий руководителю необходимо подготовить помещение, в котором будет работать кружок, оформить его. Для этого следует лучшие работы кружковцев представить в постоянной экспозиции, а стенды, отражающие историю развития художественных промыслов с иллюстрациями работ народных умельцев, оформить в едином стиле. В красивом, со вкусом оформленном кабинете и работать ребятам будет интереснее. Они и сами могут помочь в оформлении кабинета.
С первых занятий в кружке следует приучать ребят к правильной организации труда. Кисти и краски должны всегда находиться на столе справа от работающего, а накопленный материал и бумага для эскизов — слева. Такой порядок на столах не требует времени на поиски инструмента или материала.
Для росписи изделия используются такие краски, как гуашь, темпера, иногда акварель. Руководителю следует рассказать ребятам о происхождении этих красок и их свойствах.
Гуашь по сравнению с акварелью — непрозрачная краска (от итал. gooaso — водяная краска). Поверхность бумаги или дерева покрывают гуашью «корпусно», т. е. непрозрачным слоем. По внешнему виду гуашь может быть отнесена к густой пасте, которая состоит из пигмента, растертого на воде с клеем (гуммиарабиком или декстрином) с примесью белил. На самом деле гуашевые краски легко растворяются в воде, а их способность ровно покрывать поверхность во многом облегчает работу, так как любая положенная краска (темная или светлая) может быть легко перекрыта другим слоем. Кружковцы, кроме того, должны знать, где и для каких работ применяются эти краски. Гуашь благодаря своим свойствам широко используется в работах декоративно-прикладного характера. Гуашь можно сильно разбавить водой, и тогда слой наносимой краски будет прозрачным; слабо разбавленная краска будет иметь вид густой пасты. Но при работе густой краской надо учесть, что толстый слой краски часто отслаивается и растрескивается. Об этом следует напомнить ребятам непосредственно перед росписью изделия. Следует учитывать также, что при высыхании гуашевые краски теряют свою насыщенность (например, темные краски приобретают после высыхания белесоватый оттенок и уже не кажутся насыщенными). С этим существенным недостатком необходимо считаться. Поэтому, работая с гуашевыми красками, лучше заранее рассчитать силу цветового пятна, т. е. брать краску более насыщенного цвета в расчете на ее высветление и при этом не добавлять в гуашь большого количества белил. Применение гуашевых красок позволяет добиваться качественного исполнения выразительных декоративных элементов, находить интересные цветовые решения. Гуашь часто применяют в сочетании с акварелью. Ребятам будет полезно узнать, что в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии гуашь и акварель исполизовались при выполнении орнаментации и иллюстрировании рукописей.
Другая краска — темпера (от итал. temperare — смешивать краски) обладает прекрасными качествами, издавна пользуется заслуженной популярностью у художников. Она была известна еще в Древнем Египте, а в средние века стала основной техникой станковой живописи, использовалась для росписи зданий, икон. Темпера очень прочная краска, состоит из красящего вещества (пигмента) и связующего вещества (эмульсии). Надо рассказать кружковцам о том, что темпера в зависимости от состава эмульсии, входящей в краску, подразделяется на белковую, желтковую, яично-масляную, восковую и казеиновую. Например, краска, связующим веществом в которой является эмульсия из воды и яичного желтка, называется желтковой. Темперные краски в отличие от гуашевых хорошо сохраняют свой цвет, красочный слой не растрескивается, не осыпается.
Со свойствами акварели дети знакомятся в начальной школе на уроках изобразительного искусства.
Руководителю кружка, приступающему к работе, следует учесть, что при умелом планировании занятий изготовление детьми изделий в кружке может быть приурочено к торжественным датам; в своих композициях дети могут отразить эти праздничные темы. Работать следует с кружковцами таким образом, чтобы при реализации предлагаемой в пособии программы ребята, знакомясь с хохломской или городецкой рописью по дереву, работали сначала над простыми элементами и композициями, а затем постепенно их усложняли.
