RSS Выход Мой профиль
 
А-045. Русские народные песни.| НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


III. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ



В данный раздел входят наиболее популярные в народе песни литературного происхождения. Тексты многих из них представляют собою песенные варианты стихотворений различных русских поэтов.
В случаях, когда стихотворения поэтов почти не изменились в народном бытовании, печатается авторский текст.

1. «Ночною темнотою».— Источником песни является стихотворение М. В. Ломоносова, впервые напечатанное в его «Риторике» в 1748 г. В начале XIX в. оно уже вошло в народные песни в сильно измененном виде, образ лукавого Купидона в нем превратился в образ «милого друга» народных любовных песен. Народный вариант первой половины XIX в. (Киреевский, 1917, стр. 116, № 1581).
2. «Последний час разлуки».— Источник песни — стихотворение «Молчите струйки чисты» — приписывается М. В. Ломоносову, который привел отрывок из него в своей «Риторике» в 1748 году. Популярное в песенниках XVIII в., это стихотворение становится народной песней «О Сереже-пастушке», поющейся и в настоящее время. Народный вариант. Записано А1. М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области.
3. «Пчелочка златая, что же ты не жужжишь, жужжишь».— Источником песни является стихотворение Г. Р. Державина «Пчелка» («Аониды», 1797, ч. II, стр. 150—151). В народном бытовании это стихотворение стало веселой плясовой песней, особенно известной в казачьей среде. Кроме значительного изменения самого текста стихотворения, к каждой строфе добавлялся припев, имитирующий жужжание пчелы («Жаль, жаль, жаль», «жаль, жаль, жаль, жалко мне»). Народный вариант (Громов, стр. 243, № 63).
4. «Я вечор в лужках гуляла».— Источником песни является стихотворение Г. А. Хованского (1767—1796) («Аониды», 1796, ч. I, стр. 206~207): Очень популярное в песенниках, оно затем превратилось в народную песню, известную и в настоящее время. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1930 г. в Московской области.).
5. «Прощайте, ласковые взоры»,— Источником песни является стихотворение М. М. Хераскова (1733—1807) «Вид прелестный, милы взоры». В народе с конца XIX в. стала известной его переделка для песенников, в свою очередь переработанная народом. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1930 г. в Московской области).
6. «Вечор поздно из лесочка».— По преданию, песня была создана крепостной артисткой графа Н. П. Шереметева Парашей Ковалевой (по сцене Жемчуговой) (1768—1803). Авторский текст неизвестен. Один из песенных вариантов {Студитский, стр. 121-122).
7. «Снежки белые, пушистые».— Источником песни является романс начала XIX в. неустановленного автора, (см., например, «Избранный песенник», 1816, ч. I, стр. 86). Сентиментальные излияния в народных переработках были заменены типично народной поэтической картиной: девушка плачет среди поля «под кусточком» о том, что ее «никто замуж не берет». Народный вариант (записано А. Ж "Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).
8. <гНе будите меня, молоду»— популярная народная плясовая песня. Ее источником является стихотворение, которое приписывается В. Кугушеву, поэту и драматургу начала XIX в. Пасторально -«пейз анекие» черты этого стихотворения в народном бытовании были полностью утрачены: вместо забав условного «милого пастушка» с «девушками» в песне реалистически воспроизводится картина утреннего выгона скота в деревне. Народный вариант (Мордовцева и Костомаров, стр. 91, № 6).
9. <гВечерком красна девица». — Автор песни — Н. М. Ибрагимов (1778—1818), учитель казанской гимназии, а затем адъюнкт- . профессор Казанского университета!. Опубликованная впервые в 1815 г. («Труды О-ва любителей отечественной словесности при Казанском университете», ч. I), эта песня затем стала широко популярной по всей России. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).
10. «Среди долины ровных» — Одна из лучших несен поэта-песенника, профессора Московского университета А. Ф. Мерзлякова (1778—1830). Стала популярной еще до ее опубликования автором в 1830 г. (-«Песни и романсы А. Мерзлякова», М. 1830). Декабрист А. Е. Розен слышал ее от дежурного солдата в Петропавловской крепости уже в 1826 г. (А. Е. Розен, «Записки декабриста», СПБ. 1907, стр. 86). Авторский текст.
«Кольцо души-девицы»—стихотворение В. А. Жуковского, получившее песенную известность («Стихотворения В. А. Жуковского, «Для немногих», 1818, JSfe 1). Авторский текст.