Программа предлагает использовать на занятиях соответствующие наглядные пособия, таблицы. Руководителю необходимо уже заранее для осуществления поставленной цели подготовить таблицы с элементами росписи различной сложности и раздавать их ребятам в соответствии с их возрастом. На таблицах, кроме наиболее характерных элементов росписи, должны быть представлены основные этапы последовательного изготовления росписи по дереву. Эти наглядные пособия служат детям вторым (после показа руководителем приемов росписи) объектом для подражания, и от умелого, правильного использования таблиц будет зависеть результат работы. Руководителю кружка следует научить ребят пользоваться этими таблицами, работать с ними вдумчиво, не просто копируя элементы. Приступая к работе, кружковец должен внимательно познакомиться с образцом, попытаться проследить движение основных, образующих орнамент линий, угадать силу нажима кисти, отметить композиционное расположение элементов на таблице. Всему этому должен научить его руководитель.
В процессе работы над таблицами дети знакомятся с технологией изготовления росписи, с основами композиции и цветоведения, изучают приемы кистевого письма. Все сведения по основам композиции, цветоведению и материаловедению, необходимые для работы над росписью, даются учащимся как на теоретических, так и на практических занятиях.
Поддержать творческий настрой, сохранить увлеченность ребят руководителю кружка помогают различные методы педагогического воздействия, применение которых зависит от возрастных особенностей детей. Поэтому с первых занятий руководитель условно делит членов кружка на младшую (I—IV классы) и старшую (V—XI классы) группы. Задания, выполняемые учащимися, различаются по степени сложности и распределяются руководителем в зависимости от возраста детей. Работа с младшими кружковцами должна включать элементы игры. Важным воспитательным моментом в развитии творческой личности школьника, приобретении им навыков самостоятельной работы является пример руководителя, который не только интересно, увлеченно объясняет и рассказывает, но и на практике может показать все приемы росписи по дереву.
Первые пробы в написании характерных штрихов росписи лучше проводить не на бумаге, а на прозрачном стекле. Гладкая поверхность стекла поможет ребенку при освоении «трудных» мазков. Работать на стекле намного легче, чем на бумаге, так как кисть как бы сама скользит по поверхности стекла. При неудачном, вернее, неточном штрихе его нетрудно стереть влажным лоскутом ткани, а затем повторить еще раз.
Для достижения большей эффективности занятий руководитель кружка чередует объяснения теории с практическим показом приемов росписи, который сопровождается демонстрацией таблиц, иллюстраций, открыток, диапозитивов, изделий народных мастеров, работ учащихся предыдущих лет.
Приступая к изучению каждого раздела программы, руководитель рассказывает ребятам о народных мастерах, приводит примеры из истории и литературы. Например, в книге Мельникова-Печерского «В лесах» интересно рассказывается о хохломском промысле и об умельцах хохломской росписи.
Руководителю кружка следует давать только ту информацию, которая будет полезна ребятам для их дальнейшей творческой работы. Приобретая теоретические знания и практические навыки письма, ребята создают настоящее изделие с росписью, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала в художественное произведение.
Уже в первом полугодии при анализе работ кружковцев можно заметить, как соприкасаются трудовое и эстетическое воспитание. Решение творческих задач по выполнению росписи влечет за собой освоение приемов другого вида работ, где развиваются трудовые навыки кружковцев. Ведь обязательный этап работы перед росписью — обработка дерева: шлифовка поверхности наждачной бумагой, придание нужной формы деревянной заготовке. Таким образом, всю работу на всех этапах изготовления изделия дети выполняют сами. Девочкам эта работа окажется труднее, так как мальчики знакомы с I процессом обработки дерева по урокам трудового обучения. Поэтому на этом этапе работы девочкам дается более подробная консультация.
Сразу, с первых занятий, необходимо приучать ребят к самостоятельной работе, так как при излишней опеке часто происходит обратный результат. Дети ждут подсказки, становятся менее активными, нерешительными и при выборе сюжета, и при непосредственном исполнении орнамента. Руководитель так строит занятия, чтобы у ребят появилось желание самим решать поставленную перед ними задачу.
Самое сложное для занимающихся в кружке — выбор сюжета будущей работы. Естественно, что интересы у всех кружковцев различны. Одним нравятся растительные орнаменты, включающие стилизованные цветы; они создают орнаментальные композиции. Вот, например, работа Оли Сибиревой, построенная на применении растительного орнамента, решена по мотивам хохломских росписей (цв. вкл. 1). Другая ее работа также выполнена по хохломским мотивам (цв. вкл. 2). Мальчиков привлекает героическая тематика, связанная с историей нашей страны, ее сегодняшним днем. Их композиции включают батальные сцены, решенные по всем законам гармонического заполнения поверхности, образы героев гражданской и Великой Отечественной войн. В работе Пети Иванова (цв. вкл. 6) вороной конь печально склонил голову над упавшим раненым бойцом. Интересно решен в этой композиции образ солдата Красной Армии. Здесь удачно применен прием городецкой росписи: один мазок белилами передает бескровное лицо бойца, обращенное к зрителю, а точные штрихи черной краской — удивленные глаза. Где-то вдали идет отряд, впереди развевается знамя. Ярким, контрастным пятном выступает в этой росписи огромный диск восходящего солнца; просматриваются силуэты коней на его фоне.
Праздник русской зимы с веселым гуляньем, катанием на каруселях, быстрой ездой на лошадях и ярмаркой отобразила в своей работе Таня Карасева (цв. вкл. 12). В ее композиции мотивы городецкой росписи помогли передать красочность традиционного русского народного гулянья.
На примерах этих двух работ хотелось бы отметить, что использование мотивов народной росписи должно быть всегда оправдано. Например, хохломская трактовка сюжетных композиций недопустима в работах ребят, так как это противоречит традициям Хохломы, и поэтому лучше применить в композициях с сюжетным решением элементы городецкой росписи. А орнаментальные композиции могут быть решены как в хохломской манере письма, так и в городецком стиле.
У всех учащихся в разные периоды работы в кружке наблюдается тяготение к иллюстрированию сказок. Руководителю
следует предостеречь кружковцев от простого иллюстрирования / произведения. Роспись должна быть не просто иллюстрацией, j а законченной композицией или панно по мотивам сказки, выполненных с учетом законов цветоведения и гармонического заполнения плоскости. Для успешного решения этой задачи каждый кружковец перед началом работы с помощью руководителя выбирает наиболее важный композиционный эпизод. Особенно часто ребята обращаются к сказкам и поэмам А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане» (цв. вкл. 18), «Сказка о золотом петушке» (цв. вкл. 5), «Сказка о рыбаке и рыбке» (цв. вкл. 7), «Руслан и Людмила» (цв. вкл. 8). Во всех этих композициях обязательно присутствует полюбившийся детям растительный городецкий орнамент, который придает работе особую свежесть, подчеркивает сказочность выбранного сюжета.
Без орнаментальных разработок не обходится ни одна работа учащихся. При создании собственной композиции ребята работают с наибольшим творческим подъемом, проявляют свою фантазию, выдумку. Именно здесь возникает та раскованность, непринужденность, без которых немыслимо детское творчество. А какие неожиданные решения композиций находят порой ребята!
OieHb интересен своеобразный замысел композиции по сказке «Золушка» Кобзевой Лены (цв. вкл. 26). Главные действующие лица — Золушка и Фея расположены в центре композиции и смотрят на зрителя (вспомните персонажей городецких росписей, которые всегда обращены к нам лицом). Композиция панно решена необычно. Золушка и Фея находятся в сказочном саду, в котором на гибких стволах фантастических деревьев расцветают невиданные цветы. В этой работе нет почти ни одного повторяющегося цветка, несмотря на явную симметрию в решении композиции. Работа Лены Кобзевой очень оригинальна по сочетанию цвета. В ней преобладают холодные оттенки. Композиция выдержана в голубовато-зеленоватых тонах, в ней отсутствуют присущие городецкой росписи оранжевые и красные цвета. Здесь хочется еще раз обратить внимание на то, что росписи ребят — это не иллюстрации литературных произведений. Ведь если быть точным, Золушка и Фея не были в сказочном саду, а все волшебные превращения происходили в доме мачехи.
В работе Тани Курашовой по мотивам сказа П. П. Бажова «Хозяйка медной горы» (цв. вкл. 9) оригинально решены образы главных персонажей. Поверхность доски как-бы поделена на две равные части. Приковывает внимание центр композиции — каменный цветок, по одну сторону которого — Хозяйка медной горы, а по другую — Данила-мастер. Продумано не только композиционное решение изделия, но и цветовая трактовка сюжета. Не случайно для росписи выбраны зеленые тона, ведь свои изделия Данила-мастер создавал из малахита.