12. «Не шей ты мне, матушка» — широко известная песня Н. Цыганова (1797—1831), поэта-песенника, актера-самоучки, сына крепостного. («Русские песни Н. Цыганова», М. 1834, стр. 28—30, «№ 16). Эта песня с музыкой А. Варламова была очень распространенной. Один из современников Цыганова* писал в 1834 г., что песня . «Красный сарафан» «поется и играется от дворца до хижины» Авторский текст.
13. «Что ты, соловьюшко»— стихотворение Н. Цыганова, ставшее народной песней («Русские песни Н. Цьтганова», М, 1834, стр. «12—44, № 7). Авторский текст.
14. «Соловей, соловьюшек».— Источником песни является предыдущее стихотворение Н. Цыганюва. Один из популярных в народе вариантов (записано А. М. Новиковой в 30-е гг. в Воронежской •области.)
15. жПод .вечер., осенью ненастной»— ранний романс Душкина* (1814) («Памятник отечественных муз», 1827), получивший народную известность. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1926 г. ъ Тульской области.
16. «Гляжу, как безумный, на черную шаль»—романс А. С. Пушкина «Черная шаль» («Сын отечества», 1821, № 15). В основу его была положена молдавская песня, слышанная Пушкиным в Кишиневе. «Черная шаль» имела огромный успех в 20-е гг. в исполнении лучших артистов того -времени и даже инсценировалась. На ее основе возникали различные пародии, особенно интересной была сатирическая пародия, созданная в около-декабристских кругах (см.
М. В. Нечкина, «Грибоедов и декабристы», 1951, стр. 268—269), ^ в которой высмеивались фрунтомания эпохи аракчеевщины..Авторский текст.
17. «Старый муж, грозный муж» — песня Земфиры из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» (1824). С музыкой А. Верстовского она! стала широко известным русским романсом. Песня получила популярность и в народе. Авторский текст.
18. «Сижу за решеткой».— Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» 1822 года («Стихотворения А. С. Пушкина», ч. 3, .1832), полу- ^ф-чившее всенародную песенную известность. Авторский текст. С\ JLt1*
Эта песня в народе имела множество вариантов. Любопытен вариант, бытовавший в дореволюционное время в рабочей среде. В нем каждая строфа .стихотворения Лушки-на {разбита на два куплета и после четвертого добавлены два следующих:
Нельзя мне, товарищ,
С тобой улететь,
Судьбой суждено мне
В тюрьме умереть.
Закованы руки,
И ноги в цепях,
Нет силы могучей
В иссохших грудях.
(«Песни и сказки на Онежском заводе», 1937, стр. 83—84).

19.«Сижу я в неволе, в темнице темной».— Пооктябрьский вариант «Узника» Пушкина, записанный в 1938 г. от старого шахтера В. Г. Кирилкина в Тульской области (Гос. лит. музей, отдел народного творчества, ед. хр. 10016/1 и 228).
20. «Раз полуночной порою».— Источником песни является юношеская баллада А. С, Пушкина «Казак» («Российский музеум», 1815, март), Написанная им на основе украинских песен о девушке и казаке. В народе содержание пушкинского произведения сильно изменилось: вместо бегства девушки с казаком и его последующей измены в народных вариантах изображается • их счастливая любовная встреча. Народный вариант (Мякутин, вып. III, 1906, стр. 93).
21. «Буря мглою небо кроет»— стихотворение А. С. Пушкина (1825) («Северные цветы на 1830 г.»), ставшее популярной народной песней. Авторский текст.
22. «Ревела буря, дождь шумел».— Источником песни является дума поэта-декабриста К. Ф. Рылеева «Ермак» («Русский инвалид», 1822, № 14, стр. 55—56). Песня имеет широкую популярность в народе и в настоящее время". Народный вариант (Догадш^ стр. 12—13, № 12).
23. «Из страны, страны далекой» — песня Н. М. Языкова, созданная им в пору его пребывания в Дерптском университете (в 1827 г.). Авторский текст не сохранился. Ставши одной из самых известных песен русского студенчества, эта песня с музыкой Алябьева получила народную известность. Общеизвестный песенный вариант.
24. «Нелюдимо наше море» — стихотворение Н. М. Языкова «Пловец», созданное им в 1829 г. («Денница на 1830 г.»). Одновременно было напечатано и в «Литературной газете» (1830, №33). Стихотворение стало популярной песней русского студенчества. Авторский текст (за исключением двенадцатого стиха «И помуже-ствуем с ней», который поется «И поборемся мы с ней»)'.
25. «Вот мчится тройка удалая» — часть стихотворения «Сон русского на чужбине» Ф. Н. Глинки (1786—1880) («Северная пчела», 1825, № 72), ставшая широко известной песней. Народный вариангг (записано А. М. Новиковой в 1944 г. в Тульской области).
26. «Не осенний мелкий дождичек» — одна из песен А. А. Дельвига (1798—1830), ставшая известной в народе. Авторский текст ее не сохранился и принадлежность Дельвигу устанавливается только на основе воспоминаний М. И. Глинки, положившего ее на музыку. Вариант, бытовавший в студенческой среде (А. П. Аристов, «Песни казанских студентов 1840—1§68 гг.», СПБ. 1904, № 36).
27. «Вечерний звон, вечерний звон» — стихотворение И. И. Козлова (1779—1840) («Северные цветы на 1828 г.»). Авторский текст.
28. «Проснется день — его краса».— Источником песни является стихотворение И. И. Козлова «Добрая ночь» (1824), представляющее собою перевод отрывка из поэмы Байрона «Чайльд-Га-рольд». Переосмысленное и сильно переработанное, оно стало популярной песней, особенно распространенной в тюремной среде (см. упоминание о ней в «Записках из мертвого дома» Ф. М. Достоевского). Народный вариант («Новый полный песенник», М. 1874).
606
29. «Один из казаков, наездник лихой».— Источником песни явилось стихотворение С. Т. Аксакова «Уральский казак» («Настала священная брань на врагов», «Вестник Европы», 1821, № 4). Очень популярная в народе, и особенно в казачьей среде, эта песня была сильно переработана. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).
30. «При лужке, лужке, лужке».— Источником песни явилась баллада «Казак на родине», впервые опубликованная в 1818 г. за подписый Ал. Дуропа («Соревнователь просвещения и благотворения», 1818, № 8, стр. 242—248). Авторский текст в народном бытовании сильно сокращен и изменен. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).
31. «Мы живем среди полей» — песня из либретто М. Н. Загоскина (1789—1852) к опере Верстовского «Пан Твердовский» (1828). Широко распространившись через песенники, эта песня в XIX в. была известна в народе, а также входила в репертуар цыганских хоров. Авторский текст.
32. «Близко города Славянска» — песня из либретто М. Н. Загоскина к опере Верстозского «Аскольдова могила» (1835). Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Московской области).
33. «Соловьем залетным» — популярная в народе песня А. В. Кольцова «Горькая доля» («Сын отечества», 1838, т. И), Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).
34. «Ах, зачем меня силой выдали» — песня А. В. Кольцова! («Московский наблюдатель», 1828, т. XVII). Авторский текст.
35. «Не скажу никому» — песня А. В. Кольцова («Утренняя заря», 1841). Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1936 г. в Воронежской области).
36. «По-над Доном сад цветет» — популярная в народе песня А. В. Кольцова («Стихотворения А, Кольцова», 1846). Авторский текст.
37. «Я любила его»— незначительно измененный текст песни А. В. Кольцова («Отечественные записки», 1840, т. XIII). Народный вариант (записано М. И. Ворониной в 1915 г. в Тульской области).
38. «За рекой на горе» — одна из самых популярных в XIX в. песен А. В. Кольцова «Хуторок» («Отечественные записки», 1840, т. VIII). Авторский текст.
39. «Отворите мне темницу» — стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник» («Одесский альманах на 1840 год»), имевшее широкую песенную известность, особенно его первая часть. Авторский текст.
40. «Сидел рыбак веселый» — стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тростник», которое поется в народе и в настоящее время. Вариант с незначительными изменениями авторского текста (записано Е. Смородиновой <в 1948 г. в Тульской области) ,
41. «Выхожу один я на дорогу» — стихотворение М. ГО. Лермонтова («Отечественные записки», 1843, т. XXVII, № 4), широко известное в песенном бытовании. Авторский текст.
42. «В глубокой теснине Дарьяла» — стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тамара» («Отечественные записки», 1843, т. XXVII, № 4), широко известное в песенном бытовании. Авторский текст.
43. «Спи, младенец мой прекрасный» — стихотворение М. 10. Лермонтова «Казачья колыбельная песня» («Отечественные записки», 1840; т. VIII, № 2), пользующееся большой песенной известностью. На основе этой песни было созданю немала новых «колыбельных песен» революционного и сатирического содержания. А1вторский текст.