А вот другая работа, выполненная по мотивам сказки «Дюймовочка» (цв. вкл. 10). В центре композиции, на самом красивом цветке изображена Дюймовочка. Все элементы панно выполнены по мотивам городецких росписей. От традиционного городецкого розана, в который умело вписана фигурка Дюймовочки, причудливо извиваясь, отходят в разные стороны ветки
сказочными цветами. \ Работа Лены Филипповой «Царевна-Лебедь» очень сдержанна по цвету, хотя и решена с использованием городецких мотивов (цв. вкл. 11). За столом Лена расположила главных персонажей сказки. Их яркие фигуры четко выделяются на красном фоне, определяя центр композиции. Небольшие штрихи, присущие городецкой живописи, создают необходимый объем на скатерти и на одежде. Цветы в данной работе несложны по форме, но они очень хорошо дополняют центральную часть. Нижняя часть изделия умышленно утяжелена необычно крупными декоративными цветами; их расположение здесь вполне оправданно и уместно.
Интересна по своей композиции работа Светы Потапкиной, созданная по мотивам городецкой росписи (цв. вкл. 3). В центре панно — фигура царевны; линии, образующие ее корону, делят зрительно верхнюю часть композиции на две равные части. В верхней половине композиционное равновесие достигнуто за счет умело размещенных цветовых пятен, а в нижней части работы — за счет красочного изображения жар-птицы, равной по масштабу черному силуэту Конька-горбунка.
Обращаясь в своем творчестве к какому-то одному полюбившемуся произведению, каждый из учеников старается передать в росписи свое понимание мира сказки. Вот роспись Иры Хахановой, созданная по мотивам той же сказки «Конек-горбунок». В отличие от предыдущей работы здесь использован другой прием — традиционная трехчастность городецкой росписи. Две законченные жанровые сценки составляют сюжет композиции (цв. вкл. 14). На одной изображен рынок, где продавались кони, а на другой ^ Конек-горбунок с Иванушкой и Царь-девицей.
Нередко у кружковцев возникает желание вместе работать над одним изделием. Такой коллективный труд сплачивает детей, а результаты бывают очень хорошими, так как при совместной работе допущенные ошибки одного всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправляются. Ребята, объединенные в творческую группу, становятся более требовательными к себе, к своей работе, стараются не подвести товарищей.
Как правило, ребята работают вместе при создании изделия большого формата. Сначала каждый выполняет несколько эскизов, из которых выбирается один, наиболее удачный в композиционном решении. Колорит композиции также находится совместно. Рисунок в натуральную величину набрасывается одним из кружковцев. И только после этого все приступают к главной своей работе — прорисовке фрагмента на нижней или на верхней части листа бумаги. Анализ работы при коллективном творчестве проводится на каждом этапе. На заключительном этапе подготовки к росписи перевод основных линий рисунка на поверхность заготовки осуществляет один из кружковцев, а непосредственно в росписи принимают участие все остальные.
Над изделием лучше работать вдвоем или троем. Однако при создании изделия, состоящего из нескольких частей, которые по окончании работы монтируются, может участвовать большее количество ребят. Так, например, раскладную ширму для кабинета обслуживающего труда расписывали восемь человек (цв. вкл. 13, 15, 16). Роспись на ширме построена не только на использовании городецких мотивов, в ней нашел отражение и русский народный костюм, который созвучен нарядному оформлению городецких изделий.
Работы детей не всегда бывают плоскостными. Часто свои композиции они решают на объемных формах. В этом случае руководитель должен объяснить на конкретном примере, как располагается на поверхности изделия орнамент, почему он должен подчиняться заданной форме. Ведь вопросами композиционного построения дети будут заниматься постоянно.
Для развития художественного вкуса школьников средствами декоративного рисования большое значение имеет обучение детей правилам композиции — гармоническому заполнению всей поверхности. В процессе занятий по композиции дети должны усвоить, что главное условие при композиционных построениях — это достижение стилевого единства орнамента и всего изделия в целом. Необходимо научить ребят работать в натуральную величину. Орнамент намечается сразу в нужном месте без уточнения его элементов (это основной контур рисунка), при этом необходимо также определить направление линий, образующих орнамент, и размеры его основных элементов. После того как найдено удачное место для орнамента, решено пропорциональное соотношение его частей, детали прорисовываются. Только в такой последовательности необходимо учить детей, работающих над изделием. Иногда школьники идут совсем иным путем, который приводит к нарушению гармонии произведения, т. е. к неверной композиции в целом. В этих случаях кружковцы выполняют композицию по частям, прорисовывая элементы орнамента в самом начале, и только потом, пристраивая их друг к другу, заполняют пустые места. При объяснении правил композиционного построения руководителю следует предостеречь ребят от подобных ошибок. Проводить такое объяснение надо на конкретных примерах композиционного построения народных орнаментов в росписи Хохломы, Городца, взятых за основу при изучении народных промыслов. Это теснее связывает творчество ребят с народными источниками, прививает им интерес и любовь к народному творчеству, обогащает их знания.