44. «Что затуманилась зоренька ясная».— «Песня разбойников» из поэмы А. Ф. Вельтмана (1800— Г870) «Муромские леса» (1831). В народном бытовании текст автора мало изменился, но к нему присоединились припевы. Песенный вариант (записано А. М*. Новиковой в 1919 г. в Тульской области).
45. «Вниз по Волге-реке».— Источником послужшга песня драматурга А. А. Шаховского (1777—1846) из его пьесы «Двумужница» (1836). В песенном бытовании песня была сильно сокращена и поэтически улучшена. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Нижегородской области).
46. «Поехал казак на чужбину далеко» — necmr Е. П. Гребенки (1812—1848) («Альманах на 1838 год»). В основу ее были положены мотивы старинных казачьих песен. Песня получила повсеместную известность и была особенно любима в казачьей среде. М. А. Шолохов в «Тихом Доне» неоднократно упоминает о ней; как о любимейшей казачьей песне. Народный вариант (Догадин; стр. 107— 108, № 105).
47. «Помню, я еще молодушкой была*— песня Е. П. Рребенки («Отечественные записки», 1841% т. XV, отд. III). Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Нижегородской области).
48. «Вдоль по улице широкой» — песенная вставка в драматической повести П. IT: Ершова (1815—1869) «Фома-кузнец» (альманах «Осенний вечер», 1835^ под названием- «Песня кузнеца». В; народном бытовании песня* почти не изменилась, расширился только, ее припев: Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1924 г. в Тульской области).
49. «Ночь темна. Лови минуты»—стихотворение Н. П. Огарева «Арестант», написанное в 1850 г. Впервые опубли-кованнюе в 1857 г. за границей («Полярная звезда»; 1857, стр-. 1'54:), это стихотворение, превратившись в песню, стало быстро распространяться в России. Авторский текст.
50. «Славное море — священный Байкал» — стихотворение сибирского краеведа Д. П. Давыдова (1858),, опубликованное в газете «Золотое руно». (См. о Давыдове «Сибирский литературно-краеведческий. сборник», Иркутск, 1928, № С начала 60-х годов песвя стала записываться в Сибири собирателями народного творчества как народное произведение (С. В. Максимов, Ядринцев, ГК Якубо-Еич-Мельшин и др.). Общеизвестный текст.
5 Г. «Шумел, горел пожар московский».— Источником песни является стихотворение. «Он» (альманах «Поэтические эскизы», М. 1850) II. С. Соколова, драматурга и водевилиста 30—40-х гг. XIX в. Песенное распространение получило с конца XIX в. в сильно сокращенном виде. Народный вариант (Песенник «Серенада», 1910).
52. «Ни кола, ни двора»— стихотворение И. С. Никитина «Песня бобыля» («Народное чтение», 1859, П), получившее народную песенную известность. Авторский текст.
53. «Среди лесов дремучих разбойнички идут».— Источником песни является стихотворение Ф. Б. Миллера (J818—1881} «Погребение разбойника» («Стихотворения Ф. Миллера»,. М. 1849). В сильно сокращенном виде оно стало популярной, народной «разбой^ ничьей» песней4. Народный вариант (И. Н. Розанов, «Русские песни», М. 1952; стр. 358).
54. «Не с лесов дремучих казаки идут» — казачий вариант того же стихотворения Ф. Б. Миллера (Громов, стр. 198—199, № 54).
55. «Ват на пути село большое».— Источником песни является стихотворение «Гремит звонок, и тройка мчится»*, которое было опубликовано в «Альманахе на 1840 г.» за подписью Н. Анордиста. В народе текст автора был сокращен » установилось новое начало — «Вот на пути село большое». Народный- вариант (ПУР, вып.» 2, стр. 29),
56. «Звенит звонок, и тройка мчится» — песня Г. Малышева («Стих-отворения Григория Малышева»* М. 1848). В насколько измененном виде, она пользовалась известностью: в* народе. Народный вариант (записано П. Г. Ширяевой в 1935 г. в Туэте от старого рабочего-оружейника В. А. Казнева:)..
5£ «5 одной знакомой улица»—стисштворение Я; П. Полонского «Затворница» («Московски» литературный и ученый сборник на 1847 г.»)', превратившееся в популярную песню. Авторский текст.
58. «Мой костер в тумане светит» — стихотворение^ Я'. ГГ. Полонского ([«Современник», 1853; № 11), ставшее очень распространенной песней. Авторский текст.
59. «То не ветер ветку клонит».— Автор песни — С. И. Стро-милов, малоизвестный поэт 30—40-х гг. XIX в. Положенная на музыку А. Варламовым, она получила самую широкую народную известность. Авторский текст ее не сохранился. Общеизвестный текст.
60. «Не брани меня, родная».— Песня была создана в 40-е гг. XIX в.:псэтом из народа А. Е. Разореновым. Авторский текст не сохранился. Печатается вариант, приведенный в воспоминаниях И. Белоусова (И. Белоусов, «Литературная Москва», 1928, стр. 29).
61. €Накинув плащ. с гитарой под полою».— Источник песни — стихотворение В. А. Соллогуба (1813—1882) «Серенада», получившее широкое распространение в студенческой среде, а также известное и в народе. Песенный вариант (песенник «Серевада». 1910, изд. Максимова).
62. «Однозвучно звенит колокольчик».—Автор песни—Н. П. Макаров (1810—1890), лексикограф, составитель словарей, выдающийся гитарист. Авторский текст не сохранился. Общеизвестный песенный текст.
63. «В саду ягода-малинка».— Источником песни является стихотворение поэта Вс. Крестовского (1839—1895) «Ванька-ключник» («Стихи Всеволода Крестовского», СПБ, 1862), которое было вольным изложением темы старинной народной песни (см. стр. 160). Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг." в Тульской области). '
64. «Ой, полна, полна моя коробушка» — начало поэмы Н. А. Некрасова «Коробейники» (1861), ставшее популярнейшей народной песней. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).
65. «Хорошо было детинушке» — отрывок из той • же поэмы Н. А. Некрасова, ставший народной песней. Авторский текст.
66. «Что так жадно глядишь на дорогу» — стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка» («Современник», 1848, № 1), ставшее народной песней. Народный вариант (Архив сектора народного творчества в ИРЛИ. Записано в 1935 т. на заводе «Красное Сор-мозо» от рабочего А. Г. Мишина).
67. «Не гулял с кистенем я в дремучем лесу» — стихотворение Н. А. Некрасова «Огородник», ставшее народной песней («Отечественные записки», 1846, т. XIV, № 4). Авторский текст.
68. «Вянет, пропадает красота моя!» — стихотворение Н. А. Некрасова «Катерина» («Стихотворения», 1869, ч. IV), ставшее популярной народной песней. Вариант с незначительными изменениями авторского текс'та (записано А. М. Новиковой в 1925 г. в Тульской области).
69. «Меж высоких хлебов затерялося» — стихотворение Н. А. Некрасова «Похороны» («Современник», 1861, № 9), получившее песенную известность. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1918 г. в Московской области).
70. «Эх ты, доля, эх ты, доля» — песня поэта из народа И. 3. Сурикова (1841—1880) («Стихотворения И. 3. Сурикова», М. 1875), еще при жизни автора получившая широкую песенную известность. Авторский текст.
71. «Степь да степь кругом».— Источником песни послужило стихотворение И. 3. Сурикова «В степи» («Кони мчат, несут») («Стихи И. 3. Сурикова», 1865), являвшееся творческой переработкой старинной ямщицкой песни «Степь Моздокская» (см. стр. 92). Общеизвестный народный текст.
<72. «Сиротой я росла» — стихотворение И. 3. Сурикова («Стихотворения И. 3. Сурикова», М. 1875), имевшее большую песенную известность в дореволюционное время. Народный вариант (записано А. М. Новикоеой в 20-е гг. в Тульской области).
73. «Что стоишь, качаясь»—стихотворение И. 3. Сурикова, «Рябина» («Стихи И. 3. Сурикова», 1865), ставшее песней и очень популярное в народе и в настоящее время. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1946 г. в Тульской области).
74. «Тихо тощая лошадка» — стихотворение И. 3. Сурикоза (1864), ставшее популярной народной песней («Воскресный досуг», 1867, № 226, стр. 14). Авторский текст.
75. «Спишь ты, спишь, моя родная» — стихотворение И. 3. Сурикова «У могилы матери» (1866) (журнал «Развлечение», 1866, Jsfe 8, стр. 113—114), получившее значительную песенную известность. Авторский текст.
76. сСловно море в час прибоя» — стихотворение И. 3. Сурикова «Казнь Стеньки Разина» («Стихотворения И. 3. Сурикова», М. 1877), которое имело широкую песенную популярность в народе в дореволюционное время, в особенности в казачьей среде. Народный вариант (Мякутин, вып. I, стр. 21).