Методика проведения этих занятий должна быть направлена на формирование художественного вкуса, творческой активности ребенка. А для достижения этой цели можно использовать метод сравнений. Дети должны сопоставлять композиции своих работ с композиционными решениями народных мастеров. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить ребят мыслить, рассуждать вслух, высказывать свое мнение. Общая атмосфера увлеченности и заинтересованности рождает у школьников стремление самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, делать свои маленькие открытия. Например, на занятиях по цветоведению составление красок должно быть самостоятельной работой: такую краску, как марс коричневый, ребенок должен составить сам. Только после многократных попыток по составлению нужного колера он сможет испытать чувство первооткрывателя, так как на собственном примере увидит, что один и тот же цвет, но с небольшими нюансами можно получить из разных компонентов. На заключительных занятиях по цветоведению советуем провести такой эксперимент: показать выкраску цвета и попросить ребят назвать компоненты, входящие в состав краски, т. е. как бы разложить краску на составные части. Те ребята, которые на занятиях самостоятельно искали на своих палитрах цвет и составляли необходимый колер, смогут безошибочно ответить на поставленный вопрос. Ребята любят такие работы. Обычно эти занятия имеют занимательный характер и поэтому увлекают кружковцев.
Для закрепления пройденного материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса, а также в поисках сюжетов необходимо организовать экскурсии в музеи и выставочные залы.
Но не только экскурсии в музеи, но и экскурсии в природу дадут кружковцам новый импульс для работы. Известно, какую важную роль в эстетическом воспитании учащихся играет организация целенаправленных наблюдений за окружающей природой. Задача руководителя состоит в том, чтобы научить детей видеть и розаны, и купавки не только на изделиях городецких матеров, но и на живописной картине окружающей природы. И дети с особой тщательностью художника-натуралиста изучают строение листьев и цветов. Вот как выглядят зарисовки ребят, выполненные на природе (рис. 2). После таких занятий целесообразно давать задания на дом, например: нарисовать по памяти или с помощью зарисовок растения, но представить их стилизованными, применяя накопленный материал по орнаментам Хохломы и Городца. Зарисовки, выполненные на природе и дома, будут полезны для дальнейшей работы по составлению композиций будущих изделий.
На следующем этапе, обращаясь к накопленному материалу и имея уже некоторые навыки письма, знания по основам композиции и цветоведению, ребята создают собственные композиции к будущей росписи. Последовательно, шаг за шагом, кружковцы приближаются к конечной цели. Работа по изготовлению изделия включает также сбор материала, выбор наиболее
17

Рис. 2. Стилизованные растительные мотивы

выразительного эскиза, обработку древесной основы и роспись. Но несмотря на такую длительную подготовку к самой росписи уже на последнем, заключительном этапе работы, изделия учащихся не всегда бывают хорошего качества. При анализе своих работ дети без труда это замечают. И даже после внесения некоторых исправлений самими кружковцами руководителю необходимо не только подсказать, но и оказать каждому конкретную помощь. Вот почему руководитель кружка должен в совершенстве знать все приемы исправления изделий на разных технологических стадиях.
На заключительном этапе работы кружка подводятся итоги, устраиваются отчетные выставки. Эти выставки очень нужны детям, так как для них это радостное, волнующее событие, своеобразный отчет о результатах творческой деятельности. К устройству таких выставок необходимо подходить со всей серьезностью. Руководитель кружка и администрации школы заранее продумывают все организационные вопросы. В подготовке экспозиции выставки ребята должны принимать самое деятельное участие. При участии руководителя они сами развешивают свои работы. И здесь им, конечно, пригодятся знания по композиции.
В течение учебного года можно проводить конкурсы на лучшую работу членов кружка. В обсуждении работ могут принимать участие все ученики школы. После проведения подобных выставок в кружок приходят новые ребята.
В период летних каникул ребята могут продолжать свои занятия в пионерских лагерях, собирать материал для будущих композиций.




<<<---
18
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0