77. «Когда я на почте служил ямщиком».— Источником песни послужило стихотворение поэта Л. Н. Трефолева (1843—1905) «Ямщик» («Мы пьем, веселимся, а ты нелюдим»), являвшееся переводом Трефолева одного из стихотворений польского поэта Владислава Сырокомли. В народные массы оно проникло в конце XIX в. в переработке для песенников с началом «Когда я на почте служил ямщиком». Общеизвестный народный текст.
78. «Хас-Булат удалой» — стихотворение А. Н. Аммосова (1823— 1866) «Элегия» («Русский инвалид», 1858, № 252). Распространившись в народе через песенники в конце XIX — начале XX века, стало популярной песней (записано А. М. Новиковой в 20-е ят. в Тульской области).
79. «Я у матушки выросла в холе» — стихотворение А. Н. Плещеева (1825—1893) («Светоч», 1860, № 2), получившее песенную популярность. Авторский текст.
80. «Из-за острова на стрежень» — стихотворение волжского поэта Д. Н. Садовником (1847—1883) («Волжский вестник», 1883, № 12). Народную песенную популярность оно получило с конца XIX—начала XX века. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20«е гг. в Тульской области).
81. «Как по саду городскому» — стихотворение Д. Н. Садов-ник ока «Зазноба» («Русская мысль», 1882, кн. III, стр. 174—175, № 167). Песенный вариант (Акимова, стр. 174—175).
82. «Ночь темна-темнешенька» — стихотворение Н. А. Панова (1861—1906) «Лучинушка» («Гусли звошше», СПБ. 1896), -созданное по •мотивам старинной народной песни» «Лучинушка». Авторский текст.
83. «Хороша эта ноченька темная».— Источником necini является поэма С. Ф. Рыскина (1860—1895) «Бродяга» (С. Ф. Рыскин, «Первый шаг», Собрание стихотворений. М. 1888). Песенную известность получила лишь третья часггь этой поэмы — о побеге бродяги из тюрьмы. Особенную популярность песня имела в Сибири. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1944 г. в селе Нарым, Томской области).
84. «Живет моя красотш» — стихотворение С. Ф. .Рыскина «Живет моя зазноба» (там же). Народный вариант (записано А.М.Новиковой в .1936 т. :в Московской области).
85. «Меж крутых бережков».— Автор песни—поэт из народа М. И. Ожегов (см. М. И. Ожегов, «Моя жизнь и песни для -народа», кн. 3, М. 1901). Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1925 т. в Тульской области»).
86. «Быстро тучи проносилися» — начало поэмы .поэта^крестьянина С. Д. Дрожжина (1848—1930) «Дуняша». Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1946 г. в Тульской области).
:87. «Наверх вы, товарищи, все по местам» — стихотворение поэта-любителя, 'чиновника! Якова Николаевича Репнинского .(«Рижский вестник», 21 февраля 1904 г.). Музыка Федора Николаевича Богородицкого, тогда студента Юрьевского университета. Имена авторов текста и музыки установлены А. Шиловым (передача Всесоюзного радиовещания от 22/V 1956 г.). Общеизвестный народный текст.
88. «Плещут холодные волны»—стихотворение немецкого поэта Рудольфа Грейнца (1866—1942), опубликованное в журнале «Jugend» от 25 февраля 1904 г., спустя шестнадцать дней после гибели «Варяга». На русский язык переведено Евгенией Михайловной Студен-ской («Новый журнал иностранной литературы», 1904, № 4). Мелодия «Варяга» (по сообщению проф. Е. В. Гиппиуса) русского^ на-родного происхождения. Имена автора и переводчика текста установлены А. Шиловым (передача Всесоюзного радиовещания от 22/V— 1956 г.). Общеизвестный народный текст.
89. Солнце всходит и заходит» — широко известная народная песня, два куплета из которой помещены А. М. Горьким в пьесе «На дне». Общеизвестный народный текст (записано А. М. Новиковой в 1919 г. в Тульской области).
90. «Вот вспыхнуло утро, румянятся воды».— Автор песни — Елена Буланина («Раздумье, Стихотворения», СПБ. 1901). Песня явилась откликом на пьесу А. П. Чехова «Чайка». Песенный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).
91. «Чудный месяц плывет над рекою».— Источником песни послужило стихотворение Вас. И. Немировича-Данченко «Ты любила его всей душою» (см. «Стихотворения В. И. Немировича-Данченко», СПБ. 1882, стр. 467). Песня, переработанная по-видимому, каким-то поэтом для песенников, была напечатана в песеннике «Чудный месяц» в 1895 г., изд. Коноваловой. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).



<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0